Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для учащихся начальных классов на 2020/2021 учебный год составлена на основании:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2.Основной образовательной программы начального образования
3.Устава МБОУ Юбилейненская СОШ
4.Учебного плана МБОУ школа №13 с УИОП на 2022/2023уч. год
5. Составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект".
УМК: Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2013). 1, 2, 3, 4 класс. Рабочая тетрадь –1, 2, 3, 4 класс М.: изд. РОСТ, 2013 г.
Место курса в учебном плане
Учебным планом на изучение курса «Учусь создавать проект» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс —33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Умение выделять проблему;
Умение ставить цель исследования;
Умение формулировать гипотезу;
Умение выделять объект и предмет исследования;
Умение осуществлять анализ результатов;
Умение проявлять самостоятельность при выполнении тестовых заданий;
Формы работы:
1.Работа в парах.
2.Групповые формы работы.
3.Индивидуальная работа.
4.Самооценка и самоконтроль.
5.Взаимооценка и взаимоконтроль.
Содержание программы:
«Узнаём»
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем»
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим»
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Тематическое планирование 4 класс «Наши проекты»
| Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Теоретические занятия | Практические занятия | Контрольные задания |
1 | «Узнаём» | 8 | 2 | 6 | |
2 | «Исследуем» | 11 | 2 | 8 | 2 |
3 | «Творим» | 12 | 1 | 9 | 1 |
4 | «Представляем» | 2 | | 1 | 2 |
| Всего часов | 33 | 5 | 24 | 5 |
Календарно-тематический план 4 класс «Наши проекты»
| | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Контрольные задания |
| план | факт |
| 1 | Твои интересы и увлечения | 1 | 05-09.09 | | тест |
| 2 | Виды проектов | 1 | 12-16.09 | | |
| 3 | Исследовательско-творческий проект. | 1 | 19-23.09 | | |
| 4 | Творческий проект | 1 | 26-30.09 | | |
| 5-6 | Ролево-игровой проект | 2 | 03-07.10 17-21.10 | | |
| 7-8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. | 2 | 24-28.10 31-03.11 | | |
| 9-10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | 07-11.11 14-18.11 | | |
| 11 | Информационно-ориентированный проект | 1 | 28-02.12 | | |
| 12 | Практико-ориентированный проект | 1 | 05-09.12 | | |
| 13-14 | Монопредметный проект | 2 | 12-16.12 19-23.12 | | проект |
| 15 | Межпредметный проект | 1 | 26-30.12 | | |
| 16 | Виды презентационных проектов | 1 | 09-13.01 | | |
| 17 | Виды презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | 1 | 16-20.01 | | |
| 18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | 23-27.01 | | |
| 19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | 30-03.02 | | |
| 20-21 | Работа с «Памяткой» при подготовке публичного выступдения | 2 | 06-10.02 13-17.02 | | Мини-выступление |
| 22-23 | Работа с «Памяткой» по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | 27-03.03 06-10.03 | | |
| 24 | Типичные ошибки проектантов | 1 | 13-17.03 | | |
| 25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | 20-24.03 | | |
| 26 | Программ MPP. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | 27-31.03 | | |
| 27 | Программа MPP. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | 10-14.04 | | |
| 28 | Практическая работа | 1 | 17-21.04 | | |
| 29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 | 24-28.04 | | тест |
| 30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | 02-05.05 | | |
| 31 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей абзацев | 1 | 10-12.05 | | |
| 32 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | 15-19.05 | | проект |
| 33 | Пожелания будущим проектантам Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы Мудрого Дельфина на лето. | 1 | 22-26.05 | | |
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО ______________ О.А. Афентьева Протокол № _____ от " " _____2022 г. | «Согласовано» Зам. директора по ВР ____________Е.А. Мазохина " " ______ 2022 г. | | |