СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Тайны русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Тайны русского языка"»

I. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Тайны русского языка» составлена в соответствии с Дополнительной образовательной программой МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа».

Нормативно-правовая база:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» - 273 ФЗ.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Направленность дополнительной образовательной программы «Тайны русского языка» - социально-педагогическое.

Актуальность программы заключается в том, что русский язык – государственный язык РФ, средство межнационального общения народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования курс «Тайны русского языка» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности он обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Данная программа обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Данный курс является дополнением к основному курсу русского языка. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки обучающимися, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов.


Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, сориентировать обучающихся на социально-гуманитарный профиль обучения на следующем уровне образования.

Задачи курса:

  • знакомство обучающихся с основными требованиями к написанию сжатых изложений и сочинений;

  • формирование навыков написания сочинения на заданную тему;

  • обогащение и расширение знаний обучающихся, повышение культуры речи.

  • обогащение словарного запаса.

  • обучение нормам литературного языка.

  • обогащение грамматического строя речи.

  • формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

  • теоретическое и практическое освоение сочинений разных жанров.

  • подготовка к практическому выходу обучающихся со своими работами.

  • проведение диагностики для выбора профиля в старших классах. 

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5-7, 8-9 классы).

  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Методы: словесный; игровой; исследовательский; наглядно-демонстрационный; проблемный.

Формы проведения занятий: беседы, просмотр презентаций, викторины, конкурсы, театрализованные представления.

Принципы построения программы: доступность, познавательность, наглядность; учёт возрастных особенностей; сочетание теоретических и практических форм деятельности; психологическая комфортность.

Участники программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 15 лет. Программа рассчитана на один год и составлена для обучающихся 6 – 9 классов.

Срок реализации программы – 1 год: 1 час в неделю, 34 часа в год. Занятия проводятся через 45 минут после окончания уроков, продолжительность занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы: для успешного обучения у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1. Блок личностных универсальных учебных действий

  • смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения;

  • развитие Я-концепции и самооценки;

  • развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.

2. Блок регулятивных универсальных учебных действий

  • целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

  • регуляция учебной деятельности;

  • саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

  • самоконтроль и самооценивание

3. Блок познавательных универсальных учебных действий

  • общеучебные действия;

  • универсальные логические действия;

  • действия постановки и решения проблем.

4. Блок коммуникативных универсальных учебных действий

  • межличностное общение, кооперация;

  • формирование личностной и познавательной рефлексии

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу «Культура русской речи» отводится 34 часа в год, 1 час в неделю (34 рабочие недели).


2. Планируемые результаты дополнительной образовательной программы Личностные результаты

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
    способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате реализации данного курса обучающийся должен знать:

  • технологию построения сочинения;

  • виды вступлений и заключений;

  • основные жанры сочинений;

  • основы анализа поэтического текста;

  • основы анализа прозаического текста;

  • виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути  их предупреждения;

должен уметь:

  • логично выстраивать сочинение на заданную тему;

  • писать сочинения различных жанров;

  • выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

  • формулировать свое отношение на основе проведённого анализа;

  • предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;

  • работать со словарями различных типов;

  • освоение выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку яв­ляются:

  • понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор;

  • способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

  • представление о русском языке:

  • как языке русского на­рода,

  • государственном языке Российской Федерации,

  • средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России;

  • о связи языка и культуры народа;

  • роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости: пересказ, план, тезисы;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста: логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме;

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров: рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление;

  • владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  • применять на практике:

  • совершенствование и систематизация знаний, умений и навыков в написании сочинений разных жанров.

  • начальная подготовка к  Единому государственному экзамену.

  • корректирование пробелов в  знаниях обучающихся.                               

  • участие в школьных, районных и областных конкурсах, олимпиадах, выступления на учебно-практической конференции.      

  • умение различать тему и идею сочинения.

  • освоение способов раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях.

  • составление простого и сложного плана.

  • умение составлять тезисы и конспекты.

  • навыки по культуре оформления рукописи (библиография, аннотация, цитаты, ссылки, их оформление).

  • умение собирать материал по литературным источникам.

  • знания по совершенствованию написанного.

  • освоение приёмов правки рукописи.

  • совершенствование знаний о сочинениях разных жанров.

  • закрепление навыков по написанию сочинений разных жанров.


3. Основное содержание дополнительной образовательной программы

Раздел 1. Основные приемы компрессии текста (10 часов)

Характеристика основных приемов компрессии текста.

Исключение как прием компрессии текста. Обобщение как прием компрессии текста.

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения. Упрощение как прием компрессии текста.

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощения.

Что такое микротема? Абзацное членение текста.  Структурные особенности сжатого изложения. Практическая работа «Выбор приемов компрессии исходного текста».

Раздел 2. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов)

Структура сочинения-рассуждения. Формулируем тезис сочинения-рассуждения.

Аргументы в сочинении-рассуждении. Практическая работа по теме «Заключение сочинения-рассуждения». 

Критерии сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Практическая работа по теме «Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста». Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, по ключевому слову, предложенному в задании.

Практическая работа по теме «Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста по ключевому слову, предложенному в задании». Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Практическая работа по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

Раздел 3. Языковой анализ текста (7 часов)

Текст как речевое произведение. Синонимы. Фразеологические обороты. Анализ текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ средств выразительности в тексте. Лексика и фразеология. Группы слов по происхождению и употреблению.

Раздел 4. Словосочетание и предложение как единицы текста (7 часов)

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные предложения с разными видами связи между частями. Итоговое тестирование по курсу «Культура русской речи».

Формы организации занятий:

  • комбинированное занятие;

  • беседа;

  • повторительно-обобщающее занятие;

  • занятие-исследование; занятие-лекция;

  • занятие-семинар; занятие-практикум;

  • урок развития речи.



Основные виды деятельности

  • Осознают роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

  • Узнают основные особенности устной и письменной речи.

  • Владеют основными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога - нормами речевого поведения в типичных ситуациях.

  • Анализируют образцы устной и письменной речи; соотносят их с целями, ситуациями и условиями общения.

  • Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Характеризуют коммуникативные цели и мотивы говорящего.

  • Сравнивают образцы диалогической и монологической речи.

  • Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Имеют представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

  • Овладевают различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.

  • Излагают в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, в соответствии с ситуацией речевого общения. Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте, смысловые и грамматические средства связи.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Количество

часов на

изучение темы

Дата

по плану


Дата по факту

1.

Основные приемы компрессии текста

Характеристика основных приемов компрессии текста

1

04.09.


2.

Исключение как прием компрессии текста

1

11.09.


3.

Обобщение как прием компрессии текста

1

18.09.


4.

Отработка приёма исключения

1

25.09.


5.

Отработка приёма обобщения

1

02.10.


6.

Упрощение как прием компрессии текста

1

09.10.


7

Отработка приёма упрощения.

1

16.10.


8.

Что такое микротема? Абзацное членение текста. 

1

23.10.


9.

Структурные особенности сжатого изложения.

1

06.11.


10.

Практическая работа по теме «Выбор приемов компрессии исходного текста».

1

13.11.


11.

Сочинение на лингвистическую тему

Структура сочинения-рассуждения

1

20.11.


12.

Формулируем тезис сочинения-рассуждения.

1

27.11.


13.

Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

04.12.


14.

Практическая работа по теме «Заключение сочинения-рассуждения». 

1

11.12.


15.

Критерии сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

18.12.


16.

Практическая работа по теме «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему».

1

25.12.


17.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

1

15.01.


18.

Практическая работа по теме «Сочинение-рассуждение».

1

22.01.


19.

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему

1

29.01.


20.

Практическая работа по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

1

05.02.


21.

Языковой анализ текста

Текст как речевое произведение.

1

12.02.


22.

Смысловая и композиционная целостность текста.

1

19.02.


23.

Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

26.02.


24.

Анализ средств выразительности в тексте.

1

04.03.


25.

Лексика и фразеология.

1

11.03.


26.

Синонимы. Фразеологические обороты.

1

18.03.


27.

Группы слов по происхождению и употреблению.

1

08.04.


28.

Словосочетание и предложение как единицы текста

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

15.04.


29.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

22.04.


30.

Осложнённое простое предложение.

1

29.04.


31.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

06.05.


32.

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

13.05.


33.

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

1

20.05.


34.

Итоговый проект «Культура русской речи»

1

27.05.



4