Пояснительнаязаписка
Настоящая рабочая программа предмета "Чтение и развитие речи" для обучающихся 8 класса специального коррекционного учреждения VIII вида составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб./Под ред. В.Воронковой – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную акредитацию на 2013-2014 учебный год" (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
Учебного плана филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ», утвержденного директором филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ» Р.В. Бруцкой, 10 июня 2016 г. приказ № 114 и согласованного 30 мая 2016. Протокол № 1 с управляющим советом филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ».
Цели и задачи:
- Знакомить учащихся с художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской и отечественнойлитературы.
-Дать краткие сведения о жизни и творчестве писателей.
- Познакомить с произведениями устного народного творчества.
- Познакомить с роизведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
- На примере чтения художественной литературы воспитывать морально-этические и нравственные качества личности подростка.
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа неделю, всего 68 учебных часов в год.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 9 |
2 | Произведения русских писателей XIX века | 41 |
3 | Произведения русских писателей XX века | 18 |
| Итого: | 68 |
II.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним; пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок. Учащиеся должны:
—овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
—научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
—быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество |
часов в четверти | Развитие речи |
I четверть | 17 | 1 |
II четверть | 14 | |
III четверть | 21 | 2 |
IV четверть | 16 | |
Итого в год | 68 | 3 |
III. Тематический поурочный план по чтению и развитию речи в 8 классе (VIII вид)
№ п/п | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | план | факт |
Устное народное творчество | 9 | | |
1. | Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». | 1 | | |
2. | Описание дружбы и взаимовыручки в сказке «Волшебное кольцо». | 1 | | |
3 | Пословицы и поговорки. Умение объяснять смысл и значение. | 1 | | |
4. | Балады. «Перчатка» Жуковский | 1 | | |
5. | Баллада «Нашла коса на камень». Суриков | 1 | | |
6. | Былины как отражение исторического прошлого народа. | 1 | | |
7. | «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Образ главного героя. | 1 | | |
8. | Умение правильно читать былину плавно, напевно. «Садко» | 1 | | |
9. | Чтение былины «Садко» | 1 | | |
Произведения русских писателей XIX века | 59 | | |
10. | Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина | 1 | | |
11. | Выразительное чтение отрывка «Записки о Пушкине» И.И. Пущина | 1 | | |
12. | Смысл стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» | 1 | | |
13. | Выразительное чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина . «Во глубине сибирских руд» | 1 | | |
14. | Выразительное чтение стихотворение А.С.Пушкина «Няне» | 1 | | |
15. | «Сожженное письмо», «Я вас любил…» | 1 | | |
16. | Выразительное чтение «сказки о Попе и его работнике Балде» | 1 | | |
17. | Выразительное чтение «Сказки о Попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина | 1 | | |
18. | Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
19. | Выразительное чтение стихотворения «Парус». М.Ю. Лермонтова. Тема одиночества в стихотворении. | 1 | | |
20. | Смысловое содержание стихотворения «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
21. | Выразительное чтение «Парус», «Сосна», М.Ю. Лермонтова | 1 | | |
22. 23. 24. 25. | Выразительное чтение отрывков «Песни про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца». Калашникова | 2 2 | | |
26. | Обобщение по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | | |
27. 28. | И.А. Крылов. Биография знаменитого баснописца. | 1 1 | | |
29. | Чтение по ролям басни И.А.Крылова «Волк на псарне» | 1 | | |
30. | Главная мысль басни И.А.Крылова «Осел и Соловей» | 1 | | |
31. | Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова | 1 | | |
32. | Знакомство с творчеством великого русского поэта Н. А. Некрасова. | 1 | | |
33. 34. | Работа над выразительным чтением отрывка «Крестьянские дети» | 2 | | |
35. 36. | Составление характеристики русской женщины по плану Н.А.Некрасова «Мороз, красный нос» | 2 | | |
37. | Знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Никитина. | 1 | | |
38. | Привитие любви к родине. Природе через стихотворение И.С.Никитина «Утро на берегу озера» | 1 | | |
39. | Учиться правильно читать стихотворение И.С.Никитина «Деревенский бедняк» (отрывок) | 1 | | |
40. | Систематизация знаний по творчеству Н. А. Некрасова и И.С. Никитина. Внеклассное чтение | 1 | | |
41. | Знакомство с творчеством великого русского писателя И.С. Тургенева «Муму» | 1 | | |
42. | Осознанное чтение | 1 | | |
43. | Рассказа Тургенева «Муму» | 1 | | |
44. | Осознанное чтение рассказа» Муму» | 1 | | |
45. | Чтение рассказа «Муму» | 1 | | |
46. | Тургенев «Муму» Выразительное чтение | 1 | | |
47. | Знакомство с творчеством и жизнью Л.Н. Толстого. Чтение рассказа «После бала» | 1 | | |
48. | Рассказ Л.Н. Толстоко «после бала» | 1 | | |
49. | Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П. Чехова | 1 | | |
50. | Осознанное чтение юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» | 1 | | |
| Русская литература XX века | | | |
51. | М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «макар Чудра» (отрывок). Художественные особенности произведения. | 1 | | |
52. | С.А.Есенин, Автобиографический очерк о поэте. | 1 | | |
53. | Изображение природы в стихотворениях С.А.Есенина ( Спит коваль…) «Пороша» | 1 | | |
| «Отговорила роща золотая» и др.) | | | |
54. 55. | А. Н.Толстой. Творческий путь писателя. Рассказы и повести А.Н. Толстого «Русский характер» | 2 | | |
56. | Заболоцкий. Слово о поэте. «Некрасивая девочка» | 1 | | |
57. | К.Г.Паустовский.Изображе ние окружающей среды в творчестве писателя. «Телеграмма» | 1 | | |
58. | А.Т. Твардовский. Отличительные черты творческого пути поэта. | 1 | | |
59. | В.М.Шукшин. Биография и творчество писателя Алтая. Чтение рассказов. «Гринька Малюгин» | 1 | | |
60. 61. | В.П. Астафьев слово о писателе. Главы из повести «Последний поклон « (Далёкая и близкая сказка» | 2 | | |
62. 63. | В.П.Катаев. Комментированное чтение глав из повести «Сын полка» | 2 | | |
64. 65. 66. | Б.Н.Полевой. Образ главного героя в произведении «Повесть о настоящем человеке» (в сокращении) | 3 | | |
67. 68. | Ю.М.Нагибин. Слово о писателе. Главный герой 2раассказ «Зимний дуб» (в сокращении) | 2 | | |