муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 24 имени Героя России Андрея Орлова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Мастерская умельцев»
по художественно-эстетическому направлению
для учащихся 5-8 классов
Разработчик:
Байздренко И.Н.,
учитель технологии
Ростов-на-Дону
2018
Аннотация
Статус документа.
Рабочая программа дополнительного образования детей «Мастерская умельцев» для 5-8 классов МБОУ «Школа № 24» разработана на основе ФГОС основного общего образования составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального и школьного уровней. Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках курса кружка в соответствии с поставленными целями.
Программа предназначена для организации работы дополнительного объединения «Мастерская умельцев», ориентирована на эмоционально-нравственное и творческое развитие ребенка. Рабочая программа разработана с учётом возрастных особенностей детей. Содержание материала программы распределено по разделам.
Структура документа.
Рабочая программа дополнительного объединения «Мастерская умельцев» для 5-8 классов представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительная записка; планируемые результаты освоения программы, содержание программы, календарно - тематическое планирование деятельности.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебно-воспитательной работе с детьми и наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного творчества, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного творчества на занятиях по ДПТ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся.
Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком творчества в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном творчестве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного творчества с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии обработки, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий декоративной работой учитель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладным творчеством, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
1.1 Общая характеристика курса
Программа дополнительного объединения по художественно-эстетическому направлению «Мастерская умельцев» предназначена для обучающихся 5-8 классов и рассчитана на проведение 2 часа в неделю. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность занятия 60 минут, что соответствует рекомендациям СанПиН.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. В программу включены следующие разделы: работа с природным материалом и лепка из различных материалов.
Раздел «Работа с природным материалом». В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
В разделе изучается технология изготовления декоративных изделий из природного материала, технология заготовки природных материалов, художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
Раздел «Лепка» знакомит обучающихся с работой с соленым тестом, глиной, новыми техниками пейп-арт и гипс-арт.
Соленое тесто. Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Глина. Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.
Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети.
Пейп-арт. Это техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения - резьбы по дереву, по кости; вышивку и гобелен; чеканку и даже ювелирные изделия. Если официально, то «пейп-арт» родился в 2006 году, автор Татьяна Сорокина, но на самом деле начало пейп-арта значительно раньше. Ещё в 2000 в ее студии выполняли работы из мокрой цветной салфеточной кашицы самые маленькие ученики, позже эту технику назвали «велюр». Само название придумано недавно, раньше ее называли «салфеточная пластика». Техника проста в исполнении, так как изначально придумана для детей в студии, и работает на дешёвом и бросовом материале.
Гипс-арт. С древнейших времен алебастр привлекал человека красотой и легкостью в обработке. Из него вырезали скульптуру и сосуды различного назначения, а тонкие пластины прозрачного и бесцветного кристаллического гипса использовали для остекления окон. Тысячи изделий из гипсового алебастра, датированные концом 4-го тысячелетия до н.э были обнаружены в Телл Браке (сегодня Нагар), в Сирии. Найденная в Месопотамии, статуэтка из гипсового алебастра, предположительно изображающая бога Абу, датируется первой половиной 3-го тысячелетия до н. э. .
В данном разделе предлагается использовать гипсовый бинт, как самостоятельный материал для лепки. Достаточно часто упоминается применение этого материала для создания фактуры поверхности, в том числе и бутылок - очень красиво смотрятся застывшие драпировки. Кроме этого всем известно применение гипсового бинта для создания слепков, например, масок.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.
В процессе выполнения программы дополнительного образования «Мастерская умельцев» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Программа разработана с учетом психолого – педагогических основ обучения декоративно-прикладному искусству, позволяет осуществить процесс адаптации учащихся к современным социально – экономическим условиям. В целом обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически грамотную личность.
1.3 Цели и задачи программы
Цель программы: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям разных видов мастерства.
Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
Воспитание уважения к труду и людям труда;
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Формирование чувства коллективизма;
Экологическое воспитание обучающихся (развитие любви к природе).
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Программа дополнительного образования для 5-8 классов «Мастерская умельцев» будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.
1.4 Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 5-8 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая, всего 35 недель.
Рабочая программа реализуется в течение одного учебного года из расчета 2 часа в неделю. В соответствии с Учебным планом и Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 73 часа в год с учетом каникулярного времени.
2. Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на творчество, отношения к труду и творчеству у учащихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения являются доступные по возрасту начальные сведения о технологических приемах обработки различных конструктивных материалов, художественной стороне труда мастера, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, начальный опыт творческой и проектной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
развитие творческой деятельности эстетического характера;
формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ с основных видов деятельности
Наименование раздела (количество часов) | | Содержание учебного курса | Основные виды учебной деятельности |
Работа с природным материалом | Растительный природный материал | Знакомство с работой и планами объединения «Мастерская умельцев». Техника безопасности при работе с инструментами: ножницами, иглами, булавками. Инструктаж по пожарной безопасности, антитеррористической защищённости и правилам дорожного движения. Природные материалы родного края (листья, плоды, семена), их свойства, возможности использования для изготовления разнообразных изделий. Организация рабочего места при работе с природным материалом. Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы их составления. Характерные особенности растительных форм. Композиции из растительных форм в декоративно-прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания. Флористика. Фитодизайн. Материалы и оборудование. Составление цветков, листьев, веточек из семян. Виды круп и семян растений. Технологии изготовления декоративных изделий. Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберегов : обереги на лопаточке, подкове, венике, лапте. Изготовление открыток, панно, композиций из природного материала. Практические работы. Изготовление декоративных изделий по следующей тематике: Декоративное панно «Морской конь». Панно «Деревенское утро», Панно «Цветочная фантазия», Панно «Оберег для дома», Панно «Весенний цвет», Топиарий «Лесная сказка», Топиарий «Лимонный рай», Композиция «Домик гномика», Композиция «Грибы» | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск в Интернете информации по теме занятия. Подборка необходимых материалов и инструментов. Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами. Организация рабочего места. Разработка эскиза. Выполнение практических творческих работ: Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Защита |
Минеральные природные ресурсы | Минеральные природные ресурсы. Камни. Ракушки. Декоративные изделия из них. Способы сборки. Используемые материалы и инструменты. Практические работы. Изготовление декоративных изделий по следующей тематике: Декоративное изделие «Морское дно», Декоративное изделие «Водопад любви». Композиция «Морская свеча», Панно « Летнее время» | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Поиск в Интернете информации по теме занятия. Подборка необходимых материалов и инструментов. Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами. Организация рабочего места. Разработка эскиза. Выполнение практических творческих работ: Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. |
Лепка | Соленое тесто | Беседа о народных промыслах. Показ готовых изделий. Основы материаловедения. Соленое тесто-материал для лепки, изготовления сувениров. Подготовка соленого теста к лепке. Применение теста для изготовления художественных предметов. Необходимые инструменты и приспособления для лепки. Основные свойства (понятие вязкости). Раскатывание. Работа с шаблонами. Использование подручных средств (ножницы, чесночница, расческа, пуговица- штамп, вилка и т.д.). Склеивание, оправка, сушка, роспись. Плоские, объемные изделия. Подготовка теста. Пластический способ лепки. Организация рабочего места для лепки. Правила и приемы лепки пластическим способом. Практическая работа: приемы лепки, последовательность операций при выполнении простых изделий. Особенности работы. Особенности составления композиций. Применение дополнительных материалов для художественного оформления работ. Практическая работа: Декоративное панно «Ежик», Панно «Рог изобилия», Панно «Фруктовая корзина», Панно «Дверь в сказку», Панно «Совушка», | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Поиск в Интернете информации по теме занятия. Подборка необходимых материалов и инструментов. Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами. Организация рабочего места. Разработка эскиза. Выполнение практических творческих работ: Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. |
Глина | Глина -материал для лепки, изготовления сувениров. Виды глины. Подготовка глины к лепке. Применение глины для изготовления художественных предметов. Необходимые инструменты и приспособления для лепки. Основные свойства (понятие вязкости). Раскатывание. Работа с шаблонами. Использование подручных средств (ножницы, чесночница, расческа, пуговица- штамп, вилка и т.д.). Практическая работа: Декоративное изделие «Уголок в деревне» | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Поиск в Интернете информации по теме занятия. Подборка необходимых материалов и инструментов. Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами. Организация рабочего места. Разработка эскиза. Выполнение практических творческих работ: Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. |
Пейп-арт | Пейп-арт и его история происхождения. Применение бумажных салфеток для изготовления художественных предметов.Подготовка салфеток. Необходимые материалы, инструменты и приспособления для лепки. Организация рабочего места для лепки в технике пейп-арта. Правила и приемы лепки. Приемы лепки, последовательность операций при выполнении простых изделий. Отделка изделия. Практическая работа: «Денежная бутылка». |
Гипс-арт | Гипс-арт и его история происхождения. Применение гипса для изготовления художественных предметов. Необходимые материалы, инструменты и приспособления для лепки в технике гипс-арта. Организация рабочего места для лепки, правила и приемы лепки в технике гипс-арта. Последовательность операций при выполнении простых изделий, отделка изделий. Практическая работа: Композиция «Чудесный дом» |
Итоговые занятия | | Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления. Изготовление поделок на фантазию ребят Защита творческих работ. Итоговая выставка. | Выполнение практических творческих работ: Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Оформление выставки. Награждение самых искусных мастериц |
4. Календарно-тематическое планирование курса «Мастерская умельцев»
Раздел программы | Номер занятия | Тема занятия | Коли-чество часов | Дата |
По плану | По факту |
1. Работа с природным материалом | 1 | Вводное занятие. ТБ | 1 | | |
2 | Природный материал. Виды природного материала. | 1 | | |
3 | Технология заготовки природного материала | 1 | | |
4 | Сбор природного материала. | 1 | | |
5 | Экскурсия по сбору природного материала. | 1 | | |
6 | Растительный природный материал. Корни и ветки деревьев. | 1 | | |
7 | Декоративное панно «Морской конь» | 1 | | |
8 | Декоративное панно «Морской конь» | 1 | | |
9 | Панно «Деревенское утро» | 1 | | |
10 | Панно «Деревенское утро» | 1 | | |
11 | Виды круп и семян растений | 1 | | |
12 | Панно «Цветочная фантазия» | 1 | | |
13 | Панно «Цветочная фантазия» | 1 | | |
14 | Цветочные композиции на компакт-дисках | 1 | | |
15 | Народные обереги, их значение. | 1 | | |
16 | Панно «Оберег для дома» | 1 | | |
17 | Панно «Оберег для дома» | 1 | | |
18 | Скорлупа ореха. Панно «Весенний цвет» | 1 | | |
19 | Панно «Весенний цвет» | 1 | | |
20 | Топиарии, их предназначение. Используемые материалы. | 1 | | |
21 | Топиарий «Лесная сказка» | 1 | | |
22 | Топиарий «Лесная сказка» | 1 | | |
23 | Топиарий «Лесная сказка» | 1 | | |
24 | Плоды деревьев. Топиарий «Лимонный рай» | 1 | | |
25 | Топиарий «Лимонный рай» | 1 | | |
26 | Композиция «Домик гномика» | 1 | | |
27 | Композиция «Домик гномика» | 1 | | |
28 | Композиция «Грибы» | 1 | | |
29 | Композиция «Грибы» | 1 | | |
30 | Минеральные природные ресурсы. | 1 | | |
31 | Декоративное изделие «Морское дно» | 1 | | |
32 | Декоративное изделие «Морское дно» | 1 | | |
33 | Декоративное изделие «Морское дно» | 1 | | |
34 | Декоративное изделие «Водопад любви» | 1 | | |
35 | Декоративное изделие «Водопад любви» | 1 | | |
36 | Композиция «Морская свеча» | 1 | | |
37 | Композиция «Морская свеча» | 1 | | |
38 | Панно «Летнее время» | 1 | | |
39 | Панно «Летнее время» | 1 | | |
40 | Панно «Летнее время» | 1 | | |
2. Лепка | 41 | Беседа о народных промыслах. | 1 | | |
42 | Соленое тесто-материал для лепки, изготовления сувениров. | 1 | | |
2. Лепка | 43 | Основные операции при работе с соленым тестом. Т.Б. | 1 | | |
44 | Особенности составления композиций. | 1 | | |
45 | Декоративное панно «Ежик» | 1 | | |
46 | Декоративное панно «Ежик» | 1 | | |
47 | Панно «Рог изобилия» | 1 | | |
48 | Панно «Рог изобилия» | 1 | | |
49 | Панно «Фруктовая корзина» | 1 | | |
50 | Панно «Фруктовая корзина» | 1 | | |
51 | Панно «Дверь в сказку» | 1 | | |
52 | Панно «Дверь в сказку» | 1 | | |
53 | Панно «Совушка» | 1 | | |
54 | Панно «Совушка» | 1 | | |
55 | Лепки из глины. Свойства глины. | 1 | | |
56 | Основные приемы лепки из глины | 1 | | |
57 | Декоративное изделие «Уголок в деревне» | 1 | | |
58 | Декоративное изделие «Уголок в деревне» | 1 | | |
59 | Техники лепки «Пейп-арт». | 1 | | |
60 | «Денежная бутылка». Подготовительные работы | 1 | | |
61 | «Денежная бутылка». Сборка изделия | 1 | | |
62 | Работа над проектом «Денежная бутыль» | 1 | | |
63 | Окончательная обработка изделия | 1 | | |
64 | Техники лепки «гипс-арт». Особенности работы. | 1 | | |
65 | Композиция «Чудесный дом» | 1 | | |
66 | Композиция «Чудесный дом» | 1 | | |
67 | Композиция «Чудесный дом» | 1 | | |
Итоговые занятия | 68 | Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления | 1 | | |
69 | Изготовление поделок на фантазию ребят | 1 | | |
70 | Изготовление поделок на фантазию ребят | 1 | | |
71 | Защита творческих работ. | 1 | | |
72 | Итоговая выставка. | 1 | | |
73 | Итоговое занятие. | 1 | | |
Приложение1
Образцы творческих работ
Декоративное панно «Морской конь» | «Деревенское утро» | Панно «Цветочная фантазия» |
Оберег для дома | Панно «Весенний цвет» | Топиарий «Лесная сказка» |
Топиарий «Лимонный рай» | Композиция «Домик гномика» | Композиция «Грибы» |
«Морское дно» | «Водопад любви» | «Морская свеча» |
« Летнее время» | «Ёжик» | «Рог изобилия» |
«Фруктовая корзина» | «Дверь в сказку» | «Совушка» |
«Уголок в деревне» | Денежная бутыль | Чудесный домик |