СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Эколята - Юные защитники Природы "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая социально-образовательная программа «Эколята-Юные защитники Природы» разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.

Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». Особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев–друзей и защитников Природы.

В рамках Программы с использованием образов сказочных героев–друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Эколята - Юные защитники Природы "»

Приложение 2

к основной образовательной

программе начального общего образования

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ачитского городского округа

«Ачитская средняя общеобразовательная школа»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭКОЛЯТА-ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

программа по экологическому социально-образовательному направлению

тип программы или направление

Для обучающихся: уровня начального общего образования

(1-4 классы)


Срок реализации: 4 года









Составитель: Н.С.Накарякова,

учитель начальных классов














пгт. Ачит, 2022 г.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

                                                                          Если будут уничтожены они, -

На планете мы останемся одни.

В. Берестов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Эколята-Юные защитники Природы» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2020г.).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г № 1576).

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09 – 1672 «Об организации дополнительного образования при введении федерального стандарта общего образования».

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ АГО «Ачитская СОШ».

  5. Устав МКОУ АГО «Ачитская СОШ».


Рабочая программа «Эколята-Юные защитники Природы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир», Плешаков А.А. - М.: Просвещение 2011г.

Направление: естественнонаучное.

Формы подведения итогов реализации программы: презентация итогов проекта.

Уровень общего образования: начальное общее образование

Программа курса «Эколята-Юные защитники Природы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы. Рассчитана на 4 года обучения, 1час в неделю, в год 33 часа в 1 классах, 34 часа во 2-4 классах, всего – 135часов.

Экологическая социально-образовательная программа «Эколята-Юные защитники Природы» разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.

Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». Особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев–друзей и защитников Природы.

В рамках Программы с использованием образов сказочных героев–друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Цель программы:

Формирование базовых знаний об окружающей среде посредством экологического образования и воспитания обучающихся.

Задачи:

- познакомить с биологическими особенностями и разнообразием животного и растительного мира,

- научить работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

- развивать творческие способности учащихся посредством проектной деятельности;

- воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.

Программа «Эколята-Юные защитники Природы» представлена в рамках проекта «Эколята.ру», где сказочные герои-эколята помогают детям осваивать знания через сказку, творческую работу.

Спецификой программы является учет особенностей природы, сезонности явлений в природе. В программе выражена практическая направленность –наблюдения за живой природой во время экскурсий, походов с целью изучения природы своего края, обучающиеся учатся работать с природным материалом. При обучении уделяется большое внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, природолюбия, норм поведения в природной среде, что составляет основу экологической культуры личности.

Программа «Эколята-Юные защитники природы» основывается на принципах и подходах:

  1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.

  2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.

  3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.

  4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.

  5. Конкретность – объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными.

  6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.

  7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, учителями и родителями.

  8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.

  9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

  10. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

  11. Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

  12. Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

  13. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей – проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

 

Основная идея программы состоит в том, что дополнительное образование нацелено на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманного отношения ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Эколята - Юные защитники Природы» заключается в том, что слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Изучение окружающего мира и его составляющих–растений и животных–поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей природы в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.

Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты.

Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности обучающихся:

-групповые;

-индивидуальные;

-фронтальные.

Виды занятий:

1.Комплексные занятия. Обобщающего и углубляюще–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно–следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

2.Интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.

3.Занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

4.Экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях.

5.Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

6.Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

7.  Выставки. Дети с охотой участвуют в выставках любого уровня, представляя: поделки из природного, бросового и полимерного материала; букеты из сухоцветов; флористические композиции; икебаны.

8.  Праздники.   День Земли, День воды, День Птиц, день Снега и др.

9.  Обобщающие занятия, контрольные занятия, тестирование, позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Результативность. Результатом работы кружка «Эколята-Юные защитники Природы» будет экологический паспорт-альбом ребенка, включающий в себя теоретический, практический, исследовательский, творческий результат работы детей за целый год.


Формы и методы проведения занятий:


Виды организации деятельности:

- выставки,

- экологические конкурсы,

- викторины,

- экологические сказки

- игры,

- беседы,

- праздники,

- экскурсии и наблюдения,

- использование видео и аудиозаписей, электронной презентации.

1. Самостоятельная работа

2. Работа в группах

3. Коллективная работа

4. Работа с проектами

5. Исследования и наблюдения.

6.Работа с дополнительной литературой.

Материальное обеспечение и оборудование кабинета:

  • Игровое пространство (столы, стулья, доска, мел, фломастеры, тетради, ручки);

  • ИКТ (компьютер, проигрыватель);

  • Предметные картинки с изображением растений, животных и         насекомых;

  • Фигурки с домашними и дикими животными;

  • ·Муляжи и натуральные овощи и фрукты

  • Групповой уголок природы, в котором есть комнатные растения;

  • Гербарий растений;

  • Огород, клумбы, находящиеся на территории школы;

Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)

          Программные средства: видеофильмы, интерактивные тренажёры, тесты, игры.

Режим занятий:

Расписание занятий кружка строится из расчета одного занятия в неделю. Каждое занятие длится 40 минут, проводится после основных уроков, во второй половине дня. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования «Эколята-Юные защитники Природы»

Личностные

1. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы.

2. Различать основные нравственно-этические понятия.

3.  Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.).

4. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

5. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

6. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

7. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные

Регулятивные

1.  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

5. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

6. Корректировать выполнение задания.

7. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.


Коммуникативные

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения 

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

6. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

7. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

8.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Познавательные

1. Ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях.

4.  Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

6. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

7. Выполнять задания по аналогии.

 


Уровни освоения программы:

Первый уровень результатов освоения программы: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков и поделок.

Второй уровень результатов: получение обучающимися опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Участвует в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Третий уровень результатов: получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экологические экскурсии, презентации экологических проектов.

Способы определения результативности:

- собеседование, обсуждение лучших работ, тематические игры;

- анкетирование;

- тестирование;

- защита исследовательских, творческих работ и проектов;

- участие в конкурсах, выставках;

Проверка усвоений знаний умений и навыков кружка проводится в форме тестов, викторин, тематических игр. Свои умения обучающиеся демонстрируют на конкурсах, где подводятся итоги результаты обучения. Успешное участие в городских и Всероссийских конкурсах позволяет судить о качестве подготовки обучающихся во время образовательного процесса.

Прогнозируемые результаты:

- формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия; повышение общей культуры;

- формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал,

  • книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • макет,

  • модель,

  • наглядные пособия,

  • плакат,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • фотоальбом,

  • экскурсия


Виды и формы оценки результативности полученных знаний:

  • Диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися (свидетельствующие об уровне экологической культуры школьников);

  • Творческие задания, соревнования.

Выставки творческих работ учащихся, защита проектов, участие в научно – практических конференциях, участие в различных, районных, городских, всероссийских конкурсах, фотоотчёт о проделанной работе.


СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-2 класс

п/п

Наименование

раздела

Всего

часов

В том числе

Теоретические

занятия

Практические занятия

Экскурсии

1.

Введение.

1

1



2.

Путешествие в экологию.

7

2

1

1

3.

Сказочные герои–друзья и Защитники природы. Знакомство.

20

1

8

1

4.

Учись жалеть и

береч.

10

1

4


5.

Друзья и Защитники леса.

12

1

3

2

6.

Птицы – наши друзья, будем друзьями птиц.

8

1

3


7.

Письма в природу

от её друзей и защитников.

9

1

2

1

8.

Заключение.

1

1




Всего:

68

7

21

5



3-4класс



п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические

занятия

Экскурсии

1.

Введение.

1

1



2.

Путешествие в экологию.

7

1

1

1

3.

Сказочные герои–друзья и защитники природы.

20

1

8

1

4.

Учись жалеть и беречь.

10

1

4


5.

Друзья и защитники леса.

12

1

3

2

6.

Птицы –наши друзья, будем друзьями птиц.

8

1

3


7.

Письма в природу

от её друзей и защитников.

9

1

2

1

8.

Заключение.

1

1




Всего:

68

7

21

5


СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

1–2класс

Модули программы:
  1. Введение. (1час).

Сто тысяч «Почему? Диагностика экологических интересов обучаюшихся.

  1. Путешествие в экологию. (7часов).

Тайны осени. Волшебство родной природы. Любить и знать свой родной край. Экскурсия в осеннюю природу.

  1. Сказочные герои –друзья и защитники природы. (20часов).

Герои сказок - друзья и защитники природы. Сказочные герои в природе. Образы сказочных героев - друзей природы, проекта «Эколята». Сказочные персонажи охраняют природу. Почему в одних сказках заяц–белый, а в других–серый? Друзья леса заботятся о берёзках, ёлочках. Экскурсия на пришкольный участок.

  1. Учись жалеть и беречь. (10 часов).

Рассказы Н.И.Сладкова: «Слава Жалейкин…», «Лесные тайнички», «Жалейкин и пруд», «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и щука», «Учись жалеть», «Жалейкин-мальчуган добрый».

  1. Друзья и защитники леса. (12часов).

Почему так говорят: Лес–наше богатство? Лесные загадки. В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу? Экологические игры: «Лукошко грибника», «Лесная аптека».

Правила поведения в лесу.

  1. Птицы-наши друзья, будем друзьями птиц. (8часов).

Игра «Знаток птиц». Характеристика перелётных птиц на примере героя по видео-клипу: «Журавлик». Рассказ Н.И.Сладкова «Лесные тайнички»: «Жалейкин и птенчик». Конкурс оригинальных кормушек.

  1. Письма в природу от её друзей и защитников. (8часов).

Жалобная книга природы. За что бурого мишку вписали в Красную книжку? Письмо бурому медведю. Письмо от ландыша. Игровой калейдоскоп: письма-приглашения животным от друзей природы. Экскурсия в школьную библиотеку.

  1. Заключение. (1час).

Подведение итогов. Мониторинг результативности кружка.



3-4класс

  1. Введение. (1 час).

Разнообразие живой природы. Загадки природы. Сто тысяч «Почему?». Диагностика экологических интересов обучаюшихся.

  1. Путешествие в экологию. (7часа).

Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? Фотовыставка «Край родной-навек любимый». Интеллектуальные соревнования «Люби и знай свой родной край».

  1. Сказочные герои –друзья и защитники природы. (20часов).

Парад героев сказок-друзей природы. Сказочные герои на пришкольном участке. Изготовление сказочных героев-друзей природы, проекта «Эколята». Сказочные персонажи охраняют природу. Герои мультфильмов на защите природы. Оформление уголка «Герои сказок-друзья природы». Викторина: «Какой сказочный персонаж?» Сказки собственного сочинения о защитниках природы. В мире много прекрасного. Друзья природы на защите цветов. Бурый медведь-символ Руси. Собирательный образ бурого медведя из русских народных сказок. Экскурсия на пришкольный участок.

  1. Учись жалеть и беречь. (10часов).

Рассказы Н.И.Сладкова: «Слава Жалейкин…», «Лесные тайнички», «Жалейкин и жабы», «Жалейкин и сорняки», «Жалейкин и щука», «Учись жалеть», «Жалейкин-мальчуган добрый».

  1. Друзья и защитники леса. (12 часов).

Наблюдения за жизнью зимнего леса. Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Экскурсия в природу. Выпуск «Лесной» газеты. Лесные истории. Лесная аптека. Правила поведения в лесу. Экскурсия в лес.

  1. Птицы-наши друзья, будем друзьями птиц. (8часов).

Игра «Знаток птиц». Рассказы Н.И.Сладков: «Лесные тайнички», «Жалейкин и зяблик», «Жалейкин и чайки». Конкурс оригинальных кормушек.

  1. Письма в природу от её друзей и защитников. (9часов).

Жалобная книга природы. За что бурого мишку вписали в Красную книжку? Письмо бурому медведю. Письмо от ландыша. Игровой калейдоскоп: письма-приглашения животным от друзей природы. Игра «Знаток птиц». Рассказы Н.И.Сладкова «Лесные тайнички», «Жалейкин и зяблик», «Жалейкин и чайки».

  1. Заключение.1 час

Подведение итогов. Мониторинг результативности кружка.



КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

1-2класс

п/п

Тема занятия

Форма

проведения

Форма

контроля

Количество часов

Вводные занятия. Эколята предлагают познакомиться.

Беседа. Демонстрация видеоклипов.


Диагностика нтересов обучающихся.

1

Тайны осени.

Экскурсия в осеннюю природу.

Обучающие игры.

Наблюдение.

1

Волшебство родной природы.

Заочная экскурсия по фотовыставке

«Родные места».


Устные ответы на вопросы.

1

Люби и знай свой родной край.

Интеллектуальные соревнования

Достижения

1

Герои сказок- друзья природы.

Презентация.

Устные ответы на вопросы.

1

Сказочные герои в природе.

Экскурсия.

Наблюдение.

1

Изготовление сказочных героев-друзей природы проекта «Эколята».

Урок творчества.

Наблюдение

1

«Сказочные персонажи охраняют Уральскую природу».

Игра.

Контрольно-познавательная игра.

1

«Герои мультфильмов на защите природы».

Игра. Конкурс рисунков героев-защитников природы.

Описание образа героя.

1

Оформление уголка «Герои

сказок-друзья природы».

Урок творчества.

Наблюдение.

1

Викторина: «Кто из какой сказки?»

Презентация

Вопросный контроль.

1

Почему в одних сказках заяц

– белый, а в других–серый?

Исследование.

Демонстрация мультфильма

Тест-контроль.

1

«Берёзкины слёзки»

Демонстрация видеоклипа.

Вопросный контроль.

1

Друзья леса в гостях у елочки.

Театрализованное

представление.

Выступление.

1

Н.И.Сладков «Слава Жалейкин…»

Чтение рассказа.

Игра-исследование.

Наблюдение.

1

«Жалейкин и пруд».

Чтение рассказа. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

«Жалейкин и лягушонок».

Чтение рассказа. Игра.

Контрольно-познавательная

игра.

1

«Жалейкин и щука».

Чтение рассказа. Игра

Контрольно-

Познавательная игра.

1

Учись жалеть. «Жалейкин-мальчуган добрый».

Беседа. Презентация. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Почему говорят: «Лес– наше богатство? Лесные загадки.

Экскурсия в зимний

Лес. Экологические наблюдения.

Наблюдение.

1

В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу?

Просмотр фильма. Беседа

Тест-контроль.

1

В гостях у Лесовичка. Что растёт в лесу?

Беседа. Игра.

Тест-контроль.

1

«Лукошко грибника».

Презентация. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

«Лесная аптека».

Презентация. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Правила поведения в лесу.

Выпуск эколистовок.

Наблюдение.

1

«Знаток птиц».

Интеллектуальные

соревнования.

Достижения.

1

«Журавлик».

Демонстрация

видеоклипа. Беседа.

Вопросный контроль.

1

Конкурс оригинальных кормушек.

Практическая работа.

Наблюдение.

1

«Жалейкин и птенчик».

Чтение рассказа. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Жалобная книга природы.

Презентация.

Беседа.

Вопросный контроль.

1

За что бурого мишку вписали в Красную книжку? Письмо бурому медведю.

Демонстрация видеоклипа.

Исследования. Рассуждения

Вопросный контроль.

1

Письмо от ландыша.

Презентация. Беседа. Игра.

Контрольно-

Познавательная игра.

1

Игровой калейдоскоп: письма приглашения животным от друзей природы.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Выступление.

1

Итоговое занятие.

Презентация достижений.

Мониторинг результативности.

1



КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

3-4класс

п/п

Тема занятия

Форма

проведения

Форма

контроля

Количество часов

Сто тысяч «Почему?»

Беседа. Демонстрация

видео-клипов о живой природе.

Диагностика интересов обучающихся.

1

Почему на деревьях листья опадают осенью?

Просмотр презентации. Беседа.

Наблюдение.

1

Край родной-навек любимый.

Заочная экскурсия по фотовыставке «Родные места»

Беседа.

1

Люби и знай свой родной край.

Интеллектуальные

соревнования.

Достижения.

1

Парад героев сказок-друзей природы.

Презентация.

Устные вопросы.

1

Сказочные герои на пришкольном участке.

Экскурсия на пришкольный участок.

Наблюдение.

1

Изготовление сказочных героев-друзей природы проекта «Эколята».

Урок творчества.

Наблюдение.

1

«Сказочные персонажи охраняют уральскую

природу».

Игра.

Контрольно-познавательная игра.

1

«Герои мультфильмов на защите природы».

Игра. Конкурс рисунков героев-защитников природы.

Описание образа героя.

1

Оформление уголка «Герои

сказок-друзья Природы».

Урок творчества.

Наблюдение.

1

Викторина «Какой сказочный персонаж?»

Презентация.

Вопросный контроль.

1

Сказки собственного сочинения о защитниках

Природы.

Демонстрация мультфильма.

Срез контрольной работы.

1

«В мире прекрасного». Друзья природы на защите цветов.

Просмотр видеоклипа

Контрольно-познавательная игра.

1

«Бурый медведь-символ Руси». Собирательный образ про бурого медведя из русских народных сказок.

Проект.

Выступление.

1

Н.И.Сладков « Слово Жалейкин…»

Чтение рассказа.

Игра.

Наблюдение.

1

«Жалейкини жабы».

Чтение рассказа.

Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

«Жалейкин и сорняки».

Чтение рассказа. Игра.

Контрольно-

Познавательная игра.

1

«Жалейкин и щука».

Чтение рассказа. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Учись жалеть. «Жалейкин-мальчуган добрый»

Беседа.

Презентация. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Наблюдения за жизнью зимнего леса. Отчего зимой

у ёлки зелёные иголки?

Экскурсия в природу. Практическая работа.

Наблюдение.


1

Путешествие на «лесном»

поезде.

Беседа.

Презентация.

Тест-контроль.

1

Выпуск «Лесной» газеты.

Беседа.

Практическая работа.

Тест-контроль.

1

«Лесные истории».

Презентация. Игра.

Контрольно-познавательная игра.

1

«Лесная аптека».

Презентация. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Правила поведения в лесу.

Экскурсия в лес. Развешивание эко-листовок.


Наблюдение.

1

«Знаток птиц».

Интеллектуальные

соревнования.

Достижения.

1

«Жалейкин и зяблик».

Демонстрация

видеоклипа. Беседа.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Конкурс оригинальных

кормушек.

Практическая работа.

Наблюдение.

1

«Жалейкин и чайки».

Чтение рассказа. Игра.

Контрольно-

познавательная игра.

1

Жалобная книга природы.

Презентация.

Беседа.

Вопросный

контроль.

1

За что бурого мишку вписали в Красную книжку? Письмо бурому медведю.

Рассуждения.

Ответы на вопросы.

1

Письмо от ландыша.

Презентация. Беседа. ..Игра

Игра.

1

Игровой калейдоскоп: письма приглашения животным от друзей природы.

Экскурсия в библиотеку.

Выступление.

1

Итоговое занятие.

Презентация


Мониторинг результатов.

1




























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список информационных источников

Литература для учителя:

1. Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.

2. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о насекомых» «Академия развития» Ярославль 1998г.

3. Шишкина В. А. « Прогулки в природу» « Просвещение» Москва 2003 г.

4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» «Просвещение» Москва 1983 год.

6. Программа лауреатов 5 Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Номинация «Эколого-биологическая, социально-педагогическая» «ГОУ ЦРСДОД» Москва 2003 г.

7. Николаева С. Н. «Воспитание начальной экологической культуры» «Новая школа» Москва 1995 г.

8. «Планета Земля» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1997 г.

9. «География» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1998 г.

10. Н. Т. Брыкина, О. С. Жиренко, Л. П. Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу окружающий мир» 1 – 4 класс. ВАКО Москва 2004 г.

11. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных» «Академия развития» Ярославль 2003г.

12. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о птицах» «Академия развития» Ярославль 2003 г.

13. Иерусалимский И. Г. «Аквариумные рыбки» Ростов на Дону «Проф. – пресс» 2001 г.

14. Путеводитель по природе «Пресноводные рыбки» Москва «Астрель» 2001 г.

15. Доз Джон «Ваш аквариум» Москва «Аквариум ГИППВ» 1999 г.

16. Гусев В.Г.»Аквариум в доме» Москва «Цитадель» 1999 г.

Гуржин А. М. «Черепахи аквариумные и сухопутные» Москва 1999 г.

Периодическая литература: журналы «Аквариум».

17 Акимушкие И. И. «Мир животных: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» Москва «Мысль» 1989 г.


Литература для обучающихся:


1. Плешаков. А. А. Атлас определитель «От земли до неба» «Просвещение» Москва 2003 г.

2. Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.

3. Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000 г.

4. Атлас родной природы «Городские животные» Москва 2001 г.