СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности объединения «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности объединения «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района





ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Приказ №____________

От «_____» _______20______г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ СОШ №148 Купинского района

______________________/

Шабанова Н.И.

«_______»_________20_______г.










Рабочая программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

объединения

«МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ»







срок реализации: 1 год


возраст обучающихся: 10-18 лет



Составитель:

Брюханкова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

МКОУ СОШ №148 Купинского района






г. Купино, 2017г.




Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа разработки программы:

-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), упорядочения системы дополнительного образования школы и обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.

-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам".

-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ).

-Федеральные требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).

Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи, строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Обидно, но сегодня приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, о том, что можно красиво петь, а не кричать или шептать. Песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух молодежь просто, разрушает нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.
Очень хочется «окунуть» воспитанников в прекрасный мир музыки, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; предложить учащимся на занятиях вокального кружка общение на языке волшебных музыкальных звуков и чувств, когда … поет душа и не петь она не может!

Программа объединения «Музыкальная капель» составлена с учетом потребностей современного общества, но в то же время приобщает молодое поколение к «правильной» музыкальной культуре.

Объединение «Музыкальная капель» по своему характеру является развивающее- обучающим и направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

- В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

- В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

- В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполни­тельской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обу­чающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопро­вождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокаль­ной импровизации.

По направлению программа – художественно-эстетическая;

по уровню усвоения – общекультурная;

по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная. Срок реализации программы - 1год.

Режим и форма занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (через каждые 40 минут предусмотрен 10 минутный перерыв), групповая форма организации.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,

- слушание различных интерпретаций исполнения,

- пластическое интонирование,

- добавление элементов импровизации,

- движения под музыку,

- элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Основными формами работы на занятии являются: распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером.

Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования и предполагают способ подачи материала от простого к сложному.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения модуля учащиеся должны:

знать/понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

-  особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- соблюдать певческую установку;

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Личностные результат:

- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- формирование эмоциональное отношение к искусству;

- формирование духовно-нравственных оснований;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, интернета.

Формы подведения итогов:

1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;

2.Участие детей в школьных, городских, районных мероприятиях, концертной деятельности

Содержание программы

I.Работа над певческой установкой и дыханием

Посадка певца, положение корпуса, головы. Приобретение навыков вокализации, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

II. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

III. Работа над дикцией и артикуляцией

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

IV.Формирование чувства ансамбля

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

V.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

VI. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Обсуждение положительных и отрицательных моментов.

Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе:

Теоретич.

Практич.

I

Работа над певческой установкой и дыханием

24

7

17

1.1

Вводное занятие. Музыкальные игры. Краски голоса.

4

2

2

1.2

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных).

8

2

6

1.3

Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения).

8

2

6

1.4

Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании.

4

1

3

II

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования

20

5

15

2.1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

4

1

3

2.2

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

8

2

6

2.3

Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

8

2

6

III

Работа над дикцией и артикуляцией

16

4

12

3.1

Работа над дикцией и артикуляцией.

4

1

3

3.2

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

4

1

3

3.3

Самостоятельная оценка правильности выполненных действия, внесения коррективов. Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

4

1

3

3.4

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

4

1

3

IV

Формирование чувства ансамбля

32

5

27

4.1

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

4

1

3

4.2

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

20

2

18

4.3

Песни в ансамблевом исполнении.

Произведения для интонационного анализа

8

2

6

V

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

42

6

36

5.1

Схема постановки корпуса и головы вокалиста. Правила пения

2

1

1

5.2

Работа с фонограммой. Пение под фонограмму

12

2

10

5.3

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

4

1

3

5.4

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.


4

1

3

5.5

Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.





5.6

Репетиционная работа по оттачиванию навыков исполнительской деятельности

20

1

19

VI

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

136

28


Методическое и материально-техническое обеспечение программы:

Ноутбук, колонки, музыкальный центр, микрофоны, наушники.

Демонстрационные пособия и стенды.




















Список литературы

1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.