СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования «Мини-футбол»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»











УТВЕРЖДЕНА


Приказ № 281

от «27» августа 2021г.






Рабочая программа

дополнительного образования

«Мини-футбол»





























2021





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса дополнительного образования «Мини-футбол» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МОУ «Афанасьевская СОШ» с учетом программ, включённых в нее.

Актуальность: мини-футбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. В учебном процессе мини-футбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение мини-футбола в системе дополнительного образования объясняется несколькими причинами:

  • доступностью игры для любого возраста;

  • возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;

  • простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию.Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов

Педагогическая целесообразность: в ходе освоения программы дети приобретут не только простейшие умения обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. На тренировках необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико- тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс мини-футбола представлен «технико-тактической подготовкой». Отличительной особенностью элементов обучения является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Задания для выполнения ряда упражнений на занятии даются с учетом возрастных особенностей детей. Такие приемы техники, как передвижение, удары, остановки входят составной частью в игровые действия и изучаются в комплексе.

Адресат программы:

Данная программа составлена для обучающихся 9 -17 лет (3-11 класс общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования). Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в спортивном объединении).

Цель программы: Формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья учащихся через занятия мини футболом. Формирование волевых и нравственных качеств.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить технике и тактике игры;

  • изучить теоретические сведения о мини-футболе;

  • дать представления о формировании игры в футбол;

  • ознакомить с технико-тактическими действиями и правилами игры в мини-футбол.

  • Расширить знания по профилактике травматизма.

Развивающие:
  • Развить физические способности: силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, выносливость, гибкость;

  • развить устойчивый интерес к занятиям;

  • развить коммуникативные навыки и умения работать в команде;

  • развить навыки в технике владения мячом.

Воспитательные:
  • воспитать потребность к занятиям футболом;

  • воспитать взаимодействие учащихся в команде при игре в футбол;

  • воспитать потребность в укреплении здоровья посредством ОФП;

  • воспитать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества на занятиях и соревновательной деятельности.


Отличительная особенность данной образовательной программы:

Отличительной особенностью данной образовательной программы является упор на изучение новейших тактических действий и технических приёмов, и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения.

Формы проведения занятий: тренировки, соревнования, турниры, чемпионаты, контрольные занятия, показательные выступления. Программа дополнительного образования может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме удаленного доступа, комбинированных занятий (частично дистанционно) вне помещений образовательных учреждений.

Форма проведения занятий: групповые, работа в малых группах, индивидуальные, очные, дистанционные, комбинированные (частично дистанционные), теоретические, практические.



Организация деятельности учащихся на занятии: коллективные, групповые, индивидуальные, сочетание индивидуальных занятий с групповыми занятиями.

Изучение теоретического материала программы проводится в форме 10-15 минутных бесед, в начале занятий. Внутри занятий предусматриваются восстановительные и релаксационные мероприятия или упражнения для отдыха детей. Подбор материала для занятий должен наряду с новым материалом обязательно включать упражнения, приемы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования. Обязательно на занятиях применяется общая физическая подготовка (далее ОФП), которая предусматривает всестороннее развитие физических способностей, а специальная физическая подготовка (далее СФП)- для развития качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов (выполнение сложных приемов владения мячом, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх). Основными средствами СФП являются специально-подготовительные упражнения. Теоретические сведения сообщаются детям в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, кинокольцовки, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия педагог рекомендует специальную литературу или просмотр матча для самостоятельного изучения.

На всех этапах занятий идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствование ее. На обучение технике игры в мини футбол программой отводится большая часть времени.

Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика.

В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. Основными средствами являются физические упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, быстроты, которые в этой возрастной группе имеют наиболее благоприятные возможности развития. По данной программе предусматриваются такие формы как товарищеские игры, турниры.

В данной программе используются методы:
  • -Методы воспитания;

  • -Методы формирования и создания личности (беседы, лекции, совместная работа педагога дополнительного образования и учащегося, чтение специальной литературы);

  • -Методы организации деятельности и формирование опыта (педагогические требования, общественные мнения, упражнения, создание воспитательных ситуаций);

  • -Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Планируемые результаты освоения программы:

Метапредметные результаты изучения программы:

    • приобретут понимание о значение занятий футболом в совершенствовании функциональных возможностей организма человека;

    • научатся выполнять правила безопасного поведения во время занятий футболом;

    • расширят знания в области истории футбола;

    • научатся выполнять игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола;

    • научаться играть в футбол с соблюдением основных правил;

    • научатся понимать жесты футбольного арбитра;

    • получат знания простых приёмов оказания первой помощи при травмах;


Предметные результаты изучения программы :

    • разовьют навыки применения технических приемов и тактических действий;

    • разовьют позитивное отношение к занятиям физической культурой, спортивным играм;

    • разовьют коммуникативные навыки и умения работать в команде;

    • разовьют физические способности: силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, выносливость, гибкость.


Личностные результаты изучения программы:

    • сформируют потребность сознательно заниматься физической культурой и спортом;

    • сформируют положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества на занятиях и соревновательной деятельности.

    • Воспитают чувство дисциплинированности, сознательности, активности;

    • воспитают навыки взаимовыручки и поддержки в группе;

    • приобретут навыки самоконтроля.



Материально-техническое оснащение программы
  • спортзал, площадка на улице для игры в футбол.

  • мячи футбольные -15 штук, баскетбольные, волейбольные, набивные;

  • насос с иглой для надувания мячей;

  • корзина для переноса и хранения мячей;

футбольные ворота для мини футбола

  • сетки для футбольных ворот;

  • свисток судейский;

  • секундомер

  • компьютер;

  • проектор;

  • поворотные стойки,

  • теннисные мячи,

  • скакалки,

  • кегли,

  • обруч,

  • оборудование для просмотра видеозаписи.













Учебный план первого года обучения






п/п


Название раздела

Количество часов

Формы/ способы контроля

теория

практика

Всего часов

I. Теоретическаяподготовка





1.2

Вводное занятие. Техника безопасности

набор группы

2

0

2

опрос

1.3

История развития футбола в СССР и

России

2

0

2

опрос


всего

4


4


II. Физическая подготовка





2.1.

Физическая подготовка - теория

4


4

опрос

2.2.

Развитие ловкости.

0

10

10

тесты

2.3.

Развитие быстроты.

0

12

12

тесты

2.4.

Скоростная сила

0

8

8

тесты

2.5.

Развитие выносливости.

0

10

10

тесты

2.6.

Развитие гибкости.

0

8

8

тесты

2.7.

всего

4

48

52


III. Техника владения мячом





3.1.

Техническая подготовка- теория для

игрока. Для вратаря

4


4

Опрос,

тесты

3.2.

Перемещения для игрока.Для вратаря


6

6

тесты

3.3

Защитная стойка игрока. Стойка вратаря


2

2

тесты

3.4

Удары по мячу ногами, головой. Ловля

мячей для вратаря


8

8

тесты

3.5

Прием мяча, остановка мяча. Отбивание

мячей вратарем


8

8

тесты

3.6

Ведение мяча, финты. Упражнения для

развития координации вратаря


10

10

тесты

3.7

Отбор мяча, выбивание игроками.

Введение мяча в игру вратарем


2

2

тесты


3.8

Освоение комбинации из основных элементов техники перемещений и

владения мячом для игрока. Тестирование

владения техническими элементами для


4

4

тесты


вратаря комбинации ловли, перемещений,

отбиваний мяча.






Всего

4

40

44


IV. Тактическая подготовка.





4.1.

Тактика игры- теория

2


2

опрос

4.2.

Индивидуальные тактические действия

0

8

8

тесты

4.3.

Групповые тактические действия

0

12

12

тесты


Всего

2

20

22


V. Контрольные упражнения и

соревнования





5.1.

Контрольные упражнения.

Мед.обследование


4

4


5.2.

Участие в соревнованиях, играх,эстафетах

0

16

16

Разбор

ошибок

Всего



20


VI. Итоговое занятие.





6.1.

Подведение итогов.


2

2


ИТОГО

14

130

144






Учебный план второго года обучения



п/ п


Темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего часов


I. Теоретическая подготовка.


1.1

.

Вводное занятие.

2

0

2

Опрос

1.2

Правила игры. Судейство игры в футбол.

2

0

2

Опрос


Всего



4


II. Физическая подготовка.




2.1

.

ОФП

2

16

18

Контроль ные упражнен ия

2.2

СФП

2

16

18


Всего 36


III. Техническая подготовка.


3.1.

Обучение ударам. Обучение владению широким арсеналом технических приемов, необходимых при владении мячом.

2

0

2

Тестирова ние

3.2.

Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема.

0

2

2

Тестирова ние

3.3.

Удар по неподвижному мячу внешней стороной частью подъема.

0

2

2

Тестирова ние

3.4.

Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.

0

2

2

Тестирова ние

3.5.

Отбор мяча с перехватом.

0

2

2

Тестирова ние

3.6.

Отбор мяча толчком плеча в плечо.

0

2

2

Тестирова ние

3.7.

Ловля мяча, летящего навстречу (игра вратаря)

0

2

2

Тестирова ние

3.8.

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема.

0

2

2

Тестирова ние

3.9.

Удар по мячу носком.

0

2

2

Тестирова ние

3.1

0.

Удар по летящему мячу серединой лба без прыжка.

0

2

2

Тестирова ние

3.1

1

Ловля мяча сверху в прыжке (игра вратаря)

0

2

2

Тестирова ние

3.1

2.

Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мячом.

1

4

5

Тестирова ние

3.1

3.

Финт. Основные приемы обманных движений.


13

13

Тестирова ние


Всего



40


V. Тактическая подготовка.


4.1

.

Индивидуальные тактические действия

2

12

14

Тестирова ние

4.2

.

Групповые взаимодействия

2

14

16

Тестирова ние

Всего 30


VI. Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты.


5.1

.

Игры на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий.

0

10

10

Работа над

ошибками

5.2

.

Участие в соревнованиях. Контрольные упражнения

0

20

20

Работа над

ошибками

5.3

Судейская практика


2

2


Всего 32


VII. Итоговое занятие.


6.1

Подведение итогов.

2

0

2


ИТОГО

17

127

144