СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся по АОПО с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 7 класс на 2022-2023 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся по АОПО с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 7 класс на 2022-2023 учебный год»

МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ Исетского района Тюменской области





Рассмотрено на педсовете:

Протокол № 1

«31» 08. 2022 г.





Согласовано: Замдиректора по УВР

__________

С.Н. Васильева

«31» 08. 2022 г.








Утверждаю:

Директор школы

_____________Т.П. Габрусь

«31» 08. 2022 г.





Рабочая программа

для обучающихся по АОПО с умственной отсталостью

по предмету «Чтение»

7 класс

на 2022-2023 учебный год





Лымарева Надежда Петровна,

учитель высшей квалификационной категории

МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ







2022 г.



Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы по предмету «Чтение» 7 класс

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

В соответствии с ФГОС освоение основной образовательной программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования завершается достижением следующих результатов: личностных, включающих воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, человеку





Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Чтение

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения;

элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Речевая практика

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов;

ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план


Содержание предмета «Чтение и развитие речи» в 7 классе



Устное народное творчество.

Сказки

«Сивка – бурка» (русская народная сказка),

«Журавль и Цапля» (русская народная сказка),

«Умный мужик» (русская народная сказка)

Былина. «Три поездки Ильи Муромца»

Народные песни. « Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой»

Пословицы. Загадки

Основная цель: познакомить учащихся с образцами народного творчества, показать их красоту и ценность, заинтересовать учащихся их изучением

Русская литература XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка

Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль.«Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.

Русская литература XX века.

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт».

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки).

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг».

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник».

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».

Внеклассное чтение (урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц, всего 9 часов).



Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения:

1.В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».

2.А.Р. Беляев «Чудесное око».

3. В.В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый бочок», «Мышарик», «Вести из леса».

3.Жюль Верн «Дети капитана Гранта».

4.А.П. Гайдар «Судьба Барабанщика».

5. Л.Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».

6. В.П. Катаев «Хуторок в степи».

7.А.А. Сурков «Победители», «В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо её привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда».

8. А.П. Чехов «Спать хочется».

































3. Тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» 7 класс, в том числе с учётом программы воспитания

п/п

Название разделов и

Тем уроков.

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту


Устное народное творчество




Введение. Знакомство с учебником. Сказки.

1




Сивка – бурка (русская народная сказка). ПВ. Формирование общечеловеческих ценностей.

1



Сивка – бурка (русская народная сказка).

1



Сивка – бурка (русская народная сказка).

1



«Журавль и Цапля» (русская народная сказка).

1



«Умный мужик» (русская народная сказка).

1




Былина. «Три поездки Ильи Муромца». ПВ. Формирование общечеловеческих ценностей: долг, любовь к Отечеству, патриотизм

1



Былина. «Три поездки Ильи Муромца».

1



Былина. «Три поездки Ильи Муромца».




Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…» .

1



Народные песни « По улице мостовой».

1



Пословицы.

1



Р.р. Объяснение значений пословиц




Загадки.

1



Обобщение по разделу «Устное народное творчество». ПВ. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству.

1




Внеклассное чтение по теме В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». ПВ. Формирование ценностного отношения к природе.

1



17.

Внеклассное чтение по теме В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». ПВ. Формирование ценностного отношения к природе.

1




Русская литература XIX века




18

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе.

1



19

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика царя.

1



20

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Чудеса на острове Буяне.

1



21

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Поведение сестер и бабы Бабарихи.

1



22

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика Гвидона. ПВ. Формирование общечеловеческих ценностей.

1



23

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1



24

Р.р. Отзыв о прочитанном произведении

1




25

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». ПВ. Формирование экологической культуры, осознания связи человека и природы.

1



26.

А.С.Пушкина «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

1



27

А.С.Пушкина «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

1



28.

Внеклассное чтение. А.Р. Беляев «Чудесное око».

1




29.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. « Бородино». ПВ. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству.

1






30.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1




31.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1



32.

И. А. Крылов. Слово о писателе.

1



33

И. А. Крылов. Басня « Кукушка и Петух».




34.

Иван Андреевич Крылов. «Волк и Журавль».

1



35.

Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська».

1





Внеклассное чтение по басням И А Крылова




36.

Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова. ПВ. Формирование знаний о нормах и правилах поведения в обществе.

1



37.

Внеклассное чтение. В. В. Бианки «Бешеный бельчонок».

1



38.


Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.

1



31.

Стихотворение «Несжатая полоса» Н.А. Некрасова.


1



39.

Николай Алексеевич Некрасов. «Генерал Топтыгин».

1



40.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе

1




41.


Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».1 часть. Жилин попал в плен.

1



42.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

1



43.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».3 часть. Доверие татар к Жилину.

1



44.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.

1



45.

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».6 часть. Помощь Дины Жилину. ПВ. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

1



46.

Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого.

1



47.

Р.Р. Изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1



48.


Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

1




49

А. Чехов «Хамелеон». ПВ. Формирование знаний о нормах и правилах поведения в обществе.

1



50

А. Чехов «Хамелеон».

1



51

Р.р.Отзыв о прочитанном. Задание 7 стр 140

1




52

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Спать хочется».

1



53.

В. Г. Короленко. Слово о писателе.


1



54.


В.Г. Короленко «Дети подземелья» 1 часть. «Я и мой отец».

1



55.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».ПВ. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

1



56.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».

1



57.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».

1



58.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла».

1



59.

Р.Р.Сочинение по плану и опорным словам по произведению «Дети подземелья» В.Г. Короленко.

1



60

Р.Р.Сочинение по плану и опорным словам по произведению «Дети подземелья» В.Г. Короленко.

1



61.

Обобщение по разделу «Русская литература XIX века».


1



62

Обобщение по разделу «Русская литература XIX века».


1




Русская литература XX века.




63

Максим Горький. Слово о писателе.


1



64.

Максим Горький « Детство». Обстановка в доме деда. ПВ. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

1



65.

Максим Горький «Детство». История с напёрстком.

1



66.

Максим Горький «Детство».Наказание.


1



67.

Максим Горький «Детство». Алеша.

1



68

Р.р. Составление характеристики Алёши по плану стр 182

1



69

Р.р. Составление характеристики Алёши по плану стр 182

1



70.

Внеклассное чтение. А.П. Гайдар «Судьба барабанщика».

1



71


Максим Горький «В людях» (отрывки из повести). Жизнь Алеши в доме чертежника.

1



72.

Максим Горький «В людях». Характеристика Алексея.

1



73

Максим Горький «В людях».

1



74.

Р.Р. Изложение по творчеству М.Горького.

1



75.

Р.Р. Изложение по творчеству М.Горького.

1



76.

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте.

1



77

Михаил Васильевич Исаковский. «Детство».




78.


Михаил Васильевич Исаковский. «Ветер».

1



79.

Михаил Васильевич Исаковский. «Весна».

1



80.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

1



81.

К. Паустовский « Последний черт».


1



82.

К. Паустовский « Последний черт».


1



83.

К. Паустовский « Последний черт».


1



84.

Внеклассное чтение. Жюль Верн «Дети капитана Гранта».

1



85.

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе.

1



86.

Михаил Зощенко «Великие путешественники» 1часть.

1



87.

Михаил Зощенко «Великие путешественники» 2 часть.

1



88.

Михаил Зощенко «Великие путешественники».

1



89.

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы М. Зощенко

1



90

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы М. Зощенко

1



91

Р.р. Составление устного юмористического рассказа «Случай из моей жизни»

1



92

Константин Симонов - Военный корреспондент.

1



93

Константин Симонов «Сын артиллериста» ( отрывки). Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1



94

Константин Симонов« Сын артиллериста» Опасное задание. ПВ. Формирование общечеловеческих ценностей.

1



95

Константин Симонов« Сын артиллериста». Итоговый урок

1



96.

В.П. Катаев. Слово о писателе.

1



97.

В.П. Катаев «Флаг».

1



98.

В.П. Катаев «Флаг».

1



99.

Внеклассное чтение В. Катаев «Хуторок в степи»

1




100.


Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе.

1






101.

Николай Иванович Рыленков «Деревья». ПВ. Формирование ценностного отношения к природе.

1





102

Николай Иванович Рыленко «Весна без вещуньи – кукушки» ПВ. Формирование ценностного отношения к природе.

1



103

Николай Иванович Рыленков «Всё в тающей дымке». ПВ. Формирование ценностного отношения к природе.

1



104

Р.р. Поэты о русской природе

1



105

Внеклассное чтение. А.А. Сурков «Победители», «В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо её привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда». ПВ. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству.

1



106

Внеклассное чтение. А.А. Сурков «Победители», «В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо её привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда».

1



107

Юрий Иосифович Коваль. Слово о писателе.

1



108

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин».Гордый характер.

1



109

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера.

1



110

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин» Характеристика капитана Клюквина. ПВ. Формирование знаний о нормах и правилах поведения в обществе.

1



111

Р.Р. Подбор заголовка к каждой части рассказа. Составление плана для пересказа

1



112

Юрий Иосифович Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.

1



113

Юрий Иосифович Коваль «Картофельная собака».Тузик – воришка, гуляка, притвора.

1



114

Юрий Иосифович Коваль «Картофельная собака».Хозяин курицы.

1



115

Юрий Иосифович Коваль «Картофельная собака».Тузик-«великий артист».

1



116

Р.р. Смешной рассказ от имени Тузика

1



117

Юрий Яковлевич Яковлев. Слово о писателе.

1




118

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник» 1 часть.

1



119

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник» 2 часть.

1



120

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник» 3 часть. ПВ. Формирование общечеловеческих ценностей.

1



121

Р.р. Рассказ о Косте по плану стр. 263

1



122

Внеклассное чтение. Рассказы Ю. Коваля, К. Паустовского, Ю. Яковлева

1




123.

Внеклассное чтение. Рассказы Ю. Коваля, К. Паустовского, Ю. Яковлева

1



124.

Жизненный и творческий путь Радия Петровича Погодина.

1



125.

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

1



126

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

1



127

Анатолий Георгиевич Алексин. Слово о писателе.

1



128

Анатолий Георгиевич Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

1



129

Анатолий Георгиевич Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). ПВ. Формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе

1



130.

Р.р. Пересказ рассказа по плану




131

Константин Яковлевич Ваншенкин. Слово о писателе.

1



132

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка».

1



133

Константин Яковлевич Ваншенкин «Снежки».

1



134

Внеклассное чтение

1



135

Внеклассное чтение

1



136

Заключительный урок за курс 7 класса. Рекомендации для летнего чтения


1