МБОУ Опалиховская СОШ
Учитель географии Козлова Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Клуб путешественник»
8 класс (34 часа, 34 недели)
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков и океанов; даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся 6 классов.
Целями реализации программы являются:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– познание окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы знаний о природе, населении, стран мира, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование карты мира.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– освоение системы географических знаний о природе, населении, странах мира:
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, просмотры фотографий, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок рассчитан на 34 занятия, проводится 1 занятие в неделю.
Содержание программы
Тема 1. Отправляемся в плавание по Мировому океану (6 часов)
-Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара, как используют медуз.
-Морские «цветы» (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
-Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.
-Путешествие в глубины Тихого океана. Загадочный мир пещер.
-Тайны островов Тихого океана, Индийский и Атлантический океан.
-Северный Ледовитый океан. Перспективы освоения Арктики.
Тема 2. Знакомимся с великими реками мира (8 часов)
-Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.
Видео путешествия:
-Амазонка – великая река мира,
-Путешествие по Меконгу,
-Окаванго – загадочная река Африки,
-Колорадо – река застывшего камня,
-Конго – река тропических лесов,
-Нил – река древнего Египта,
-Волга – великая русская река.
Тема 3. Путешествуем по странам и материкам (7 часов)
-Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.
Видео путешествия:
-Величайшие вулканы и горы мира,
-Путешествие в Центральную Америку,
-Ступени цивилизации: Великая Индия,
-Современный Китай,
-Жемчужины Австралии,
-Самые опасные животные африканского континента.
Тема 4. Туристические маршруты России (12 часов)
-Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.
Видеопутешествия. Знакомимся с природными красотами России:
-Крым - уникальная природа, курорт;
-Великий Кавказ;
-Седой Урал и Уральские самоцветы;
-Уникальный Байкал;
-Богатство Сибири;
-Удивительное Приморье;
-Неспокойная Камчатка;
-Старинные русские города Центральной России;
-Карелия – край озер;
-Русский север - Кольский полуостров, Архангельск, Мурманск;
-Северная Венеция - «окно в Европу» и город на Неве;
- Защита проектов (1 час)
Тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся.
**В начале каждого занятия уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям: проводится физкультминутка – учащиеся делают небольшую разминку для рук, глаз, шеи, ног и спины.
№ | Тема занятия | Форма занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 6 часов | | | | |
1. | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара, как используют медуз | Занятие-презентация | 1 неделя | |
2. | Морские «цветы» (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана | Занятие-презентация | 2 неделя | |
3. | Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана | Занятие-викторина знатоков океанологов | 3 неделя | |
4. | Путешествие в глубины Тихого океана. Загадочный мир пещер | Видео путешествие | 4 неделя | |
5. | Тайны островов Тихого океана, Индийский и Атлантический океан | Занятие-викторина | 5 неделя | |
6. | Северный Ледовитый океан. Перспективы освоения Арктики | Видео путешествие, круглый стол | 6 неделя | |
Тема 2. Знакомимся с великими реками мира – 8 часов | | | | |
1. | Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира | Видео путешествие | 7 неделя | |
2. | Амазонка – великая река мира | Виртуальное путешествие | 8 неделя | |
3. | Путешествие по Меконгу | Видео путешествие | 9 неделя | |
4. | Окаванго – загадочная река Африки | Виртуальное путешествие | 10 неделя | |
5. | Колорадо – река застывшего камня | Занятие-презентация | 11 неделя | |
6. | Конго – река тропических лесов | Видео путешествие | 12 неделя | |
7. | Нил – река древнего Египта | Виртуальное путешествие | 13 неделя | |
8. | Волга – великая русская река | Видео путешествие | 14 неделя | |
Тема 3. Путешествуем по странам и материкам – 7 часов | | | | |
1. | Формирование современного облика суши. Материки и страны Народы мира | Занятие-практикум (работа с картой, к/к) | 15 неделя | |
2. | Величайшие вулканы и горы мира | Видео путешествие | 16 неделя | |
3. | Путешествие в Центральную Америку | занятие-презентация | 17 неделя | |
4. | Ступени цивилизации: великая Индия | Видео путешествие | 18 неделя | |
5. | Современный Китай | Занятие-деловая игра, презентация | 19 неделя | |
6. | Жемчужины Австралии | Виртуальное путешествие | 20 неделя | |
7. | Самые опасные животные африканского континента | Видео путешествие | 21 неделя | |
Тема 4. Туристические маршруты по России – 12 часов | | | | |
1. | Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. | Занятие-практикум | 22 неделя | |
2. | Российский Крым. Уникальная природа, курорт | Видео путешествие, Презентация. | 23 неделя | |
3. | Знакомимся с природными красотами России: великий Кавказ | Видео путешествие, Презентация | 24 неделя | |
4. | Знакомимся с природными красотами России: седой Урал. Уральские самоцветы. | Виртуальное путешествие, презентация | 25 неделя | |
5. | Знакомимся с природными красотами России: уникальный Байкал | Видео путешествие, презентация | 26 неделя | |
6. | Знакомимся с природными красотами России: богатство Сибири | Виртуальное путешествие, презентация | 27 неделя | |
7. | Знакомимся с природными красотами России: удивительное Приморье | Видео путешествие, презентация | 28 неделя | |
8. | Знакомимся с природными красотами России: неспокойная Камчатка. | Видео путешествие, презентация | 29 неделя | |
9. | Старинные русские города Центральной России | Виртуальное путешествие, презентация | 30 неделя | |
10. | Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер | Занятие-презентация | 31 неделя | |
11. | Русский север. Кольский полуостров, Архангельск, Мурманск | Занятие-викторина | 32 неделя | |
12. | Северная Венеция, «окно в Европу», город на Неве | Занятие-презентация | 33 неделя | |
Защита проектов | Индивидуальные темы учащихся | Деловая игра | 34 неделя | |
Итого – 34 занятия | | | | |
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
Страна, в которой я мечтаю побывать.
Мои кроссворды и викторины по географии.
«Семь чудес света» моей Родины.
Моя презентация (тема определяется учащимся).
Методическое обеспечение работы кружка
- Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы.
3. Сеть Интернет.
4. Презентации:
5. Компьютерные фото-альбомы:
6. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран, колонки.
- Литература для учителя:
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.
3. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
4.Интернет ресурсы.
- Литература для учащихся:
1.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
2.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,
М.: Педагогика, 1981.
3. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.
4.Интернет ресурсы.