Общеобразовательное учреждение
«Луговская школа»
Таврического района Омской области
Согласовано Зам.директора по ВР ________Н.И. Назарюк. «___»________2020г. | Утверждаю Директор ОУ «Луговская школа» _______Л.И. Бугаёва «___»_______2020г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
Объединение
эколого-биологической направленности
«ЭКО-дружина»
на 2020 – 2021 учебный год
(возраст 10 – 15 лет, срок реализации 1 год)
Составитель:
Шнякина Марина Юрьевна
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
с. Луговое
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «ЭКО-дружина» для 5- 9 классов
имеет эколого-биологическую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в сфере эколого-биологического направления - это воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Направленность программы «ЭКО-дружина» является программой эколого-биологического направления, предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации -1 год. Программа нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. Однако теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эколого-биологических наук, способных решать современные экологические проблемы и задачи развития личности в целом.
Новизна программы «ЭКО-дружина» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цель программы «ЭКО-дружина»:
Воспитать экологическую культуру личности подростков, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и охране природы
Задачи:
— расширить и углубить знания ребят о ценностном восприятии живой природы;
— формировать знания о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
— способствовать любознательности, расширять кругозор учащихся;
— формировать бережное отношение к живой природе;
— воспитывать у учащихся культуру труда.
На дополнительное образование по программе отводится 35 часов – по 1 часу в неделю. Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе, проходят инструктаж.
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях.
Программа соответствует требованиям ФГОС и позволяет получить результат соответствующий результатам изучения предметной области «Естественнонаучные предметы», которые в соответствии с ФГОС должны содержать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно - научных представлений о
картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рациональпого природапользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для эколого-биологического развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс эколого-биологического развития школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что эколого-биологическое развитие школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческими ценностями. Необходимо, чтобы эколого-биологические знания помогали растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в окружающем мире.
Принцип коллективности предполагает, что эколого-биологического воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослом коллективе дает юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, природой родного края.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие. В программе предусмотрены социальные проекты.
Принцип диалога культур предполагает:
Рассмотрение эколого-биологического развития как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
Рассмотрение коллективного эколого-биологического развития как диалога культур всех участников коллектива;
Рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов эколого-биологического деятельности
Принцип поддержки самоопределения младшего подростка Самоопределение в эколого-биологического деятельности – процесс формирования личностью собственного и ответственного социального отношения к действительности. Все это происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга восприятия, переживания, понимания.
А также:
принцип доступности;
принцип межпредметных связей;
принцип наглядности;
принцип системности и преемственности, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющий соблюдение установок «от простого – к сложному», « от частного – к общему»;
принцип дифференциации и индивидуализации предусматривающий создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребенка, предполагающий реализацию индивидуальных потребностей школьников.
Программа дополнительного образования «ЭКО-дружина» позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам филологического цикла, МХК, технологии, музыки, с воспитанием личности младшего подростка и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.)
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по экологическому образованию.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами экологического образования, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Категория участников: данная рабочая программа дополнительного образования предназначена для работы с обучающимися 5 – 9 классов основной школы. Рассчитана на детей 10-15 лет. Реализуется за 1 год, 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов, 35 учебных недель).
Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Проведение 1 раз в неделю по 1 часу: 35 часов в год.
Планируемые результаты дополнительного образования:
Личностные результаты:
— Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
— Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результататы:
— умение работать с разными источниками информации;
— овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
— умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
— способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Предметные результататы:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
— выделение особенностей строения и процессов жизнедеятельности растений;
— приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
— объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
— сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
— выявление приспособлений растений к среде обитания;
— овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
— знание основных правил поведения в природе;
— анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
— знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
— соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
— освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
— овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
2. Учебно-тематический план (35 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Блок 1 Мир глазами эколога (5 часов) |
1 | Экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. | 1 | | |
2 | Экологические связи на примерах растений и животных Омской области. | 1 | | |
3 | Глобальные проблемы экологии | 1 | | |
4 | Что такое экологическая катастрофа. | 1 | | |
5 | Примеры экологических катастроф. | 1 | | |
Блок 2 Моё село – 5 часов. |
6 | Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к реке Ачаирка) | 1 | | |
7 | Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к реке Ачаирка) | 1 | | |
8 | Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (озеленение поселка). | 1 | | |
9 | Пути решения экологических проблем своего села. Подготовка к проекту. | 1 | | |
10 | Пути решения экологических проблем своего села (проект). | 1 | | |
Блок 3 Птицам наша забота – 3 часа. |
11 | Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | 1 | | |
12 | Практическая деятельность по изготовлению кормушек. | 1 | | |
13 | Практическая деятельность по изготовлению кормушек. | 1 | | |
Блок 4 Охрана растений Омской области – 5 часов. |
14 | Особенности внешнего строения растений. | 1 | | |
15 | Особенности распространения растений. | 1 | | |
16 | Лекарственные растения и их охрана. | 1 | | |
17 | Составление устного журнала «Зелёная книга». | 1 | | |
18 | Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!» (в преддверии новогодних праздников). | 1 | | |
Блок 5 Животные Омской области, которым угрожает исчезновение – 5 часов. |
19 | Немного об охоте | 1 | | |
20 | Немного о рыбной ловле. | 1 | | |
21 | «Красная книга» животных родного края. | 1 | | |
22 | «Красная книга» животных родного края. | 1 | | |
23 | Заочное путешествие по заповедникам своего края. | 1 | | |
Блок 6 Человек в созданной им среде – 8 часов. |
24 | Экология жилища человека. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях. | 1 | | |
25 | Экология питания. Правильная пища | 1 | | |
26 | Экология воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Охрана атмосферного воздуха в г. Омске | 1 | | |
| 27 | Охрана атмосферного воздуха в г. Омске | 1 | | |
| 28 | Экология почвы. | 1 | | |
| 29 | Практическая деятельность по выявлению состава почвы села Луговое | 1 | | |
| 30 | Практическая деятельность по выявлению состава почвы села Луговое | 1 | | |
| 31 | Экскурсия в Аграрный институт г.Омска | 1 | | |
| Блок 7 Передаём свои знания – 4 часа. |
| 32 | Презентация результатов своей деятельности. | 1 | | |
| 33 | Подготовка и проведение бесед экологического содержания для учащихся других классов. | 1 | | |
| 34 | Подготовка и проведение бесед экологического содержания для учащихся других классов. | 1 | | |
| 35 | Подготовка и проведение КВНов экологического содержания для учащихся других классов. | 1 | | |
3. Содержание программы дополнительного образования с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Блок 1. Мир глазами эколога. (5 ч)
· Экология – наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. «экос» – дом, «логос» – учение).
· Сущность и значение экологии.
· Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
· Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
· Глобальные проблемы экологии.
· Что такое экологическая катастрофа.
· Примеры экологических катастроф.
Сравнивают объекты природы и рукотворного мира.
Рассуждают о живой и неживой природе, их отличиях.
Говорят о связи между живой и неживой природой.
Адекватно передают информацию о растениях и животных нашего края, моделируют (понимают, читают, воспроизводят знаковую модель).
Выявляют круг вопросов изучаемых в теме. Ставят задачу. Готовят необходимые принадлежности.
Адекватно передают информацию об экологических катастрофах, исправляют ошибки в чужой работе, в своей работе.
Приводят примеры экологических катастроф, рассуждают, спорят.
Блок 2. Моё село. (5 ч)
· Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
· Пути решения экологических проблем своего города.
· Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
· Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Стремятся к получению новых знаний, проявляют активность в совместной учебной деятельности.
Осуществляют практическую деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к реке Ачаирка), уборка пришкольной территории.
Выявляют экологическую ситуацию в поселке, показывают сопричастность каждого к будущему нашего поселка.
Ищут пути решения экологических проблем, строят понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействуют под руководством учителя.
Оформляют найденные пути решения экологических проблем и представляют их в мини-проектах.
Блок 3. Птицам наша забота. (3 ч)
· Изучение разнообразия птиц родного края.
· Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
· Составление «Красной книги» исчезающих видов птиц родного края.
· Охрана птиц зимой.
· Практическая деятельность по изготовлению кормушек.
Изучают разнообразие птиц родного края.
Исследуют причины сокращения численности редких птиц, разрабатывают необходимые меры их охраны.
Составляют «Красную книгу» исчезающих видов птиц родного края.
Работают над темой «Охрана птиц зимой».
Осуществляют практическую деятельность по изготовлению кормушек
Блок 4 Охрана растений Омской области. (5 ч)
· Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
· Растения, нуждающиеся в защите.
· Особенности их внешнего строения и распространения.
Лекарственные растения и их охрана.
· Составление устного журнала «Зелёная книга».
· Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!» (в преддверии новогодних праздников).
Слушают и слышат учителя, другого ученика, понимают инструкцию; строят понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничают под руководством учителя.
Видят, чувствуют, понимают, знают, что создано природой – этическое отношение к природе.
Распознают встречающиеся в нашей местности лекарственные растения.
Выявляют особенности их внешнего строения и распространения
Составляют устный журнал «Зелёная книга».
Готовят и проводят экологическую акцию «Не рубите, люди, ёлок!» (в преддверии новогодних праздников
Блок 5. Животные Омской области, которым угрожает исчезновение. (5 ч)
· Разнообразие животного мира своего региона.
· Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
· Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.
· Немного об охоте и рыбной ловле.
· «Красная книга» животных родного края.
· Заочное путешествие по заповедникам Омской области.
Узнают о разнообразии животного мира своего региона, об особенностях их внешнего вида, распространения, поведения.
Узнают о причинах сокращения численности редких животных и мерах их охраны.
Составляют «Красную книгу» животных родного края. Презентуют полученный продукт.
Осуществляют виртуальную экскурсию по заповеднику своего края «Омский лес».
Блок 6. Человек в созданной им среде. (8 ч)
· Человек – часть природы.
· Его отношение к окружающей среде.
· Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
· Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.
· Экология жилища человека.
· Экология питания.
· Правила личной экологической безопасности.
· Экономика и экология.
· Задачи экологии и две стороны экономики.
· Влияние экономики на экологию.
Беседуют по теме «Человек – часть природы». Говорят о его отношении к окружающей среде, о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Разрабатывают меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Беседуют по теме «Экология питания». Разрабатывают правила личной экологической безопасности. Работают над темой «Охрана птиц зимой». Осуществляют практическую деятельность по изготовлению кормушек. Слушают и слышат учителя, другого ученика, понимают инструкцию; строят понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничают под руководством учителя. Организовывают конкурс стихов о природе.
Блок 7. Передаём свои знания. (4 ч)
· Изготовление условных знаков, экологических памяток.
· Презентация результатов своей деятельности.
· Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.
Изготовляют условные знаки, экологические памятки. Презентуют результаты своей деятельности. Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.
Формы организации и виды деятельности:
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
– по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);
– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);
– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается для организации внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.
В целом занятия позволят реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Формы организации и виды деятельности:: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный Театрализованные игры Визуализация (рисунок, лепка из пластилина интеллектуальные игры, решение проблемных задач.
.• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Фронтальная, групповая, индивидуальная. работа . Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности
Блок организационных мероприятий.
Экологический сбор – «огонек». Разведка экологических бед. Организация экоцентра. Организация экологического общества.
Блок познавательных мероприятий.
Игра-путешествие «Эколог». Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». «Живая газета» – «Экологический вестник». Экологическая викторина (темы или разделы: «Охраняемые растения Омской области», «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные края», «Предприятия – загрязнители Омской области»). Турнир знатоков житейских премудростей (народных примет, лекарственных растений и др.). «Музей природы» на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике (в жанре детектива, приключения, сказки, романа). Игры: «Робинзоны», «Лесная аптека», «Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли», Пресс-бой на темы: «охрана природы в нашей и зарубежных странах», «Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», «Молодежь и борьба за чистую Землю». Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические экскурсии. Экологическая тропа (оборудование и проведение экскурсий). Устный экологический журнал. ЭКТД «Экоград» (после посещения: ботанического сада, заповедника, зоопарка, картинной галереи, музей природы). Конкурсы фанпроекта: «Город будущего», «Транспорт будущего», «Человек в подводном мире».
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии: «Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?», «Нужны ли заповедники?», «Есть ли в природе вредные животные?».
3. Блок просветительской работы
Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, «Природа и фантазия». Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД «Полиграфический комбинат» (изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания). Выставки «Зимний букет», «Новогодний букет».
4. Блок практических мероприятий.
Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Рейды «голубых» и «зеленых» патрулей. Экопосты. Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов. Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг (слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы). Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: «Подснежник», «Первоцвет», «Новый год», «Малые реки», «Муравейник», «Родничок», «Птицеград», «Красная тетрадка», «Тропинка», «Зеленый наряд Земли», «Зеленая аптека», «Мой двор – моя забота».
5. Блок развлекательных мероприятий.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер. Кольцовка песен о природе. Вечер «Человек и природа». Лесной карнавал. Конкурс «Природа и фантазия». Кукольный театр. Конкурсы стихов о природе.
4. Контрольно-оценочные средства программы дополнительного образования:
Формы подведения итогов
В течение года реализации программы учащиеся:
- познакомятся с кабинетами биологии и химии;
- совершат различные познавательные виртуальные экскурсии;
- примут участие в выставках, устных журналах, в заседаниях круглого стола;
- проведут различные конкурсы, игры;
- поставят учебные опыты и эксперименты;
- проведут практические работы.
Достоверность полученных результатов подтвердит портфолио учащихся.
5. Условия реализации программы дополнительного образования:
Формы и методы
На занятиях используются методы:
• Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
• Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
• Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
• Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
• Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
• Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
• Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
6. Литература:
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Беккер И.П. Времена года. М.: Творческий Центр, 2001
Воронков Н. А. Экология. Общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения// Педагогика.-2009.-№10.-С.46-50.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.
Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.
Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.
Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.
Симонова Л. П, Этические беседы по экологии. М.: Агар, Мик, 1998
Тоболкина, И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации // Одаренный ребенок.-2009.-№3.-С.48-59.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Протокол результатов опросного листа №2
№ п/п | Ф.И. ребенка | Ответы на вопросы (+, -) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №2.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого и среднего уровней.
Показатель высокого уровня предполагает достижения обучающегося к результатам второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).