Рабочая программа
дополнительного образования
для детей дошкольного возраста
«Игралочка»
по формированию элементарных математических представлений
Направленность - естественнонаучная
Срок реализации - 2 год
Возраст воспитанников – 5 – 7 лет
Составитель программы:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Студеникина Светлана Александровна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Программа предназначена для детей 5-7 лет
Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Срок реализации данной программы 2 год
г. Майкоп,
2021г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы разработана в соответствии с основной Образовательной программой Детского сада № 1 с.Терса в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа кружка «Знайка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
При составлении программы кружка использовалась парциальная программа «Раз-ступенька, два-ступенька…» Л.Г.Петерсон, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
развитие логического мышления и творческих способностей.
развитие математических способностей.
развитие личностных качеств.
развитие навыков самоконтроля и самооценки.
обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:
Количество и счет.
Ознакомление с геометрическими фигурами.
Определение величины.
Ориентировка во времени и в пространстве.
Решение логических задач.
3. Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
5-6 лет:
Считает (отсчитывает) в пределах 10.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
развитость мускулатуры пальцев;
- проявление поисковой активности;
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, ).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Список детей:
1. Ванечкина Катя
2. Жуковская Яна
3. Курышова Даша
4. Мячин Артём
5. Хабибулина Лиза
4. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
5. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года.
6. Преемственность.
Программа кружка предполагает:
Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
Формирование личности ребёнка.
Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
7. Источники:
Л.Г.Петерсон «Раз-ступенька, два-Ступенька…» -М.: Издательство «Ювента»,2009
Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство- ПРЕСС, 2001.
Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
8. Перспективное планирование совместной деятельности взрослых и детей 5-6 лет.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Мониторинг | Мониторинг | «Продолжи закономерность» Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. | «Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор». Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать |
Октябрь | «Считай не ошибись!» Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете. | «Найди предмет такой же формы», Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. | «Четвертый лишний» Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева. | «Подбери обувь» Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины |
Ноябрь | «Третий лишний» Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов. | «Сколько геометрических фигур?» Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей | «Лабиринт. Дорисуй картинку». Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. | «Дорисуй и раскрась» Цель: закрепить отношение: часть - целое. |
Декабрь | «Разложи лекарства» Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи. | «Самый внимательный. Выложи по образцу». Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. | «Разные дома. Забор» Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целое и части. |
Январь | «Продолжи закономерность» Цель: закрепить закономерности. | «Какой домик лишний и почему?» Цель: закрепить представление о многоугольниках. | «Укрась коврик» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. | «Круглый год» Цель: закрепление названий месяцев в году. |
Февраль | «Математическое домино» Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. | «Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики». Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. | «Поменяй признак» Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи. | «Логические цепочки» Цель: закрепить представление о числовом отрезке |
Март | «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения. | «Обведи дорожки» Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. | «Найди нужную деталь. Построй домик». Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. |
Апрель | «Составь задачу и запиши» Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала. | «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур. | «Что сначала, что потом» Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже | «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. |
Май | «Раскрась так же» Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству. | «Путешествие по комнате» Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. | «Путешествие в математическую страну». Цель: закрепить пройденный материал. | Мониторинг |
9. Перспективное планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Мониторинг | Мониторинг | «Где находится предмет?» Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве | «Посчитай и обозначь цифрой» Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. |
Октябрь | «Раздели на группы» Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. | «Засели домики» Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | «Какой по счету?» Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | «Какое число больше?» Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. |
Ноябрь | «Найди нужный предмет» Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | «Раздели на части» Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. | «Чего больше?» Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры. | «Больше или меньше?» Цель: закреплять знания о знаках: “”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. |
Декабрь | «Мы исследователи» Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | «Магазин» Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | «Создай картину » Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. |
Январь | «Который час?» Цель: развивать умение определять время по часам. | «Двигаемся по команде» Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. | «Что за чем следует?» Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. | «Займи свое место» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. |
Февраль | «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | «Назови слова с противоположным значением» Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д. | «Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | «Сравни» Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки. |
Март | «Сколько нас без одного?» Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | «Реши задачу» Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. | «Найди спрятанную игрушку » Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку. | «Что за чем следует» Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели |
Апрель | «Составь задачу и запиши» Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации. | «Разделите на 2 равные группы». Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. | «Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки). Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа. |
Май | «Запиши при помощи цифр» Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. | Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала. | Мониторинг | Мониторинг |