Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»
Согласовано Утверждаю
Зам. Директора по ВР Директор ГКОУ СО
ГКОУ СО "Серовский "Серовский детский дом-школа"
детский дом-школа"
__________Е.В. Бушмакина ____________С.В. Ахмедзянова
«___»__________2017 «___»__________2017
Рабочая программа
дополнительного образования детей
"Спортивная секция общей
физической подготовки"
Срок реализации программы: 3 года
Составитель программы:
Учитель физической культуры
Криницын А.В.
г.Серов
2017 г.
Оглавление
1. Направленность программы. 3
2. Актуальность программы. 3
3. Педагогическая целесообразность 4
4. Цели и задачи программы 8
5. Отличительные особенности. 9
6. Ожидаемые результаты освоения программы. 9
7. Учебно-тематический план занятий групп. 11
8. Содержание изучаемого курса (программа). 12
9. Научно-методическое обеспечение. 18
Пояснительная записка.
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредствам формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность.
Программы “ОФП” создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Рабочая программа дополнительного образования “ОФП” составлена в соответствии: 1. Законом РФ об образовании №273 от29.12.2012. 2. Федеральным стандартом спортивной подготовки по видам спорта. 3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным общеразвивающим программам ( Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.13 №1008).
Направленность программы.
Программа секции общей физической подготовки:
по содержанию является физкультурно-спортивной;
по функциональному предназначению -учебно-познавательной;
по форме организации - групповой;
по времени реализации-трехгодичной.
Программа занятий секции ОФП спроектирована на основе Образовательной программы по физической культуре учащихся 5-9 классов под редакцией А. П. Матвеева, В.И.Лях, А.А.Зданевич, М.Я.Виленский, с использованием программы "Спортивной секции общей физической подготовки"- Ю. А. Воронина. Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся средней школы по физической культуре и дополнена видами спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни: футбол, баскетбол, волейбол.
Актуальность программы.
В наш век научно-технического прогресса актуальной стала борьба с гиподинамией (малой подвижностью), начиная с самого раннего возраста. Дети все свободное время проводят не на спортплощадках, а у телевизоров и компьютеров. В связи с этим увеличивается число детских заболеваний, таких как, нарушение зрения, осанки, сердечнососудистой деятельности, плоскостопие и т.д. Поэтому в начальной школе необходимо прививать детям интерес и желание заниматься физкультурой каждый день, именно в этом возрасте закладываются основы здорового образа жизни.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся средней школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил "от известного к неизвестному" и "от простого к сложному", ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно - оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Педагогическая целесообразность
год обучения: Акцент в содержании обучения направлен на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в теннисе, лыжных гонках, легкой атлетике и спортивных играх. Вместе с тем, сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений.
год обучения: Увеличивается объем физических упражнений повышенной координационной сложности из базовых видов спорта (легкой атлетики, тенниса, лыжных гонок, футбола, волейбола и баскетбола), прикладных физических упражнений с использованием спортивного инвентаря и оборудования.
год обучения: На завершающем этапе образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется, прежде всего, в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Так, по разделу "Настольный теннис"- это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам "Футбол" и "Баскетбол"- игра по правилам содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого уровня технического исполнения.
Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере усвоения этих знаний вводятся сведения, касающиеся основных понятий физического воспитания (физическая подготовка и физические качества, физические упражнения и формы организации самостоятельных занятий). Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Формы и методы обучения - групповые занятия (до 15 человек) комбинированного типа, включающие в себя: изучение нового материала, закрепление и совершенствование пройденного, комплексы ОРУ, подвижные игры, теоретические знания. Элементы соревновательной деятельности. Методы контроля и управления образовательным процессом - включают в себя тестирование 2 раза в год, анализ соревновательной деятельности, результаты многоборья.
Нормативные требования
Наименование | Класс | Мальчики | Девочки |
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" |
Бег 30м (с) | 5-6 | 5,4 | 6,0 | 7,1 | 5,6 | 6,2 | 7,3 |
8-9 | 5.1 | 5.6 | 6.6 | 5.2 | 5.8 | 6.6 |
Челночный бег 3x1 Ом (с) | 5-7 | 10,2 | 11,2 | 11,7 | 10,6 | 11,5 | 12,0 |
8-9 | 9,5 | 10,4 | 11,0 | 10,2 | 11,2 | 11,5 |
Бег 1 000 м (мин, с) | 5-7 | 5.30.0 | 5.40.0 | 5.50.0 | 6.00.0 | 6.10.0 | 6.30.0 |
8-9 | 4.30.0 | 5.00.0 | 5.10.0 | 5.00.0 | 5.40.0 | 6.00.0 |
Бросок набивного мяча (1 кг) сидя из-за головы (см) | 5-7 | 350 | 300 | 220 | 300 | 250 | 170 |
8-9 | 420 | 350 | 270 | 400 | 300 | 210 |
Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с (раз) | 5-7 | 30 | 25 | 20 | 25 | 20 | 15 |
8-9 | 35 | 30 | 25 | 30 | 24 | 22 |
Отжимания (раз) | 5-7 | 24 | 22 | 18 | 16 | 14 | 10 |
8-9 | 39 | 25 | 20 | 20 | 16 | 8 |
Прыжок в длинус места (см) | 5-7 | 190 | 175 | 160 | 170 | 155 | 150 |
8-9 | 220 | 200 | 180 | 180 | 165 | 150 |
Подтягивания(раз) | 5-7 | -8-10 | 6-8 | 4-6 | 16 | 14 | 12 |
8-9 | 12-10 | 8-10 | 6-8 | 15-18 | 12-14 | 7-12 |
Средства обучения
Перечень необходимого оборудования и инвентаря
№ п/п | Наименование инвентаря | Кол-во |
1 | Гимнастические скамейки | 7 |
2 | Гимнастическая стенка | 9 |
3 | гимнастический мост | 3 |
4 | гимнастический конь | 1 |
5 | Гимнастический козел | 3 |
6 | Гимнастические маты | 9 |
7 | Перекладины | 3 |
8 | Стойки для прыжков в высоту (низкие) | 2 |
9 | Стойка для хранения скакалок и обручей | 0 |
10 | Щит баскетбольный с кольцом | 2 |
11 | Верёвочная лестница | 0 |
12 | Канат для лазания | 2 |
13 | Стол теннисный | 4 |
№ п/п | Наименование инвентаря | Кол-во |
1 | Скакалки | 20 |
2 | Обручи | 5 |
3 | Флажки | 5 |
4 | Мячи футбольные | 4 |
5 | Мячи волейбольные | 5 |
6 | Мячи баскетбольные | 12 |
7 | Мячи набивные | 11 |
8 | Малые резиновые мячи | 0 |
9 | Малые мячи 1 50 гр. | 3 |
10 | Кегли | 7 |
11 | Насос для накачивания мячей | 1 |
12 | Секундомер | 2 |
13 | Канат для перетягивания | 2 |
14 | Сетка волейбольная | 2 |
15 | Мешки для весёлых стартов | 5 |
16 | Палки гимнастические | 17 |
17 | Лыжи пластиковые с лыжными | 60 |
18 | Лыжные ботинки | 40 |
19 | Футбольная форма | 10 |
20 | Мегафон | 0 |
21 | Мазь лыжная | 4 |
22 | Пробка для растирки лыж | 2 |
23 | Мячи для фитнеса | 0 |
4. Цели и задачи программы
Изучение программы секции направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоническому, физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования, в области физической культуры (М,2011) предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, программа секции ОФП ориентируется на решение следующих образовательных задач:
совершенствовать жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках, лазаний, метании, передвижении на лыжах;
научить физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол, баскетбол, волейбол;
развить основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость;
сформировать общее представление о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
воспитать интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, подвижными играми;
овладеть простейшим способам контроля, за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
5. Отличительные особенности.
Программа состоит из трех разделов: "Знания о физической культуре" (информационный компонент); "Способы физкультурной деятельности" (операциональный компонент) и "Физическое совершенствование" (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела "Знания о физической культуре"соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел "Способы физкультурной деятельности"соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела "Физическое совершенствование"ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Занятия в секции проводятся 3 раза в неделю по2 часа и рассчитаны на три года обучения.
6. Ожидаемые результаты освоения программы.
Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих занятия в секции ОФП знать/понимать:
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
правила поведения и безопасности на стадионе, в спортивном зале, на спортивных сооружениях;
уметь:
передвигаться разными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, кататьмячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять "чеканку" (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;
играть по правилам в спортивные игры - футбол и баскетбол;
выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
выполнять ОРУ (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур
преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;
самостоятельной организации активного отдыха и досуга;
оказания помощи в судействе соревнований.
7. Учебно-тематический план занятий групп.
1-й год обучения
№ | Разделы и темы | Всего часов | Теория | Практика |
I. | Знания о физической культуре в процессе занятий | 8 | 8 | |
II. | Способы физкультурной деятельности в процессе занятий | 8 | 8 | |
III. | Физическое совершенствование 1 . Настольный теннис | 16 | | 16 |
| 2. Легкая атлетика | 28 | | 28 |
| 3. Подвижные игры | В процессе | всех | занятий |
| 4. Лыжные гонки | 43 | | 43 |
| 5. Футбол | 12 | | 12 |
| 6. Баскетбол | 24 | | 24 |
| 7. Волейбол | 18 | | 18 |
| 8.Плавание | 97 | | 97 |
| 9. Развитие двигательных качеств | 72 | | 72 |
| 10. Контрольные испытания, соревнования | 14 | | 14 |
| Итого: | 324 | 16 | 324 |
2-й год обучения
№ | Разделы и темы | Всего часов | Теория | Практика |
I. | Знания о физической культуре в процессе занятий | 8 | 8 | |
II. | Способы физкультурной деятельности в процессе занятий | 8 | 8 | |
III. | Физическое совершенствование 1 . Настольный теннис | 16 | | 16 |
| 2. Легкая атлетика | 28 | | 28 |
| 3. Подвижные игры | В процессе | всех | занятий |
| 4. Лыжные гонки | 43 | | 43 |
| 5. Футбол | 12 | | 12 |
| 6. Баскетбол | 24 | | 24 |
| 7. Волейбол | 18 | | 18 |
| 8.Плавание | 97 | | 97 |
| 9. Развитие двигательных качеств | 72 | | 72 |
| 10. Контрольные испытания, соревнования | 14 | | 14 |
| Итого: | 324 | 16 | 324 |
3-й год обучения
№ | Разделы и темы | Всего часов | Теория | Практика |
I. | Знания о физической культуре в процессе занятий | 8 | 8 | |
II. | Способы физкультурной деятельности в процессе занятий | 8 | 8 | |
III. | Физическое совершенствование 1 . Настольный теннис | 16 | | 16 |
| 2. Легкая атлетика | 28 | | 28 |
| 3. Подвижные игры | В процессе | всех | занятий |
| 4. Лыжные гонки | 43 | | 43 |
| 5. Футбол | 12 | | 12 |
| 6. Баскетбол | 24 | | 24 |
| 7. Волейбол | 18 | | 18 |
| 8.Плавание | 97 | | 97 |
| 9. Развитие двигательных качеств | 72 | | 72 |
| 10. Контрольные испытания, соревнования | 14 | | 14 |
| Итого: | 324 | 16 | 324 |
8. Содержание изучаемого курса (программа).
1-й год обучения
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. История древних Олимпийских игр: возникновение первых спортивных соревновании. Ходьба, бег, прыжки, лазание и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Физические упражнения. Их влияние на физическое развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Режим дня и личная гигиена. Закаливание организма. Значение закаливания для укрепления здоровья человека.
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики; комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств; подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Измерение длины и массы тела, определение качества осанки; комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенство
Настольный теннис. Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки и способы игры. Исходная при подаче стойка теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Краткие сведения о современных тенденциях в развитии техники игры. Тактика игры с разными противниками. Основные тактические варианты игры. Правила игры, соревнования и системы их проведения. Изучение основных правил игры, ведения счета, проведение игры на большинство из трех партий, круговая система соревнований, стыковые игры.
Легкая атлетика. Спортивная ходьба. Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий и низкий старт. Бег на короткие дистанции 30м, 60м и 100м и в медленном темпе до 5000 м. Челночный бег 3x10 м. Эстафетный бег.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту. Кроссовая подготовка.
Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.
Лыжные гонки. Строевые упражнения с лыжами. Построение, рапорт, основные команды. Переноска лыж.
Передвижение на лыжах. Ступающий шаг. Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Подъем на лыжах ступающим шагом, "лесенкой". Прямой спуск. Торможение "плугом". Повороты переступанием. Ходьба на лыжах до 12 км. Одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход,
Футбол. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
Баскетбол. Способы передвижения. Ведение мяча низкой и средней стойке правой и левой рукой. Повороты с мячом. Передача мяча двумя руками от груди с места. Бросок мяча двумя руками от груди и от плеча, с места и в движение. Ловля мяча на месте и в движении. Передачи мяча на месте и в движении. Передвижения без мяча в стойке баскетболиста приставными шагами правым и левым боком. Бег спиной вперед. Остановка в шаге и прыжком. Ведение мяча: без сопротивления защитника, на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Вырывание и выбивание мяча, тактика свободного нападения.
Волейбол. Стойка игрока. Передача мяча сверху двумя руками и над собой. Прием мяча снизу под собой. Нижняя прямая подача. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Специальные движения - подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища.
Плавание. Кроль на груди, плавание на спине, кроль на спине, упражнения для изучения техники плавания кролем на спине, брасс, упражнения для изучения техники брассом, плавание с помощью движения ногами, плавание с помощью движения руками, плавание кролем в полной координации с заданным “ шагом”, ритмом темпом и т.д., совершенствование техники плавания способом кроль на спине, совершенствование техники плавания способом брасс, игры и развлечения на воде.
Контрольные испытания, соревнования. Участие в городских и школьных соревнованиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжным гонкам, спортивным играм по упрощенным правилам.
2-й год обучения
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с трудовой деятельностью. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, системы дыхания и кровообращения. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п.
Способы физкультурной деятельности
Комплексы ОРУ для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол, проведение игр по упрощенным правилам. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Элементарные соревнования в развитии физических качеств. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Настольный теннис. Повторяется материал прошлого года, а также разбираются современные тенденции в развитии игры, анализируются новейшие способы. Подготовка к сдаче правил игры, судейство соревнований, организация соревнований в группах, школе, районе. Организация соревнований по круговой системе проведения, по системе с выбыванием после одного (двух) поражений, лично-командных соревнований. Проведение парных соревнований.
Легкая атлетика. Ходьба с сохранением заданного темпа. Бег -по прямой с различной скоростью. Высокий и низкий старт. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие дистанции до 60 м. Кросс 5000- 10000 м.
Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание ".
Метание малого мяча в цель и на дальность.
Лыжные гонки. Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход. Прямой и косой спуск. Повороты переступанием. Повороты и торможение "плугом". Подъем "Ёлочкой". Подъем "полу ёлочкой". Лыжные гонки на 12км. одновременный двухшажный ход. Торможение, поворот "упором". одновременный одношажный коньковый ход. Преодоление бугров и впадин. Техника спуска.
Подвижные игры.
На материале гимнастики: "Парашютисты", "Догонялки на марше", "Увертывайся от мяча".
На материале легкая атлетика: "Кто дальше бросит", "Ловишки", "Метатели", "Подвижная цель".
На материале лыжные гонки: "Быстрый лыжник", "За мной".
На материале спортивных игр: "Мини-футбол", "Мини-баскетбол", "Пионербол".
Футбол. Передвижения. Удар внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча.Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру. Игра в футбол по правилам. Удар внутренней частью подъема. Основная стойка вратаря. Удар по мячу серединой подъема. Остановка летящего мяча серединой подъема
Баскетбол. Защитная стойка. Ведение мяча с изменением направления ив высоты отскока. Остановка в 2 шага. Вырывание мяча. Передача одной рукой от плеча. Бросок после ведения. Бросок одной рукой от плеча с места. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки. Прыжок с двух шагов. Эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. Ведение мяча с изменением скорости и направления движения, с поворотом спиной к защитнику. Выбивание мяча. Передача двумя руками сверху. Бросок после бега и ловли мяча. Бросок оной рукой от плеча с прыжком.
Волейбол. Передачи и приемы мяча после передвижения. Верхняя прямая передача. Передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу). Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком. Передача двумя руками сверху в прыжке. Передача сверху за голову в опорном положении. Прямой нападающий удар.
Плавание. Проплывание дистанции 100м. избранным способом, проплывание дистанции 25м, вольным стилем, транспортировка легких предметов, плавающих в воде, упражнение звездочка, техника старта, скольжение на груди и на спине, грибковые движения руками, плавание облегченным способом, погружение с головой
Контрольные испытания, соревнования. Участие в городских и школьных соревнованиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжам, спортивным играм согласно календарного плана.
3-й год обучения
Знания о физической культуре
Современные олимпийские игры. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, системы дыхания и кровообращения. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п.
Способы физкультурной деятельности
Комплексы ОРУ для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол, проведение игр по упрощенным правилам. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Элементарные соревнования в развитии физических качеств. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Настольный теннис. Совершенствование приемов игры. Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе с различным направлением мяча. Игры (на счет - двумя мячами): "подставкой" против "подставки" только ударами "накат" слева против защиты "подрезками" по углам; то же, справа; легкими "накатами" слева и справа не игровой рукой; в "крутиловку" строем. Для проверки уровня технической подготовки применяются нормативы, приводимые в пояснительной записке. Тактика одиночной игры с противниками, защитниками, нападающими, комбинационными игрокам. Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в разных зонах.
Легкая атлетика. Беговые виды. Прыжки и метания. Ходьба с сохранением заданного темпа. Бег -по прямой с различной скоростью. Высокий и низкий старт. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие дистанции до 60 м. Кросс 5000 - 10000м.
Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание ".Метание малого мяча в цель и на дальность.
Лыжные гонки. Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, Одновременный одношажный ход. Скоростной стартовый вариант. Прямой и косой спуск. Повороты переступанием. Повороты и торможение "плугом". Подъем "ёлочкой". Лыжные гонки на 5 км. Коньковый ход. Попеременный четырехшажный ход, переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона.
Подвижные игры. На материале гимнастики: "Парашютисты", "Догонялки на марше", "Увертывайся от мяча".
На материале легкая атлетика: "Кто дальше бросит", "Ловишки", "Метатели", "Подвижная цель".
На материале лыжные гонки: "Быстрый лыжник", "За мной".
На материале спортивных игр: "Мини-футбол", "Мини-баскетбол", "Пионербол".
Футбол. Техника передвижений. Удар по катящемуся мячу внешней частью подъема. Удар носком. Удар серединой лба на месте. Выбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью с пассивным сопротивлением защитника. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удар по летящему мячу средней частью подъема. Выбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обманные движения (финты). Остановка опускавшегося мяча внутренней стороной стопы. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Двухстороння игра. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру. Игра в футбол по упрощенным правилам.
Баскетбол. Бег с изменением направления и скорости. Передача мяча одной рукой от плеча. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Передача мяча при встречном движении. Ведение мяча с изменением направления и обводка препятствий. Бросок мяча одной рукой от головы в движении. Вырывание и выбивание мяча. Держание игрока с мячом. Штрафной бросок. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки. Прыжок с двух шагов. Эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке (мальчики). Бросок двумя от головы (девочки). Броски по корзине с близкой дистанции. Действия трех нападающих против двух защитников. Личная система защиты.
Волейбол. Стойки и передвижения. Передача мяча. Нижняя прямая подача мяча, прием подачи. Отбивание мяча кулаком у сетки. Передача мяча через сетку (двумя руками сверху, кулаком снизу). Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком. передача в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Прием мяча, отраженного сеткой. Прямой нападающий удар. Тактические действия.
Плавание. Кроль на груди, плавание на спине, кроль на спине, упражнения для изучения техники плавания кролем на спине, брасс, упражнения для изучения техники брассом, плавание с помощью движения ногами, плавание с помощью движения руками, плавание кролем в полной координации с заданным “ шагом”, ритмом темпом и т.д., совершенствование техники плавания способом кроль на спине, совершенствование техники плавания способом брасс, игры и развлечения на воде. Проплывание дистанции 100м. избранным способом, проплывание дистанции 25м, вольным стилем, транспортировка легких предметов, плавающих в воде, упражнение звездочка, техника старта, скольжение на груди и на спине, грибковые движения руками, плавание облегченным способом, погружение с головой.
Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные особенности. Тем не менее, есть определенные области тела, которым должно быть уделено особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь сильные руки и торс. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития скоростных качеств.
Бег с ускорением 30-40м. Низкий старт и стартовый разгон до 60м. Повторный бег 3х20-30м, 3х30-40м, 4х50-60м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60. Бег с препятствиями от 60 до 100м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег с чередовании с ходьбой до 400м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15м из различных исходных положений. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег15и10м (общий пробег за одну попытку 20-30м).Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно-спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. Тоже, с набивными мячами в руках (массой1-3кг, в зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом.
Упражнения для развития силовых качеств.
1. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4кг, мешочки с песком 3-5кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
2. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
3.Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком в верх.
4. Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
5.В упоре лежа хлопки ладонями.
.6.Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. 7.Сжимание теннисного (резинового) мяча.
8.Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
9. Ловля набивных мячей, направляемых 2-3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.
Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе.
Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами.
Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели, мешок с песком).
Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход).
Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес - 50% максимального (6-8 выпрыгиваний за подход).
Сидя на гимнастической скамейке – наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
Прыжки через скакалку.
Напрыгивание на предметы различной высоты.
Серия прыжков с преодолением препятствий.
Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости: рывки на 5-10м и 10-15 м из положений стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии из приседа, широкого выпада, седа, лежа (по зрительному сигналу).
Упражнения для развития дистанционной скорости: ускорение на 15,30 и 60м без мяча и с мячом.
Бег «Змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Обводка стоек на скорость.
Бег с быстрым изменением скорости. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед на перегонки.
Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.
Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.
В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие переключения способствуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния занимающихся.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный и повторный бег с мячом.
Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т.п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-1О мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры.
Входе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального решения. Некоторые технические приемы приходится выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости и точности движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения:
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой тоже, выполняя в прыжке поворот на 90-180°.
Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами.
Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.
Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.
Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.
Ведение мяча головой.
Упражнения для развития гибкости (подвижности в суставах)
Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные – выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные – выполняемые с помощью партнера. Используют их сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.
Для развития специальной гибкости (на гибкость для запястья, для плечевых суставов, для голеностопных суставов, для коленных суставов, для тазобедренных суставов) особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют упражнения на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными для технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для развития этих качеств – гимнастические упражнения, упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие отягощения.
Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений - встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа, семенящий бег и т.п.
Растягивающие упражнения прекрасны для увеличения диапазона движений определенных групп мышц. Если их выполнять регулярно, мышцы станут более гибкими. Это сочетание увеличенного диапазона и гибкости сильно поможет в улучшении движений и так же даст возможность ученику вложить дополнительную силу.
Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные для занимающихся упражнения
Контрольные испытания, соревнования. Участие в городских и школьных соревнованиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжам, спортивным играм согласно календарного плана.
9. Научно-методическое обеспечение.
Баршай В. М. Физкультура в школе и дома. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2001. -25бс. (серия "Мир вашего ребенка").
Глазырина Л. Д., Лопатик Т, А. Методика преподавания физической культуры: 5-9 кл.: Метод, пособие и программа. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208с.)
Кирпичев В. И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 144 с. - (Б-ка учителя начальной школы).
Ковалько В. И. уроки физкультуры в школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование - М., ВАКО, 2003.
Общеобразовательная программа "Физическая культура" - под редакцией А. П. Матвеева совместно с М. В. Малыхиной, - М., 2005.
Спортивные праздники круглый год / Прибышенко М. Н., Колесник В. И., Трушкин А. Г., Громак Е. С. - Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004. - 288 с. (Серия "Школьный корабль").
Учебник для общеобразовательных учреждений "Физическая культура" - под редакцией Виленский М.Я, Туревский И.М, Торочкова Т.Ю.
Учебник для общеобразовательных учреждений "Физическая культура" - под редакцией Ляха В.И.