Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании МО
Директор СОШ №5 Методический совет Протокол №
______________ ______________ _____________
«___» _________2017 года «___» ____2017 года «___» ________________2017 года
Рабочая программа
для 2 «Г» класса
Коррекционно-развивающие занятия по математике
(Срок реализации – 1 год, возраст детей- 8 - 9 лет)
Учитель начальных классов:
Москвина Елена Николаевна
первая квалификационная категория
г. Рыбинск, 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных и/или групповых коррекционно-развивающих занятий разработана на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 № 26, зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2015 г., регистрационный номер № 38528;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012);
примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);
Цель: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР посредством реализации комплекса коррекционных программ.
Задачи:
– корректировать и развивать по математике предметные и метапредмтные результаты путем организации предметно-практической деятельности;
– создать условия для выработки положительной учебной мотивации, формировать интерес к предмету;
– проводить пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых, трудных тем;
– решать специально подобранные упражнения и задачи, направленные на развитие ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ
Общая характеристика коррекционного курса/занятия
К основным направлениям коррекционной работы относят: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием начального общего/основного общего образования; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционно-развивающая работа включает:
– составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
– формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
– организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
– разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
– развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
– социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий ориентирован на коррекцию и развитие планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом:
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
– через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
– в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой, коррекционно-развивающие занятия по предмету);
– в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 на реабилитационно-коррекционные мероприятия отводится не менее 50% учебных часов, запланированных на внеурочную деятельность. Для обучающихся с ОВЗ занятия коррекционной направленности являются обязательными.
МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Таблица №1(по ученикам)
| Сложение и вычитание в пределах 100 | Табличное умножение и деление | Текстовые задачи | Величины |
Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика, балл | Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика,балл | Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика,балл | Стартовая диагностика,балл | Финишная диагностика,балл |
Ученик 1 | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Геометрический материал |
Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика, балл |
Ученик 1 | | |
| | |
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
| Сложение и вычитание в пределах 100 | Табличное умножение и деление | Текстовые задачи (задачи простые) | Текстовые задачи (задачи составные) |
Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика, балл | Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика,балл | Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика,балл | Стартовая диагностика,балл | Финишная диагностика,балл |
Ученик 1 | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Величины | Геометрический материал (вычерчивание фигур) | Геометрический материал (нахождение периметра) |
Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика, балл | Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика,балл | Стартовая диагностика, балл | Финишная диагностика,балл |
Ученик 1 | | | | | | |
| | | | | | |
Выраженность по критерию (справляемость, успешность/правильность выполнения)
3б. (больше 70%)
2б. (от 55 до 70%)
1б. (от 45до 55%)
0б. (до 45%)
Планируемые результаты
Личностные результаты :
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты
Числа и величины
Ученик научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними ( метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр).
Арифметические действия
Ученик научится: – выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче
– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Ученик научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг,);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
Геометрические величины
Ученик научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Работа с информацией
Ученик научится:
– заполнять несложные готовые таблицы;
Содержание программы
Коррекционно-развивающая область обязательная часть для классов с ОВЗ, основание СанПиН 2.4.2.3286-15.
Коррекционно-развивающая область является составляющей частью АООП, в структуре учебного плана она является составной частью внеурочной деятельности. Ее основное назначение – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ посредством реализации комплекса коррекционных курсов и программ. Содержание названных программ ориентировано на коррекцию и развитие планируемых предметных и метапредметных результатов с учетом:
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Разработанная программа направлена на коррекцию инвариативной составляющей и усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (математикой).
Курс «Мой индивидуальный маршрут» интегрированный: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Цель данного курса:
– создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
– формирование универсальных учебных действий;
– коррекция и развитие предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям к результатам освоения учебного курса, а так же той или иной предметной области;
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ресурсах при решении учебных и жизненных ситуаций.
Введение (1 ч)
Знакомство с курсом. Выявление границ знания и незнания. Цели и задачи. Составление индивидуального маршрута.
Нумерация (1 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия в пределах 100 и их свойства (6часов)
Устные приемы сложения и вычитания, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Нахождение доли числа и числа по его доле.
Текстовые задачи (15 ч)
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)
Простые задачи на нахождение суммы, произведения, неизвестного слагаемого, разности, уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение, увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз, деление на кратное и разностное сравнение. Построение составных задач. Алгоритм решения составных задач. Решение задач в 1-2 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Величины (4 ч)
Единицы длины, массы, времени. Преобразование. Сравнение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Геометрический материал (5 ч)
Геометрические понятия, фигуры. Вычерчивание фигур. Нахождение периметра. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Итоговое повторение ( 2 ч.)
* задания на развитие памяти и мышления включены во все разделы программы.
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса: математика.
Трудности | Фамилия ученика |
- неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику; | - |
- проблемы пространственной ориентировки, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего; | 1 |
– неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 2 действия; | 1 |
– неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; | - |
– неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов; | 1 |
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи; | 1 |
– недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил); | 1 |
– неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач; | 1 |
– смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении; | 1 |
|
– неспособность полностью контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания; | - |
– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее; | 1 |
– неумение применить знания в нестандартной ситуации; | 1 |
Тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1ч |
2 | Нумерация | 1ч |
3 | Арифметические действия в пределах 100 и их свойства | 6ч |
4 | Работа с текстовыми задачами | 15ч |
8 | Величины | 4ч |
9 | Геометрические понятия | 5ч |
10 | Итоговое повторение | 2ч |
Итого: | 34 часа |
Поурочное планирование (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Контроль | Примечание |
| Введение (1 ч) | | | |
1 | Путешествие в страну «Математика» Диагностика. | Наблюдение. Фиксирование и анализ данных наблюдения. | тест | |
| Нумерация (1 ч) | | | |
2 | Анализ диагностики и работа над ошибками. Числа от 0 до 100. | -образовывать, называть, сравнивать, записывать, классифицировать, заменять числа в пределах 100 | | |
| Арифметические действия в пределах 100 и их свойства (6 часов) | | | |
3 | Игра «Таблицу знаю!». Решение выражений | -выполнять действия сложения и вычитания; -соотносить, сравнивать, оценивать свои знания; | | |
4 | Игры «Проверь себя», «Реши выражения с недостающими данными». «Составь выражение-ребус». Решение выражений на сложение и вычитание чисел столбиком. | -читать и записывать числовые выражения в два действия; -вычислять значения выражений со скобками и без них; | | |
5 | Игра «Прицепи вагончики». Решение выражений на порядок действий. | читать и записывать числовые выражения в два действия; -вычислять значения выражений со скобками и без них; -сравнивать два выражения; | | |
6 | Числовые выражения, содержащие скобки. Ребусы. | -читать и записывать числовые выражения в два действия; -вычислять значения выражений со скобками и без них; | | |
7 | Игра-тренажер «Таблица умножения и деления». | использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров; | | |
9 | Тест достижений. Анализ работы. | соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы; -оценивать и делать выводы; | тест | |
| Работа с текстовыми задачами (15 часов) | | | |
10 | Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). | составлять план работы; -анализировать, оценивать результаты освоения темы; -проявлять личностную заинтересованность; | | |
11 | Задачи на умножение и деление с опорой на рисунок | моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков и чертежей; | | |
12 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | решать текстовые задачи арифметическим способом; | | |
13 | Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…». | решать текстовые задачи на деление; -использовать математическую терминологию; | | |
14 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | -решать текстовые задачи на деление; -использовать математическую терминологию; | | |
15 | Играем в магазин. Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости. | -сравнивать стоимость предметов в пределах 100 рублей; -выполнять задания творческого и поискового характера; | | |
16 | Задачи с недостающими или лишними данными. | -выполнять задания творческого и поискового характера; | | |
17 | Обратные задачи | -оценивать, делать выводы; - моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого; -объяснять ход решения задачи; | | |
18 | Решение задач разными способами. | -решать задачи изученных видов; -моделировать решение этих задач; | | |
19 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | Осуществлять самоконтроль и самопроверку | | |
20 | Решение составных задач. | -записывать решения составных задач с помощью выражения; | | |
21 | Решение задач в 2 действия с пояснением. | записывать решения составных задач с помощью выражения; | | |
22 | Логические задачи, варианты решения логических задач. | выполнять задания творческого и поискового характера; -применять знания и способы действий в изменённых условиях; | | |
23 | Несложные логические задачи, рассмотрение всех вариантов решения. | -выполнять задания творческого и поискового характера; -применять знания и способы действий в изменённых условиях; -выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры; | | |
| Величины (4 ч) | | | |
24 | Игры «Чей путь короче?», «Какое время показывают часы?». Преобразование, сравнение величин. | -определять по часам время с точностью до минуты; | | |
25 | Единицы длины. Решение задач. | -переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и наоборот; -сравнивать единицы измерения; | | |
26 | Единицы массы. Решение задач. | устанавливать зависимость между единицами массы (длины, времени); -решать задачи на движение; | | |
27 | Игра «Угости друга». Доли. | Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле. | | |
| Геометрические понятия (5 часов) | | | |
28 | Геометрия вокруг нас. Многоугольники и его виды, построение многоугольника с помощью линейки и от руки. Решение геометрических задач. | Воспроизводить способ построения многоугольника с использованием линейки | | |
29 | Окружность. Отличие окружности от круга; построение окружности с помощью циркуля. | Различать окружность и круг. | | |
30 | Изображение окружности в комбинации с другими фигурами. | Изображать окружность, используя циркуль. Выделять окружность на сложном чертеже. | | |
31 | Периметр. Вычисление периметра многоугольника. | вычислять периметр многоугольника; -выражать одни единицы длины в другие; | | |
32 | Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника. | Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. | | |
| Итоговое повторение (2 ч) | | | |
33 | Диагностика. | Наблюдение. Фиксирование и анализ данных наблюдения. | тест | |
34 | Викторина «Знатоки математики». | -выполнять задания творческого и поискового характера; -применять знания и способы действий в изменённых условиях; -выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры; | | |