СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экологические основы природопользования" 36.02.01 Ветеринария

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соотвествии с ФГОС СПО 3+ по специальности  36.02.01 Ветеринария

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экологические основы природопользования" 36.02.01 Ветеринария»

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Конь-Колодезский аграрный техникум»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




ЕН.01 Экологические основы природопользования


«математический и общий естественнонаучный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

36.02.01 «Ветеринария»













Конь-Колодезь, 2019







ОДОБРЕНО

цикловой методической комиссией общих гуманитарных, математических, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

Председатель

________________ Г.В. Алексеенко

«___» ________________ 2019г.









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по учебной работе

_________________ М.Н. Киселева

Организация-разработчик: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум».


Разработчик: Бурмистрова Л.Н., преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»




Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования», входящей в математический и общий естественнонаучный цикл разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г., № 504.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 «Ветеринария» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.




















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», входящей в укрупненную группу «Ветеринария и зоотехния»

Программа учебной дисциплины может быть использована:

- другими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 «Ветеринария»;

- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в математический и общий естественнонаучный цикл


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов

деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи

организмов и среды их обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической

безопасности.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники

техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах

возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической

безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области

природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

  • подготовка докладов, компьютерной презентации;

  • подготовка сообщений по материалам печати;

  • подготовка опережающих сообщений;

  • составление кроссвордов;

  • составление таблицы/написание сочинения;

  • решение ситуационных задач.

8

2

2

1

2

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала


2



1

Предмет, задачи и взаимосвязь природопользования и охраны природы. Экологические основы природопользования, их роль в подготовке специалиста.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • Сообщения по материалам периодической печати, иллюстрирующие использование экологических

знаний в сельском хозяйстве.

2

Раздел 1.

Организм и среда


7

Тема 1.1.

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Содержание учебного материала


2


1

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Условия среды. Температура, влажность и свет, их значение для живой природы. Основные среды жизни. Пути приспособления организмов к среде. Приспособительные формы организмов. Суточные и годовые ритмы. Фотопериодизм.

2

2

Пути воздействия организмов на среду обитания. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Условия устойчивого развития экосистем.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • Опережающие сообщения «Круговорот фосфора», «Круговорот серы», «Круговорот кислорода»,

«Круговорот углерода», «Круговорот азота».

  • Доклад (презентация) по выбору: «Природная среда и закономерности действия экологических

факторов», «Сезонные изменения условий, оказывающие наиболее заметное влияние на жизнь

растений в вашей местности», «Взаимоотношения растений с окружающей природной средой»,

«Биосфера», «Биогеоценотическая деятельность микробного комплекса, ее экологическое значение».


1


2

Раздел 2.

Особенности взаимодействия общества и природы


21

Тема 2.1.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала


2

1

Природная среда. Природные ресурсы, их классификация. Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации. Принципы размещения производств различного типа. Принципы и методы рационального природопользования.

2

2

Пищевые ресурсы человечества. Продовольственная проблема. «Зеленые революции», их последствия.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • Доклад (презентация) по выбору: «Земельные ресурсы», «Альтернативные источники энергии»,

«Агроэкосистемы: типы, структура, функции», «Интенсивное сельское хозяйство и окружающая среда», «Продовольственная проблема», «Молочные продукты – в любом возрасте», «Сколько надо есть мяса», «Добавки в пищевых продуктах», «Соя, ее польза для здоровья», «Морковь – убежим от рака», «Сыроедание», «Ваш вес – ваше здоровье», «Производство экологически безопасной продукции», «Проблемы сохранения человеческих ресурсов».


2

Тема 2.2.

Загрязнение окружающей среды. Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала


2

1

Взаимодействие общества и природы. Виды и степень воздействия человека на природу. Экологический кризис и экологическая катастрофа. История взаимоотношений общества и природы.

2

2

Загрязнение окружающей среды: природное и антропогенное. Техногенное воздействие на окружающую среду: основные источники, экологическая характеристика главных загрязнителей, масштабы их пространственного распространения и время пребывания в природных средах.

2

2

3

Основные группы отходов, их источники и масштабы образования. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Малоотходные и «безотходные» технологии.

2

2

4

Окружающая среда и здоровье человека: химическое загрязнение окружающей среды, его воздействие на организм человека; физическое и биологическое загрязнения окружающей среды, урбанизация, их воздействие на организм человека. Экологические болезни.

2

2

5

Глобальные проблемы экологии, пути их решения. Охрана биосферы.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • Опережающие сообщения «Влияние урбанизации на человека», «Экологические болезни».

  • Задание по выбору:

  • Составление таблицы «Негативные факторы, воздействующие на человека, проживающего

на территории Липецкой области».

  • Написание сочинения «Природа и здоровье человека».

  • Доклад (презентация) по выбору: «Биологические, медицинские и социальные аспекты

взаимодействия человека со средой его обитания», «Городская среда и человек», «Промышленные

предприятия города Липецк и проблемы утилизации отходов», «Прогноз последствий

взаимодействия человека с природой», «Экологические проблемы АПК», «Экологические проблемы

России», «Экология Хлевенского района», «Экологическая ситуация в Липецкой области»,

«Экологическое состояние территории Центрального Черноземья», «Проблема мусора».


1

2




2


Раздел 3.

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности


15

Тема 3.1.

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Содержание учебного материала


2

1

Экологическое законодательство Российской Федерации.

2

2

Государственные органы Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

2

2

3

Экологический мониторинг. Методы экологического регулирования. Регламент экологической безопасности в профессиональной деятельности.

2

2

4

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

2

2

5

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

2

2

6

Концепция устойчивого развития. Экологизация общественного сознания.

1

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • Презентация по выбору: «Заповедник «Галичья гора»», «Воронежский биосферный заповедник»,

«Усадьба Сенявиных».

  • Составление кроссворда по выбору: «Редкие и исчезающие растения Липецкой области», «Редкие и

исчезающие животные Липецкой области», «Заповедники России».

  • .Решение ситуационных задач.


2


1


1

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Дифференцированный зачет

1

Всего:

48

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Естествознание, география, экологические основы природопользования»


Оборудование учебного кабинета:


Рабочие места по количеству обучающихся

Рабочее место преподавателя

Комплект учебно-методической документации по экологическим основам природопользования


п/п

Наименование разделов и тем

Необходимые средства обучения


Введение

Видеофильм «Жить или не жить»

1.

Организм и среда


1.1.

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Иллюстрации с изображениями растений и животных, населяющих наземно-воздушную, водную и почвенную среды

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение почвы», «Приспособительные формы организмов», «Фотопериодизм», «Биосфера»

Схема действия факторов среды на живые организмы

Схемы круговоротов азота, кислорода, углерода, серы и фосфора

Мультимедийный диск

2.

Особенности взаимодействия общества и природы


2.1.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Схемы «Классификация природных ресурсов», «Пищевая ценность продуктов»

Политическая карта мира, карта Российской Федерации, набор карт, отражающих богатство России природными ресурсами, географические атласы

Видеофильмы «Нетрадиционная энергетика», «Биологические методы борьбы с вредителями»

Мультимедийный диск

2.2.

Загрязнение окружающей среды. Природоохранный потенциал

Таблицы «Биосфера», «Степени радиоактивного облучения человека», «Шкала уровней шума (в децибелах)»

Схемы «Основные виды загрязнителей», «Основные виды эрозии почв»

Модель оврага

Свеча, спички, фарфоровая чашка

Буклеты и рекламные проспекты бытовых водоочистителей

Видеофильм «Глобальные экологические проблемы»

Диафильм «Охрана окружающей среды»

Мультимедийный диск

3.

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности


3.1.

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Правовые документы: «Конституция РФ», ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ

Таблица «Система наземного мониторинга окружающей среды»

Карта Липецкой области

Карта «Заповедники и заказники России»

Технические средства обучения: диапроектор, экран, устройство для зашторивания окон, видеомагнитофон, телевизор, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


для преподавателя

  1. Колесников С.И. Экологические основы природопользования:

учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

2015.

  1. Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. Экологические основы

природопользования: учебник для студентов учреждений

среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр

«Академия», 2015.

  1. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник

для колледжей и средних специальных учебных заведений. – Ростов

н/Д: «Феникс», 2015.


для обучающегося

  1. Колесников С.И. Экологические основы природопользования:

учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

2015.

  1. Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. Экологические основы

природопользования: учебник для студентов учреждений

среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр

«Академия», 2015.


Дополнительные источники:


для преподавателя

  1. Емельянов А.Г. Основы природопользования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология и охрана окружающей среды. – М.: КноРус, 2015.

  3. Сазонов Э.В. Экология городской среды. СПб.: ГИОРД, 2015.


для обучающегося

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования:

учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2015.

  1. Хандогина Е.К., Герасимова Н.А. Экологические основы

природопользования: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М,

2015.

  1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал

ВАК и Министерства образования РФ.





Интернет – ресурсы:


  1. Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru.

  2. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru.

  3. Словарь по прикладной экологии, рациональному

природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма

доступа: msuee.ru.

  1. Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

Устный опрос, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера), решение ситуационных задач

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания

Устный опрос, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера)

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности

Устный опрос, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера)

Знать:


принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера)

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера), «рассказ с ошибками»

условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса

Устный опрос, тестирование, индивидуальный дифференцированный письменный опрос по карточкам

принципы и методы рационального природопользования

Устный опрос, диктант

методы экологического регулирования

Устный опрос, письменная проверочная работа на 15 минут

принципы размещения производств различного типа

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера)

основные группы отходов, их источники и масштабы образования

Устный опрос, выполнение индивидуальных письменных заданий (в том числе дифференцированного характера)

понятие и принципы мониторинга окружающей среды

Устный опрос, тестирование, письменная проверочная работа на 15 минут

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Устный опрос, индивидуальный дифференцированный письменный опрос по карточкам, «рассказ с ошибками», решение ситуационных задач

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Устный опрос, индивидуальный дифференцированный письменный опрос по карточкам, диктант

природоресурсный потенциал Российской Федерации

Устный опрос, тестирование

охраняемые природные территории

Устный опрос, составление кроссворда









































Разработчик:

ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» преподаватель Бурмистрова Л.Н.


Эксперт:

ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» преподаватель Санина Е.В.




















5