СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Игралочка» по формированию элементарных математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования по ФЭМП для детей 5-7 лет. Срок реализации - 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Игралочка» по формированию элементарных математических представлений»



















Рабочая программа

дополнительного образования

для детей дошкольного возраста

«Игралочка»

по формированию элементарных математических представлений

Направленность - естественнонаучная

Срок реализации - 2 год

Возраст воспитанников – 5 – 7 лет



Составитель программы:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Студеникина Светлана Александровна

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год





Программа предназначена для детей 5-7 лет

Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Срок реализации данной программы 2 год


г. Майкоп,

2021г.



1.Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы разработана в соответствии с основной Образовательной программой Детского сада № 1 с.Терса в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка «Знайка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

При составлении программы кружка использовалась парциальная программа «Раз-ступенька, два-ступенька…» Л.Г.Петерсон, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

  • развитие логического мышления и творческих способностей.

  • развитие математических способностей.

  • развитие личностных качеств.

  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.

  • обучение самостоя­тельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)


В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет.

  • Ознакомление с геометрическими фигурами.

  • Определение величины.

  • Ориентировка во времени и в пространстве.

  • Решение логических задач.


3. Планируемые результаты освоения программы.


При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

5-6 лет:

  • Считает (отсчитывает) в пределах 10.

  • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

  • развитость мускулатуры пальцев;

  • - проявление поисковой активности;

  • Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

  • Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.



При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, ).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

  • Знать
    Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
    - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
    - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
    - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

  • Иметь представление
    -
     О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
    - О временных интервалах: временем суток, года.
    - Об определении времени по часам
    - О количественной характеристике числа.

Список детей:

1. Ванечкина Катя

2. Жуковская Яна

3. Курышова Даша

4. Мячин Артём

5. Хабибулина Лиза



4. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

5. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года.

6. Преемственность.

Программа кружка предполагает:

  • Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

  • Формирование личности ребёнка.

  • Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.



7. Источники:


  • Л.Г.Петерсон «Раз-ступенька, два-Ступенька…» -М.: Издательство «Ювента»,2009

  • Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002

  • Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство- ПРЕСС, 2001.

  • Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

  • Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

  • Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

  • Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.

  • Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.

  • Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.

  • Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.

  • Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.

  • Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.


8. Перспективное планирование совместной деятельности взрослых и детей 5-6 лет.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Сентябрь

Мониторинг

Мониторинг

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор».

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать

Октябрь

«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.

«Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

«Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

Ноябрь

«Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов.

«Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей


«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

Декабрь

«Разложи лекарства»

Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.

«Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.


«Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целое и части.

Январь

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить закономерности.

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках.

«Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

«Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

Февраль

«Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

«Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

«Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

Март

«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.

«Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

«Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

Апрель

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже

«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

Май

«Раскрась так же»

Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.

«Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

«Путешествие в математическую

страну».

Цель: закрепить пройденный материал.

Мониторинг




9. Перспективное планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Сентябрь

Мониторинг

Мониторинг

«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Октябрь

«Раздели на группы»

Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

«Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

Ноябрь

«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры.

«Больше или меньше?»

Цель: закреплять знания о знаках: “”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

Декабрь

«Мы исследователи»

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

«Создай картину »

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

Январь

«Который час?»

Цель: развивать умение определять время по часам.

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

«Что за чем следует?»

Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

Февраль

«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

«Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

«Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки.

Март

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

«Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

Апрель

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.

«Разделите на 2 равные группы».

Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания.

«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

Май

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.

Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала.

Мониторинг

Мониторинг