Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»
«Согласовано» Педагогическим советом МАОУ Лицей №1 Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МАОУ Лицей № 1 ___________ / _______________________ «____» ________ 20___ г. | «Утверждаю» директор МАОУ Лицей № 1 ____________ / Е.Н. Куксенко Приказ № ____ от «____» ________ 20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарная
«Школьный дом дружбы»
Возраст: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель программы:
Шиндорикова Оксана Викторовна,
педагог дополнительного образования
Красноярск, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный дом дружбы" разработана для 1-4 классов на основе требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286).
Цель программы: формирование и развитие компетенций обучающихся, гармонизации межнациональных отношений, приобщение к культурным ценностям всех народов, проживающих на территории г. Красноярска для дальнейшего укрепления единства и целостности общества.
Задачи:
формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства патриотизма;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, народного творчества и традиций, создание в обществе атмосферы уважения к культурным ценностям народов, населяющих г. Красноярск;
укрепление взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов;
содействие сохранению и развитию материального и нематериального культурного наследия народов г. Красноярска.
Содержание программы поможет учащимся расширить и углубить знания в межнациональных отношениях, приобщит к культурным ценностям всех народов, усовершенствует учащихся в
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
владение знаниями о своей родной культуре и культуре межнациональных стран, умение использовать их в ситуациях межкультурного общения;
формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
толерантное отношение к представителям межнациональных культур.
Метапредметные результаты:
умение сравнивать и сопоставлять исторические и культурные явления и факты;
умение находить различия и сходства родной и межнациональной культур;
умение обладать коммуникабельностью, это позволит каждому ученику выстраивать и поддерживать хорошие взаимоотношения разных национальностей, находить подход к особому собеседнику;
умение самостоятельно определять цели и своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
смысловое чтение, умение находить в тексте важные для решения задачи параметры;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- используют на практике знания, умения и навыки по иностранным языкам;
-владеют пороговым и пороговым продвинутым уровнем коммуникативной компетенции.
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях различного уровня;
- участие в конкурсах творческих проектов различного уровня.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- развитие фантазии, образного мышления, воображения;
- выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.)
-формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Для организации и грамотного проведения занятий имеется отдельный, хорошо освещенный кабинет, отвечающий всем санитарно-гигиеническим нормам. Помещение оборудовано:
- столами и стульями, соответствующими возрастному диапазону учащихся;
- мебелью для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: компьютер, принтер, интернет, МР3 проигрыватель, проектор, экран.
Информационное обеспечение:
- аудио файлы,
- презентация,
- фото,
- интернет – источники,
- книги.
Структура курса
№ | Название темы | Количество часов |
| Вводное занятие. Знакомство. Дружба | |
| День народного единства | |
| День толерантности | |
| Культурные традиции разных народов | |
| Международный день родного языка | |
| Мир национальностей | |
| Неделя сказок народа | |
| Моя малая Родина | |
| Пусть всегда будет дружба | |
| Обобщение материала | |
| Итого: | 102 |
Календарно-тематическое планирование
| тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Место проведения |
1 | Знакомство с представителями национальностей в нашем Лицее | 3 | сентябрь | |
| Сотрудничество и дружба Лицея с Домом дружбы . | 2 | сентябрь | |
2 | Классный час: « Мир национальностей» | 2 | сентябрь | |
3 | Разговор о важном «День народного единства» | 2 | октябрь-ноябрь | |
4 | Оформление тематического стенда , посвященный Дню Народного Единства | 2 | октябрь-ноябрь | |
5 | Акция « Рука Дружбы» посвящённому дню толерантности. | 2 | ноябрь | |
6 | Конкурс рисунков и плакатов : « Мы вместе» посвященному дню толерантности. | 2 | ноябрь | |
7 | Викторины: « Толерантность –искусство жить вместе». | 3 | ноябрь | |
8 | День матери. «Наши мамы-лучше всех» Выставка работ мам вместе с детьми. | 3 | ноябрь | |
9 | Совместный проект с детьми и родителями , по изготовлению и показу народных костюмов , проживающих на территории Красноярского Края | 4 | декабрь | |
10 | Праздник песен, танцев и игр народ мира . Вместе дружная семья. | 2 | декабрь | |
11 | Интернациональный Новый год . Конкурс тематических костюмов. | 3 | декабрь | |
12 | Заседание дома дружбы | 9 | Каждую четверть | |
13 | «Язык» - у каждого он свой. Рассказы и интересные истории на своём родном языке. | 2 | январь | |
14 | День родного языка. Видео презентации своей семьи., видеоролики и видео фильмы. | 3 | январь | |
15 | Рождественские традиции разных народов. | 4 | январь | |
16 | Конкурс рисунков. « Моя национальность» | 2 | январь | |
17 | Неделя сказок народов мира. | 2 | февраль | |
18 | Выставка рисунков и стен газет. Тема « Мой сказочный герой». | 2 | февраль | |
19 | Мы разные , но мы вместе. Игры по станции. | 4 | февраль | |
20 | Спортивные семейные эстафеты « Папа, мама и я» | 3 | Март | |
21 | Тематические часы для классов национальностей. | 9 | В течении года | |
22 | Пусть всегда будет дружба. Беседы с народами, традиции, обмен опытом. | 3 | март | |
| Конкурс рисунков . « Пусть всегда будет доужба» | 2 | апрель | |
23 | Участие в большом этнографическом журнале. | 5 | апрель | |
24 | День здоровья . Для всех семей Дома Дружбы. | 5 | апрель | |
25 | Самые интересные , забавные национальные виды спорта. | 5 | май | |
26 | Праздничное мероприятие . | 3 | май | |
Содержание курса
Тема 1. Примеры задач по информатике. Основные термины.
Тема 2. Моделирование
Анализ информационных моделей. Графы. Поиск путей в графах. Табличные модели.
Тема 3. Информация и ее кодирование
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Кодирование информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование текстовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Кодирование чисел в разных системах счисления. Сравнение чисел в разных системах счисления.
Тема 4. Основы логики
Основные логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Сложные запросы для поисковых систем. Проверка истинности логического выражения.
Тема 5. Программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Файловая система. Доменная система имен. Поисковые средства операционной системы.
Тема 6. Алгоритмизация и программирование
Повторение основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение. Способы описания алгоритмов. Выполнение алгоритмов для исполнителя. Выполнение и анализ простых алгоритмов. Программирование линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов. Анализ алгоритмов с условным оператором. Разработка алгоритмов в среде формального исполнителя или в среде программирования. Решение задач повышенной сложности.
Тема 7. Обработка числовой информации в электронной таблице
Электронные таблицы. Организация вычислений в электронной таблице. Средства анализа и визуализации данных.
Тема 8. Обработка текстовой информации
Создание текстового документа. Форматирование текста в среде текстового редактора. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Таблицы.
Тема 9. Мультимедиа
Создание презентации.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
| Примеры задач по информатике. Основные термины. | 3 |
| Анализ информационных моделей. | 3 |
| Графы. | 3 |
| Табличные модели. | 3 |
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 3 |
| Кодирование информации. Единицы измерения информации. | 3 |
| Алфавитный подход к определению количества информации. | 3 |
| Кодирование текстовой информации. | 3 |
| Позиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. | 3 |
| Кодирование чисел в разных системах счисления. Сравнение чисел в разных системах счисления. | 3 |
| Основные логические операции. | 3 |
| Диаграммы Эйлера-Венна. | 3 |
| Сложные запросы для поисковых систем. | 3 |
| Проверка истинности логического выражения. | 3 |
| Файловая система. | 3 |
| Доменная система имен. | 3 |
| Поисковые средства операционной системы. | 3 |
| Повторение основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение. | 3 |
| Способы описания алгоритмов. | 3 |
| Выполнение алгоритмов для исполнителя. | 3 |
| Выполнение и анализ простых алгоритмов. | 3 |
| Программирование линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов. | 3 |
| Анализ алгоритмов с условным оператором. | 3 |
| Разработка алгоритмов в среде формального исполнителя или в среде программирования. | 3 |
| Решение задач повышенной сложности. | 3 |
| Электронные таблицы. | 3 |
| Организация вычислений в электронной таблице. | 3 |
| Средства анализа и визуализации данных. | 3 |
| Создание текстового документа. | 3 |
| Форматирование текста в среде текстового редактора. | 3 |
| Форматирование символов и абзацев. | 3 |
| Таблицы. | 3 |
| Создание презентации. | 5 |
| Обобщение материала. | 1 |
| Итого: | 102 |
Список литературы:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)