Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Слобода-Бешкильская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на педсовете: Протокол №_ ______от «_____»_________2022 г | Согласовано: Зам.директора по УВР Васильева С. Н. «_______» ___________2022 | Утверждаю: Директор школы __________Габрусь Т. П. Приказ №________ от ______________2022 г |
Рабочая программа для обучающихся по АОП ОВЗ с умственной отсталостью
по русскому языку
7 класс
на 2022-2023 уч.год
Лымарева Надежда Петровна
учитель высшей категории
МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ
2022 г
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
В соответствии с ФГОС освоение основной образовательной программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования завершается достижением следующих результатов: личностных, включающих воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, человеку
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):
Русский язык Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв;
ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения; выделение темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание адаптированной программы по предмету Русский язык 7 класс
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –мягкости, звонкости –глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих со-гласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гла-сных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся(-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов Iи IIспряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелитель-ная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единствен-ного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | | |
план | факт | | |
Повторение | | |
Звуки и буквы. | | | | | |
1 | Алфавит. Гласные и согласные звуки. | 1 | | | | |
2 | Алфавит. Гласные и согласные звуки. | 1 | | | | |
3 | Разделительные Ъ и Ь знаки | 1 | | | | |
4 | Правописание безударных гласных в словах | 1 | | | | |
5 | Правописание звонких и глухих согласных в словах | 1 | | | | |
6 | Звуки и буквы. Закрепление знаний | 1 | | | | |
7 | Р.р.Работа с текстом по упр 15. | 1 | | | | |
Предложение. Текст | | | | |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | | | |
9 | Однородные члены предложения | 1 | | | | |
10 | Распространение предложений однородными членами. | 1 | | | | |
11 | Р. р. Составление предложений с однородными членами (упр 25) | 1 | | | | |
12 | Р. Р.Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. | 1 | | | | |
13 | Обращение. Его место в предложении | 1 | | | | |
14 | Р.р. Употребление обращений в диалоге. | 1 | | | | |
15 | Предложение. Закрепление знаний | 1 . | | | | |
| Состав слова. | | | | | |
16 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | | | | |
17 | Приставка. | 1 | | | | |
18 | Суффикс. | 1 | | | | |
19 | Окончание. | 1 | | | | |
20 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | | | | |
21 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | | | | |
22 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | | | | |
23 | Правописание в корне. Закрепление знаний | 1 | | | | |
24 | Гласные и согласные в приставках. | 1 | | | | |
25 | Разделительный Ъ после приставок. | 1 | | | | |
26 | Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний. | 1 | | | | |
27 | Знакомство со сложными словами. | 1 | | | | |
28 | Правописание сложных слов. | 1 | | | | |
29 | Образование сложных слов | 1 | | | | |
30 | Состав слова. Закрепление знаний | 1 | | | | |
31 | Диагностическая работа по теме «Состав слова». | 1 | | | | |
Части речи | | III. Части речи – 70+7 ч. |
Имя существительное. | | | | |
32 | Различение частей речи | 1 | | | | |
33 | Образование одних частей речи от других | 1 | | | | |
34 | Существительное. Значение существительных в речи | 1 | | | | |
35 | Использование существительных для сравнения одного предмета с другим | 1 | | | | |
36 | Имя существительное. Род, число. | 1 | | | | |
37 | Правописание Ь у существительных мужского и женского рода. | 1 | | | | |
38 | Существительные 1–го склонения. | 1 | | | | |
39 | Определение склонения существительных по начальной форме. | 1 | | | | |
40 | Существительные 2 – го склонения. | 1 | | | | |
41 | Существительные 3 – го склонения. | 1 | | | | |
42 | Различение существительных 1, 2, 3 склонений. | 1 | | | | |
43 | Ударные и безударные окончания существительных 1 склонения | 1 | | | | |
44 | Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончание | 1 | | | | |
45 | Р.р. Работа с текстом упр 126 | 1 | | | | |
46 | Правописание безударных окончаний существительных 1 склонения | 1 | | | | |
47 | Ударные и безударные окончания существительных 2 склонения | 1 | | | | |
48 | Правописание безударных окончаний существительных 2 склонения. | 1 | | | | |
49. | Ударные и безударные окончания существительных 3 склонения | 1 | | | | |
50. | Правописание безударных окончаний существительных 3 склонения | 1 | | | | |
51. | Р.р. Текст. Установление последовательности фактов в тексте | 1 | | | | |
52. | Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний | 1 | | | | |
53. | Существительное. Закрепление знаний. | 1 | | | | |
54. | Проверочная работа по теме «Имя существительное. Склонение имен существительных» | 1 | | | | |
| Имя прилагательное. | | | | | |
55 | Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. | 1 | | | | |
56 | Р.р. Описание предмета и его частей. | 1 | | | | |
57 | Использование прилагательных для сравнения предметов | 1 | | | | |
58 | Словосочетания с прилагательными | 1 | | | | |
59 | Согласование прилагательного с существительным в роде и числе | 1 | | | | |
60 | Различение окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | | | | |
61 | Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах | 1 | | | | |
62 | Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных | 1 | | | | |
63 | Р. Р. Работа с текстом упр 174 | 1 | | | | |
64 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | | | |
65 | Изменение имён прилагательных женского рода по падежам. | 1 | | | | |
66. | Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах | 1 | | | | |
67 | Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных | 1 | | | | |
68 | Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода | 1 | | | | |
69 | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе | 1 | | | | |
70. | Прилагательное. Закрепление знаний. | 1 | | | | |
71. | Прилагательное. Закрепление знаний. | 1 | | | | |
72. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | | |
| Глагол. | | | | | |
73 | Значение глаголов в речи. | 1 | | | | |
74 | Использование глаголов для сравнения предметов | 1 | | | | |
75 | Различение глаголов по временам. | 1 | | | | |
76 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | | |
77 | Различение глаголов по числам. | 1 | | | | |
78 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | | | |
79 | Р.р. Работа с текстом по упр 218 | 1 | | | | |
80 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | | | | |
81 | Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени | 1 | | | | |
82 | Время и число глаголов. Закрепление | 1 | | | | |
83 | Текст. Составной план текста | 1 | | | | |
84 | Понятие о неопределённой форме глагола | 1 | | | | |
85 | Правописание глаголов в неопределённой форме | 1 | | | | |
86 | Постановка глаголов в неопределённую форму | 1 | | | | |
87 | Частица НЕ с глаголами. Использование частицы НЕ в значении отрицания. | 1 | | | | |
88 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | | | | |
89 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | | | | |
90 | Глагол. Закрепление знаний | 1 | | | | |
91 | Глагол. Закрепление знаний | 1 | | | | |
92 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | | | | |
| Местоимение | | | | | |
93 | Местоимение | 1 | | | | |
94 | Личные местоимения | 1 | | | | |
95 | Значение личных местоимений в речи | 1 | | | | |
96 | Местоимения 1 лица | 1 | | | | |
97 | Местоимения 2 лица | 1 | | | | |
98 | Местоимения 3 лица | 1 | | | | |
99 | Р.р. Работа с текстом упр 269 | 1 | | | | |
100 | Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам | 1 | | | | |
101 | Различение местоимений по лицам и числам | 1 | | | | |
102 | Личные местоимения. Закрепление знаний | 1 | | | | |
103 | Р.р. Работа с текстом упр 277 | 1 | | | | |
104 | Личные местоимения. Закрепление знаний | 1 | | | | |
105 | Проверочная работа по теме «Личные местоимения» | 1 | | | | |
| Предложение. Текст | | | | | |
106 | Простое предложение. Однородные члены предложения без союза И и с союзом И | 1 | | | | |
107 | Однородные члены предложения с союзами А, НО | 1 | | | | |
108 | Однородные члены предложения с союзами И, А, НО | 1 | | | | |
109 | Обращение | 1 | | | | |
110 | Р,Р.Работа с текстом упр 293 | 1 | | | | |
111 | Знаки препинания при обращении | 1 | | | | |
112 | Простое предложение. Закрепление знаний | 1 | | | | |
113 | Сложное предложение. Части сложного предложения | 1 | | | | |
114 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | | | | |
115 | Составление сложных предложений | 1 | | | | |
116 | Р.р. Работа с текстом упр307 | 1 | | | | |
117 | Простое и сложное предложение. Закрепление знаний | 1 | | | | |
118 | Простое и сложное предложение. Закрепление знаний | 1 | | | | |
119 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | | | | |
120 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | | | | |
| Повторение | | | | | |
121 | Состав слова | 1 | | | | |
122 | Правописание в приставках и корнях | 1 | | | | |
123 | Правописание в приставках и корнях | 1 | | | | |
124 | Существительное | 1 | | | | |
125 | Существительное | 1 | | | | |
126 | Р.р. Работа с текстом упр. 320 | 1 | | | | |
127 | Р.р. Работа с текстом упр. 320 | 1 | | | | |
128 | Прилагательное | 1 | | | | |
129 | Прилагательное | 1 | | | | |
130 | Р.Р. Работа с текстом упр 323 | 1 | | | | |
131 | Р.Р. Работа с текстом упр 323 | 1 | | | | |
132 | Глагол | 1 | | | | |
133 | Местоимение | 1 | | | | |
134 | Диагностическая работа за курс 7 класса (итоговая).. | 1 | | | | |
135 | Урок коррекции знаний по итогам работы. | 1 | | | | |
136 | Урок коррекции знаний по итогам работы. | 1 | | | | |