СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для специальности "Повар, кондитер"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для специальности "Повар, кондитер"»

Министерство спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»







УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель директора

___________________ С.В. Павленко

«______» _______________ 20____г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 Безопасность жизнедеятельности



43.01.09 Повар, кондитер (базовая подготовка)




















Абакан, 2020


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 Повар, кондитер (базовая подготовка).



Организация-разработчик: Министерство спорта Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва».


Разработчик:

Хрунова Ольга Михайловна - преподаватель профессионального цикла




ОДОБРЕНО

на заседании МК

председатель ____________ М.А. Наумова

(подпись)

от «___» _________ 20__ г.

протокол №____



СОГЛАСОВАНО

Методист

_____________ Т.С. Воронкова

(подпись)

«___» ___________ 20___г.




























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3


2.

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

3.

условия реализации учебной дисциплины

15


4.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


17













  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.01.09 Повар, кондитер (базовая подготовка).

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основывается на ранее полученных знаниях по физике, химии, биологии и имеет метапредметные связи с такими базовыми и профильными учебными дисциплинами как история, обществознание, биология, химия, физика.

Дисциплина изучается на втором году обучения в течение одного семестра.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности является общепрофессиональной дисциплиной и относится к обязательной части профессионального цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Программа выполняет две основные функции:

– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Программа решает три группы взаимосвязанных задач:

- распознание опасностей с указанием количественных характеристик и координат;

- защита от опасностей;

- ликвидация отрицательных последствий проявления опасностей.

Главная задача программы – формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать взаимопомощь, ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности.

Основными содержательными разделами программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладевать:

- общими и профессиональными компетенциями


Общие компетенции

Уметь

Знать

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составить план действия;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска.

- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

- описывать значимость своей профессии

- сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей;

- значимость профессиональной деятельности по профессии.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

- соблюдать нормы экологической безопасности.


- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


- основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии.


ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач.

- современные средства и устройства информатизации.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые).

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи.

- основы предпринимательской деятельности.

Профессиональные компетенции

ПК1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

  • соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.


  • требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания.


ПК 2.1.

Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями

  • соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.


  • требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания.


ПК3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.

  • соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.


  • требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания.


ПК4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

  • соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.


  • требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания.



ПК5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами.

  • соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.


  • требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания.




1.4. Рекомендуемое количество часов на основе программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 72 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 72 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

В том числе:


лекционные занятия

24

практические занятия

46

дифференцированный зачет

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета










2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

Введение. Безопасность жизнедеятельности.

Содержание учебного материала

2



1,2

ОК 1-11

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2

Планируемые результаты обучающихся.

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.

42


ОК 1-4,7,11

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Тема 1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (ЧС).


Содержание учебного материала





2





1,2

ОК 1,2,4

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Определение ЧС. Нормативный документ, утверждающий определение ЧС.

2

Классификация чрезвычай­ных ситуаций по природе и причине возникновения.

3

Классификация чрезвычай­ных ситуаций по ведомственной принадлежности и возможности предотвращения и характеру.

Тема 1.2. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.




Содержание учебного материала




2




1,2



ОК 1,2,3,11

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Структура и технические средства системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

2

Основные направления государственной политики в области противодействия угрозам природного и техногенного характера.

3


Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций.

Тема 1.3. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС.


Содержание учебного материала



2



1,2



ОК 1,2,4,7,11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Определение устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.

2

Подготовка объек­тов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства.

Тема 1.4. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера.

Содержание учебного материала



2



2,3

ОК 1,2,4,7,11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

1. Составление таблицы чрезвычайных ситуаций природного характера по природе возникновения и их краткая характеристика.

Тема 1.5. Чрезвычайные ситуации техноген­ного характера.

Содержание учебного материала




2




1,2



ОК 1,2,4,7,11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Определение и характеристика ЧС техноген­ного характера.

2

Классификация ЧС техногенного характера по причинам возникновения.

3

Химическое загрязнение территорий.

4

Радиоактивное загрязнение территорий.

5

Меры безопасности и профилактики при ЧС техногенного характера.

6

Техногенноопасные объекты на территории Республики Хакасия.

Тема 1.6.Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами и взрывами.

Содержание учебного материала



2



1,2

ОК

1,2,4,7 ,11

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Характеристика пожаров и их классификация.

2

Организационные и технические противопожарные мероприятия.

3

Взрывы: поражающие факторы и средства защиты.

4

Профилактика пожаров и взрывов в быту.

Тема 1.7. Гидродинамические чрезвычайные ситуации.

Содержание учебного материала



2



1,2


ОК 1,2,4,7 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

2. Классификация гидродинамических сооружений и возможных гидродинамических аварий с их краткой характеристикой, личная безопасность.

Тема 1.8. Чрезвычайные ситуации социального характера.


Содержание учебного материала





2






1,2



ОК 1,2,4,7,11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Определение и характеристика чрезвычайных ситуаций социального характера.

2

Классификация ЧС социального характера.

3

Периоды протекания ЧС социального характера.

4

Определение и характеристика экстремизма.

5

Терроризм, экстремизм в России.

6

Антитеррор.

Практические занятия



2



2,3

7

3. Составление плана учреждения (организации) по безопасности при угрозе террористического акта.

Тема 1.9. Ситуационные задачи (кейсы) по чрезвычайным ситуациям различного характера.

Содержание учебного материала




2




2,3

ОК 1,2,3,4,7 ,11

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

4. Составление ситуационных задач (кейсов) по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях различного характера.

2

Решение составленных ситуационных задач (кейсов) по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях различного характера.

Тема 1.10. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (РСЧС).

Содержание учебного материала





2





2,3



ОК 1,2,3,4,7 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия



1

5. Определение целей и задач РСЧС, прав и обязанностей граждан в ЧС по нормативным документам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (Федеральный закон от 21.12.94г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»).

Тема 1.11. Гражданская оборона (ГО).

Содержание учебного материала




2





2.3


ОК 11

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

6. Определение целей и задач гражданской обороны по нормативным документам ГО (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне").

Тема 1.12. МЧС России.

Содержание учебного материала



2



1,2


ОК 4,7,11


ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

История создания МЧС России.

2

Структура МЧС России.

3

Роль МЧС России в современном мире.

4

Задачи МЧС РФ.

Практические занятия


2


2,3

5

7. Силы и средства МЧС РФ.

Тема 1.13. Нормативно-правовая база защиты населения от ЧС.


Содержание учебного материала




2




1,2


ОК 1,2,3,4,7,11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Основные принципы и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в области чрезвычайных ситуаций.

3

Виды защитных мероприятий.

4

Правовое обеспечение безопасности (ФЗ от 21.12.94г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»).

Тема 1.14. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.



Содержание учебного материала



4


4





2,3

ОК 1,2,3,4,6 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

8. Коллективные средства защиты и их классификация.

2

9. Средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуаци­ях.

Тема 1.15. Эвакуация населения.

Содержание учебного материала





4





2,3

ОК 1,2,3,4,7,11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

10. Планирование, организация и выполнение эвакуационных мероприятий на предприятии.

Раздел 2. Основы обороны государства.

10


ОК 5,6,9,10

Тема 2.1. Национальная безопасность Российской Федерации.

Содержание учебного материала



2






1,2




ОК 5

1

Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

2

Военная Доктрина РФ.

3

Наркобизнес и его влияние на безопасность РФ.

4

Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Тема 2.2. Силовые структуры РФ.

Содержание учебного материала



2



2,3


ОК 6

Практические занятия

1

11. ФСБ РФ.

2

12. МВД РФ.

2

2,3

Тема 2.4 Вооруженные Силы Российской Федерации.

Содержание учебного материала



2



1,2


ОК 9,10

1

Структура ВС РФ.

2

Воинские должности.

3

Воинские звания.

Тема 2.5. Служба по контракту в ВС РФ.

Содержание учебного материала



2




2,3


ОК 9,10


Практические занятия

1

13. Определение правовой основы военной службы по контракту в Конституции Российской Федерации, в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

Раздел 3. Основы здо­рового образа жизни и оказания первой помощи пострадавшим.



16


ОК 3,4,6,8,9

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Тема 3. 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала



2



1,2

ОК 3

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

1

Определение здоровья человека и здорового образа жизни.

2

Факторы, влияющие на здоровье человека.

3

Влияние семьи на здоровье нации.

Тема 3.2. Вредные привычки и их влияние на здоровье и быт человека.


Содержание учебного материала






2,3

ОК 4

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

14. Инфекции, передаваемые половым путем.

2

2

15. Последствия пристрастия к курению, наркотикам и алкоголю.


2

Тема 3.3. Реанимационные мероприятия.

Содержание учебного материала



4



2,3


ОК 6

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

16. Экстренная реанимационная помощь. Первая помощь при остановке сердца, эпилептических припадках.

Тема 3.4. Первая помощь пострадавшим.



Содержание учебного материала





ОК 8

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

17. Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечениях.

2

2,3

2

18. Отработка навыков оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

2

2,3

Тема 3.5. Транспортировка пострадавших.

Содержание учебного материала



2



2,3

ОК 9

ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1, 5.1

Практические занятия

1

19. Отработка навыков транспортировки пострадавших различными способами.

Дифференцированный зачёт


2



Всего


102






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».



Оборудование учебного кабинета:

  • 30 посадочных мест;

  • 1стол преподавателя (компьютер, интерактивная доска);

наглядные пособия:

1.Стенды, оформленные по военной тематике, правилам оказания первой медицинской помощи, основам гражданской обороны;

2. Плакаты.

3.Комплекты средств индивидуальной защиты: противогазы, костюмы, аптечки.

Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска.

  2. Проектор.

  3. Компьютер.



3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень литературы

Основная:

  1. Ю.Г. Сапронов. Безопасность жиз­недеятельности. Учебник для среднего профессионального образования. - М.: издательский центр «Академия», 2012.

  2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жиз­недеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

3. Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А.. Тесты. ОБЖ 10-11 классы - М.: «Экзамен», 2011.


Дополнительная:

1. Смирнова А.Т. Основы безо­пасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. Учебное пособие для 5-11 классов. - М.: Просвещение, 2010.

2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. 5 издание.- М: издательский центр «Академия», 2008.

3. Клюев А.В. Основы военной службы. Тесты, практические задания для 10-11 классов.- легион. Ростов – на – Дону. 2011.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (последняя редакция).

6. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

7. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

8. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «Об образовании», «О противодействии терроризму».

9. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».


Интернет ресурсы:

    1. Раздел Публикации/Исследования на сайте Здоровая Россия
      http://www.fzr.ru/4.htm

    2. Портал детской безопасности
      http://www.spas-extreme.ru

    3. Детская и юношеская наркомания. Информация к размышлению...
      http://www.medline.narod.ru

    4. МедУход.ru. Первая медицинская помощь. Признаки и приемы помощи.
      http://www.meduhod.ru/deseases/firstaid.shtml

    5. Россия без наркотиков.
      http://www.rwd.ru

    6. Меры безопасности. Краткие рекомендации по поведению в экстремальной ситуации.
      http://chronicl.chat.ru/security.htm

    7. ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей.
      http://www.school-obz.org
      Разделы:

      • Наркомания

      • Пожарная безопасность

      • Психологическая безопасность

      • Природные аномалии и катаклизмы

      • Техногенные катастрофы

      • Терроризм

      • Феномены выживания

      • Первая медицинская помощь

      • ОБЖ в школе

      • БЖД в ВУЗах

    8. МЧС России
      http://www.mchs.gov.ru/

    9. Будем жить! – Школа выживания 'Vitalis'
      http://www.cross.ru/bg/

    10. Армия – призыв, отсрочка, служба…
      http://www.voenkomat.ru/

    11. Первая доврачебная помощь при травмах и заболеваниях.
      http://tourism.yaroslavl.ru/AV/medbookm.htm

    12. http://www.referatec.com/referat_32768_str_7.html

Банк рефератов на тему: Безопасность жизнедеятельности.
























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.


Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.

Умения:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составить план действия;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

- практическое занятие №7. Силы и средства МЧС РФ.

- практическое занятие №11. ФСБ РФ.

- практическое занятие №12. МВД РФ.


- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска.

- практическое занятие №1. Составление таблицы чрезвычайных ситуаций природного характера по природе возникновения и их краткая характеристика.


- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

- практическое занятие №3. Составление плана учреждения (организации) по безопасности при угрозе террористического акта.


- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

- практическое занятие №8. Коллективные средства защиты и их классификация.

- практическое занятие №9. Средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуаци­ях

- тест.

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

- практическое занятие №13. Определение правовой основы военной службы по контракту в Конституции Российской Федерации, в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

- соблюдать нормы экологической безопасности.


- практическое занятие №2. Классификация гидродинамических сооружений и возможных гидродинамических аварий с их краткой характеристикой, личная безопасность.

- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач.

- практическое занятие №18. Отработка навыков оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые).

- практическое занятие №6. Определение целей и задач гражданской обороны по нормативным документам ГО (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне").


- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


- практическое занятие №14. Инфекции, передаваемые половым путем.

- практическое занятие №15. Последствия пристрастия к курению, наркотикам и алкоголю.

- тест.

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи.

- тест.

- описывать значимость своей профессии.

- тест.

  • соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.

- практическое занятие №19. Отработка навыков транспортировки пострадавших различным способами.

Знания:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

- практическое занятие №6. Определение целей и задач гражданской обороны по нормативным документам ГО (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне").

- практическое занятие №7. Силы и средства МЧС РФ.

- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации.

- практическое занятие №7. Силы и средства МЧС РФ.

- практическое занятие №11. ФСБ РФ.

- практическое занятие №12. МВД РФ.


- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования.

- практическое занятие №1. Составление таблицы чрезвычайных ситуаций природного характера по природе возникновения и их краткая характеристика.

- практическое занятие №2. Классификация гидродинамических сооружений и возможных гидродинамических аварий с их краткой характеристикой, личная безопасность.

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности.

- практическое занятие №3. Составление плана учреждения (организации) по безопасности при угрозе террористического акта.

- практическое занятие №8. Коллективные средства защиты и их классификация.

- практическое занятие №9. Средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуаци­ях.

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений.

- практическое занятие №5. Определение целей и задач РСЧС, прав и обязанностей граждан в ЧС по нормативным документам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (Федеральный закон от 21.12.94г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»).

- сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей;

- значимость профессиональной деятельности по профессии.

- практическое занятие №13. Определение правовой основы военной службы по контракту в Конституции Российской Федерации, в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности.

- практическое занятие №2. Классификация гидродинамических сооружений и возможных гидродинамических аварий с их краткой характеристикой, личная безопасность.

- основы здорового образа жизни;

- условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии.


- практическое занятие №17. Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечениях.

- практическое занятие №19. Отработка навыков транспортировки пострадавших различным способами.

- современные средства и устройства информатизации.

- практическое занятие №6. Определение целей и задач гражданской обороны по нормативным документам ГО (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне").


- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности.

- практическое занятие №3. Составление плана учреждения (организации) по безопасности при угрозе террористического акта.


- основы предпринимательской деятельности.

- тест.

  • требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания.


- практическое занятие №16. Экстренная реанимационная помощь. Первая помощь при остановке сердца, эпилептических припадках.






4.3. ПЕРЕЧЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компетенции

Темы учебной дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами.

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Раздел 2. Основы обороны государства.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами.

Раздел 3. Основы здо­рового образа жизни и оказания первой помощи пострадавшим.