СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для индивидуально - групповых занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование поможет учителю спланировать свою работу с детьми, которые имеют задержку психического развития

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для индивидуально - групповых занятий»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5


Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании МО

Директор СОШ №5 Методический совет Протокол №

______________ ______________ _____________

«___» _________2017 года «___» ____2017 года «___» ________________2017 года

Рабочая программа

для 2 «Г» класса

Коррекционно-развивающие занятия по математике

(Срок реализации – 1 год, возраст детей- 8 - 9 лет)





Учитель начальных классов:

Москвина Елена Николаевна

первая квалификационная категория



г. Рыбинск, 2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуальных и/или групповых коррекционно-развивающих занятий разработана на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 № 26, зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2015 г., регистрационный номер № 38528;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012);

  • примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);


Цель: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР посредством реализации комплекса коррекционных программ.

Задачи:

– корректировать и развивать по математике предметные и метапредмтные результаты путем организации предметно-практической деятельности;

– создать условия для выработки положительной учебной мотивации, формировать интерес к предмету;

– проводить пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых, трудных тем;

– решать специально подобранные упражнения и задачи, направленные на развитие ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ

Общая характеристика коррекционного курса/занятия

К основным направлениям коррекционной работы относят: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием начального общего/основного общего образования; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа включает:

– составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);

– формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

– организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

– разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

– развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

– социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий ориентирован на коррекцию и развитие планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом:

  • достигнутых результатов

  • особых образовательных потребностей

  • индивидуальных особенностей и возможностей.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

– через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

– в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой, коррекционно-развивающие занятия по предмету);

– в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 на реабилитационно-коррекционные мероприятия отводится не менее 50% учебных часов, запланированных на внеурочную деятельность. Для обучающихся с ОВЗ занятия коррекционной направленности являются обязательными.











МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Таблица №1(по ученикам)




Сложение и вычитание в пределах 100

Табличное умножение и деление

Текстовые задачи

Величины

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика, балл

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика,балл

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика,балл

Стартовая диагностика,балл

Финишная диагностика,балл

Ученик 1






















Геометрический материал

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика, балл

Ученик 1

















ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ




Сложение и вычитание в пределах 100

Табличное умножение и деление

Текстовые задачи (задачи простые)

Текстовые задачи (задачи составные)

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика, балл

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика,балл

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика,балл

Стартовая диагностика,балл

Финишная диагностика,балл

Ученик 1





















Величины


Геометрический материал

(вычерчивание фигур)

Геометрический материал

(нахождение периметра)

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика, балл

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика,балл

Стартовая диагностика, балл

Финишная диагностика,балл

Ученик 1
















Выраженность по критерию (справляемость, успешность/правильность выполнения)

3б. (больше 70%)

2б. (от 55 до 70%)

1б. (от 45до 55%)

0б. (до 45%)









Планируемые результаты

Личностные результаты :

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


Предметные результаты

Числа и величины

Ученик научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними ( метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр).

Арифметические действия

Ученик научится: – выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Работа с текстовыми задачами

Ученик научится:

– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче

– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Ученик научится:

– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг,);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

Геометрические величины

Ученик научится:

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).

Работа с информацией

Ученик научится:

– заполнять несложные готовые таблицы;





Содержание программы

Коррекционно-развивающая область обязательная часть для классов с ОВЗ, основание СанПиН 2.4.2.3286-15.

Коррекционно-развивающая область является составляющей частью АООП, в структуре учебного плана она является составной частью внеурочной деятельности. Ее основное назначение – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ посредством реализации комплекса коррекционных курсов и программ. Содержание названных программ ориентировано на коррекцию и развитие планируемых предметных и метапредметных результатов с учетом:

  • достигнутых результатов

  • особых образовательных потребностей

  • индивидуальных особенностей и возможностей.

Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Разработанная программа направлена на коррекцию инвариативной составляющей и усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (математикой).

Курс «Мой индивидуальный маршрут» интегрированный: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

           Цель данного курса:

– создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

– формирование универсальных учебных действий;

– коррекция и развитие предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям к результатам освоения учебного курса, а так же той или иной предметной области;

– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ресурсах при решении учебных и жизненных ситуаций.


Введение (1 ч)

Знакомство с курсом. Выявление границ знания и незнания. Цели и задачи. Составление индивидуального маршрута.

Нумерация (1 ч.)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Арифметические действия в пределах 100 и их свойства (6часов)

Устные приемы сложения и вычитания, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Нахождение доли числа и числа по его доле.

Текстовые задачи (15 ч)

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)

Простые задачи на нахождение суммы, произведения, неизвестного слагаемого, разности, уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение, увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз, деление на кратное и разностное сравнение. Построение составных задач. Алгоритм решения составных задач.  Решение задач в 1-2 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Величины (4 ч)

Единицы длины, массы, времени. Преобразование. Сравнение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Обозначение геометрических фигур буквами.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Геометрический материал (5 ч)

Геометрические понятия, фигуры. Вычерчивание фигур. Нахождение периметра. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).

Итоговое повторение ( 2 ч.)


* задания на развитие памяти и мышления включены во все разделы программы.















Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса: математика.


Трудности

Фамилия ученика

- неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику;

-

- проблемы пространственной ориентировки, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

1

– неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 2 действия;

1

– неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

-

– неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

1



Общая характеристика общеучебных трудностей обучения


– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

1

– недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

1

– неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

1

– смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение

последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

1


– неспособность полностью контролировать ход (процесс)

и результат выполнения задания;

-

– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

1

– неумение применить знания в нестандартной ситуации;

1






Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

Нумерация

3

Арифметические действия в пределах 100 и их свойства

4

Работа с текстовыми задачами

15ч

8

Величины

9

Геометрические понятия

10

Итоговое повторение

Итого:

34 часа













Поурочное планирование (34 часа)


п/п

Тема урока

Основные виды деятельности

учащихся

Контроль

Примечание


Введение (1 ч)




1

Путешествие в страну «Математика»

Диагностика.

Наблюдение. Фиксирование и анализ данных наблюдения.


тест



Нумерация (1 ч)




2

Анализ диагностики и работа над ошибками. Числа от 0 до 100.

-образовывать, называть, сравнивать, записывать, классифицировать, заменять числа в пределах 100




Арифметические действия в пределах 100 и их свойства (6 часов)




3

Игра «Таблицу знаю!». Решение выражений

-выполнять действия сложения и вычитания;

-соотносить, сравнивать, оценивать свои знания;



4

Игры «Проверь себя», «Реши выражения с недостающими данными». «Составь выражение-ребус». Решение выражений на сложение и вычитание чисел столбиком.

-читать и записывать числовые выражения в два действия;

-вычислять значения выражений со скобками и без них;



5

Игра «Прицепи вагончики». Решение выражений на порядок действий.

читать и записывать числовые выражения в два действия;

-вычислять значения выражений со скобками и без них;

-сравнивать два выражения;



6

Числовые выражения, содержащие скобки. Ребусы.

-читать и записывать числовые выражения в два действия;

-вычислять значения выражений со скобками и без них;



7

Игра-тренажер «Таблица умножения и деления».

использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров;



9

Тест достижений. Анализ работы.

соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы;

-оценивать и делать выводы;

тест



Работа с текстовыми задачами (15 часов)




10

Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).

составлять план работы;

-анализировать, оценивать результаты освоения темы;

-проявлять личностную заинтересованность;



11

Задачи на умножение и деление с опорой на рисунок

моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков и чертежей;



12

Решение текстовых задач арифметическим способом.

решать текстовые задачи арифметическим способом;



13

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…».

решать текстовые задачи на деление;

-использовать математическую терминологию;



14

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.


-решать текстовые задачи на деление;

-использовать математическую терминологию;



15

Играем в магазин. Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости.

-сравнивать стоимость предметов в пределах 100 рублей;

-выполнять задания творческого и поискового характера;



16

Задачи с недостающими или лишними данными.

-выполнять задания творческого и поискового характера;



17

Обратные задачи

-оценивать, делать выводы;

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого;

-объяснять ход решения задачи;



18

Решение задач разными способами.

-решать задачи изученных видов;

-моделировать решение этих задач;



19

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку



20

Решение составных задач.

-записывать решения составных задач с помощью выражения;



21

Решение задач в 2 действия с пояснением.

записывать решения составных задач с помощью выражения;



22

Логические задачи, варианты решения логических задач.

выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять знания и способы действий в изменённых условиях;



23

Несложные логические задачи, рассмотрение всех вариантов решения.

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять знания и способы действий в изменённых условиях;

-выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры;




Величины (4 ч)




24

Игры «Чей путь короче?», «Какое время показывают часы?». Преобразование, сравнение величин.

-определять по часам время с точностью до минуты;



25

Единицы длины. Решение задач.

-переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и наоборот;

-сравнивать единицы измерения;



26

Единицы массы. Решение задач.

устанавливать зависимость между единицами массы (длины, времени);

-решать задачи на движение;



27

Игра «Угости друга». Доли.

Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.




Геометрические понятия (5 часов)




28

Геометрия вокруг нас. Многоугольники и его виды, построение многоугольника с помощью линейки и от руки. Решение геометрических задач.

Воспроизводить способ построения многоугольника с использованием линейки



29

Окружность. Отличие окружности от круга; построение окружности с помощью циркуля.

Различать окружность и круг.




30

Изображение окружности в комбинации с другими фигурами.

Изображать окружность, используя циркуль. Выделять окружность на сложном чертеже.



31

Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

вычислять периметр многоугольника;

-выражать одни единицы длины в другие;



32

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника.

Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления.




Итоговое повторение (2 ч)




33

Диагностика.

Наблюдение. Фиксирование и анализ данных наблюдения.


тест


34

Викторина «Знатоки математики».

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять знания и способы действий в изменённых условиях;

-выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры;