Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол № ____ от________ 2019г. руководитель МО _________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № ___ от ___ августа 2018г. | Утверждаю: директор МБОУ «СШ №21» _____________Е.А.Левицкая приказ № от ___ августа 2019г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
Направление –«Спортивное»-Футбол
2019- 2020 учебный год
5-11классы
Составитель:
Галимов Флюр Фаизович,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2019г
Пояснительная записка
Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе усвоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психологического и социального в человеке, законах развития и совершенствования его природы.
Движение для ребёнка – это естественное состояние, это средство познания мира. Школьная среда немилосердно подавляет двигательную потребность ребёнка, а урок физической культуры не в состоянии целиком заполнить образовавшийся вакуум.
Внеклассные занятия физической культурой и спортом можно рассматривать как предоставление учащимися возможностей для получения дополнительного образования в ходе занятий избранным видом спорта.
Футбол – игра миллионов, и основное её достоинство – доступность.
Любой желающий может принять в ней участие, даже не обладая специальной подготовкой. К тому же при умелом применении эта игра хорошо развивает наряду с физическими интеллектуальные способности.
В последние десятилетия футбол стал всё больше завоёвывать популярность по сравнению с другими видами спорта. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и значительные функциональные нагрузки позволяют использовать данную спортивную игру как одно из средств физического и психологического развития школьников. Кроме того, в сочетании с другими видами физических упражнений футбол и его элементы могут эффективно использоваться в различных формах физической культуры, что позволяет добиваться эффективного решения задач всестороннего развития школьников, заложить основу самостоятельной двигательной деятельности. Содержание программы направлено на формирование у школьников основ здорового образа жизни, активное вовлечение в регулярные занятия спортом и самостоятельную организацию своего досуга.
В секцию футбола привлекаются ребята младшей группы в возрасте 10 – 16 лет.
Количество занимающихся в секции – 13 человек.
Продолжительность занятий в секции – 2 раза в неделю
Изучение программного материала рассчитано на 1 года.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа предусматривает распределение учебно – тренировочного материала для работы по футболу на 105 часов и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений игры в футбол.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры.
Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем физической культуры, является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных отделениях физкультурно-спортивной направленности для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только техника–тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
Целью занятий в отделении дополнительного образования являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Содержание занятий отделения дополнительного образования «Футбол» позволяет решать следующие задачи:
Образовательные задачи
-обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол;
-обучить школьников безопасному поведению в быту, на занятиях, при посещении массовых мероприятий.
-освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
- изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
2. Развивающие задачи.
-развивать внимание, воображение воспитанников
-формировать у школьников двигательные умения и навыки, необходимые для занятий футболом
3. Воспитательные задачи.
содействовать становлению и развитию у учащихся потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности.
-воспитывать у учащихся дисциплинированность, решительность, чувство коллективизма, развивать лидерские качества и честность.
-укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
В младшей группе решаются определённые задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). В младшей юношеской группе длительность беседы может быть увеличена до 30 минут или проведено самостоятельное теоретическое занятие длительностью до 45 минут. Кроме того, теоретические сведения сообщаются кружковцам в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения.
В программе для младшего возраста материал практических занятий излагается только новый. Руководитель кружка, подбирая материал для занятий, должен наряду с новым обязательно включать в занятия упражнения, приёмы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования.
Инструкторская практика проводится не только в отведённое учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Руководителям кружков рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования её.
Обучение технике игры в футбол является наиболее сложным и трудоёмким процессом, поэтому на него отводится программой большая часть времени. Важно довести до сознания каждого кружковца, что для овладения техникой игры требуется большая настойчивость, прилежание и трудолюбие.
Для эффективности обучения техническим приёмам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.
Руководитель кружка должен следить за развитием у занимающихся физических качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для этого не менее 2 раза в год проводятся испытания по следующим контрольным нормативам и выявляется уровень физической подготовленности занимающихся:
После первого года обучения занимающийся в кружке ожидает, что он наберёт достаточный уровень общей физической, приобретёт навыки и умения игры в футбол, расширит кругозор и знания по судейству игры в футбол.
Знать:
- значение правильного режима дня юного спортсмена;
- разбор и изучение правил игры в футбол;
- роль капитана команды, его права и обязанности;
- правила использования спортивного инвентаря.
Уметь:
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями;
- владеть игровыми ситуациями на поле;
- уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам.
Тематическое планирования по программе «мини-футбол»
№ | Кол-во часов | Тема занятия | План | факт |
| | Техника безопасности. Правила соревнований. | | |
| | Обучение ведению мяча по прямой средней частью подъёма. | | |
| | Обучение ведению мяча по прямой средней частью подъёма. | | |
| | Обучение остановке мяча подошвой в процессе ведения | | |
| | Обучение ударам средней частью подъёма. | | |
| | Обучение ударам средней частью подъёма | | |
| | Игра без вратарей. | | |
| | Обучение основной стойке в воротах на месте и в движении (приставными шагами, скрестным шагом, прыжком). | | |
| | Обучение основной стойке в воротах на месте и в движении (приставными шагами, скрестным шагом, прыжком). | | |
| | Обучение приему мяча, катящегося навстречу. | | |
| | Обучение приему мяча, катящегося навстречу. | | |
| | Обучение броску мяча на точность. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Обучение приему мяча, летящего навстречу и в сторону на высоте груди и живота. | | |
| | Обучение отбиванию высоколетящего мяча кулаками. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование приема мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Бег 30м. | | |
| | Прыжок в длину с места. | | |
| | Метание 5 теннисных мячей на точность. | | |
| | Бег 200м. | | |
| | Удар футбольного мяча на дальность. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Вбрасывание футбольного мяча | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в цель (2,5 *1,2м) с 6м. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Обучение ведению мяча серединой подъема с остановкой его подошвой во время ведения. | | |
| | Встречная эстафета с ведением мяча. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Обучение ударам средней частью подъема. | | |
| | Совершенствование остановки мяча подошвой. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Обучение ударам средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Совершенствование остановки мяча подошвой. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Совершенствование ударов средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение ударам внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. | | |
| | Обучение ударам внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. | | |
| | Совершенствование ударов внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Обучение отбору мяча выпадом у партнера, ведущего мяч навстречу. | | |
| | Обучение отбору мяча выпадом у партнера, ведущего мяч навстречу. | | |
| | Обучение отбору мяча выпадом у партнера, ведущего мяч навстречу. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение отбору мяча выпадом у партнера, ведущего мяч навстречу. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение ведению мяча зигзагами. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Развитие быстроты. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | | |
| | Развитие быстроты. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. | | |
| | Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование удара средней частью подъема в цель. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. | | |
| | Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование удара средней частью подъема в цель. | | |
| | Встречная эстафета с ведением мяча. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Обучение ударам средней частью подъема. | | |
| | Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование удара средней частью подъема в цель. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. | | |
| | Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. | | |
| | Обучение отбору мяча выпадом у партнера, ведущего мяч навстречу. | | |
| | Игра с вратарями. | | |
| | Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. | | |
| | Совершенствование ударов внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. | | |
| | Совершенствование ударов внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. | | |
| | Подвижная игра с элементами футбола. | | |
| | Учебная игра. | | |
| | Подведение итогов | | |