СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для студентов первого курса, по специальности 15.02.14

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для студентов первого курса специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для студентов первого курса, по специальности 15.02.14»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)




Утверждаю

Зам. директора

___________Г.Л. Полежаева






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.13 Химия























2023 г


Программа учебной дисциплины «Химия» по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Химия» и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины « Химия для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, утвержденной

на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и . гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.





Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО


Разработчик: Бовтунова Т.Н.., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО



Рассмотрено на заседании цикловой комиссии машиностроения и нанотехнологий

Протокол № 9 от «13» апреля 2023г.

Председатель ЦК ____________/Е.А.Демкина/


Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол № 6 от «20» апреля 2023 г.





















СОДЕРЖАНИЕ



1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины "Химия"........................................................................................................................
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины "Химия"..................................
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины.....................................
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины......................



4
19
28
32









1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.13 Химия



1.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Химия»
Общеобразовательная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп специальностей / профессий 15.00.00.
Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 70 часа, из которых 64 часа - базовый модуль (6 разделов) и 6 часов - прикладной модуль (1раздел), включающий практико-ориентированное содержание конкретной профессии или специальности .Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется для всех профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана.


1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цели и задачи дисциплины

Формирование у студентов представления о химической составляющей

естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.

Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

2) развить умения составлять формулы неорганических и органических

веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать

результаты химических экспериментов,

3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;

4) развить умения использовать информацию химического характера из различных источников;

5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;

6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и

технологий для развития социальной и производственной сферы.




Общие

Дисциплинарные

ОК 01

Выбирать

способы

решения задач

профессиональ

ной деятельности

применительно

к различным

контекстам

В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
a) базовые логические действия: самостоятельно формулировать актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; -определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- владеть системой химических знаний которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, 5-, р-, Ч-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность степень окисления, химическая связь моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные — соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно- восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств;




- вносить коррективы в деятельность, оценивать, соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
6) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешенияпроблем - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования впознавательной и социальной практике

неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
-уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; сформировать представления: химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
-уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема

(нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и интерпретации

информации и

информационн

ые технологии

для

выполнения

задач

профессиональ

ной

деятельности
























ОК04.

Эффективно

взаимодейство

вать и работать

в коллективе и

команде

























ОК07.

С одействовать

сохранению

окружающей

среды,

ресурсосбереж

ению,

применять

знания об

изменении

климата,

принципы

бережливого

производства,

эффективно

действовать в

чрезвычайных ситуациях










ПК 1.1. Осуществлять анализ имеющихся решений для выбора программного обеспечения для создания и тестирования модели элементов систем автоматизации на основе технического задания.


В области ценности научного познания: сформированность современному соответствующего мировозрения, уровню развития науки и общественной практики, основанного, на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовнось осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и ‘интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, тигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
— готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; 'Овладение универсальными коммуникативными действиями:
6) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
--признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека;


В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры,

понимание влияния социально-экономических

процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера

экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в

окружающей среде на основе знания целей

устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать

экологические последствия

действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской,

проектной и социальной деятельности;






- овладение навыками современного программного обеспечения для создания и выбора систем автоматизации;

-выбирать критерии современного программного обеспечения для моделирования элементов систем автоматизации;

- овладение навыками теоретических основ моделирования;

- овладение навыками  назначения и области применения элементов систем автоматизации;

- овладение навыками содержания и правил оформления технических заданий на проектирование.

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметалль") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и химических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением









- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов













- сформировать представления: о химической составляющей

естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений

природы, в формировании мышления и культуры личности, ее

функциональной грамотности, необходимой для решения практических

задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и

природной среде;

- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации














- уметь анализировать имеющиеся решения по выбору программного обеспечения для создания и тестирования модели элементов систем автоматизации;

- выбирать и применять программное обеспечение для создания и тестирования модели элементов систем автоматизации на основе технического задания;

- создавать и тестировать модели элементов систем автоматизации на основе технического задания.

ПК 1.2. Разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания.


- овладение навыками  методик построения виртуальных моделей;

программного обеспечение для построения виртуальных моделей;

- овладение навыками  теоретических основ моделирования;

- овладение навыками  назначения и области применения элементов систем автоматизации

методики разработки и внедрения управляющих программ для тестирования разработанной модели элементов систем автоматизированного оборудования, в том числе с применением CAD/CAM/CAE систем;

- уметь разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания;

- уметь использовать методику построения виртуальной модели;

использовать пакеты прикладных программ (CAD/CAM – системы) для разработки виртуальной модели элементов систем автоматизации

использовать автоматизированные рабочие места техника для разработки виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания;

ЛР 1

Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве.

– демонстрация осознания себя гражданином России и защитником Отечества, выражающего свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе;

–демонстрация сознания своего единства с народом России, с Российским государством, ответственности за развитие страны:

– демонстрация проявления готовности к защите Родины, способности аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками.

– демонстрация проявления активной гражданской позиции на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России;

–демонстрация осознанности и деятельности в выражении неприятия дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;

–демонстрация опыта гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах);

– демонстрация активной гражданской позиции на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России;

– демонстрация осознанного выражения неприятия к дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизму, терроризму, коррупции, антигосударственной деятельности;

– демонстрация опыта гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах);

– демонстрация принятия роли избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками.






ЛР 3

Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней.

– демонстрация приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости;

– демонстрация действий и оценки своего поведения и поступков, поведения и поступков других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;

– демонстрация готовности к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, способности отличать их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением;

– демонстрация неприятия социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его;

– демонстрация проявления уважения к людям старшего поколения, готовности к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

– демонстрация проявления уважения к труду человека, осознания ценности собственного труда и труда других людей;

– демонстрация экономической активности, ориентированность на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества;

– демонстрация выражения осознанной готовности к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни;

– демонстрация позитивного отношения к регулированию трудовых отношений;

–демонстрация ориентированности на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен;

– демонстрация стремления к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права.

– демонстрация приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятия традиционных ценностей многонационального народа России;

– демонстрация своей этнокультурной идентичности, осознания себя патриотом народа России, выражения чувства причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству;

– демонстрация проявления ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддержки их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права.

ЛР 6

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации.

– демонстрация ориентированности на профессиональные достижения, выражения познавательных интересов с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации.

ЛР 7

Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.

Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей.

– демонстрация осознания и выражения приоритетной ценности каждой человеческой жизни, уважения достоинства личности каждого человека, собственной и чужой уникальности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения;

– демонстрация проявления бережливого и чуткого отношения к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительности в отношении выражения прав и законных интересов других людей.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение.

– демонстрация проявления уважения законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан;

– демонстрация понимания и выражения ценности межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России;

– демонстрация сопричастности к преумножению и трансляция культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включения в общественные инициативы, направленные на их сохранение.

ЛР 9

Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде.

– демонстрация ценности жизни, здоровья и безопасности;

– демонстрация соблюдения и пропаганды здорового образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремления к физическому совершенствованию;

– демонстрация проявления сознательного и обоснованного неприятия вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде.

ЛР 10

Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них.

– демонстрация бережливого отношения к природному наследию страны и мира, проявления сформированности экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду;

– демонстрация выражения неприятия действий, приносящих вред природе, распознания опасности среды обитания, предупреждения рискованного поведения других граждан, популяризации способов сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенных в общественные инициативы, направленных на заботу о них.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике.

– демонстрация проявления уважения к эстетическим ценностям, обладания основами эстетической культуры;

– демонстрация критической оценки и проявления понимания эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей;

– демонстрация бережного отношения к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражения сопричастности к нравственным нормам, традициям в искусстве;

– демонстрация ориентированности на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта;

– демонстрация осознания ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве;

– демонстрация выражения ценностного отношения к технической и промышленной эстетике.

ЛР 12

Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

– демонстрация принятия российских традиционных семейных ценностей;

– демонстрация ориентированности на создание устойчивой многодетной семьи, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ХИМИЯ”

2.1 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

70

В т .ч


Основное содержание

64

в т .ч;

Теоретическое обучение

30

Практическое занятие

24

Лабораторные занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание (содержание

прикладного модуля) .

6

в т .ч


Теоретическое обучение

2

Практическое занятие

4

Промежуточная аттестация

дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые компитенции

1

2

3

4

Основное содержание

64


Основы строения вещества

6


Тема 1.1.

Строение атомов.

химических

элементов и

природа

химической

связи


Основное содержание

4


ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Теоретическое обучение

2

Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронна: конфигурация атома. Классификация химических элементов (5 р“, 4-элементы). Валентны электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования

Практические занятия

2

Практическое занятие №1. Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы.


2

Тема 1.2 Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева


Основное содержание

2



Практические занятия


2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.
ЛР1-ЛР12


Практическое занятие №2. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл

Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического, закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических

элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева»

2

Раздел 2. Химические реакции

10


Тема 2.1 Типы химических реакций

Основное содержание

2


ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12


Теоретическое обучение




Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления восстановления.Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного, баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и

жизнедеятельности организмов

2

Практические занятия

2

Практическое занятие №3. Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества

2

Тема 2.2 Электролитическая диссоциация и ионный обмен

Основное содержание

4


Теоретическое обучение


2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

2


Практическое занятие


Практическое занятие №4. Задания на составление ионных реакций

ПК 1.1,
ПК 1.2
ЛР1-ЛР12

Л абораторые занятия


Лабораторная работа № 1.Лабораторная работа “Типы химических реакций".

Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов.

Задания на составление ионных реакций

2


ЛР1-ЛР12

Раздел 3.


Строение и свойства химического анализа




ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины

многообразия веществ

2

Практические занятия.



Практическое занятие №5.Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре.


Практическое занятие №6. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу.

Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификатора, структурным формулам

2



Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ

Основное содержание

8



Теоритическое занятие






Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

2

ПК 1.1.
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов 1\- УП групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе.

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.

2




ПК 1.1.
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Практические занятия

2


Практическое занятие №7. Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и анфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.

Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека

2


Тема 3.3. Классификация неорганических веществ


Основное содержание

2


Лабораторные занятия

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Лабораторная работа №2. Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».

Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.

Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония

2

Контрольная работа 1. Свойства неорганических соединений

2


Раздел 4.

Строение и свойтсва неорганических веществ

24


Тема 4.1.
Классификация, строение и номенклатура органических веществ

Основное содержание

4


Теоретическое обучение

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений, Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.) высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено)

2

Практические занятия

2

Практическое занятие №8. Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)

2

О

Тема 4.2. Свойства органических веществ

сновное содержание

12


ОК 1, ОК 3, ОК 4,

Теоретическое обучение

Ф изико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения):
- предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных

источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в

природе и применение алканов;

- непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена ткак источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов

6

ОК 5, ОК 6, ОК7,

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ЛР1-ЛР12

- кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла

2


- азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризацияэтилена как основное направление его использования.

Генетическая связь между классами органических соединений

2

Практические занятия

4

Практическое занятие №9. Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения

2

Практическое занятие № 10. Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединенийотдельных классов

2

Лабораторная работа

2

Лабораторная работа № 3.“Превращения органических веществ при нагревании".

Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений напримере этана, этилена, ацетилена и др.

2

Тема 4.3.
Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека

Основное содержание

6


Теоритическое обучение

2


Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов - источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности

Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Лабораторные занятия

2


Лабораторная работа № 4. Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического сигнала сточки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества


2


Контрольная работа 2. Структура и свойства органических веществ

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

4


Скорость химических реакций. Химическое равновесие

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле - Шателье.


2

Практические занятия

2

Практическое занятие №11. Решение задач по определению скорости реакций от различных факторов

2

Раздел 6.

Растворы

4


Тема 6.1.
Понятие о растворах

Основное содержание

2


Теоретическое обучение

2


Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые! организмы определенных веществ.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12


Практическое занятие №12. Решение расчетных заданий на растворы.

2


Тема 6.2. Исследования свойств растворов

Лабораторная работа № 5. «Приготовление растворов».

Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов.

Решение задач на приготовление растворов

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7,

ПК 1.1,
ПК 1.2.

ЛР1-ЛР12

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2


Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

6

Химия в быту и производственной деятельности человека

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2


Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет)

2


Практические занятие



Практическое занятие №1. Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.


Практическое занятие № 2. Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

2






2


Промежуточная аттестация по дисциплине ( дифферинциированный зачет)



Всего.

70






3 Условия реализации учебной дисциплины ОУД 13 ХИМИЯ

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины включает:

– Программа учебной дисциплины ОУД. 13 Химия;

– Методические указания для практических занятий;

Электронная форма учебных пособий (слайд - лекции, презентации, визуальные материалы и т.п.);

– Методические указания для практических занятий;

– Библиотечный фонд с возможностью пользоваться электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).

3.2 Материально-техническое обеспечение программы дисциплины ОУД. 13 Химия

В состав материально-технического оснащения кабинета химии и лаборатории входят:

- лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Химия» входят:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, электрофицированная «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», электрофицированная таблица "Растворимость солей, кислот и оснований в воде" и др.);

  • технические средства обучения;

  • демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

  • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

  • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

  • реактивы и наборы посуды;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Химия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками по химии и технике, словарями, научной и научно-популярной литературой.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).


3.3 Информационное обеспечение обучения реализации программы

Основные источники:

1.Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Дополнительные источники:

1.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

2.Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М.: Дрофа 2010.

3.Гайдукова Б. М. Техника и технология лабораторных работ по химии. – М.: Изд. центр «Академия», 2011.

4.Ерохин Ю. М. Химия: Учебник. – М.: Мастерство, 2008.

5.Саенко О. Е. Химия для колледжей. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

6. Пустовалова Л.М. Общая химия / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7.Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

8.Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.



Интернет-источники:

1.Олимпиада «Покори Воробьевы горы» Электронный ресурс - Режим доступа: www.pvg.mk.ru

2. Образовательный сайт для школьников «Химия» Электронный ресурс - Режим доступа: www.hemi.wallst.ru.

3. Образовательный сайт для школьников Электронный ресурс - Режим доступа: www.alhimikov.net

4. Электронная библиотека по химии Электронный ресурс - Режим доступа:www.chem.msu.su.

5. Интернет-издание для учителей «Естественные науки» Электронный ресурс - Режим доступа:www.enauki.ru

6. Журнал «Химия в школе»). Электронный ресурс - Режим доступа:www.hvsh.ru

7. Журнал «Химия и жизнь»). Электронный ресурс - Режим доступа:www.hij.ru

8. Электронный журнал «Химики и химия» Электронный ресурс - Режим доступа:www.chemistry-chemists.com

9.Опыты по неорганической химии: Электронный ресурс - Режим доступа: http://shnic.narod.ru/

10.Аналитическая химия: Электронный ресурс - Режим доступа:
http://novedu.chat.ru/

11.Портал химического образования России: Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.chem.msu.su/











































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

дисциплины ОУД 13 "Химия"



Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.

Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС С00 (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содеожание

1


Раздел 1. Основы строения вещества из атомов

Формулировать базовые понятия и законы физики


1 .1

ОК 01

Строение атомов химических элементов и природа химической связи

Составлять химические

формулы соединений в

соответствии со степенью

окисления химических

элементов, исходя из

валентности и

электроотрицательности

1. Тест «Строение атомов

химических элементов и природа

химической связи».

2. Задачи на составление

химических формул двухатомных

соединений (оксидов, сульфидов,

гидридов ит.п.).

3. Задания на использование

химической символики и

названий соединений по

номенклатуре международного, союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для {оставления химических формул двухатомных соединений

(оксидов, сульфидов, гидридов и

т.п.) и других неорганических.

соединений отдельных классов

1.2

































2

ОК 01

ОК 02































Раздел 2. Химические реакции

Переодический закон и таблица Д.И. Менделеева





























Характеризовать типы химических реакций

Характеризовать химические элементы в соответствии с их положение в переодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева

























Характеризовать типы химических реакций

Тест «Металлические /

неметаллические свойства,

электроотрицательность и

сродство к электрону химических

элементов в соответствие с их

электронным строением и положением в периодической

системе химических элементов

Д.И. Менделеева».

2. Практические задания на

[установление связи между

строением атомов химических

элементов и периодическим

[изменением свойств химических

элементов и их соединений в

| Периодической системе.

3. Практико-ориентированные

теоретические задания на

Характеризацию химических

элементов: «Металлические /

неметаллические свойства,

электроотрицательность и

сродство к электрону химических

элементов в соответствие с их

электронным строением и

положением в периодической

системе химических элементов

Д.И. Менделеева»



Контрольная работа “Строение вещества и химические реакции”



2.1
















2.2







3.





3.1



























3.2





















3.3










4.





4 .1














4.2


















4.3











5.






5.1













6.





6.1






6.2




7.

ОК 01

ОК 02



























ОК 01

ПК 1.1
ПК 1.2

























ОК 01
ОК 0.2
ПК 1.1
ПК 1.2





















ОК 01

ОК 02
ОК 04













ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.2













ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 1.1.
ПК 1.2.














ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 1.1
ПК 1.2

















ОК 01

ОК 02

ПК 1.1.
ПК 1.2.















ОК 01

ОК 02

ПК 1.1.
ПК 1.2.






ОК 01

ОК 04
ПК 1.1.
ПК 1.2.


ОК 01

ОК 02

ОК04

ОК07

ПК 1.1.
ПК 1.2.


Тиры химических реакций
















Электролитическая

"диссоциация и ионный

Обмен






Раздел 3. Строение и

свойства

неорганических

веществ


































Физико-химические свойства неорганических веществ. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ
















Идентификация неорганических веществ











Раздел 4. Строение и свойства органических веществ



Классификация, строение и номенклатура органических веществ














Свойства органических соедининий

















Идентификация

органических веществ,

их значение и

применение в бытовой

и производственной

деятельности человека







Раздел 5.

Кинетические и

термодинамические

закономерности

протекания

[Кимических реакций



Скорость химических реакций. Химическое равновесие












Раздел 6. Растворы



Понятие о растворах









Исследование свойств растворов




Раздел 7. Химия в быту и в производственной деятельности человека

Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции












Составлять уравнения

Химических реакции

ионного обмена с

участием неорганических

веществ




Исследовать строение и

свойства

неорганических веществ




Классифицировать неорганические вещества в соответсвии с их строением



























Устанавливать

зависимость физико-

Химических свойств

неорганических веществ

от строения атомов и

молекул, а также типа

кристаллической решетки

















Исследовать качественные реакции неорганических веществ










Исследовать строение и свойства органических веществ



Классифицировать органические вещества в соответсвии с их строением














Устанавливать

зависимость физико-

химических свойств

органических веществ от

строения молекул.















Исследовать

качественные реакции

органических соединений

отдельных классов.








Характеризовать

влияние различных

факторов на равновесие

и скорость химических

реакций



Характеризовать влияние

концентрации

реагирующих веществ и

температуры на скорость

[химических реакций

Характеризовать влияние

изменения концентрации

веществ, реакции среды.
Температуры на смещение химического равновесия




Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками


Различать истинные растворы









Исследовать физико-химические свойства истинных растворов



Оценивать последствия

бытовой и

[производственной

[деятельности человека с

позиций экологической безопасности

1. Задачи на составление.

уравнений реакций:

— соединения, замещения,

разложения, обмена;

— окислительно-

восстановительных реакций с

использованием метода

электронного баланса.

2. Задачи на расчет массы

вещества или объёма

газов по известному количеству

вещества, массе или объёму

одного из участвующих в

реакции веществ; расчёты

[массы (объёма, количества

вещества) продуктов реакции,

если одно из веществ имеет

1. Задания на составление

молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и

солей, установление изменения

кислотности среды

2. Лабораторная работа "Типы

химических реакций

Контрольная работа

«Свойства неорганических

веществ»




Тест «Номенклатура и

название неорганических

веществ исходя из их химической

{формулы или составление

химической формулы исходя из

названия вещества по

[международной или тривиальной

номенклатуре».

2. Задачи на расчет массовой

доли (массы) химического

элемента (соединения) в

молекуле (смеси).

3. Практические задания по

классификации, номенклатуре и

химическим формулам

неорганических веществ

различных классов.

4. Практические задания на

определение химической

активности веществ в

зависимости вида химической

связи и типа кристаллической

решетки






1. Тест «Особенности химических

свойств оксидов, кислот,

оснований, амфотерных

гидроксидов и солей».

2. Задания на составление.

уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:

оксидов металлов, неметаллов и

|амфотерных элементов;

неорганических кислот,

оснований и амфотерных

гидроксидов, неорганических

солей, характеризующих их

свойства и способы получения.
3. Практико-ориентированные

[теоретические задания на

свойства и получение

неорганических веществ






1. Практико-ориентированные

задания по составлению

[химических реакций с участием

неорганических вещест

используемых для их

идентификации.

2.Лабораторная работа:

" Идентификация неорганических

веществ"



Контрольная работа “Строение и свойства органических веществ”



1. Задания на составление.

названий органических

соединений по тривиальной или

международной систематической

номенклатуре.

2. Задания на составление

полных и сокращенных

органических веществ отдельных

классов.

3. Задачи на определение

простейшей формулы

органической молекулы, исходя.

из элементного состава (в %)


1. Задания на составление

уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.

2. Задания на составление

уравнений химических реакций,

иллюстрирующих химические

свойства с учетом механизмов

протекания данных реакций и

генетической связи органических

веществ разных классов.

3. Расчетные задачи по

уравнениям реакций с участием

органических веществ.

4. Лабораторная работа

“Превращения органических

веществ при нагревании"


1.Практико-ориентированные

задания по составлению

химических реакций с участием

органических веществ, в т.ч.

используемых для их

идентификации в быту и

промышленности.

2.Лабораторная работа:

“Идентификация органических

с оединений отдельных классов’










Практико-ориентированные

теоретические задания на анализ

факторов, влияющих на

[изменение скорости химической реакции. Практико-

ориентированные задания на

применение принципа Ле-

[Шателье для нахождения направления смещения

равновесия химической реакции

ми анализ факторов, влияющих на смещение химического

равновесия







1. Задачи на приготовление

растворов.

2. Практико-ориентированные

расчетные задания на

дисперсные системы,

используемые в бытовой и

производственной деятельности

человека



Лабораторная работа
“Приготовление растворов”



Защита кейса (С учетом будущей профессиональной деятельности)