А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой (М, 1996)
учитель-логопед Муфтахетдинова М.Р.
Рабочая учебная программа курса логопедия для 1 класса составлена на основе инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой и логопедического обследования учащихся первого класса, с использованием различных УМК, организационных форм обучения с учётом реализации коррекции развития речи обучающихся.
Рабочая учебная программа дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов по логопедии с учетом межпредметных (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи) и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей обучающихся. В рабочей учебной программе представлены тематическое планирование по логопедии, требования к возможному уровню подготовки обучающегося, методы обучения, формы и методы контроля, определены цель и задачи, УМК.
Срок реализации 1 год, 3 часа в неделю. Для логопедического пункта при общеобразовательной школе на прохождение первого этапа коррекционно-логопедической работы при ОНР отводится 78 занятий.
В ходе коррекционно-воспитательного воздействия осуществляется работа над развитием и совершенствованием психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности; а также осуществляется работа над разносторонним развитием личности обучающихся, обеспечивается гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Научность Индивидуальный подход
Системность Прочность усвоения знаний
1.Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (творческая), самостоятельная работа.
2.Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу).
3.Самоконтроль.
4.Фронтальный контроль (диктант).
1.Речь. Органы речи. Речевые и неречевые звуки (2ч). Пространственная ориентировка. Понятие гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков (10 ч.) Слово. Деление слов на слоги (4 ч.) Понятия ударение, ударный слог. Звук и буква «С» (5 ч.)
Лексические темы: «продукты питания, овощи, фрукты, ягоды, осень; сбор урожая».
Согласные звуки. Постановка. Автоматизация. Дифференциация.
Элементарные формы звукового анализа. Узнавание и выделение из ряда звуков, из слова звуков, различение, сравнение.
Лексические и грамматические темы: зоопарк, животные жарких стран, дикие звери и их детеныши, домашние животные и их детеныши. Слово-предмет. Предметы единственного и множественного числа. Слово-действие. Правописание жи - ши. Существительные уменьшительно-ласкательного значения.
Понятия согласный звук, буква, мягкий, твердый, звонкий, глухой согласные звуки. Звук, буква Л, Р, Ч, Щ, Б,П,Д,Т,В,Ф,Г,К. Элементарные формы звукового анализа. Узнавание и выделение звука из ряда звуков, из слов, различение, сравнение. Закрепление звукобуквенных связей. Звуко - слоговой и звукобуквенный анализ слов.
-знать временные единицы (возраст, времена года и их последовательность, названия и последовательность дней недели)
- уметь ориентироваться на листе бумаги , определять правое и левое направление, уметь ориентироваться в схеме собственного тела , ориентироваться во времени ;
- подбирать слова-действия и ставить вопросы к словам-предметам.
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки (звукобуквенный анализ и синтез слов);
- выполнять слоговой анализ слова, выделять ударный слог.
№ урока | Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Количество уроков | Тема урока | Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Развитие речевых и неречевых процессов |
1. | 16, 17,18 сентября. | | 1 | Органы речи. Речь. | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Обучение основным движениям языка. | Формирование навыков организации учебной работы. |
2. | 17, 18, 19 сентября. | | 1 | Речевые и неречевые звуки. | Способы образования различных звуков. |
3. | 18, 19, 22 сентября. | | 1 | Гласные звуки (I ряда). | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, артикуляционные упражнения Использование скороговорок, детских стихотворений башкирских авторов при проведении физ.минуток. Выделение звука среди других гласных и согласных. | Формирование умения принимать заданную артикуляционную позу. Развитие общей и артикуляционной моторики. Развитие слухового внимания. Развитие умения принимать и понимать словесную инструкцию. |
4. | 23, 24, 25 сентября. | | 1 | Звук и буква «а» |
5. | 24, 25, 26 сентября. | | 1 | Звук и буква «у» |
6. | 25, 26, 29 сентября. | | 1 | Звук и буква «о» | Ознакомление с положением органов артикуляционного аппарата при звуке [0]. Формирование умения вычленять на слух звук [0] в разной позиции (в начале, середине, конце слова). |
7. | 30сентября, 1,2 октября. | | 1 | Звук и буква «и» | Ознакомление с положением органов артикуляции при звуке [и]. |
№ урока | Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Количество уроков | Тема урока | Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Развитие речевых и неречевых процессов. |
8. | 1, 2, 3 октября | | 1 | Звук и буква «э». | Формирование кинестетических ощущений при произношении звука, чёткого и длительного произношения Использование скороговорок, пословиц и поговорок башкирского народа при узнавании и выделении звука из предложений и текста. Закрепление знаний о положении органов артикуляции при произношении гласных звуков: [а, о, у, ы, и, э] | Развитие слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного восприятия. Развитие умения слышать собственную речь и вычленять в потоке речи заданный звук. Активизация, уточнение и расширение словарного запаса. Формирование умения анализировать положение органов артикуляции при произношении различных гласных. |
9. 10. 11. | 2, 3,14,15,16 октября 14, 16, 17 октября 15, 16, 20 октября | | 3 | Звук [ы] Звук [ы]. Буква ы] Звук и буква ы. |
12. | 16,17,21,22, 23 октября | | 1 | Дифференциация гласных звуков. |
13. № урока | 21, 23, 24 октября. Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 4 Количество уроков | Слово. Деление слов на слоги. Слово. Деление слов на слоги. Тема урока | Деление 2-х, 3-сложных слов на слоги. Формировать понятие о том, что каждая гласная образует слог. Отстукивание ритмического рисунка Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Развитие зрительной памяти. Развитие чувства ритма. Развитие речевых и неречевых процессов |
14. 15. 16. | 22, 23,27 октября 23,24,28,29, 30 октября 28, 30, 31 октября | | | Слогообразующая роль гласных. Определение количества слогов в слове, их очерёдность. Определение дифференцируемого гласного в словах, разделённых на слоги. | Соотнесение количества гласных и слогов. Составление схемы слова с выделением гласного в соответствующем слоге. Составление рассказа-описания овощей и фруктов, выращиваемых на территории Башкортостана по плану: Что это? Цвет, форма, размер, вкус, Где растёт? Для чего? Что из него можно сделать? | Активизация и расширение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения согласованием слов в предложении. Развитие зрительного восприятия геометрических форм , основных и оттеночных цветов. |
17. 18. № урока | 29,30 октяб. 5,6,7 ноября 30,31 октяб. 6, 7, 10 ноября Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 5 Количество уроков | Звук [с] и буква с. Звук [с]. Постановка. Буква с. Звук [с]. Автоматизация в слогах. Тема урока | Формирование правильного произношения звука [с] . Закрепление правильного Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Формирование правильных артикуляционных поз. Развитие речевых и неречевых процессов |
19. 20. 21. | 5, 6, 10, 11 ноября 6, 7, 12,13, 14 ноября 11, 13,14,24 ноября | | | Звук [с]. Автоматизация в словах. Автоматизация [с] во фразовой речи. Автоматизация звука [с] в предложениях, во фразовой речи . | произношения звука в словах. Закрепление звука [с] во фразовой речи, предложениях, самостоятельных высказываниях о природе родного края. | Расширение словарного запаса и развитие связной речи. |
22. | 12, 13, 24,25 ноября | | 1 | Звук [з ] и буква з. Звук[з]. Постановка. Буква з. | Формирование готовности к анализу звуко-слогового состава слова. Закрепление звукобуквенных связей . | Развитие способности к переключению внимания. |
23. 24. № урока | 13, 14,26,27 28 ноября. 25,26,27,28 ноября, 1 декабря. Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 4 Количество уроков | Дифференциация звуков [з] и [с]. Звуки [з] и [с]. Дифференциация в слогах. Звук [з] и звук [с]. Дифференциация в слогах, в словах. Тема урока | Дифференциация отрабатываемого звука с ранее изученным звуком «с» в слогах, словах, Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Развитие фонематических процессов. Развитие речевых и неречевых процессов |
25. 26. | 25, 26,27, ноября. 1,2 декабря 27, 28, ноября. 3, 4, 5 декабря | | | Дифференциация [з] и [с] в словах. Звуки [з] и [с]. Дифференциация во фразовой речи. | во фразовой речи, в предложениях, в самостоятельных высказываниях . Диктант слогов. Использование иллюстраций, фотографий природы Башкортостана при составлении предложений. | Развитие умения различать звуки на слух и в артикуляции. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. |
27. 28. 29. | 2, 4, 5, 8 декабря. 3, 4, 8, 9 декабря. 4, 5,10,11,12 декабря. | | 3 | Звук [ц]. Звук [ц] Постановка. Автоматизация [ц] в обратных слогах. Автоматизация [ц] в прямых слогах. | Формирование и закрепление правильного изолированного звука, произношения звука в обратных и прямых слогах. | Развитие моторики артикуляционного аппарата : объема выполняемых движений, удерживания поз. |
30. № урока | 9,11,12,15 декабря. Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 4 Количество уроков | Звук и буква ц. Звук [ц] и буква ц. Автоматизация в словах. Тема урока | Характеристика звука. Соотнесение звука [ц] и буквы ц. Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Развитие зрительной памяти, способности к переключению внимания. Развитие речевых и неречевых процессов |
31. 32. 33. | 10,11,15,16 декабря. 11, 12,17,18 19 декабря. 16,18,19,22 декабря. | | | Звук и буква ц. Автоматизация [ц] в словах. Звук [ц] и буква ц. Проверочная работа. Автоматизация звука [ц] во фразовой речи. Буква ц. | Создание зрительного образа буквы. Закрепление звука в словах. Диктант слогов. Закрепление звука во фразе и самостоятельных высказываниях | Развитие умения анализировать, сравнивать звуки по артикуляции. Совершенствование навыков дифференциации звуков. развитие мелкой моторики рук, ориентирования на листе бумаги. |
34. 35. 36. 37. 38. № урока | 17,18,22,23 декабря. 18, 19, 24,25 26 декабря. 23,25,26,29 декабря. 24,25,29,30 декабря. 25, 26,31 декабря,12 января. Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 5-6 Количество уроков | Дифференциация свистящих звуков. Дифференциация звуков [с], [з], [ц] в слогах. Дифференциация [с], [з], [ц] в слогах. Дифференциация [с], [з], [ц] в cловах. Дифференциация [с], [з], [ц] в cловах. Дифференциация [с], [з], [ц] в словах. Тема урока | Дифференциация отрабатываемого звука с ранее изученными ( [с], [з], [ц] ) в слогах, в словах и предложениях. Закрепление звуко-буквенных связей. Содержание, цели и задачи. ЭКОР | Развитие умения анализировать, сравнивать звуки по артикуляции , сравнивать буквы по написанию. Развитие речевых и неречевых процессов |
39. | 30 декабря, 12, 13, 15 января. | | | Дифференциация [с], [з], [ц] в предложениях. Самостоятельная работа. | Уточнение значений имеющихся у детей слов и обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, в том числе обобщающих слов по темам: домашние и дикие животные, их детёныши, животный мир республики Башкортостан: зимующие и перелетные птицы, дикие звери, насекомые, рыбы. | Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, выделять названия обобщающего значения слов. . Совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения согласованием слов в предложении. Развитие речевых и неречевых процессов |
40. | 31 декабря, 13,14,16 января. | | 1 | Звук и буква ш. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Составление рассказа-описания о домашнем животном по картине. Содержание, цели и задачи. ЭКОР |
41. 42. № урока | 13, 15, 19 января. 14,16,19,20 22 января. Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 6 Количество уроков | Дифференциация звуков [ш] и [с]. Дифференциация [ш] и [с] в прямых слогах. Дифференциация[ш] и [с] в слогах со стечением огласных. Тема урока |
43. 44. 45. 46. | 15, 16,20,21 23 января. 20,22,26 января. 21,23,26,27, 29 января. 22, 23,27,28 30 января. | | | Дифференциация [ш] и [с] в словах. Дифференциация [ш] и [с] в словах. Единственное и множественное число существительных. Дифференциация [ш] и [с] в предложениях. Дифференциация [ш] и [с]. Проверочная работа. | Использование предметных картинок «Животные Башкортостана» Обогащение и активизация предметного (части тела) и глагольного словаря. Списывание текста с пропущенными буквами ш и с. | Расширение объема словарного запаса. Развитие самоконтроля, контрольных действий, развитие воли и настойчивости при выполнений заданий. Развитие умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности с помощью «Линейки достижений». Развитие речевых и неречевых процессов |
47. | 27,29января 2 февраля | | 1 | Звук и буква ж. Постановка. | Постановка звука [ж] |
48. № урока | 28,30 янв. 2, 3, 5 февраля. Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 5 Количество уроков | Дифференциация. Дифференциация звуков [ж] и [ш] в слогах. Тема урока | Формирование умения вычленить на слух звук [ж] в звуковом ряду, в словах, слогах и предложениях. Содержание, цели и задачи. ЭКОР |
49. 50. 51. 52. | 29,30 янв. 3,4,6 февраля. 3, 5, 9 февраля. 4,6, 9,10,12 февраля. 5, 6,10,11,13 февраля. | | | Дифференциация звуков [ж] и [ш] в слогах со стечением cогласных. Дифференциация [ж] и [ш] в словах. Дифференциация [ж] и [ш] в предложениях. Дифференциация [ж] и [ш]. Проверочная работа. | Формирование навыков словообразования с помощью суффиксов: -ышк (солнышко), -ушк (избушка), -ишк -(домишко), -ошк-,-ок- (сапожок), -очк- ,-ечк- (книжечка), -иц- (лужица Правописание жи-ши. Диктант слов. | Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. |
53. | 10,12,24,26 февраля. | | 1 | Звук и буква л. | Ознакомление с положением органов речи при произнесении звука [л]. Соотнесение звука и буквы. | Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие образного мышления. Развитие речевых и неречевых процессов |
54. | 11,13,25,27 февраля. | | 1 | Звук и буква р. | Ознакомление с положением органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [р]. Постановка. Создание зрительного образа буквы. |
55. № урока | 12,13,24,26 фев. 2марта Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 3 Количество уроков | Дифференциация [р] и [л] в слогах. Тема урока | Диктант слогов. Содержание, цели и задачи. ЭКОР. |
56. 57. | 24, 26 фев. 2, 3, 5 марта 25,27 февр. 4, 6 марта. | | | Дифференциация [р] и [л] в словах. Дифференциация [р] и [л] в предложениях. | Различение на слух и на письме «р» и «л». Активизация глагольного словаря. Игра кто как голос подает? | Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
58. | 26,27 февр. 3, 5, 10, 12 марта. | | 1 | Звук и буква ч. | Ознакомление с положением органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ч], [щ]. Постановка. Соотнесение звука и буквы. | Совершенствование навыков самоконтроля, концентрации внимания. Развитие зрительной памяти, способности к концентрации внимания. . Развитие речевых и неречевых процессов |
59. | 3 ,5,11,13 марта. | | 1 | Звук и буква щ. |
60 61 62 63 64. № урока | 4,6,12,16 марта. 5,6,10,16,17 19 марта 10,12,18,20 марта 11,13,19,23 марта. 12,13,17,23, 24,26 марта Планиру емая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | 5 Количество уроков | Дифференциация [ч] и [щ]. Дифференциация [ч] и [щ] в прямых слогах Дифференциация [ч] и [щ] в обратных слогах. Дифференциация [ч] и [щ] в словах. Дифференциация [ч] и [щ] в предложениях. Проверочная работа. Тема урока | Вычленение звуков на слух в слогах, в словах, в предложениях. Диктант прямых и обратных слогов , слогов со стечением согласных . Образование слов с помощью суффиксов : ищ, -щик(домище, ручище, часовщик, каменщик ….) Правописание ча-ща, чу-щу. Списывание текста с пропущенными буквами. Содержание, цели и задачи. ЭКОР |
65. | 17, 19.25,27 марта. | | 1 | Твёрдые и мягкие согласные. | Дифференциация согласных на слух. Звуковой анализ. | Развитие логического мышления. |
66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. Индивиду альная работа. | 18,20, 26,30 марта. 19,20,24,30 31марта, 2 апреля. 24,26 марта, 1, 3 апреля. 25,27 марта, 2, 13апреля. 26,27,31мар. 13,14,16апр. 31марта,2,15 17 апреля. 1,3,16,20 апреля. 2,3,14,20,21, 23 апреля. 14,16,22,24 апреля. 15,17,23,27 апреля. 16,17,21,27, 28,30апреля. 21,23,29апр. 4 мая. 22,24,30 апреля, 5, 7 мая. 23,24,28апр. 4, 8 мая. 28,30апреля, 6, 12,14 мая. 29 апреля, 5, 7, 15 мая. 30 апреля, 5, 7, 13 мая. 5,6,8, 14мая. 6, 8, 12 мая. 7, 12,14 мая. 12,13,14, 15 мая. | | 13 3 3 3 1 | Звонкие и глухие согласные. Звук и буква «п». Звук и буква «б». Дифференциация б-п. Звук и буква д. Звук и буква т. Дифференциация д-т. Звук и буква «в». Звук и буква «ф». Дифференциация в-ф. Звук и буква «г». Звук и буква «к». Дифференциация г-к. Контрольный диктант. Итого: 78 УРОКОВ Звукопроизношение: Постановка л, р,ч,щ Автоматизация в прямых слогах. Автоматизация в обратных слогах. Автоматизация в слогах со стечением согласных. Автоматизация в начале слова. Автоматизация в конце слова. Автоматизация в середине слова. Автоматизация в предложениях. | Характеристика звука. Соотнесение звука и буквы. Вычленение звука на слух, различение на письме. Сравнение, обобщение, классификация звуков по различным признакам. Закрепление звукобуквенных связей. Раскрашивание, штрихование, соединение по точкам букв. Отгадывание загадок-описаний. Использование стихотворений, загадок башкирского народа и башкирских поэтов. Выработка правильных артикуляционных укладов, направленной воздушной струи. Различение звуков и правильное употребление их в речи. Составление простых предложений с опорой на картинки. | Совершенствование навыков анализа, синтеза. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Развитие мелкой моторики рук. Развитие наглядно-образного мышления, внимания, воображения. Совершенствование фонематических процессов. Формирование правильного речевого дыхания. Воспитание правильного произношения в слогах. Воспитание правильного произношения звука в словах в разных позициях. Воспитание правильного произношения в предложениях. |
Компьютер, настенное зеркало, логопедические зонды, вата, спирт, индивидуальные зеркала, дидактический материал, сюжетные и предметные картинки, игры и игрушки (домашние и дикие животные, насекомые), муляжи овощей и фруктов, таблицы со схемой анализа звука и составления рассказа – описания, занимательный материал, материал для развития мелкой моторики, пособия для развития воздушной струи.
Альбом для обследования звукопроизношения, серии картин для обследования связной речи и грамматического строя речи, « Почтовый ящик», матрицы Равена, доска Сегена, материал для психолого-педагогической диагностики по С. Д. Забрамной.
1.Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок. Изд. «Учитель», 2011.
2. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Москва, 2010.
3. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. Санкт-Петербург, 2007.
4. Лапп Е.А. Развитие произвольной памяти младших школьников. Волгоград, 2011.
5.Абрамова Н. А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 классы. Волгоград, 2012.
6.Волина В. В. Учимся играя. Москва, 2004.
7. Курдвановская Планирование работы логопеда с детьми 7 лет.,Москва,2007.
8. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва.2007.
9 Волина В.В. Праздник букваря. Москва, 2005.