СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена на основе авторской программы Шпотовой по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9»
Утверждена
приказом директора школы
_________/ /
Программа дополнительного образования
естественно-научной направленности
«Азбука экологии»
для начальной школы
Составитель:
учитель начальных классов Ж.А.Ермоленко
2020 – 2021г
г. Переславль Залесский
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования в 1-4 классах по ФГОС “Азбука экологии ” составлена на основе авторской программы Шпотовой по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Актуальность программы «Азбука экологии» обусловлена тем, что в настоящее время возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду и техногенное давление на биосферу - важнейшие проблемы современности. Одним из выходов из сложившейся ситуации является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис.Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Азбука экологии» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс – 33 ч., 2 класс- 34 ч, 3класс- 34 ч, 4 класс- 34 ч класс. (1 занятие в неделю). Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Азбука экологии»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы учащиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
К концу изучения программы учащиеся научатся:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 1 класса
Здравствуй, чудо-природа!
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ярославской области, реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ярославской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | ||||
Теоретич. | Практич. | ||||||
1 | Я и природа | 4 | 2 | 2 | |||
2 | Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 | |||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 | |||
4 | Путешествие в мир леса | 5 | 3 | 2 | |||
5 | Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 | |||
6 | Зимний сад на окне | 2 | 1 | 1 | |||
7 | В мастерской художницы Зимы | 1 |
| 1 | |||
8 | Загадки животного мира | 3 | 2 | 1 | |||
9 | Секреты неживой природы | 3 | 2 | 1 | |||
10 | Наш досуг | 5 | 1 | 4 | |||
Итого: | 33 | 15 | 18 |
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Кол. | Теорет. | Практ. | Экскурс. | Виды деятельности |
| Я и природа | 4 | 2 | 1 | 1 |
|
1 | Экологическая тропа осенней экскурсии. Сбор природного материала | 1 |
|
|
| Сбор природного материала, рассматривание плодов и семян растений |
2 | Как вести себя на природе | 1 |
|
|
| Знакомство с правилами поведения в природе, изготовление буклетов |
3 | Природа в творчестве художников. Зарисовка и раскрашивание осенних деревьев и листьев | 1 |
|
|
| Зарисовка и раскрашивание осенних деревьев и листьев |
4 | Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная | 1 |
|
|
| Поделки из природных материалов |
| Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 |
|
|
5 | Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” | 1 |
|
|
| Разгадывание кроссворда |
6 | Чем мы кормим домашних животных | 1 |
|
|
| Наблюдения за повадками домашних животных |
7 | Как ухаживать за своим питомцем | 1 |
|
|
| Практическая работа |
8 | Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные” | 1 |
|
|
| Лепка фигурок животных из пластилина; вырезание фигурок животных из бумаги |
| Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 |
|
|
9 | Местные виды птиц | 1 |
|
|
| Рассматривание чучел птиц |
10 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | 1 |
|
|
| Изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц |
11 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | 1 |
|
|
| Участие в экологической викторине |
| Путешествие в мир леса | 5 | 3 | 1 | 1 |
|
12 | Взаимосвязь растений и животных | 1 |
|
|
| Составление цепей питания |
13 | Следы на снегу | 1 |
|
|
| Игра «Угадай чей след» |
14 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 1 |
|
|
| Изготовление аппликации «Дары леса» |
15 | Природа – источник творческого вдохновения | 1 |
|
|
| Рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций, стихов о природе |
16 | Экскурсия в парк | 1 |
|
|
| Экскурсия, наблюдение за природой |
| Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 |
|
|
17 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Ярославской области | 1 |
|
|
| Знакомство с Красной книгой Ярославской области |
18 | Родники нашей местности | 1 |
|
|
| Знакомство с реками и речушками Гаврилов- Ямского района, сообщение |
| Зимний сад на окне | 2 | 1 | 1 |
|
|
19 | Комнатные растения. | 1 |
|
|
| Знакомство с разными видами комнатных растений, рассматривание гербария цветковых растений |
20 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа | 1 |
|
|
| Исследовательская работа |
| В мастерской художницы Зимы | 1 |
| 1 |
|
|
21 | “Красавица - зима”. Конкурс рисунков | 1 |
|
|
| Рисование рисунков на тему: «Красавица зима» |
| Загадки животного мира | 3 | 2 | 1 |
|
|
22 | Любопытные факты о живой природе | 1 |
|
|
| сообщения |
23 | Это интересно! Сбор информации о клестах | 1 |
|
|
|
|
24 | Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | 1 |
|
|
| Лепка из соленого теста |
| Секреты неживой природы | 3 | 2 |
| 1 |
|
25 | Смена дня и ночи | 1 |
|
|
| Определение времени по часам |
26 | Смена времен года | 1 |
|
|
| с |
27 | Наш друг - эхо. Экскурсия в парк | 1 |
|
|
| экскурсия |
| Наш досуг | 6 | 1 | 4 | 1 |
|
28 | Экскурсия в природу. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” | 1 |
|
|
| экскурсия |
29 | Акция “ Сделай двор чище!” (Озеленение школьного двора) | 1 |
|
|
| Участие в акции |
30 | Коллективная работа “Изготовление и вывешивание скворечников” | 1 |
|
|
| Изготовление и вывешивание скворечников |
31 | Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” | 1 |
|
|
| Практическая работа |
32 | Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | 1 |
|
|
| Работа в группах |
33 | Подведение итогов. Викторина | 1 |
|
|
| викторина |
| Итого | 33 | 15 | 11 | 7 |
|
Содержание программы для 2 класса
«Прикосновение к прекрасному»
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теор. | практ. | |||
1 | В гостях у природы | 5 | 3 | 2 |
2 | Пернатые наши друзья | 9 | 6 | 3 |
3 | О грибах и не только | 4 | 3 | 1 |
4 | Жизнь на водоемах | 5 | 3 | 2 |
5 | Удивительный мир насекомых | 3 | 2 | 1 |
6 | Явления природы | 3 | 1 | 2 |
7 | Мы юные садоводы | 4 | 1 | 3 |
Тематическое планирование занятий
№ | Раздел. Тема занятия | Кол. | Теорет. | Практ. | Экскурс. | Виды деятельности |
| В гостях у природы | 5 | 3 | 1 | 1 |
|
1 | Что такое “экология”? | 1 |
|
|
| Знакомство с понятием «Экология» |
2 | Ель – кормилица. Лесной час | 1 |
|
|
| Интересные факты об ели |
3 | Почемучкины книжки | 1 |
|
|
| Чтение книг о природе, обсуждение прочитанного |
4 | Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов | 1 |
|
|
| Изготовление поделок из природного иатериала |
5 | Игра «Джунгли зовут!» | 1 |
|
|
| игра |
| Пернатые – наши друзья | 9 | 6 | 2 | 1 |
|
6. | Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса | 1 |
|
|
| Сообщение, прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликаций, лепка фигурок из пластилина
|
7. | Горлица – лесной голубок | 1 |
|
|
| |
8. | Филин – самый крупный из наших сов | 1 |
|
|
| |
9. | Кукушка – хитрая птица | 1 |
|
|
| |
10. | Лесной доктор – большой пестрый дятел. | 1 |
|
|
| |
11. | Клесту не страшен холод | 1 |
|
|
| |
12. | Заказники Гаврилов-Ямского района. Разновидности птиц. | 1 |
|
|
|
|
13. | КВН “Птицы наши друзья” | 1 |
|
|
| КВН |
14. | Экологическая акция “Берегите птиц!” Экскурсия в природу | 1 |
|
|
| Экскурсия, наблюдение за жизнью птиц |
| О грибах и не только | 4 | 3 | 1 |
|
|
15. | Съедобные и несъедобные грибы | 1 |
|
|
| Лепка грибов из пластилина, рисование гриба вместе с деревом; Составление альбома-справочника |
16. | Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях | 1 |
|
|
| |
17. | Грибная угадайка | 1 |
|
|
| |
18. | Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. | 1 |
|
|
| |
| Жизнь на водоемах | 5 | 3 | 2 |
|
|
19. | Рыбы. Рыбий язык | 1 |
|
|
| Просмотр видеофильма, изготовление оригами |
20. | Аквариумные рыбки | 1 |
|
|
| |
21. | Неуклюжий рак. Где он зимуют? | 1 |
|
|
| |
22. | Чья это хатка? Видеофильм | 1 |
|
|
| |
23. | Оригами. “Рыбки в аквариуме” | 1 |
|
|
| |
| Удивительный мир насекомых | 3 | 2 | 1 |
|
|
24. | Бабочки, занесенные в Красную книгу Ярославской области | 1 |
|
|
| Рассматривание коллекций насекомых, изготовление аппликации |
25. | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 1 |
|
|
| |
26. | Природа и фантазия. Пр. занятие | 1 |
|
|
| |
| Хочу все знать. Об интересных явлениях природы | 3 | 1 | 2 |
|
|
27. | Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? | 1 |
|
|
| Правила поведения при грозе |
28. | Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. работа | 1 |
|
|
| |
29 | Экскурсия на реку Унда | 1 |
|
|
| |
| Мы юные садоводы | 5 | 1 | 3 |
|
|
30 | Мы исследуем почву. Исслед. работа | 1 |
|
|
| Опыты по определению состава почвы, изготовление аппликации «Обитатели почвы» |
31 | Искусство составления букетов. | 1 |
|
|
| |
32. | Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах | 1 |
|
|
| |
33. | Экскурсия на пришкольный участок | 1 |
|
|
| |
34 | Итоговое занятие. Экологическая игра |
|
|
|
|
|
| Итого: | 34 | 20 | 14 |
|
|
Содержание программы для 3 класса
“В чудный мир экологических открытий…”
“Нет правды без любви к природе.
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового стаканчика.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. . Очей очарованья”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (4 часа)
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева Коллекция годовых колец разных видов деревьев. А. В. Гавеман. “Лес”. Семейные альбомы.
Экскурсия в лесхоз. Встреча с рабочими.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. “Наш край - край лесов и лесных богатств”. (4 часа)
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации работ детей на страницах газет.
Практическая деятельность: сбор материалов по истории нашего леспромхоза и о труде наших земляков в этом лесхозе.
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс). Литературно-творческие работы на страницах газеты «Гаврилов-Ямский вестник». Участие в конкурсах на экологические темы.
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы. Заказники Гаврилов-Ямского района. Территория, богатства. Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу. Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения. Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга Ярославской области.
Экскурсия в лесхоз.
“У нас в гостях …” (встреча с работниками лесхоза)
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)
Родники наши.
Животный мир. Наши луга и просторы. Реки и речушки Гаврилов-Ямского района. Дары природы: грибы, ягоды, орех.
Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы, мусора возле дорог. Очистка родников. Посадка деревьев (весной).
Проведение праздника “День птиц” (конкурс скворечников).
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом - планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность
Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
10 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”. (2 часа)
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств.
Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле.
Практическое занятие: сбор подписей против загрязнения окружающей среды “Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро”.
11 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты “Листок здоровья”. Летний отдых.
Заключительное занятие. “Жить - чтобы жить”(обобщение и анализ работы)
Учебный план
№ | Наименование раздела. | Всего часов | В том числе занятия | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 2 |
2. | Лес - верный друг человека | 4 | 1 | 3 |
3. | Страницы биографии дерева | 2 | 1 | 1 |
4. | Лесные пожары | 2 | 1 | 1 |
5. | Наш край - край лесов и лесных богатств | 4 | 1 | 3 |
6. | Достучаться до каждого сердца | 5 | 1 | 4 |
7. | Тихий уголок детства | 5 | 1 | 4 |
8. | Зелёная чайхана матери- природы | 1 |
| 1 |
9. | Земля - наш общий дом | 4 | 1 | 3 |
10. | Экологические катастрофы - беда нашей природы | 2 | 1 | 1 |
11. | В здоровом теле - здоровый дух | 3 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 10 | 24 |
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тема занятия. | Кол. часов | Из них | Виды деятельности | ||
Теорет. | Прак. | Экскур. | ||||
|
|
|
|
|
|
|
| Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 1 | 1 |
|
1. | Экологические связи в живой природе |
| 1 |
|
| Рассматривание экологических связей в живой природе на примере дубового леса «Дуб и все вокруг него». Знакомство с правилами исследовательской работы |
2. | Экскурсия в осенний лес «Разноцветная ярмарка» |
|
|
| 1 | Наблюдение осенних изменений в природе, сбор природного материала для поделок |
3. | Творческая работа- сочинение “Осень… Очей очарованье”. |
|
| 1 |
| Написание сочинения |
| Лес - верный друг человека | 4 | 1 | 2 | 1 |
|
4. | Флора и фауна наших лесов. Лёгкие нашей планеты |
| 1 |
|
| Работа с атласом-определителем |
5. | Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу. |
|
|
| 1 | экскурсия |
6. | Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. |
| 1 |
|
| Просмотр видеофильма «Тайны деревьев» Сбор и исследование шишек |
7. | Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса» |
|
| 1 |
| Изготовление поделок из природного материала |
| Страницы биографии дерева | 2 | 1 |
| 1 |
|
8. | Сколько лет дереву? Исследовательская работа |
| 1 |
|
| Разглядывание коры дерева с помощью лупы, исследование спила дерева, изготовление классного плаката «Обещание деревьям» |
9. | Изготовление классного плаката «Обещание деревьям» |
|
|
| 1 | |
| Лесные пожары | 1 | 1 |
|
|
|
10. | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. |
| 1 |
|
| Правила поведения при пожаре, составление памятки «Как вести себя в лесу» |
| Наш край – край лесов и лесных богатств | 4 | 1 | 2 | 1 |
|
11. | Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса. |
| 1 |
|
| Работа с атласом-определителем, пр. р. по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных |
12 . | Деревья – главные растения леса. |
|
|
| 1 | Виртуальная экскурсия: «Дом-музей И.И.Шишкина в городе Елабуга» |
13. | Растительный и животный мир леса |
|
| 1 |
| Изготовление аппликации, рисование на тему «Растительный и животный мир леса |
14. | КВН: «Знаем ли мы свой лес?» |
|
| 1 |
|
|
| Достучаться до каждого сердца. | 5 | 1 | 3 | 1 |
|
15. | Чудо природы - заповедники |
| 1 |
|
| Заочное путешествие по заповедникам нашей страны |
16. | Деловая игра «Достучаться до каждого сердца» |
|
| 1 |
| игра |
17 | Красная книга Ярославской области |
|
| 1 |
| Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение |
18. | Реки и речушки Гаврилов-Ямского района |
|
|
| 1 | Экскурсия на берег реки Которосль |
19. | Если хочешь жить долго - посади дерево. Встреча с работниками лесхоза |
|
| 1 |
| Посадка дерева или кустарника |
| Тихий уголок детства | 5 | 1 | 3 | 1 |
|
20. | Наша область на карте России. Гаврилов-Ямский район, местонахождение на карте Ярославской области. Конкурс чтецов о природе «Вот моя деревня, вот мой дом родной!» |
| 1 |
|
| Чтение стихотворений о природе местных авторов |
21. | Наше экологическое богатство - парк (наблюдение за экосистемой окружающей среды) |
|
|
| 1 | Экскурсия в парк |
22. | Конкурс рисунков «Любимый уголок родного города». Фотоконкурс «Достопримечательности города Гаврилов-Ям» |
|
| 1 |
| Рисование рисунков |
23. | Проведение “Дня птиц”. Конкурс скворечников |
|
| 1 |
| Участие в акции, развешивание скворечников |
24. | Творческая работа - сочинение “Вижу чудное приволье”. |
|
| 1 |
| Написание сочинения |
| Зелёная чайная матери- природы | 1 |
|
|
|
|
25. | Лекарственные растения нашей местности |
| 1 |
|
| Работа с атласом-определителем, сбор лекарственных трав;
|
| Земля - наш общий дом | 4 | 1 | 3 |
|
|
26. | Хартия Земли - спасение нашей планеты |
| 1 |
|
|
|
27. | Наш дом - планета Земля. | 1 |
|
|
|
|
28. | Сочинение на тему “Какая будет Земля через 25 лет?” |
|
|
|
| Написание сочинения |
29. | Фотоконкурс “Остановись, мгновение! Ты прекрасна!” |
|
| 1 |
| Фотоснимки родного края |
| Экологические катастрофы - беда нашей природы | 2 |
| 1 | 1 |
|
30. | Использование природных богатств. |
|
|
| 1 |
|
31. | Экологические проблемы планеты. |
|
| 1 |
| Мы – против загрязнения (сбор подписей) |
| В здоровом теле - здоровый дух. | 3 | 1 | 1 | 1 |
|
32. | Полезные и вредные привычки. |
| 1 |
|
| Просмотр видеоматериала “Витамины от слова “вита”; составление меню рационального питания |
33. | Правила здорового образа жизни. |
| 1 |
|
| Составление режима дня, комплекса утренней гимнастики, |
34. | Подвижные игры на свежем воздухе |
|
| 1 |
| Подвижные игры |
| Итого | 34 | 9 | 16 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы для 4 класса
“Этот мир придуман не нами”
“Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.
Юлиус Фучик
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (4 часа)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”. (4 часа)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам.
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус, сделанный выдающимся татарским просветителем, учёным Каюмым Насри.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схемы карты своего района.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Ярославской области.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в школьный медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)
Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – город Гаврилов-Ям.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Практическая деятельность: проведение народных праздников. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.
9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Заключительное занятие
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вселенная и наша планета | 3 | 1 | 2 |
2. | Земля - планета Солнечной системы | 4 | 2 | 2 |
3. | И на север, и на юг | 4 | 1 | 3 |
4. | Воздушная подушка Земли | 3 | 2 | 1 |
5. | У природы нет плохой погоды | 6 | 1 | 5 |
6. | Мы - земляне | 2 | 1 | 1 |
7. | Человек - звучит гордо! | 4 | 1 | 3 |
8. | Я - сын своего народа | 4 | 1 | 3 |
9. | Моя фамилия - моя гордость! | 3 |
| 3 |
| Заключение | 1 |
| 1 |
| Итого | 34 | 10 | 34 |
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ | Раздел. Тема занятия | Кол. | Из них. | Виды деятельности | ||||||
|
| Теор. | Практ. | Экск. |
| |||||
| Вселенная и наша планета | 3 | 1 | 2 |
|
Просмотр видеофильма “Наша Вселенная”.
| ||||
1 | Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. |
| 1 |
|
| |||||
2. | Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весен-ние работы в саду в огороде. |
|
| 1 |
| |||||
3. | Влияние лунного календаря на здоровье человека
|
|
| 1 |
| Определение лунных фаз, новая и старая Луна
| ||||
| Земля - планета Солнечной системы | 4 | 2 | 1 | 1 |
Просмотр видеофильма «Солнечный круг, небо вокруг»
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”.
| ||||
1. | Размеры планета Земля. |
| 1 |
|
| |||||
2. | Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. Экология планеты земля.
| 1 |
|
|
| |||||
2 | Экологические проблемы нефтяной промышленности |
|
|
|
| |||||
4. | Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы” |
|
| 1 |
| |||||
| И на север и на юг… | 4 | 1 | 2 | 1 |
Составление памятки Домашнее наблюдение звездного неба
| ||||
1. | Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира. |
| 1 |
|
| |||||
2. | Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса) |
|
|
| 1 | |||||
3. | Практическое занятие. Составление карты своего края |
|
| 1 |
| |||||
4. | Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” |
|
| 1 |
| |||||
| Воздушная подушка нашей планеты | 3 | 2 | 1 |
|
Просмотр видеофильма “Человек в космосе”; альбом про космонавтов. Виртуальная экскурсия на космодром.
| ||||
1. | Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. |
| 1 |
|
| |||||
2. | Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. |
| 1 |
|
| |||||
3. | Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”. |
|
| 1 |
| |||||
| У природы нет плохой погоды | 6 | 1 | 4 | 1 |
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса); Участие в акции «Птичья столовая»
| ||||
1. | Смена времён года. Откуда что берётся? |
| 1 |
|
| |||||
2. | Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства. |
|
| 1 |
| |||||
3. | Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края) |
|
| 1 |
| |||||
4. | Экскурсия в зимний парк. Проведение акции “Птичья столовая” |
|
|
| 1 | |||||
5. | Вода - наше богатство. Экология водных ресурсов. Живая и мёртвая вода. |
| 1 |
|
| |||||
6. | Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”. Публикации на страницах газеты |
|
| 1 |
| |||||
| Мы - земляне | 2 | 1 | 1 |
| Составление генеалогического древа человека Практическая деятельность: работа по картам; написание письма другу “Я вам пишу….”.
| ||||
1. | Происхождение жизни на земле. Игра «Знаете ли Вы?» |
| 1 |
|
| |||||
2. | Политическая карта мира. Карта Ярославской области. Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”. |
|
| 1 |
| |||||
| ...Человек – это звучит гордо! | 4 | 1 | 3 |
| Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Составление режима дня (индивидуальный)
| ||||
1. | Самое разумное существо на земле (ознакомление со строением тела человека). Человеческие возможности. |
| 1 |
|
| |||||
2. | Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. Экскурсия в школьный медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
|
|
| 1 |
| |||||
3. | Декларация прав человека. Конституция – Основной закон жизни. |
|
| 1 |
| |||||
4. | Интеллектуальная игра: «Каждый человек имеет право….!» |
|
| 1 |
| |||||
| Я - сын своего народа | 4 | 1 | 2 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей города. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.
| ||||
1 | Мой адрес - Россия, Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, город Гаврилов-Ям Символика района, города | 1 |
|
|
| |||||
2 | История народа. Культура и быт моих предков. |
|
| 1 |
| |||||
3 | Экскурсия в краеведческий музей |
|
|
| 1 | |||||
4 | Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории города.) |
|
| 1 |
|
|
| Моя фамилия - моя гордость | 3 |
| 3 |
Сбор информации обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Конкурс “Моя родословная”
| ||
1. | Это моя семья. Информация обо всех родственниках. |
|
| 1 | |||
2. | Поисковая работа “Что в имени твоём?” |
|
| 1 | |||
3. | Составление генеологического древа своей семьи |
|
| 1 | |||
| Подведение итогов. Викторина «Берегите природу!» | 1 |
| 1 |
| ||
| Итого | 34 | 10 | 20 | 4 |
|
|
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Информационные ресурсы
Для педагога:
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
«Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.