РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
субботних дополнительных занятий «География в вопросах и ответах»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ
НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа углубленного изучения географии - «География в вопросах и ответах» для обучающихся 5-6 классов, разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, на основе авторской программы основного общего образования по географии под редакцией Т.П. Герасимова, М.; Дрофа, 2010 год; примерной программы по учебным предметам. География. М. Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения).
Цели и задачи курса:
Цель программы: обеспечить интеллектуальное, нравственное и духовное развитие учащихся; возможность каждому ученику продвигаться в своем темпе, овладеть конкретными географическими знаниями по физической географии необходимыми для применения в практической деятельности; сформировать представления о географических методах исследования как средствах моделирования явлений и процессов.
Задачи программы: обеспечить возможность каждому ученику выстроить свою индивидуальную траекторию движения по освоению курсов физической географии; научить учащихся самостоятельно работать и передавать свои знания товарищам; развивать географические и творческие способности учащихся; приобретение учащимися обширных теоретических знаний, прочных практических навыков в рамках общеобразовательной программы по географии, конкурсных олимпиадных заданий изучение элементов географии на профильном уровне.
Общая характеристика программы
Программа углубленного, опережающего обучения географии представлена для учащихся 12 – 13 лет, что соответствует 5 – 6 классам общеобразовательной школы с целью создания условий для индивидуального развития каждого учащегося. Программа охватывает курс физической географии с доминированием группы тем, соответствующих возрастным особенностям. Опережение, как по объему, так и по охвату тем и по времени упреждения традиционной программы может иметь небольшую величину.
Место учебного курса в учебном плане.
Дополнительные занятия по углубленному изучению географии «География в вопросах и ответах» рассчитана на 17 учебных часов за год обучения , (0,5 часа в неделю).
Требования к результатам обучения
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- овладение системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого. Метапредметными результатами занятий ” является формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные е результаты:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды.
Содержание программы
Глобус, географическая карта и план местности.
Литосфера.
Гидросфера.
Атмосфера.
Земля, как планета Солнечной системы.
Тематический план «География в вопросах и ответах»
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Виды деятельности ученика |
1. | Глобус, географическая карта, план местности | 7 | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников |
2 | Литосфера | 3 | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; формировать представления о зарождении материковой и океанической земной коры, литосферных плит. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе. |
3 | Гидросфера. | 2 | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя. |
4 | Атмосфера | 2 | Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
5 | Земля, как планета Солнечной системы | 3 | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе. Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
Всего 17 часов |
Учебно-методический комплекс
1.В.В. Барабанов и др. ЕГЭ. Поурочное планирование. Анализ тем и заданий. Издательство «Экзамен», М., 2005.
2.Э.А.Вартанян. История с географией. «Детская литература», 1986.
3.Б.А. Нагорный. Занимательные географические вопросы. «Просвещение», М., 1968.
4.Н.Н. Петрова. Новый образовательный стандарт. «Экзамен», М., 2005. Образовательные Интернет-ресурсы по географии: GeoSite — все о географии http://www.geosite.com.ru; Библиотека по географии http://geoman.ru, География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ , Планета Земля http://www.myplanet-earth.com, География для школьников http://www.litle-geography.ru, Карты Google http://maps.google.com, Каталог минералов http://www.catalogmineralov.ru
Календарно-тематическое планирование занятий по углублению знаний по географии для обучающихся 5 – 6 классов
«География в вопросах и ответах»
№ п/п. | Тема занятия | Практикум (деятельность обучающихся) | Количество часов | Дата проведения Занятия |
1. | Глобус, географическая карта, план местности ( 7 часов) | - определение расстояний на плане в масштабе, решение задач на определение масштаба плана (карты); - определение направлений по плану, азимута, движение по азимуту; -решение практических задач по топографическому плану, описание маршрута, местности; - составление простейшего плана местности; - глазомерная съемка местности: маршрутная, полярная; - определение географических координат. | 1 1 1 1 1 2 | |
2 | Литосфера (3 часа) | - различие материковой и океанической земной коры, описание горных пород и минералов; -абсолютная и относительная высота, изображение рельефа местности горизонталями; - составление и чтение профиля, описание рельефа по профилю местности. | 1 1 1 | |
3 | Гидросфера. (2 часа) | - части Мирового Океана, внутренние воды мира; - режим и питание рек, их зависимость от рельефа и климата, составление графика подъёма уровня воды в реке. | 1 1 | |
4 | Атмосфера (2 часа) | - определение зависимости показателей климата от высоты места, температуры, атмосферного давления (решение задач); -решение практических задач на определение климатического пояса по климатическим диаграммам. | 1 1 | |
5 | Земля, как планета Солнечной системы (3 часа) | -движение Земли вокруг Солнца, дни равноденствия и солнцестояния; - решение задач на определение высоты Солнца над горизонтом; -определение поясного и местного времени на территории России; | 1 1 1 | |
Всего 17 часов | |
6