В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Развиваем дар слова» будет полезна любому выпускнику школы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы научно- техническая Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Новизна данной программы заключается в применении компетентностного подхода в обучении, который способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого учащегося. Актуальность данной программы заключается в создании условий для оптимального развития творческих способностей старшеклассников. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в образовательном процессе, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Цель и задачи программы Цель: - гуманитарное развитие учащихся; - развитие творческих способностей личности; - овладение учащимися свободной письменной речью; - подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задачи: - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку; - совершенствование практической грамотности; - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. 1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ. Отличительной особенностью программы «Развиваем дар слова» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. 1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы Программа адресована подросткам 16—17 лет 1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на 1 учебный год. 1.7. Формы и режим занятий: Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. 1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Обучающиеся должны знать и уметь: - Основные функции языка. - Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь. - Основные нормы русского литературного языка. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления; - проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - извлекать необходимую информацию из различных источников; - владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка; - применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт); - уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. 1.9. Формы подведения итогов реализации программы Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях: - текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);- - промежуточный (проводится в форме творческих работ); - итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания Содержание программы Модуль1. Теоретический аппарат курса. Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015-2016 учебного года. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы. Трудные случаи правописания. Трудные случаи пунктуации. Лингвистический анализ текста. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Заключительная часть сочинения. Модуль 2. Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности. Речевые нормы (А1). Словосочетания и типы связи в словосочетаниях (В3). Предложение. Грамматическая основа предложения (А8). Знаки препинания при обособленных (А20) и однородных членах предложения (А22). Синтаксические нормы (А26). Знаки препинания в сложных предложениях разных типов (А23; А24; А25; В6). Синтаксический анализ предложении (А9). Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами (А20; В5). Построение предложения с деепричастным оборотом (А4). Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (А27). Текст, стили и функциональные типы речи (А28; А29). Лексическое значение слова (А11), лексические нормы (А2), функционально-смысловые типы речи (А29). Орфография: правописание корней (А13) и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15). Правописание суффиксов различных частей речи (А16). Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи (А12). Анализ композиционной и смысловой целостности текста (А6; А7, А8; А10; А11). Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание (А18). Языковые нормы (А1; А2; А5; А30). Морфологические нормы и морфологический анализ (А3; А10; В2). Орфография: правописание НЕ и НИ (А17). Основные способы словообразования (в1). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения (А21). Сложное предложение с различными видами связи (А25; В4; В5). Текст. Средства связи предложений в тексте (В7). Лингвистический анализ текста. Средства художественной выразительности в текстах различных стилей (В8). Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Экспертная оценка творческих работ Тематическое планирование: п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Форма занятий | Виды деятельности | Дата прове- дения | | Знакомство с курсом изучения | | | | | 1-2 | Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2014-2015 учебного года. | 2 | Мини-лекция. Практикум. | | 01.10. 2015 | | Орфоэпия | | | | | 3-7 | Орфоэпические нормы. | 5 | Мини-лекция, практикум | | 05.10 08.10 12.10 (1 час) | | Структура ЕГЭ, часть С. | | | | | | | 8-10 | Критерии оценивания части С | 3 | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений | 12.10 (1 час) 15.10 | 11-13 | Композиция сочинения - рассуждения | 3 | Практикум | Работа в группах, анализ сочинений. | 19.10 22.10 (1 час) | | Проблема текста | | | | | 14-19 | К1.Формулирование проблемы (практикум) | 6 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | 22.10 (1 час) 26.10 29.10 02.11 (1 час) | | Комментарий проблемы | | | | | 20- 25 | К 2. Комментарии к проблеме (практикум) | 6 | Практикум | Анализ комментариев к тексту, работа с клише. | 02.11 (1 час) 05.11 09.11 12.11 (1 час) | | Авторская позиция | | | | | 26-31 | К 3. Авторская позиция ( практикум) | 6 | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста | 12.11 (1 час) 16.11 19.11 23.11 (1 час) | 32-34 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательск. деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | 23.11 (1 час) 26.11 | | Зачётная работа | | | | | 35-38 | Зачётная работа по изученному материалу | 4 | | | 30.11 03.12 | 39-41 | Пробное сочинение | 3 | Сочинение | Создание текста, оценивание | 07.12 10.12 (1 час) | 42-43 | Анализ работ учащихся, редактирование | 2 | Практикум | Анализ работ, правка своих сочинений | 10.12 (1 час) 14.12 (1 час) | | | | | | | 44-48 | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | 5 | Лекция с элементами практической, исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | 14.12 (1 час) 17.12 21.12 | 49-54 | Как прокомментировать проблему. Виды комментария. (отработка практических навыков) | 6 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Анализ работ, создание текста | 24.12 14.01 18.01 | 55-59 | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | 5 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | 21.01 25.01 28.01 (1 час) | 60-65 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме (практикум) | 6 | Работа с текстом | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | 28.01 (1 час) 01.02 04.02 | | Зачётная работа | | | | | 66-69 | Зачётная работа по изученному материалу | 4 | | | 08.02 (1 час) 11.02 15.02 (1 час) | | Работа с аргументами в тексте | | | | | 70-77 | К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | 8 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Элементы сочинения, анализ текстов | 15.02 (1 час) 18.02 22.02 25.02 29.02 (1 час) | 78-80 | Практикум по подбору аргументов | 3 | | | | | Текст | | | | | 81-85 | К 5.Построение текста, абзацное членение, логические ошибки | 5 | Мини-лекция, практикум | Создание текста, оценивание | 29.02 (1 час) 03.03 07.03 | 86-88 | Фактические ошибки | 3 | Работа с текстом | Элементы сочинения, анализ текстов | | 89-91 | Практическая отработка по нахождению фактических ошибок | 2 | | | | 92-94 | Соблюдение этических норм | 3 | Работа с текстом | Элементы сочинения, анализ текстов | | 95-97 | Практическая работа с текстом | 3 | | | | 98-101 | Соблюдение языковых норм, виды ошибок | 4 | Мини-лекция, практикум | Анализ сочинений, тест | | 102-106 | Практическая работа с текстом | 5 | | | | | Виды ошибок | | | | | 107-109 | Речевые, грамматические ошибки | 3 | Практикум | Тест. Анализ работ. Работа в парах | | 110-112 | Практическая работа с текстом | 2 | | | | 113-116 | К 6.Точность и выразительность речи | 4 | Практикум | Творческая переработка текста, редактирование | | 117-120 | Финал сочинения | 4 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | | | Работа над сочинением-рассуждением текстов различных стилей | | | | | 121-125 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 5 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом | | 126-130 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 5 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом | | 131-135 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 5 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом | | 136-140 | Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ | 5 | Контрольная работа | Самостоятельная работа | | ![]() Всего часов: 140 Список рекомендуемой литературы Литература для учащихся: Список рекомендуемой литературы. Литература для учащихся: -Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2014 -Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2014 -Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. ----- Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2014. -Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2013. -Единый государственный экзамен. 2014: Русский язык. – М.: Просвещение, 2014. -Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014 -Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2014. -Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2014 Дополнительная литература -Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2013 .-Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 2013. -Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2014.- -Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 2013.--Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 2013. -Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 2013. |