СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный глобус»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный глобус»»

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебный план.

  3. Календарно-тематический план.

  4. Содержание программы.

  5. Ожидаемые результаты к концу обучения.

  6. Диагностика достижений.

  7. Условия реализации программы.

  8. Литература.

  9. Приложения.





































Пояснительная записка


«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды» [7].

Из ежегодного послания президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию 2018 года.

Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания учащихся через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

Основная цель курса: привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний, вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической культуры личности.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

  2. познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
    деятельности в природе;

  3. выработать умения давать оценку экологического состояния
    экосистемы;

  4. сформировать потребность в природоохранной деятельности
    посредством проведения экологических акций;

  5. научиться новым педагогическим технологиям -проектированию и моделированию.

Учащиеся должны знать: природу родного села, (флору, фауну, агроклиматические ресурсы, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования, методики.

Учащиеся должны уметь:

1) проводить мониторинг, анализировать и систематизировать полученные данные, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать;

  1. работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать
    собранные материалы для написания творческих работ, рефератов, экопроектов;

  2. пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые
    заседания, выступать на экологических конференциях, организовывать и проводить массовые мероприятия с младшими школьниками.


Программа рассчитана на 144 часа (один год обучения) – 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа)

Содержание программы

Природа нашей местности 16 часов

Предмет и задачи курса «Волшебный глобус». Значение экологических знаний в жизни человека. Особенности природы р.п.им.В.И.Ленина, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы. Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая работа. Подготовка природного материала для общебиологических исследований.

Наша экологическая тропа 18 часов

Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности. Практическая работа «Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с объяснением биолого-экологических объектов».

Воздушная оболочка нашей местности 20 часов

Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ полученных результатов исследований.

Лабораторная работа:Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников [6].

Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого CO2.[6].

Лесные богатства села 18 часов

Общая характеристика лесных экосистем, кустарников и полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика лесных фитоценозов (лекарственных растений). Методы геоботанических исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность лесов села: видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Виды древесных пород, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении и преумножении лесных богатств. Проведение природоохранных акций: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».

Практические работы: 1. Описание лесного фитоценоза [6].

2. Фенологические наблюдения в лесу [5].

3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса.

Радиационное загрязнение окружающей среды 30 часов

Понятие радиация, её виды. Выполнение исследовательской работы по радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека. Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением.

Исследовательская работа:Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения [5].

Агроклиматические ресурсы села 10 часов

Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природно-хозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села. Особенности климата.

Практическая работа: 1. Работа с почвенной картой-схемой.

2. Исследование механического состава различных типов почв [5].

Водные ресурсы села 20 часов

Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация вод села.

Малые реки, ее обитатели и экология. Пруды. Подземные воды.

Исследовательская работа: 1. Описание родника. Мониторинг состоянияродника — охраняемого объекта нашего села.

Практические работы: 1. Описание речки.

2. Изучение биоценозного водоема [6].

3. Работа с литературой. Подготовка сообщений

оводоемах.

4. Сравнительный анализ состояний водных

Биоценозов [6].

Антропогенное влияние на природу села 12 часов

Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

Практическая работа: 1. Сравнительный анализ состояния различных

биоценозов в пределах села [5].

2. Изучение загрязненности бытовым мусором
окрестностей села.


















Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1 «Природа нашей местности» (16 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Введение. Значение экологических знаний в жизни людей

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

Тесты, собеседование, практическая работа

2.

Особенности природы села Святославка, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, экологические проблемы

6

Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой Ульяновской области. Экскурсия в природу

Тесты, сообщения,проверочная работа

3.

Антропологический фактор

4

Экскурсия с практикой. Лекция с элементами беседы

Тесты, практическая работа

4.

«Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов

4

Лекция с элементами беседы. Экскурсия по селу. Подбор материалов для общебиологических исследований

Отчёт о проделанной работе, тесты, дискуссия

итого

16



РАЗДЕЛ 2 «Наша экологическая тропа» (18 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Наша экологическая тропа. Определение маршрута

4

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Экскурсия в природу. Определение маршрута

Тесты, практическая работа


2.

Составление карты-схемы маршрута экологической тропы


4


Практикум

Практичес-кая работа, сообщения

3.

Виды деятельности на экологической тропе

6

Экскурсия. Практикум. Экологический симпозиум

Тесты, составление коллекции


4.

«Экологическое состояние нашего села»


4


Семинар. Экологический диспут


Дискуссия, тесты

итого

18




РАЗДЕЛ 3 «Воздушная оболочка нашей местности» (20 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля


1.

Методы оценки качества окружающей среды


8

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Практикум. Лабораторная работа


Тесты, исследова-тельская работа


2.


Определение уровня загрязнённости воздуха


10

Проведение исследовательской деятельности. Практикум на местности

Зачёт, проект

3.

«Воздух, которым мы дышим»

2

Семинар

Сообщения


итого


20




РАЗДЕЛ 4 «Лесные богатства села» (18 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Введение

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии.

Тесты, практическая работа

2.

Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства

8

Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа. Экскурсия..

Дискуссия, тесты

3.

Деревья Красной книги

2

Семинар

Сообщения

4.

Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств

2

Лекция с элементами беседы. Экскурсия в школьный музей.

Сообщения

5.

Природоохранная деятельность «Если не мы, то кто?»

4

Оформление листовок. Практическое занятие.

Тесты, отчёт обучающих-ся

итого

18




РАЗДЕЛ 5 «Радиационное загрязнение окружающей среды» (30 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля


1.


Знакомство с методиками исследования



4


Лекция с элементами беседы. Анализ научной литературы



Отчёт, тесты


2.

Подготовка природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях»



12




Экскурсия. Сбор природного материала. Исследовательская работа


Проект, тесты

3.

Описание работы

10

Оформление результатов работы. Круглый стол (обобщение и систематизация). Семинар

Практичес-кая работа

4.

Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека

4

Экологический симпозиум

Защита проектов



30



РАЗДЕЛ 6 «Агроклиматические ресурсы села» (10 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Введение

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

Тесты

2.

Понятие почвы, ее свойства


4

Работа с картой Кемеровской области, с почвенной картой-схемой. Практическая работа



Зачёт

3.

Характеристика почв природно-хозяйственных зон

2

Практикум «Характеристика качества почвы с помощью растений индикаторов». Экскурсия на карьер.

Рефераты

4.

Характеристика почв природно-хозяйственных зон

2

Лекция с элементами беседы, практическая работа «Исследование механического состава различных типов почв»

Сообщения, тесты

итого

10




РАЗДЕЛ 7 «Водные ресурсы села» (20 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Введение

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

Сообщения


2.

Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов



4


Практическая работа «Описание родника»


Тесты, отчёт

3.

Методики описания реки, родника

4

Практическая работа. Исследовательская работа.

Зачёт

4.

Методы изучения биоценоза водоемов

4

Беседа, лекция. Практическая работа.

Тесты

5

Биоиндикация вод села

2

Лекция с элементами беседы. Практическая работа.

Проект

6

Реки. Малые реки, ее обитатели и экология

4

Практическая работа «Сравнитель-ный анализ состояния водныхбиоценозов»

Тест

7.

Пруды. Подземные воды


2

Лекция с элементами беседы

Дискуссия


итого

20




РАЗДЕЛ 8 «Антропогенное влияние на природу села» (12 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1.

Введение

2

Вводная лекция с элементами беседы

Тесты, сообщения



2.

Региональные и локальные проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов



8


Лекция с элементами беседы. Практические работы. Экскурсия.

села


Дискуссия, тесты, зачёт


3.

Последствия данного воздействия



2

Экологический мониторинг

Экологичес-кая конференция


Практичес-кая работа

итого

12



всего

144






Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Всего

Теоретичес-ких

Практичес-ких

1.

Природа нашей местности

Введение. Значение экологических знаний в жизни людей

2

2


2.

Особенности природы села

2

1

1

3.

Принципы организации биологического мониторинга

2

2


4.

Экосистемы, экологические факторы

2

1

1

5.

Антропологический фактор

2

1

1

6.

Антропогенные факторы среды

2

2


7.

«Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов

2

1

1

8.

Подборка природного материала для общебиологических исследований

2


2



16



1.

Наша экологическая тропа Определение маршрута

2


2

2.

Определение маршрута

2


2

3.

Составление карты-схемы маршрута экологической тропы

2

1


4.

Составление карты-схемы

2

1

1

5.

Виды деятельности на экологической тропе

2

2


6.

Описание природных экосистем данного маршрута

2

2


7.

Определение объектов для исследовательской деятельности

2

1

1

8.

Семинар «Экологическое состояние нашего села»

2

2


9.

Влияние экологического состояния нашего села на здоровье людей

2

2




18




1.

Воздушная оболочка нашей местности

Знакомство с методами оценки качества среды


2


2


2.

Оценка качества среды методами биоиндикации


2


1


1

3.

Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха


2


2



4.

Лабораторная работа:

Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников


2



2


5.

Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого в атмосферу CO2


2


2


6.

Знакомство с методикой проведения работы. Подбор данных


2


1


1

7.

Обработка результатов работы

2


2

8.

Анализ результатов

2

1

1

9.

Оформление проектных работ

2


2

10.

Семинар «Воздух, которым мы дышим»

2

2




20



1.

Лесные богатства села

Вводное занятие

2

2



2.

Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства. П/р № 1.


2


1


1


Характеристика лесных фитоценозов. Методы геоботанических исследований


2


1


1

3.

Определение растений. Методы описания пробных площадок


2


1


1

4.

Уникальность лесов села. Экскурсия в зимний лес. П/р № 2.


2




2

5.

Породы деревьев Красной книги. П/р № 3.

2

2



6.

Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств. Знакомство с материалами школьного лесничества «Сосенка»



2


2



7.

Оформление экологических листовок: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина»



2



2

8.

Экологическое мероприятие, посвящённое природоохранной деятельности «Если не мы, то кто?»

2


2



18



1.

Радиационное загрязнение окружающей среды

Введение


2


2



2.

Знакомство с методиками исследования


2


2


3.

Подбор природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях»


2



2

4.

Взятие проб

2


2

5.

Определение объекта и предмета исследования

2

2


6.

Определение продолжительности жизни хвои

2


2

7.

Экспресс-оценка загрязнения воздуха по классу повреждения хвои (с пом. табл.)

2


2

8.

Определение уровня радиационного загрязнения воздуха (с пом. табл.)

2


2

9.

Сравнительный анализ проб

2

2


10.

Оформление результатов исследования

2


2

11.

Оформление результатов исследования

2


2

12.

Оформление результатов исследования

2


2

13.

Семинарское занятие «Защита исследовательской работы»

2

2


14.

Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека


2


2


15.

Заболевания человека, вызванные радиоактивным загрязнением

2

2




30



1.

Агроклиматические ресурсы Введение

2

2


2.

Агроценозы

2

1

1

3.

Понятия почвы, её свойств, плодородие

2

2



4.

Характеристика почв природно-хозяйственных зон. П/р № 1.

2

1

1

5.

Преобладающие типы почв на территории села. П/р № 2.

2

1

1



10



1.

Водные ресурсы села

Введение

2

2


2.

Общая характеристика водных экосистем. Биоценоз водоёмов. П/р № 1.

2


2

3.

Методы описания реки, родника. Исследовательская работа № 1.

2


2

4.

Оценка качества воды

2

1

1

5.

Методы изучения биоценоза водоёмов. П/р № 2.

2


2

6.

Биологический контроль водоёма. П/р № 3.

2


2

7.

Биоиндикация вод села

2

1

1

8.

Малые реки

2

1

1

9.

Обитатели и экология малых рек. П/р № 4.

2


2

10.

Пруды. Подземные воды

2

1

1



20




1.

Антропогенное влияние. Введение


2


2


2.

Проблемы химического загрязнения атмосферы села. П/р № 1.

2

1

1

3.

Региональные проблемы физического загрязнения атмосферы

2

1

1

4.

Региональные и локальные проблемы биологического загрязнения атмосферы

2

1

1

5.

Региональные и локальные проблемы химического загрязнения почв, воды

2

1

1

6.

Изучение загрязнённости села бытовым мусором. П/р № 2.

2


2



12

1

1



144




Ожидаемые результаты

Каждый выпускник объединения получает основу систематических знаний о Барышском районе, об его истории и географии.

Получает навыки работы с архивными до­кументами, литературой в библиотеке.

Осваивает методы поисково-исследова­тельской работы в архиве, в посещении и сборе информации о замечательных людях своей малой Родины.

Приобретает навыки и умения написания творческой работы на основе полученных зна­ний и исследований.






















Используемая литература


  1. Агроклиматические ресурсы Ульяновской области: [Текст]/ - Л.: Гидрометеоиздат, 1968.-128 с.

  2. Барышский район Ульяновская область: [Текст]/ путеводитель. – М.: Авангард, - 2007. – 150 с.

  3. Благовещенский И.В. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области:[Текст]/И.В. Благовещенский, Н.В. Благовещенская. – Ульяновск: Дом печати, - 1997. – 284 с.

  4. Волкова П.И. Познай край родной: Занимательное путешествие по Ульяновской области: [Текст]/ – Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. - 104 с.

  5. Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов [Текст]/ под ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск, - 2002. – 239 с.

  6. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Ульяновской области // Составитель Сироткин Г.А., Кожевникова Л.Н. - Ульяновск: 2001.

  7. Дедков А. П. Природные условия Ульяновской области: [Текст]/ -Изд. Казанского университета, 1978.- 328 с.

  8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь: [Текст]/И.В. Зорин, В.А. Квартальнов.- М., - 1999. – 664 с.

  9. Карта «ООПТ Ульяновской области».М 1:300 000.

  10. Ульяновско - Симбирская энциклопедия. Т. 1.[Текст] / – Ульяновск: Симбирская книга, 2002. – 398 с.

  11. http://barcult.ru/Барышская культура

  12. http://ulrgo.ru/activities/other/2890/ Ульяновское региональное отделение РГО

  13. http://www.uokm.ru/ Ульяновский краеведческий музей им. И. Гончарова



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ЖЕЛАЮЩИХ ВСТУПИТЬ В КРУЖОК.

  1. В чем отличие понятий знание и научное знание?

  2. Есть ли взаимосвязь между понятиями наука и цивилизация? В чем она выражается? Можно ли считать эти понятия абсолютно идентичными?

  3. Каково соотношение знаний, получаемых в корпусе по определенным предметам с наукой?

  4. Можете ли Вы объяснить и доказать, что преподаваемый в АКК предмет – это стимул к научным исследованиям? (На примере любого предмета).

  5. Что побуждает человека к научной работе?

  6. Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научной деятельностью?

  7. Какими качествами должен обладать исследователь?

  8. Интерес к научной деятельности – это:

    • Увлечение;

    • Образ жизни;

    • Мода;

    • Показатель высокого интеллекта;

    • Возможность «проще» сдать экзамен;

    • Что-нибудь еще?

  9. В какой сфере жизни (знаний) научные исследования (разработки) представляют, на Ваш взгляд, наибольшую ценность?

  10. Каким образом наш корпус приобщает учащихся к научной деятельности?

  11. Какой из изучаемых Вами предметов нравится Вам настолько, чтобы подвигнуть Вас на исследовательскую деятельность?

  12. Чем отличаются понятия образованность и ученость? Каково их соотношение?

  13. Когда, на Ваш взгляд, считается, что школьное образование полноценно? А когда нет?













ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка №1. «Основы исследования»

Проблема исследования - это нечто неизвестное, что Вам предстоит открыть, исследовать, проанализировать, доказать.

Тема работы должна отражать характерные черты проблемы.

Объект исследований представляет собой совокупность связей, отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике и служат источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка №2. «Работа с литературными источниками».

Этапы работы.

  • Общее ознакомление.

  • Внимательное чтение по главам и разделам.

  • Выборочное чтение.

  • Составление плана прочитанного материала.

  • Выписки из прочитанного материала.

  • Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.

  • Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.



Содержание этапов.

  • Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника. Выделение наиболее важного текста.

  • Перечитывание наиболее важного текста. В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

  • Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.

  • Обращается внимание на объективность суждений.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!