ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОН БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1570» ( ГБОУ Школа № 1570)
«УТВЕРЖДАЮ» Рекомендована к утверждению на
Директор ГБОУ Школа № 1570 заседании педагогического совета
______________ Э.М.Алибекова Протокол №___________________
Дата _________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА
«Мини – футбол ( 1 – 2 классы), ( 3 – 4 классы)»
Ознакомительный уровень
Направленность: Спортивно - оздоровительная
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 1-2 классы: 36 часов, 3- 4 классы: 36 часов
Количество часов в неделю: 1-2 классы: 1 час, 3-4 классы: 1 час
Возраст обучающихся: 1-2 классы: 6-8 лет, 3-4 классы: 9-10 лет
Количество обучающихся в группах: 1- 2 классы -16 человек, 3 -4 классы – 15 человек
По данной Программе работает педагог: Кочетов Владислав Викторович
Разработчик Программы: Кочетов В.В.
Москва-2019
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Нормативно – правовое обеспечение Программы
Цель и планируемые результаты освоения Программы
Содержание программного материала для практических занятий:
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
3.3.Теоретическая подготовка
Физическая подготовка
Воспитательная работа с учащимися .
Контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовки футболистов.
Методическое обеспечение программы.
Нормативно-правовое обеспечение Программы:
Программа дополнительного образования «Мини – футбол 1-2 и 3- 4 классы» (далее «Мини – футбол) предназначена для изучения учащимися раздела «Мини - футбол» на ознакомительном уровне. Направленность Программы по характеру спортивно - оздоровительная.
Нормативно-правовым обеспечением Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 года
- Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2010 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях города Москвы.
- Конвенция по правам ребенка
Программа реализуется в спортивной секции «Мини – футбол для 1-2 классов» и «Мини-футбол для 3-4 классов», осуществляющих свою деятельность на базе ГБОУ « Школа № 1570» г. Москвы.
Трудоемкость Программы составляет 36 учебных занятий в год для занимающихся из числа учащихся 1-2 ых классов и 36 учебных занятий для занимающихся 3-4 ых классов. периодичностью 1 занятие в неделю для каждой группы протяженностью 45 минут для одной группы соответственно. По срокам Программа рассчитана на 1 год реализации, в течении которого занимающиеся обучаются на ознакомительном уровне.
Адресная направленность Программы – ученики ( мальчики 1-2 и 3-4 классов), обучающиеся в учебных заведениях, реализующих Программы основного общего и дополнительного образования.
Цель и планируемые результаты освоения программы:
На сегодняшний день, бесспорен факт о том, что мини -футбол является самым популярным и наиболее развитым в череде других командных игр, видом спорта, культивированием которого в разных точках земного шара занимаются, будучи членами ФИФА(Международная федерация футбола), около 200 независимых государств. И эта цифра не считается предельной, поскольку тенденция дальнейшего продвижения мини -футбола вширь и принятие новых и новых членов в ряды ФИФА продолжает набирать обороты и останавливаться в ближайшем будущем, не намерена. Прочно обосновались футбольные традиции и в России. Благодаря активной, всеобъемлющей в масштабах страны деятельности Российского футбольного союза, который с 1992 года выступает в роли правопреемника Федерации футбола СССР, в нашей стране создана разветвленная организационная структура этого вида спорта. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим всю деятельность РФС на поприще развития мини -футбола в России, принято считать «Стратегию развития футбола в Российской Федерации», которая рассчитана на несколько лет. И достойное место на страницах «Стратегии», наряду с мини -футболом «профессиональным» а также рядом других немаловажных вопросов, требующих решений в обязательном порядке пусть и в долгосрочной перспективе, отводится вопросам развития детского и юношеского мини футбола в масштабах всей страны.
За последние годы в этом направлении сделано немало. Продолжают работу, а в некоторых регионах страны после «кризисной ситуации 90-х годов» вновь восстановлены спортивные школы по футболу, появляются футбольные секции при детских клубах, работающих на придомовых территориях. Плодотворно трудятся и заметно улучшившие свои материально-технические базы, специализированные группы подготовки будущих «профессионалов», в массе своей работающие под «сенью» команд мастеров. Однако, несмотря на столь оптимистичное положение вещей и то, что при подобной организации футбольного хозяйства, большие победы не обошли российские клубы и национальную сборную стороной( победы «ЦСКА» и «Зенита» в Кубке УЕФА и бронза сборной России на чемпионате Европы) футбол как вид спорта не должен стоять на месте, а, напротив, чтобы выходить на новые ступени в своем развитии, он обязан развиваться, будучи в постоянном движение. Одним из векторов этого движения является необходимость оптимизации всех форм работы по футболу в нашей стране, в том числе и совершенствования такой ее составляющей, как раздела: многолетний процесс подготовки занимающихся в секциях по футболу. Основной целью которого является воспитание спортсменов потенциально любящих игру мини – футбол. И способных вести активный, здоровый стиль жизни, заключающейся в занятиях спортом.
Цель программы: качественное овладение обучающимися техническими и тактическими приемами игры, основными ее правилами, а так же всестороннее развитие формирующейся личности.
Исходя из целевого ракурса Программы, при ее составлении мной предусматривалось, что она должна способствовать решению следующих планируемых результатов Метапредметных и Личностных:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней подготовки и укреплению здоровья учащихся;
- воспитание волевых, морально стойких, патриотично настроенных граждан нашей страны;
- повышение от этапа к этапу тренировочных и соревновательных нагрузок, совершенствование технико-тактического мастерства и повышение уровня физической подготовки
- подготовка спортсменов, любящих спорт и вид спорта, которым они занимаются
- подготовка инструкторов- общественников и будущих судей по футболу.
Программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность общеобразовательных школ, обобщения передового опыта работы с юными футболистами и результатов научных исследований.
В этой программе нашло отражение построение процесса обучения и тренировки юных футболистов на трех основных этапах: спортивно- оздоровительном, начальной подготовки и учебно-тренировочном с указанием основных задач на различных этапах годичного цикла подготовки, распределением объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок.
Еще одной характерной особенностью Программы является подача программного материала для тренировочных занятий в разделах: «Техническая подготовка», «Тактическая подготовка», «Физическая подготовка», «Теоретическая подготовка». Эти разделы, сгруппированные по блочному принципу их направленности, помогают в развитии каких-то отдельных качеств с последующим совершенствованием этих качеств.
Завершается изложение программы разделом «Контрольные- измерительные материалы для оценки уровня подготовленности футболистов», где приведены основные тестовые испытания для футболистов, находящихся на разных этапах процесса обучения и тренировки, которые рекомендуется периодически применять в учебно-тренировочной деятельности.
В целом предложенная программа, при соблюдении изложенных в ней требований и норм, способна обеспечивать последовательность и непрерывность по методу «от простого к сложному» многолетнего процесса обучения и тренировки юных футболистов. А также, рекомендована для применения в секциях дополнительного образования спортивно-оздоровительного профиля, организуемых учителями физической культуры при общеобразовательных учебных заведениях.
| ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | | | | |
Тематическое планирование для обучающихся программы дополнительного образования ознакомительного уровня по разделу «Техническая подготовка» Предметы игры | Ознакомительный уровень | | 1-2 классы Мальчики 6-8 лет | 3-4 классы Мальчики-9-10 лет | 1 | 2 | 3 | Ходьба с сочетанием с бегом | *** | * | Бег с изменением направления | * | * | Бег с изменением скорости | * | * | Бег с приставными шагами- вправо, влево | * | * | Бег спиной вперед | * | * | Смена бега вперед спиной на бег лицом вперед и наоборот | | * | Бег зигзагом- с выпадом в стороны | | * | Бег с подскоками | | * | Бег с захлестыванмиями | | * | Бег челночный | * | * | Защитная стойка | * | * | Прыжки вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами | * | * | Прыжки вперед, назад, в стороны, отталкиваясь одной и двумя ногами | * | * | Удар внутренней строной стопы по неподвижным и катящимся мячам | * | * | Удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам | * | * | Удар внутренней частью подъема по неподвижным и каттящимся мячам | * | * | Удар внешней частью подъема по неподвижным и катящимся мячам | * | * | Удар носком по неподвижным и катящимся мячам | * | * | Удар пяткой | | * | Удар пяткой скрестно | | | Удар-откидка мяча подошвой | * | * | Резаный удар внутренней частью подъема | | * | Резаный удар внешней частью подъема | | * | Удар- бросок стопой | * | * | Удар с лета внутренней стороной стопы | * | * | 1 | 2 | 3 | Удар с лета серединой подъема | * | * | Удар с лета внутренней частью подъема | * | * | Удар с лета внешней частью подъема | * | * | Боковой удар серединой или внешней частью подъема с лета | | | Удар с лета серединой подъема по опускающемуся мячу через голову | | | Удары серединой или внешней частью подъема с полулета | | * | Удары ногой различными способами на точность и силу после остановки, ведения, рывков | | * | Удары ногой различными способами в единоборствах при пассивном и активном сопротивлении | | * | Удар серединой лба из опрного положения | * | * | Удар серединой лба в прыжке | | * | Удар боковой частью головы в прыжке | | | Удар боковой частью головы в опорном положении | | | Удар боковой частю головы в прыжке | | | Удар затылочной частью головы | | | Удар головы в броске | | | Удар голвой различными способами на точность на короткое и среднее расстояние | | * | Удары головой в единоборстве при пассивном и активном сопротивлении | | | Прием ( остановка) катящихся мячей внутренней строной стопы | * | * | Прием( остановка) опускающихся и низколетящих мячей внутренней стороной стопы в опрном движении | * | * | Прием ( остановка) мячей, летящих выше бедра, внутренней строной стопы в прыжке | | | Прием( остановка) катящихся мячей подошвой | * | * | Прием( остановка) опускающихся мячей подошвой | * | * | Прием( остановка) опускающихся мячей серединой подъема | * | * | Прием( остановка) мячей , опускающихся в стороне от игрока, внешней строной стопы | | * | Прием( остановка) мячей , катящихся в стороне от игрока, внешней частью стопы | | | Прием( остановка) мячей, прямо летящих на игрока, грудью в опрном положении | * | * | Прием( остановка) мячей, опускающихся на игрока, грудью в опрном положении | | | Прием мячей, прямо летящих на игрока, на бегу | | | Прием( остановка) мячей, опускающихся на игрока, головой | | | Прием ( остановка) мячей, прямо летящих на игрока , головой | * | * | Прием( остановка) опускающихся мячей бедром | | * | Прием( остановка) отскочившего от площадки мяча животом | | * | Прием( остановка) отскакивающих от площадки мячей голенью | * | * | Ведение мяча внутренней стороной стопы | * | * | Ведение мяча внутренней частью подъема | * | * | Ведение мяча носком | * | * | Ведение мяча серединой подъема | * | * | Ведение мяча внешней частью подъема | * | * | Ведение мяча подошвой | * | * | Ведение мяча различными способами с изменением направления | * | * | Ведение мяча различными способами с изменением скорости | * | * | Ведение мяча различными способами зигзагообразно, меняя бьющую ногу | | * | Обманные движения без мяча | * | * | Финт "Уходом" | | | Различные варианты финта "Уходом" | | | Различные варианты финта "Уходом" | | * | Финт " проброс мяча мимо соперника" | * | * | Финт " Остановка мяча подошвой" | | * | Финт " Убирание мяча подошвой" | | * | Сочетание нескольких финтов | | | Выполнение изученных финтов в единоборстве при пассивном и активном сопротивлении | | | Отбор мяча накладыванием стопы | | * | Отбор мяча выбиванием | | * | Отбор мяча перехватом | | * | Комплексное выполнение( сочетание) изученных технических приемов с мячом | * | * | Комплексное выполнение ( сочетание) различных приемов техники перемещения с техническими приемами с мячом | * | * | II. Техника вратаря | Перемещение в воротах | * | * | Стойка вратаря | * | * | Ловля катящихся и низколетящих мячей при параллельном расположении стоп | * | * | Ловля катящихся м низколетящих мячей в стойке на одном колени | * | * | Ловля катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей, в падении и броске. | * | * | Ловля мячей,летящих на вратаря,выше колен и ниже головы | | * | Ловля мячей,летящих на вратаря, на уровне головы и выше в прыжке | | | Ловля полувысокихмячей,летящих в стороне от вратаря,в опорном положении | | * | Ловля полувысокихмячей,летящих в стороне от вратаря,в броске | | | Отбивание катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей в выпаде | | | Отбивание катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей в шпагате | | | Отбивание летящих в стороне от вратаря (выше пояса)мячей махом ноги | | | Отбивание мячей ладонью в падении или броске при выходе навстречу атакующему сопернику | | | Отбивание мячей, опускающихся перед воротами кулаком(кулаками) | | | Отбивание опускающихся и высоколетящих мячей головой | | | Вбрасывание мяча рукой из-за плеча с места | * | * | Вбрасывание мяча из-за плеча в движении со скрестными шагами | | * | Вбрасывание мяча из-за плеча без скрестных шагов | | * | Вбрасывание мяча из-за плеча в прыжке | | | Вбрасывание мяча сбоку с места | * | * | Выбивание мяча с руки | | * | Технические приемы полевых игроков | * | * | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Тематическое планирование для обучающихся программы дополнительного образования ознакомительного уровня по разделу « Теоретическая подготовка » Предметы игры | Ознакомительный уровень | | 1 -2 классы Мальчики 6-8 лет | 3-4 классы Мальчики-9-10 лет | 1 | 2 | 3 | I. Тактика игры в атаке | Индивидуальные действия | "Открывание" | * | * | Отвлечение соперников | | | Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля | | | Маневрирование | | | Передачи | * | * | Ведение и обводка | * | * | Удары по воротам | * | * | Групповые действия | | | Комбинация "игра в одно и два касания" между партнерами | * | * | Комбинация "Стенка" | | | Комбинация "Двойная стенка" | | | Комбинация "Скрещивание" | | | Комбинация "игра в одно и два касания" между тремя партнерами | | | Комбинация "Смена мест" | | | Комбинация "Пропускание мяча" | | | Комбинация при введении мяча в игру с центра игрового поля | | | Комбинация при введении мяча из-за боковой линии | | | Комбинация при розыгрыше штрафных и свободных ударов на чужой половине поля | | | Комбинация при розыгрыше угловых ударов | | | Командные действия | | | Быстрое нападение | | | Позиционное нападение с центровым игроком с использованием расстановки игроков 3+1 | | * | Позиционное нападение с центровым игроком с использованием расстановки игроков 1+3 | | | Позиционное нападение с центровым игроком с использованием расстановки игроков 1+2+2 | | | Позиционное нападение с использованием расстановки игроков " четыре в линию" | | | Позиционное нападение с использованием расстановки игроков 1+3 | | | Позиционное нападение с использованием расстановки игроков 1+3 | | | II. Тактика игры в обороне | Индивидуальные действия | Опека соперника без мяча | * | * | Опека соперника с мячом | | * | Групповые действия | | | Разборка игроков команды соперников | | | Подстраховка | | * | Переключение( обмен опекаемыми соперниками) | | | Игра в меньшинстве | | | Командные действия | | | Персональная оборона | * | * | Опека соперника без мяча | * | * | Опека соперника с мячом | | * | Групповые действия | | | Разборка игроков команды соперников | | | Подстраховка | | * | Переключение( обмен опекаемыми соперниками) | | | Игра в меньшинстве | | | Командные действия | | | Персональная оборона | * | * | Концентрированная персональная оборона | | | Рассредоточенная персональная оборона | | | Персональный прессинг | | | Зонная оборона | * | * | Концентрированная зонная оборона | | | Рассредоточенная зонная оборона | | | Зонный прессинг | | | Комбинированная оборона | | | III. Тактика игры вратаря | Выбор места в воротах | * | * | Игры на выходах | | * | Введение мяча в игру | * | * | Руководство действиями партнеров по обороне | | | Участие в атакующих действиях партнеров | | | Подстраховка партнеров по обороне | | | Установка "стенки" при розыгрышах соперниками штрафных и свободных ударов | | | Установка "стенки" при введении розыгрышах соперниками мяча из-за боковой линии | | | Тактика полевых игроков | * | * | | | | |
| | | |
| | | |
Тематическое планирование для обучающихся программы дополнительного образования ознакомительного уровня по разделу « Теоретическая подготовка » | | | |
| | | |
Предметы игры | Ознакомительный уровень | | 1 -2 классы Мальчики 6-8 лет | 3-4 классы Мальчики-9-10 лет | 1 | 2 | 3 | Физическая культура и спорт в России | * | * | Состояние и развитие футбола в России и в мире | | | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль | * | * | Физиологические основы спортивной тренировки | | | Общая и специальная физическая подгнотовка | | * | Основы техники и тактики футбола | * | * | Основы методики обучения футболу | | | Спортивные соревнования по футболу | | * | Планирование и контроль спортивной тренировки | | | Места занятий, оборудование и инвентарь | | * | | | | |
| | | | | | | | |
| | |
| | |
| | |
Темы теоретической подготовки:
Физическая культура и спорт в России. Понятие « физическая культура». Значение физической культуры для подготовки граждан России к тру
довой деятельности и защите Родины. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характер спорта в нашей стране. Единая всероссийская спортивная классификация для развития спорта в России. Важнейшие решения Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта.
Состояние и развитие футбола и мини –футбола в России. История возникновения современного футбола. Развитие футбола в России. Ассоциация футбола России - организатор развития футбола и мини –футбола в стране. Достижения сборных и клубных команд России на международной арене. Всероссийские и международные соревнования.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии. Общее представление об основных системах энергообеспечения человека. Гигиенические требования питанию спортсменов. Понятие о тренировке и «спортивной форме». Массаж и самомассаж. Баня. Режим для юного спортсмена. Закаливание. Дневник самоконтроля. Особенности травматизма в мини-футболе. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях.
Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность человека как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства и методы спортивной тренировки. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Восстановительные мероприятия. Форма организации спортивной тренировки. Особенности периодов спортивной тренировки. Самостоятельные занятия юных спортсменов( утренняя гимнастика, индивидуальные задания по совершенствованию физических качеств и техники движений).
Общая и специальная физическая подготовка. Всесторонняя физическая подготовка- важный фактор укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем, развития физических качеств юных спортсменов( силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Общая и специальная физическая подготовка. Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые в процессе обучения и тренировки с юными спортсменами в мини-футболе. Единство общей и специальной физической подготовки. Взаимосвязь между развитием основных физических качеств. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным спортсменам различного возраста, занимащимся футболом. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов.
Основы техники и тактики мини -футбола. Понятие о технике футбола. Характеристика основных приемов игры. О соединении технической и физической подготовки. Понятие о тактике футбола. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и технических действий в атаке и обороне. Классификация техники и тактики футбола.
Основы методики обучения мини -футболу. Понятие об обучении и тренировке как едином педагогическом процессе. Средства и методы обучения технике и тактике футбола. Методы выполнения упражнений для развития физических качеств. Тесная взаимосвязь между физической, технической и тактической подготовкой юных футболистов. Командная, групповая и индивидуальная тренировка. Урок как основная форма организации обучения и тренировки юных футболистов.
Спортивные соревнования по футболу. Правила игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Его права и обязанности. Планирование, организация и проведение соревнований по футболу. Судейская бригада: главный судья, 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, 4-й судья, инспектор. Их роль в организации и проведении соревнований.
Планирование и контроль спортивной тренировки. Роль и значение планирования спортивной тренировки как основы управления подготовкой юных спортсменов. Перспективное и оперативное планирование. Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов. Индивидуальный план тренировки, наблюдение на соревнованиях. Контрольные испытания. Основные понятия о врачебном контроле. Самоконтроль в процессе занятий футболом. Учет места занятий, оборудование и инвентарь. Игровая площадка для проведения занятий и соревнований по футболу. Подсобное оборудование. Технические средства, используемые при обучении юных футболистов. Мячи. Их подготовка к занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви. Уход за ними.
Установка перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Тактический план игры (на макете) и задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в ходе игры. Разбор проведенной игры. Анализ выполнения тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков и звеньев. Выводы по итогам игры.
Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
1.Строевые упражнения. Команды для управления строем.
Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Повороты на месте и в движении. Сомкнутый и разомкнутый строй. Перестроения из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения. Переход с шага на бег и с бега на шаг.
2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений ( в основной стойке, на коленях, сидя, лежа и т.д.) вращения, махи, сгибание и разгибание рук, отведение и приведение, рывки одновременно двумя руками и разновременно. То же , но во время ходьбы и бега. То же , но с предметами. Многократные броски набивного мяча вперед и над собой, ловля набивного мяча.
3. Упражнения для мышц тела и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения на формирование правильной осанки. Наклоны и повороты туловища, круговые вращения туловищем. В положении лежа на спине поднимание и опускание прямых и согнутых ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Из различных исходных положений
4. Упражнения для мышц ног. Поднимание на носки. Приседание на одной и обеих ногах. Маховые движения в переднем, заднем и боковом направлениях. Выпады. Выпады с дополнительными пружинистыми покачиваниями. Различные подскоки на одной и обеих ногах. То же с предметами. Сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах. Прыжки. Упражнения с сопротивлением.
5. Упражнения для всех групп мышц. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами( набивные мячи, гантели, гимнастические палки, резиновые амортизаторы, скакалки).
Упражнения на гимнастических снарядах( гимнастическая стенка и скамейка, брусья, перекладина). Акробатические упражнения( группировки и перекаты в различных положениях ; кувырки вперед и назхад; стойки на лопатках, голове и руках; соединение нескольких акробатических элементов в комбинации). Легкоатлетические упражнения.( бег на 10,15,20,30,40,100,400,800 и 1000 меторв; повторный бег с короткими отрезками; бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями; кросс 500-1000 м; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; тройной прыжок с места и с разбега; многоскоки; метание малого мяча в цель и на дальность с места и с разбега). Подвижные игры и эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с преодолением полосы препятствий, переноской предметоа, бросками и ловлей мяча).Спортивные игры( гандбол, баскетбол, волейбол, бадминтон и др.). Лыжи. Плавание.
Специальная физическая подготовка:
Упражнения для развития быстроты.
Бег с остановками и изменением направления. Бег под уклон 3-5 град. Бег с прыжками. Рывки на 5-8-10 м из различных исходных положений. Бег за лидером. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Повторный бег на дистанции от 120 до 40 метров со стартом и с хода с максимальной скоростью. Челночный бег на 8 и 10 метров ( общий пробег за одну попытку до 30 м).Челночный бег( вначале отрезок преодолевается лицом вперед, а затем спиной вперед и т.д.). Челночный бег приставными шагами. Эстафетный бег. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Рывок за мячом», «Салочки» и т.д. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом в цель. Стартовые рывки с партнером за овладение мячом. Ведение мяча в быстром темпе на 10-15 м. То же, но с обводкой стоек. Выполнение техънических приемов в быстром темпе( прием мяча под подошву, уход в сторону или с поворотом на 180 град. И удар в цель и т.д.).
Для вратарей. Из основной стойки рывки вперед и в стороны на 3-5-8 м. Бег на короткие отрезки с прыжками вверх, вперед в конце дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Из основной стойки рывки вперед в конце дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх, вперед в конце дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.Из основной стойки вратаря рывки на 3-5-6 м на перехват и отбивание катящихся мячей или же летящих на различной высоте.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх. Тоже, с прыжком вверх. То же, с набивным мячом в руках. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и сотягощением. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и с продвижением лицом вперед, спиной вперед и боком. То же, с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину с места и с разбега. Спрыгивание с высоты( 40-80 см) с последующим прыжком вверх или рывком на 5-8 м. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам. Эстафеты и подвижные игры с бегом и прыжками.
Для вратарей. Из упора, стоя у стены, одновременное и попеременное сгибание и разгибание рук в лучепястных суставах. То же, не отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижении е на руках по кругу вправо, влево), носки ног на месте. В упоре лежа, одновременно отталкиваясь от пола руками и ногами, хлопки ладонями. Метание мячей различного веса на дальность и быстроту. Броски мини-футбольных мячей от ворот на дальность и быстроту. Многократные броски набивных мячей одной рукой от плеча и двумя руками от груди, ловля мячей. Серии прыжков в основной стойке вратаря толчком обеих ног в стороны; то же, с предварительным приставным шагом с отягощением и без отягощения. Из основной стойки вратаря многократные рывки на 3-4 м с броском на катящийся или неподвижно лежащий мяч. Многократные броски мяча в стену с последующей ловлей.
Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Повторный бег с ведением мяча. Переменный бег( несколько повторений с переменной скоростью). Кроссы с переменной скоростью. Бег в колонне по одному вдоль границ игрового поля и выполнение по сигналу определенного задания.( ускорение, остановка, изменение направлении и способа передвижения, поворот на 90,180 или 360 град., прыжок вверх, кувырок вперед или назад и т.д.). Многократное повторение специальных технико-тактических упражнений( повторный бег с мячом с обводкой стоек и ударом в цель; бег с мячом на скорость на 30-40 м и т.д.). Игровые упражнения с мячом большой интенсивности. Игры с увеличением продолжительности. Учебные игры с уменьшенными по численности составами команд.
Для вратарей. Многоквратное выполнение в течении 5-8 мин. приемов ловли и отбивания мячей после ударов, выполняемых 3-4 игроками с минимальными интервалами. Многократное выполнение рывков с линии ворот с бросками за катящимися и летящими мячами, направляемыми в штрафную площадь с минимальными интервалами несколькими игроками. Вбрасывание мяча различными способами в различные цели, помещенные в различных участках игрового поля. Выбивание мяча ногой в различные зоны игрового поля. Многократное повторение ловли мячей, набрасываемых несколькими партнерами, в разные углы ворот, в прыжке.
Упражнения для развития игровой ловкости. Кувырки вперед и назад, в стороны через право и левое плечо. Жонглирование мячом, чередуя удары различными частями подъема, стопы, бедром, головой. Ведение мяча по кругу, «восьмерке», по ограниченному коридору. Ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с передачами, ведением мяча, обманными движениями и ударами в цель. Прыжки с места и с разбега, доставая головой подвешенный мяч. То же, но с поворотом на 90 град. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по летящим мячам в цель. Удары ногой с лета в прыжке в цель. Эстафеты с ведением и передачей мяча. Удары ногой и головой в цель после выполнения кувырка вперед, поворота на 180 и 360 град, бега змейкой и т.д.Жонглирование теннисным мячом, чередуя удары различными частями подъема со сторонами стопы. Подвижные игры с мячом « Живая цель», «Салки мячом», «Ловля парами» и др.
Для вратарей. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на голове, лопатках и руках. Из стойки на руках- кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Из стойки на руках- кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Различные прыжки с короткой скакалкой. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками и кулаком. Из различных исходных положений( сидя, лежа и т.д.) встать и в прыжке или броске овладеть мячом, набрасываемым партнером. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке и бревне.
Воспитательная работа
Длительность по времени при работе с футболистами, предусмотренная программой, подразумевает значительный объем тренировочных занятий, сложность образовательной программы в средней школе, дефицит у тренирующихся свободного времени предъявляют высокие требования к их физическому и психическому состоянию. Нередко наличие этих факторов ложится непосильной ношей на плечи молодых людей, ведет к снижению спортивных результатов с их стороны. Целенаправленная и систематическая воспитательная работа, в правильно организованном виде, резко снижает негативное воздействие этих факторов, оказывает благоприятное воздействие на спортивные судьбы футболистов.
Специфика воспитательной работы с учащимися заключается в том, что тренеры осуществляют ее в ходе учебно-тренировочных занятий, а также на сборах, при наличии свободного времени. В качестве основных средств воспитательной работы с юными футболистами используются:
- высокий уровень процесса обучения и тренировки;
- личный пример и мастерство тренера;
- атмосфера взаимопонимания, трудолюбия;
- сплоченный коллектив;
- наставничество старших учащихся над младшими;
- общественно-полезный труд;
- сложившиеся положительные традиции.
Эффективность воспитательной работы в значительной степени определяется ее четким планированием, умением тренеров каждой группы на многолетних этапах подготовки решать конкретные воспитательные задачи, используя при этом богатый педагогический арсенал форм, средств и методов такой работы.
Контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовленности учащихся.
Нормативные требования для обучающихся ознакомительного уровня
Контрольные упражнения | 6- 8 лет | 9 лет | 10 лет |
Бег 30 метров, сек. | 5,8 | 5,7 | 5,4 |
Прыжок в длину с места, см | 160 | 172 | 182 |
Прыжок в высоту с места, см | 35 | 38 | 42 |
Челночный бег( 5 пр.*6 м), сек | 12,4 | 12,2 | 11,8 |
Отжимание в упоре лежа, кол.раз | 8 | 13 | 18 |
Жонглирование мяча ногами, кол-во ударов | 8 | 16 | 24 |
Ведение мяча по « восьмерке» | + | + | + |
Примечание: «+» - означает, что норматив присутствует при выполнении тестов
Методическое обеспечение программы:
С.Н. Андреев «Футбол- твоя игра» М; Просвещение 2017
А.П. Лаптев, А.А. Сучилин « Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. М; ФиС 2018
Ю.Д. Железняк, Ю.М.Портнов « Спортивные игры. Техника, тактика, обучение. М; Академия 2016
М.А. Годик, А.И. Швыков, С.М. Мосягин « Подготовка футболистов» М; Советский спорт 2019
5. С.Н. Андреев « Программа подготовки по мини-футболу. М; Советский спорт,2018