СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Юнармия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Юнармия"»

Пояснительная записка

Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями.



Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и целями движения являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном, так и на государственном уровне.

«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях», - отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации. Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении.

Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.



Цель и задачи программы:



Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:

- воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;

- воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

- воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;

- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской армии;

- ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности;

- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;

- освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической подготовки;

- воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи;

- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;- воспитание культуры поведения;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.



Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.

Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа.



Адресат программы: учащиеся в возрасте от 14 до 17 лет, являющиеся членами регионального отделения всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».

Количество детей в группе: от 10 до 25 человек.



Срок освоения программы – 1 год. Общее количество часов по программе – 68.



Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Форма обучения – очная.



Программа состоит из 5 модулей:

Общефизическая подготовка. Строевая подготовка. Огневая подготовка и оружейное дело. Тактическая подготовка. Военно-медицинская подготовка.



Модуль 1: Общефизическая подготовка

Формы реализации:

- изучение нового материала;

- инструктаж;

- лекция;

- беседа;

- практическая работа;

- зачетное занятие – сдача нормативов.



Модуль 2: Строевая подготовка

Формы реализации:

- изучение нового материала;

- беседа;

- демонстрация;

- практическая работа;

- зачетное занятие – строевой смотр.



Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело

Формы реализации:

- изучение нового материала;

- лекция;

- беседа;

- инструктаж;

- практическая работа;

- соревнование;



Модуль 4: Тактическая подготовка

Формы реализации:

- изучение нового материала;

- лекция;

- беседа;

- демонстрация;

- практическая работа;

- решение тактических задач.

- упражнения на взаимодействие в группе;

- соревнования;

- проектирование;

- практическое закрепление полученных знаний в ходе тактико-специальных учений.



Модуль 5: Военно-медицинская подготовка

Формы реализации:

- изучение нового материала;

- беседа;

- практическая работа;

- игра;



Планируемые результаты





Подготовленность обучающихся по программе «Юнармия» включает:



умение творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка, закаливание, снижение уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработку у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие; умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении, выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него; умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке; умение выполнять обязанности командиров перед построением и в строю, правильно управлять строем вербальными средствами; знания об особенностях воинского коллектива; знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного оружия; знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы; знание основных правил стрельбы; знание материальной части пневматического и малокалиберного оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе; знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение; знание боевых возможностей и устройство изучаемых образцов вооружения; умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение пневматическую винтовку и АК; умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу; умение анализировать результаты своей стрельбы; знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах боевых действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения; знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи; умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать обоснованные выводы из ее оценки; знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным; знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим; знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и пораженных; высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских; знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение правил личной гигиены и борьба с вредными привычками; самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при переломах конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс;



Положительными результатами работы педагога по данной программе при подведении итогов можно считать:



- сохранение здоровья контингента учащихся на всем протяжении обучения;

- рост уровня спортивных достижений команды (выступление на спортивных и военно-прикладных соревнованиях, слетах).

Учебно-тематический план



Название разделов, тем


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки.

1

1


2. Инструктаж по технике безопасности.

1

1


Модуль 1: Общефизическая подготовка

7



Тема 1. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.

2

1

1

Тема 2. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.

1

1


Тема 3. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

2


2

Тема 4. Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.

2


2

Модуль 2: Строевая подготовка

10



Тема 1. Строевые приемы и упражнения без оружия

8

2

6

Тема 2. Строевые приемы и упражнения с оружием

2

1

1

Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело

23



Тема 1. История развития стрелкового оружия

2

2


Тема 2. Автомат Калашникова (АК) и его модификации.

10

2

8

Тема 3. Пистолет Макарова (ПМ).

6

2

4

Тема 4. Ручные гранаты.

2

1

1

Тема 5. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

3

1

2

Модуль 4. Тактическая подготовка

11



Тема 1. Краткий экскурс в историю тактики.

1

1


Тема 2. Тактическое снаряжение бойца.

2

2


Тема 3. Действие подразделений в обороне.

2

2


Тема 4. Действие подразделения при наступлении.

2

2


Тема 5. Методы и способы ведения разведки.

1

1


Тема 6. Решение тактических задач индивидуально и в группе.

3

1

2

Модуль 5. Военно-медицинская подготовка

12



Тема 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих

2

1

1

Тема 2. Оказание первой доврачебной помощи.

10

5

5

Итоговое занятие

1

1


Резервное время

2



Итого

68

31

35























Содержание программы



1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. (1 час)

2. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)



Модуль 1. Физическая подготовка (7 часов)

Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.

Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.

Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа.

Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.



Модуль 2. Строевая подготовка (10 часов)

Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.

Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить».

Строевая стойка. Повороты на месте.

Строевой и походный шаг. Повороты в движении.

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием.

Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.



Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело (23 часа)

Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. История создания АК и ПМ.

Автомат Калашникова (АК) и его модификации.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК.

Последовательность неполной сборки и разборки АК.

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). Последовательность неполной сборки и разборки ПМ.

Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат.

Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач.

Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.

Техника передвижения при огневом контакте с противником.



Модуль 4. Тактическая подготовка (11 часов)

Краткий экскурс в историю тактики.

Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты.

Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование.

Действие подразделений в обороне.

Типы инженерных заграждений. Окопы.

Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград.

Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами.

Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки.

Решение тактических задач индивидуально и в группе.

Решение ситуационных тактических задач.

Способы скрытого перемещения по местности.



Модуль 5. Военно-медицинская подготовка (12 часов)



Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11).

Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих

Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.

Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.

Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.

Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах.

Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.

Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.

Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях.

Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.

Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов.



Итоговое занятие (1 час)

Резервное время (2 часа)



Итого: 68 часов.

































































№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки.

1



2

Инструктаж по технике безопасности.

1



3

Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.

1



4

Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.

1



5

Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия.

1



6

История создания АК и ПМ.

1



7

Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить».

1



8

Автомат Калашникова (АК) и его модификации.

1



9

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК.

1



10

Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.

1



11

Строевая стойка. Повороты на месте.

1



12

Последовательность неполной сборки и разборки АК.

1



13

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



14

Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ).

1



15

Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.

1



16

Строевой и походный шаг. Повороты в движении.

1



17

Краткий экскурс в историю тактики.

1



18

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



19

Последовательность неполной сборки и разборки ПМ.

1



20

Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.

1



21

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

1



22

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



23

Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат.

1



24

Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих

1



25

Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты.

1



26

Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих

1



27

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



28

Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.

1



29

Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование.

1



30

Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.

1



31

Действие подразделений в обороне.

1



32

Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.

1



33

Типы инженерных заграждений. Окопы.

1



34

Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.

1



35

Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград.

1



36

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



37

Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах.

1



38

Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

1



39

Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами.

1



40

Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.

1



41

Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки.

1



42

Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.

1



43

Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях.

1



44

Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач.

1



45

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



46

Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.

1



47

Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.

1



48

Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.

1



49

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

1



50

Техника передвижения при огневом контакте с противником.

1



51

Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.

1



52

Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов.

1



53

Решение тактических задач индивидуально и в группе.

1



54

Решение ситуационных тактических задач.

1



55

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

1



56

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

1



57

Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа.

1



58

Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

1



59

Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием.

1



60

Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.

1



61

Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.

1



62

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

1



63

Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.

1



64

Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.

1



65

Способы скрытого перемещения по местности.

1



66

Итоговое занятие

1



67

Резервное время

1



68

Резервное время

1





















































Методическое обеспечение курса включает следующие методы обучения:



А) по источникам знаний



- практические (упражнения);



- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);



- словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция);



- работа с литературой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование).



Б) по типу познавательной деятельности



- объяснительно-иллюстративные (педагог предлагает обучающимся знания в «готовом виде» и организует различными способами восприятие и осмысление этих знаний);



- репродуктивные (педагог не только сообщает готовые знания, но и объясняет их, а обучающиеся правильно и многократно их воспроизводят, т. е. повторяют за педагогом);



- частично-поисковые (педагог не предлагает обучающимся готовые знания, а организует поиск новых знаний детьми с помощью разнообразных средств, ребята под руководством педагога решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают);



- исследовательские (совместная постановка проблемы, самостоятельный поиск ребятами путей решения проблемы, оперативное управление педагогом процессом решения проблемных задач).



Учебные занятия строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для подростков 14-17 лет темы даются в полном объеме, с многократным повторением приемов, доведением их до автоматизма. Почти все занятия включают в себя репродуктивные методы работы («посмотри и повторяй за мной»), а так же творческие задания, исследовательские методы.



Материально-техническое обеспечение программы:



- Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу учащихся;



- Доска грифельная;



- Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами;



- Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран;



- Лицензионное программное обеспечение;



- Средства, реализуемые с помощью компьютера:



• слайд - лекции по ключевым темам курса;



• электронные учебные пособия;



- Макеты: массово-габаритные оружия;



- Учебные гранаты;



- Компас;



- Топографические карты;



- Аптечка индивидуальная – АИ;



- Индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см);



- Индивидуальный противохимический пакет - ИПП;



- Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные);



- Схемы, плакаты, таблицы.



Список литературы

Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. , . – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство.