Муниципальное казенное учреждение дополнительного учреждения детей
«Дом детского творчества Можгинского района»
Принято на заседании методического совета протокол №____ от «___» _________________20 ___г. | Утверждаю Директор МКОУ ДОД ДДТ ______________Е.В.Соловьева Приказ №____от________________2015г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Экология общения»
возраст детей: 11-14 лет
срок реализации: 1год
ФИО автора: Липина Х.Г.
Педагог дополнительного образования
с.Б.Кибья
2015г.
Пояснительная записка
Программа «Экология общения» является программой дополнительного образования экологической направленности. Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий понимание окружающей среды и ответственное к ней отношение.
Целью обучения по предлагаемой программе является развитие у обучающихся умений экологической безопасности в условиях информационного общества; ненасильственного общения и социального партнерства как непременных условий решения экологических проблем в глобальном мире; обсуждения актуальных вопросов экологии, здоровья, безопасности, ведения работы по экологическому просвещению, а также на формирование ценностного отношения к сохранению многообразия биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, социальная солидарность, природа, человечество.
Полноценное в экологическом отношении образование должно включать сведения не только глобального характера, но, в большей степени, должно базироваться на местном краеведческом материале, доступном учащимся для изучения.
Исследовательская деятельность является одной из самых эффектных форм обучения – как высшая форма образования и воспитания. Это одна из элитарных, творческих, но и трудоемких форм работы, как для детей, так и для педагога.
Программа 84 часа (3 часа в неделю) рассчитана на учащихся 5 - 9 классов и опирается на изучение экологических, химических, биологических, географических, природоохранных знаний.
Программа предусматривает организацию работы в форме дискуссионного клуба. Учебные группы численностью 12 – 14 человек. В ходе обучения предусмотрены индивидуальные занятия и собеседования и занятия с малыми группами (при выполнении самостоятельных исследовательских работ, при подготовке к научным конференциям и публичным выступлениям).
Виды учебной деятельности: исследовательская, проектная, ролевая игра, общение, социально- творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: поиск информации (библиотека, Интернет, СМИ, телевидение, музеи, сверстники, взрослые, учителя); фиксация информации (выписки, тезисы, реферат); экологическая гостиная, переговорная площадка (дискуссия, спор, диалог); психологический тренинг; ролевые ситуационные игры; вечер встреч; экологическая почта; просветительские проекты; киноклуб, практикум, выпуск газет.
Достижение цели возможно при решении следующих задач:
- Изучение ближайшего природного окружения (двор, квартира, водоем, лес);
- Изучение влияния деятельности человека на природу в целом и отдельные ее компоненты; развитие умений анализировать, конспектировать, реферировать учебную и научную литературу;
- Формирование умения оценивать состояние окружающей среды;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Научить защищать свои работы на публичных выступлениях и различных конференциях и выступать с докладами;
- Научить работать на компьютере.
Программа предусматривает формирование исследовательских навыков и практических умений на экологических ситуациях и проблемах села Б-Кибья и ее окружения. Предусмотрено широкое использование активных форм обучения: задания по оценке экологического состояния улицы, школы; поиск источников экологической опасности по месту жительства, работа с картами, докладами, отчетами т.д. В учебном процессе предусмотрены лекционные, практические, учебные экскурсии и летние исследовательские экспедиции, различные виды творческих работ.
Практические работы, походы позволяют изучать экологические ситуации непосредственно в природной среде. Основными приемами здесь являются: прямое наблюдение, оценка состояния объекта, измерения, описания.
Результатом работы является знание экологических особенностей своего края. Умение проводить описание природных комплексов, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений.
Формы подведения итогов реализации программы: решение ситуационных задач, выпуск бюллетеня, ролевая игра, защита проекта,
Учебно- тематический план
5-11 классы (84 ч.)
№ п/п | Название разделов и тем | Формы контроля | Из них часов: |
| | | всего | теория | практика |
1 | Введение | | 4 | 3 | 1 |
1.1. | Что изучает экология человека | | 2 | 2 | |
1.2. | Человек в природном и социальном окружении | | 1 | 1 | |
1.1. | Делюсь позитивным опытом общения | | 1 | | 1 |
2 | Безопасность среды | | 32 | 23 | 9 |
2.1. | Практикум по самооценке умений безопасного пользования информацией | | 2 | | 2 |
2.2 | Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека | | 1 | 1 | |
2.3. | Самые опасные яды. Пестициды в организме человека. | | 2 | 2 | |
2.4. | Человек как часть своей среды | | 1 | 1 | |
2.5. | Когда от глотка воды можно заболеть. Как очищают грязную воду. | | 2 | 2 | |
2.6. | Мониторинг родника | | 1 | 1 | 1 |
2.7. | Химикаты вокруг нас. Молоко загрязненное мусором. | | 2 | 2 | |
2.8. | Что такое загрязнители | | 1 | 1 | |
2.9. | Правильное питание и здоровье человека | | 2 | 2 | |
2.10 | Мы- то, что едим | | 1 | 1 | |
2.11 | Экологическая безопасность в информационной среде | | 2 | 2 | |
2.12 | «Безопасно ли я пользуюсь информацией» | Решение ситуационных задач | 1 | | 1 |
2.12 | Просветительский проект «Здоровая еда» | Защита проекта | 2 | | 2 |
2.13 | Работа над проектом «Качество меда» | | 2 | 2 | |
2.14 | Сбор информации о производстве продуктов питания | | 1 | 1 | |
2.15 | Информация в топонимах с. Б.Кибья | | 2 | 2 | |
2.15 | Классификация собранной информации | | 1 | | 1 |
2.16 | Информация в топонимах д.Карашур | | 2 | 2 | |
2.17 | Выпуск информационного бюллетеня о топонимах | | 1 | | 1 |
2.18 | Топонимы д. Туташево | | 2 | 2 | |
2.20 | Заседание клуба «Мои исследования» | | 1 | | 1 |
3 | Информация как экологический фактор | | 36 | 21 | 15 |
3.1 | Роль биологического разнообразия в сохранении жизни человека | | 1 | 1 | |
3.2. | Экологические последствия утраты генетической информации | | 1 | 1 | |
4.11 | Досуговое общение подростков | | 2 | 1 | 1 |
4.12 | Формы предложения курения, алкоголя… | | 1 | 1 | |
4.13 | Учимся говорить: «Нет» | | 2 | 1 | 1 |
4.14 | Язык- основа культурной среды человека | | 1 | | 1 |
4.15 | Как отказаться от опасного общения? | Ролевая игра | 2 | | 2 |
4.16 | Личная позиция в дискуссии | | 1 | | 1 |
4.17 | Демографическая ситуация с.Б.Кибья | | | 1 | |
4.18 | Демографические проблемы малых народов | | 2 | 2 | |
4.19 | Малые исследования по демографии | | 1 | | 1 |
4.20 | Немые носители информации- архитектурные памятники | | 2 | 2 | |
4.21 | Методы исследования архитектуры населенного пункта | | 1 | 1 | |
4.22 | Церковь села, как архитектурный памятник | | 2 | | 2 |
4.23 | Экскурсия- как метод познания | | 1 | | 1 |
4.24 | Маршрутное исследование села | | 2 | | 2 |
5 | Работаем в команде | | 12 | | |
5.1. | Ненасильственное общение | | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Диалог | | 1 | | 1 |
5.3. | Компромисс и уступка | | 2 | 1 | 1 |
5.4. | Конструктивная критика | | 1 | 1 | |
5.5. | Искусство спора. Аргументация. | | 2 | 1 | 1 |
5.6. | Избегание конфликтов. | | 1 | | 1 |
5.7 | «Наше информационное окружение: даём советы» | Выпуск бюллетеня | 2 | | 2 |
5.8. | Заключительное заседание клуба. Подведение итогов | | 1 | 1 | |
Содержание
Раздел 1. Введение (4 ч.) Что изучает экология. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения. Клуб как форма общения по интересам.
Формы организации внеурочной деятельности: Заседание клуба. Практикум «Безопасно ли я пользуюсь информацией.
Раздел 2. Безопасность среды (32ч.)
Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно- инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Досуговое общение подростков. Формы предложения курения, алкоголя… Учимся говорить: «Нет». Язык- основа культурной среды человека. Как отказаться от опасного общения? Личная позиция в дискуссии. Демографическая ситуация с.Б.Кибья. Демографические проблемы малых народов. Малые исследования по демографии. Немые носители информации- архитектурные памятники. Методы исследования архитектуры населенного пункта. Церковь села, как архитектурный памятник. Экскурсия- как метод познания. Маршрутное исследование села.
Раздел 3. Информация как экологический фактор ( 36ч.) Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживания. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно- инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение, наркомания, как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звуков цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России.
Раздел 4. Работаем в команде (12ч.) Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. Роль социального партнерства в их реализации. Ненасильтсвенное общение. Диалог. Компромисс и уступка. Конструктивная критика. Искусства спора. Аргументация. Избегание конфликтов. Выход из конфликта. Выпуск бюллетеня «Наше информационное окружение» Заключительное заседание клуба.
Ожидаемые результаты рассмотренного года обучения: Называть предмет изучения экологии человека. Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения. Перечислять группы экологических факторов жизни человека ( физические, химические, биологические, информационные). Высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения. Давать им оценку с точки зрения экологической безопасности. Характеризовать экосистемную познавательную модель как средство познания в экологии. Приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков. Согласовывать цели и задачи клуба со своими собственными интересами. Схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать её. Выполнять задания практикума по самооценке умений безопасного пользования информацией. Делиться позитивным опытом общения или обращаться с вопросом к сверстникам и взрослым (посредством анонимных почтовых ящиков). Формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения. Устанавливать причинно- следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Приводить примеры способов сохранения генетической информации вымирающих видов растений и животных. Высказывать свою точку зрения на экологические и этические проблемы генной модификации растений и животных. Приводить примеры информации о способах рационального природопользования в культуре местных народов. Оценивать её актуальность для формирования экологической культуры нынешнего и будущих поколений в целях гармоничного общения с природой. Приводить примеры сохранения и возрождения культуры удмуртов. Использовать данные науки, культурно- исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека. Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позиции. Называть требования к организации дискуссии. Составлять сценарий дискуссии и организовать ее. Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнерства для решения экологических проблем. Называть существенные признаки ненасильтвенного общения, диалога, компромисса и уступки. Приводить их примеры в жизненных ситуациях. Называть существенные различия конструктивной критики и конфликта. Перечислять способы аргументации: рассуждение, научное доказательство, ссылка на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл. Применять правила спора в модельных ситуациях. Называть фразы, недопустимые во время спора. Называть способы предупреждения конфликта и выхода из него.
Формы итогового контроля текущего года обучения: Решение ситуационных задач. Защита проекта. Ролевая игра. Выпуск бюллетеня.
Форма контроля | Критерии оценивания результата | Баллы |
Решение ситуационных задач. | Делает выводы о разнообразии информационной среде , о формах и способах общения. Может определять экологические риски информационного окружения | 1-12 |
Защита проекта | Перечисляет социальные требования к просветительскому проекту и оценивает степень их реализации. Обосновывает доказательность и убедительность содержания проекта. Определяет условия реализации проекта. Соотносит самооценку проекта с его внешней оценкой. | 1-4- низкий 5-8 –средний 9-12- высокий |
Ролевая игра. | Перечисляет формы и способы отказа от опасного общения | 1-12 |
Выпуск бюллетеня | На основе личных результатов работы в клубе, информации учителя графически представляет модель успешного и безопасного общения с внесением в неё необходимых правок. Комментирует их. Формулирует итоги работы в виде выпуска бюллетеня «Наше информационное окружение: даём советы» | 1-10 |
Методическое обеспечение
Определение роли зеленых растений школьного участка
Информация
Известна роль зеленых насаждений в процессе очистки воздуха. Так дерево средней величины за 24 ч. Восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. На листовой поверхности взрослого растения вяза за летний период осаждается 23 г. Пыли, на иве- 39, на клене- 33, на ясени- 27, на сирени- 16, на акации- 0,2, на лопухе- 2 кг.
Задание: определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка.
Ход работы:
Подсчитывают количество деревьев и кустарников, описывают видовой состав растений. Делают вывод о роли насаждений в улучшении микроклимата школы. [8]
Действие фитонцидов на жизнедеятельность насекомых.
Информация
Растения постоянно выделяют фитонциды, чтобы «очистить» воздух от микробов. К фитонцидам относятся и летучие, и нелетучие вещества растений (катехины, антоцианы, фенолокислоты и даже дубильные вещества). Очищая воздух от бактерий, фитонциды тем самым способствуют профилактике заболеваний. Однако их обеззараживающие свойства проявляются не только в этом. Летучие фитонциды некоторых растений отпугивают грызунов и насекомых, которые являются переносчиками болезнетворных микроорганизмов. Следует помнить, что фитонциды некоторых растений ядовиты: они могут вызвать весьма серьёзные нарушения у человека. К таким растениям относятся: яснец (неопалимая купина), багульник. [7]
Задание: определить и сравнить фитонцидную активность разных растений
Оборудование:
химические стаканчики на 100 мл.или бюксы;
секундомер;
ступка с пестиком;
зубчик чеснока, свежие листья растений (хвойных, черемухи, тополя, пеларгонии), долька лимона.
Плодовые мушки дрозофилы (домовые муравьи, комнатные мухи).
Ход работы:
В разные химические стаканчики или бюксы положить свежерастертые листья или кашицу разных растений. Туда же поместить муравьев или дрозофил и по скорости их гибели оценить фитонцидную активность растений. Фитонцидная активность рассчитывается по формуле: ФА= 100:Т
( где Т- время в секундах). Показатель фитонцидной активности изменяется от 0 до 100. Чем выше значение ФА, тем выше активность растений. [2]
Определение загрязнений воздуха по снежному покрову
Информация
Это один из доступных методов исследования для школьников. В то же время для изучения загрязнений по данному методу требуется достаточное количество людей, чтобы одновременно исследовать несколько выбранных пунктов. На основе полученных результатов можно составить карту загрязненности снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния. Наиболее легко выявляются такие источники загрязняющих веществ, как котельные, автомобильный транспорт, предприятия тяжелой и топливно-энергетической промышленности.
Задание: Определите степень загрязненности воздуха по снежному покрову, его источники и нанесите на план местности.
Оборудование:
Ход работы:
Для отбора проб выбирается несколько точек в разных участках населенного пункта. В каждой точке отбор проводится не менее, чем два раза (например, зимой или осенью - один раз, весной - второй раз), потому что к весне количество загрязненных веществ накапливается и средние показатели по 2-3 исследованиям окажутся наиболее точными.
Проба снега берется с 1 квадратного метра (до самого грунта). Снег раскладывается в пронумерованные пакеты. Содержимое пакетов переложить в емкости, растопить, довести до комнатной температуры. Проверить загрязнение снега на водородный показатель (рН). Для определения рН можно использовать индикаторную бумажку, смочив ее водой и сравнив ее цвет со шкалой цветности.
Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Выпадение соединений металлов, ароматических углеводов защелачивает снег. Высушить осадок и взвесить.
Таблица № 1Анализ запыленности снегового покрова (на один квадратный метр)
№ п/п | Район исследования | Количество воды | Уровень загрязнения | кислотность |
ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Изучение малых рек
Информация
Контроль над процессом очищения донного грунта от белкового загрязнения можно вести путем изучения активности протеолитических ферментов (протеаз) в илах по аппликациям на рентгеновской пленке. Под действием протеаз сложная молекула белка распадается на ряд более простых соединений, главным образом, аминокислот, которые усваиваются микроорганизмами. Медленное гниение органических остатков на дне водоема сопряжено с опасностью отравления людей или риском возникновения опасных заболеваний. Донные отложения водоемов, имеющие высокую активность протеолитических ферментов, экологически более устойчивы к белковому загрязнению.
Основу эмульсии рентгеновской пленки составляет желатин- денатурированный белок коллаген. Желатин служит питательной средой для микроорганизмов, ферментативно разрушающих белки. При высокой активности протеаз желатиновый слой при контакте с субстратом (илом) может быть полностью уничтожен. Если протеазная активность слаба, процессы разрушения пленки идут почти незаметно. При рассмотрении рентгеновской пленки на свет полностью разрушенные участки слоя прозрачны, частично разрушенные имеют матовый оттенок, который тем светлее, чем больше толщина разрушенного слоя. [4]
Задание: провести контроль над процессом очищения донного грунта от белкового загрязнения путем изучения активности протеолитических ферментов в илах по аппликациям на рентгеновской пленке.
Оборудование:
Ход работы:
Берут полоски рентгеновской пленки, маркируют, накалывая номер пробы иглой, и помещают в пробу на 72 часа. Время экспозиции следует выбирать опытным путем, делая соответствующие поправки при выявлении высокой и очень низкой протеазной активности исследуемых грунтов. Опытные образцы должны находиться в одном помещении при температуре не более 20 градусов. По окончании экспонирования пленку осторожно вынимают пинцетом, прополаскивают в проточной воде и высушивают на фильтровальной бумаге желатиновым слоем вверх. О протеазной активности в образце судят визуально по степени разрушения желатинового слоя пленки.
Картографирование памятников природы.
Информация
Памятники природы- это редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, ценные в научном, культурном, познавательном, оздоровительном и эстетическом отношении. По содержанию или в зависимости от объектов, подлежащих охране, среди них выделяют: комплексные (или ландшафтные), геолого- геоморфологические, водные, ботанические, зоологические и природно- исторические. Комплексные памятники природы характеризуются своеобразным строением и неповторимой красотой элементов ландшафта. К геолого- геоморфологическим относятся выходы горных пород или геологические обнажения, местонахождения остатков ископаемой флоры и фауны, редких минералов и включений, также живописные формы рельефа, образовавшиеся в давние геологические времена. К водным относятся водоемы, интересные своим гидрологическим и гидрохимическим режимом, растительным и животным миром и особой живописностью. Ботанические представлены редкими, эндемичными и реликтовыми видами или сообществами древесной, кустарниковой или травянистой растительности.
Зоологические памятники природы – это места популяции редких видов животных, размножения и расселения зверей, гнездования редких птиц, нерестилищ ценных рыб и обитания полезных насекомых.Природно- исторические памятники природы представляют собой комплексы, состоящие из ландшафтного элемента и исторического памятника,- археологического, архитектурного, мемориального или военного. [5]
Задание: Определить на территории населенного пункта объекты, которые можно отнести к памятникам природы, нанести их на топографический план местности. Собранную информацию довести до населения.
Оборудование:
Фотоаппарат;
Компас;
Рулетка;
Ход работы:
Основой для картографирования может быть топографический план местности (можно найти в администрации населенного пункта) прикрепить к планшету и провести рекогносцировочное, или визуальное, обследование местности. При определении памятника природы отметить это место на плане. Далее определить его географическое положение относительно школы, составить описание объекта по типовому плану. Сфотографировать объект, узнать какие меры принимаются по его охране. Можно создать проект по памятникам природы, выпустить газету, развесить информационный материал в наиболее посещаемых населением местах.
Типовые планы:
План описания реки
Название и географическое положение.
Где начинается, куда впадает.
Направления течения.
Зависимость направления и характер течения от рельефа. [3]
Особенности реки, которые выделяют ее, как памятник природы.
План описания озера
Размеры (длина, ширина)
Форма (вытянутое, округлое…).
Есть ли заливы.
Какие у озера берега: высокие низкие, обрывистые, пологие. [3]
Особенности озера, которые выделяют его, как памятник природы.
План описания природного комплекса
Местонахождение.
Характер поверхности.
Характеристика почвы.
Растительность.
Животный мир.
Микроклимат. [3]
Особенности природного комплекса, которые выделяют его, как памятник природы.
План описания отдельно стоящего дерева
Название дерева. Местонахождение дерева. Форма и диаметр кроны. Форма и высота ствола. Диаметр дерева на высоте груди. Количество отмерших и отваливающихся нижних веток. Особенности дерева, которые выделяют его, как памятник природы. | |
План описания родника
Географическое положение родника.
Размеры и конфигурация родника (диаметр по урезу воды, глубина воды).
Характеристика пород, почв, грунтов.
Дебит родника (литров в секунду).
Качество воды (пресная, соленая, мягкая и т.д.)
Когда, кем построен, кем благоустроен родник.
Куда впадает родник.
Расстояние до ближайшего водоема.
Краткая история, легенда, связанная родником.
План описания зоологических памятников природы
Географическое положение.
Названия редких видов животных.
Численность популяции.
Плотность популяции.
Структура популяции.
План описания исторического памятника
Местонахождение.
Год постройки.
Данные исторических документов.
Сведения старожилов.
Роль исторического памятника в жизни поселения.
Перспективы.
Изучение геологических особенностей местности
Информация
Нельзя сказать о разнообразии в геологическом строении Удмуртии, так как она представляет часть Русской платформы. Геологическими особенностями территории республики являются слабая обнаженность коренных или дочетвертичных пород, их осадочное происхождение и ненарушенное практически горизонтальное залегание.
Окраска пород зависит от минералогического состава, она часто отражает условия образования этих пород. Первично белую и светло-серую окраску с различными оттенками имеют такие породы, как мел, доломиты, известняки. Темную окраску придают и включения черных минералов (магнетит, пирит, марганцевые соединения и др.) Серый цвет некоторых песчаников объясняется их карбонатностью. Черные и темно- коричневые налеты указывают на пустынные условия. Серый цвет, как первичный, характерен и для магматических кислых пород, в которых много кварца и светлых полевых шпатов. Окислами и гидроокислами железа авлевролитыокрашены в красно- бурый цвет. Малиновая окраска часто указывает на наличие соединений марганца. [1] Осадочные породы (в особенности морские пески и песчаники) окрашиваются в зеленый цвет глауконитом. Присутствие глауконита, а также горизонтальная слоистость алевролитов свидетельствует об их лагунном или озерном происхождении. Иногда породы окрашиваются в зеленый цвет от содержания в них медистых соединений- малахита и лазурита.
Методика полевых исследований
Выбор места проведения практической работы
Предварительное изучение геологического строения района проведения практической работы
Выбор оборудования
Полевые наблюдения на местности
Оборудование
Полевой дневник (школьная тетрадь в клетку)
Карандаш средней твердости
Перочинный нож
Горный компас
Лупа (двухкратного или другого небольшого увеличения)
Флакон 10-процентной соляной кислоты с пипеткой
Молоток
Рулетка
Лопатка (саперная или штыковая)
Рюкзак
Полевая сумка
Мешочки или оберточная бумага
Лейкопластырь
Изучение обнажений горных пород
Этапы работы на обнажении
Запись исходных данных
Привязка обнажения
Изучение обнажения
Описание обнажения
Запись исходных данных
Пример записи исходных данных
1 июля 2010г
Маршрут №1
Начат на окраине с. Б.Кибья
северо-западнее школы
Обнажение 1
Привязка обнажения
Пример записи в полевом дневнике:
Обнажение № 1расположено
на восточном берегу р.Сарсак
в 220 м от Троицкой церкви
по азимуту ЮЗ200
Изучение обнажения горных пород
Указывается тип обнажения (скала, береговой обрыв, выемка у дороги и т.д.)
Положение его в рельефе (склон долины, обрывистый берег реки, уступ речной террасы и т.д.)
Протяженность и высота обнажения
Общий характер залегания пород (горизонтальное, наклонные, породы смяты в складки, разорваны на блоки и т.д.)
Описание обнажения
Указывается порядок описания пород, сверху вниз или снизу вверх
Сведения о слоях (количестве слоев и слагающих породах; мощность слоев)
Характеристика пород
Зарисовка (фотографирование) обнажения
Оформление образцов
Описание и зарисовка слоев
Название пород по преобладанию в ней того или иного материала
Внешний вид (грубозернистый, разнозернистый, несортированный и т.д.)
Мощность слоя
Цвет породы
Крепость породы (слабые ломаются рукой, средней крепости- не ломаются рукой, но разбиваются молотком, очень крепкие с трудом разбиваются молотком)
Структура пород (плотная, зернистая, землистая..)
Текстура пород ( у осадочных- слоистая)
Включения
Отбор образцов
Отбирают типичные образцы
Образцы должны иметь свежие, не затронутые выветриванием сколы
Отбор образцов ведут послойно, места отбора фиксируют в полевых дневниках с привязкой их к слою, нумеруют и снабжают этикеткой
Этикетка образца
Название организации
Район работ
Обнажение №..., слой…
Образец №…
Наименование породы
Дата …Подпись…[6]
Итогом работы может быть организация «мини-минералогического музея», где будут выставлены образцы горных пород, собранные участниками похода.
Литература для педагога
1.Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие. М.1997.
2.Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации для учителя. М.: Образование и экология. 2009.
3.Новолодская Е.Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей. М.: Просвещение. 2007.
4.Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь- справочник. М.: Просвещение.2006.
5.Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителей. М.: Новая школа, 1999.
Литература для воспитанников
1.Гришневиков А.Н. Экологический букварь. М.: ЭКОС- информ.1995.
2.Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Прогресс.1997.
3.Селевко Г.К. Научи себя учиться. М.: Народное образование. 2009.
4.Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование. 2006.
5.Селевко.Г.К. Управляй собой. М.: Народное образование.2006.
6.Экологичеие афоризмы, пословицы, поговорки. М.: Либерия –Бибннформ.2007.