МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| | УТВЕРЖДЕНА Приказ № 281 от «27» августа 2021г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Мини-футбол»
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса дополнительного образования «Мини-футбол» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МОУ «Афанасьевская СОШ» с учетом программ, включённых в нее.
Актуальность: мини-футбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. В учебном процессе мини-футбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение мини-футбола в системе дополнительного образования объясняется несколькими причинами:
доступностью игры для любого возраста;
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию.Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов
Педагогическая целесообразность: в ходе освоения программы дети приобретут не только простейшие умения обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. На тренировках необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико- тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс мини-футбола представлен «технико-тактической подготовкой». Отличительной особенностью элементов обучения является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Задания для выполнения ряда упражнений на занятии даются с учетом возрастных особенностей детей. Такие приемы техники, как передвижение, удары, остановки входят составной частью в игровые действия и изучаются в комплексе.
Адресат программы:
Данная программа составлена для обучающихся 9 -17 лет (3-11 класс общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования). Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в спортивном объединении).
Цель программы: Формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья учащихся через занятия мини футболом. Формирование волевых и нравственных качеств.
Задачи:
Обучающие:
Обучить технике и тактике игры;
изучить теоретические сведения о мини-футболе;
дать представления о формировании игры в футбол;
ознакомить с технико-тактическими действиями и правилами игры в мини-футбол.
Расширить знания по профилактике травматизма.
Развивающие:
Развить физические способности: силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, выносливость, гибкость;
развить устойчивый интерес к занятиям;
развить коммуникативные навыки и умения работать в команде;
развить навыки в технике владения мячом.
Воспитательные:
воспитать потребность к занятиям футболом;
воспитать взаимодействие учащихся в команде при игре в футбол;
воспитать потребность в укреплении здоровья посредством ОФП;
воспитать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества на занятиях и соревновательной деятельности.
Отличительная особенность данной образовательной программы:
Отличительной особенностью данной образовательной программы является упор на изучение новейших тактических действий и технических приёмов, и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения.
Формы проведения занятий: тренировки, соревнования, турниры, чемпионаты, контрольные занятия, показательные выступления. Программа дополнительного образования может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме удаленного доступа, комбинированных занятий (частично дистанционно) вне помещений образовательных учреждений.
Форма проведения занятий: групповые, работа в малых группах, индивидуальные, очные, дистанционные, комбинированные (частично дистанционные), теоретические, практические.
Организация деятельности учащихся на занятии: коллективные, групповые, индивидуальные, сочетание индивидуальных занятий с групповыми занятиями.
Изучение теоретического материала программы проводится в форме 10-15 минутных бесед, в начале занятий. Внутри занятий предусматриваются восстановительные и релаксационные мероприятия или упражнения для отдыха детей. Подбор материала для занятий должен наряду с новым материалом обязательно включать упражнения, приемы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования. Обязательно на занятиях применяется общая физическая подготовка (далее ОФП), которая предусматривает всестороннее развитие физических способностей, а специальная физическая подготовка (далее СФП)- для развития качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов (выполнение сложных приемов владения мячом, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх). Основными средствами СФП являются специально-подготовительные упражнения. Теоретические сведения сообщаются детям в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, кинокольцовки, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия педагог рекомендует специальную литературу или просмотр матча для самостоятельного изучения.
На всех этапах занятий идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствование ее. На обучение технике игры в мини футбол программой отводится большая часть времени.
Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. Основными средствами являются физические упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, быстроты, которые в этой возрастной группе имеют наиболее благоприятные возможности развития. По данной программе предусматриваются такие формы как товарищеские игры, турниры.
В данной программе используются методы:
-Методы воспитания;
-Методы формирования и создания личности (беседы, лекции, совместная работа педагога дополнительного образования и учащегося, чтение специальной литературы);
-Методы организации деятельности и формирование опыта (педагогические требования, общественные мнения, упражнения, создание воспитательных ситуаций);
-Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Планируемые результаты освоения программы:
Метапредметные результаты изучения программы:
приобретут понимание о значение занятий футболом в совершенствовании функциональных возможностей организма человека;
научатся выполнять правила безопасного поведения во время занятий футболом;
расширят знания в области истории футбола;
научатся выполнять игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола;
научаться играть в футбол с соблюдением основных правил;
научатся понимать жесты футбольного арбитра;
получат знания простых приёмов оказания первой помощи при травмах;
Предметные результаты изучения программы :
разовьют навыки применения технических приемов и тактических действий;
разовьют позитивное отношение к занятиям физической культурой, спортивным играм;
разовьют коммуникативные навыки и умения работать в команде;
разовьют физические способности: силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, выносливость, гибкость.
Личностные результаты изучения программы:
сформируют потребность сознательно заниматься физической культурой и спортом;
сформируют положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества на занятиях и соревновательной деятельности.
Воспитают чувство дисциплинированности, сознательности, активности;
воспитают навыки взаимовыручки и поддержки в группе;
приобретут навыки самоконтроля.
Материально-техническое оснащение программы
спортзал, площадка на улице для игры в футбол.
мячи футбольные -15 штук, баскетбольные, волейбольные, набивные;
насос с иглой для надувания мячей;
корзина для переноса и хранения мячей;
футбольные ворота для мини футбола
сетки для футбольных ворот;
свисток судейский;
секундомер
компьютер;
проектор;
поворотные стойки,
теннисные мячи,
скакалки,
кегли,
обруч,
оборудование для просмотра видеозаписи.
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы/ способы контроля |
теория | практика | Всего часов |
I. Теоретическаяподготовка | | | | |
1.2 | Вводное занятие. Техника безопасности набор группы | 2 | 0 | 2 | опрос |
1.3 | История развития футбола в СССР и России | 2 | 0 | 2 | опрос |
| всего | 4 | | 4 | |
II. Физическая подготовка | | | | |
2.1. | Физическая подготовка - теория | 4 | | 4 | опрос |
2.2. | Развитие ловкости. | 0 | 10 | 10 | тесты |
2.3. | Развитие быстроты. | 0 | 12 | 12 | тесты |
2.4. | Скоростная сила | 0 | 8 | 8 | тесты |
2.5. | Развитие выносливости. | 0 | 10 | 10 | тесты |
2.6. | Развитие гибкости. | 0 | 8 | 8 | тесты |
2.7. | всего | 4 | 48 | 52 | |
III. Техника владения мячом | | | | |
3.1. | Техническая подготовка- теория для игрока. Для вратаря | 4 | | 4 | Опрос, тесты |
3.2. | Перемещения для игрока.Для вратаря | | 6 | 6 | тесты |
3.3 | Защитная стойка игрока. Стойка вратаря | | 2 | 2 | тесты |
3.4 | Удары по мячу ногами, головой. Ловля мячей для вратаря | | 8 | 8 | тесты |
3.5 | Прием мяча, остановка мяча. Отбивание мячей вратарем | | 8 | 8 | тесты |
3.6 | Ведение мяча, финты. Упражнения для развития координации вратаря | | 10 | 10 | тесты |
3.7 | Отбор мяча, выбивание игроками. Введение мяча в игру вратарем | | 2 | 2 | тесты |
3.8 | Освоение комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом для игрока. Тестирование владения техническими элементами для | | 4 | 4 | тесты |
| вратаря комбинации ловли, перемещений, отбиваний мяча. | | | | |
| Всего | 4 | 40 | 44 | |
IV. Тактическая подготовка. | | | | |
4.1. | Тактика игры- теория | 2 | | 2 | опрос |
4.2. | Индивидуальные тактические действия | 0 | 8 | 8 | тесты |
4.3. | Групповые тактические действия | 0 | 12 | 12 | тесты |
| Всего | 2 | 20 | 22 | |
V. Контрольные упражнения и соревнования | | | | |
5.1. | Контрольные упражнения. Мед.обследование | | 4 | 4 | |
5.2. | Участие в соревнованиях, играх,эстафетах | 0 | 16 | 16 | Разбор ошибок |
Всего | | | 20 | |
VI. Итоговое занятие. | | | | |
6.1. | Подведение итогов. | | 2 | 2 | |
ИТОГО | 14 | 130 | 144 | |
Учебный план второго года обучения
№ п/ п | Темы | Количество часов | Формы контроля |
Теория | Практика | Всего часов | |
I. Теоретическая подготовка. | |
1.1 . | Вводное занятие. | 2 | 0 | 2 | Опрос |
1.2 | Правила игры. Судейство игры в футбол. | 2 | 0 | 2 | Опрос |
| Всего | | | 4 | |
II. Физическая подготовка. | |
2.1 . | ОФП | 2 | 16 | 18 | Контроль ные упражнен ия |
2.2 | СФП | 2 | 16 | 18 | |
Всего 36 | |
III. Техническая подготовка. | |
3.1. | Обучение ударам. Обучение владению широким арсеналом технических приемов, необходимых при владении мячом. | 2 | 0 | 2 | Тестирова ние |
3.2. | Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.3. | Удар по неподвижному мячу внешней стороной частью подъема. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.4. | Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.5. | Отбор мяча с перехватом. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.6. | Отбор мяча толчком плеча в плечо. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.7. | Ловля мяча, летящего навстречу (игра вратаря) | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.8. | Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.9. | Удар по мячу носком. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.1 0. | Удар по летящему мячу серединой лба без прыжка. | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.1 1 | Ловля мяча сверху в прыжке (игра вратаря) | 0 | 2 | 2 | Тестирова ние |
3.1 2. | Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | 4 | 5 | Тестирова ние |
3.1 3. | Финт. Основные приемы обманных движений. | | 13 | 13 | Тестирова ние |
| Всего | | | 40 | |
V. Тактическая подготовка. | |
4.1 . | Индивидуальные тактические действия | 2 | 12 | 14 | Тестирова ние |
4.2 . | Групповые взаимодействия | 2 | 14 | 16 | Тестирова ние |
Всего 30 | |
VI. Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты. | |
5.1 . | Игры на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | 0 | 10 | 10 | Работа над ошибками |
5.2 . | Участие в соревнованиях. Контрольные упражнения | 0 | 20 | 20 | Работа над ошибками |
5.3 | Судейская практика | | 2 | 2 | |
Всего 32 | |
VII. Итоговое занятие. | |
6.1 | Подведение итогов. | 2 | 0 | 2 | |
ИТОГО | 17 | 127 | 144 | |