СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Экскурсии влияют на патриотическое, эстетическое и культурологическое воспитание учащихся.
«Гимназия № 40» имени Народного учителя СССР
Овсиевской Руфины Серафимовны
«Экскурсионная деятельность»
(1-4 классы)
Составили: Иванова Наталья Александровна,
Скидченко Галина Владимировна,
учителя начальных классов
город Барнаул
Содержание
Ценностные ориентиры содержания программы. 5
Планируемые результаты 6
Структура курса 10
Содержание программы курса «Экскурсионная деятельность» 12
Календарно-тематическое планирование 17
Список использованной литературы 33
Общая характеристика. Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Основные принципы реализации данной программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Экскурсии влияют на патриотическое, эстетическое и культурологическое воспитание учащихся.
Вид программы – адаптационная.
Цель программы:
– развитие кругозора учащихся;
– знакомство с историей и с основными музеями города и края;
– содействие всестороннему развитию личности, воспитание нравственно – этических и коммуникативных качеств личности.
Основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение учебной программы.
Задачи:
– освоение теоретических знаний в области истории и культуры родного края;
– расширение образовательного пространства;
– активизация познавательной деятельности;
– воспитание уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, художественным и культурным ценностям;
– формирование и развитие эстетического вкуса;
– формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности
Актуальность: программа «Экскурсионная деятельность» является актуальной и востребованной, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, активизации мыслительной деятельности младших школьников, уважение к прошлому своей малой Родины.
Новизна программы факультативного курса «Экскурсионная деятельность» заключается в её структуре и выборе методов обучения. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог прочувствовать связь с другими поколениями, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию.
Необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками, эмоционально пережить артефакты. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У обучающихся формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Место программы в учебном плане. Программа внеурочной деятельности факультативного курса «Экскурсионная деятельность» рассчитана для учащихся 1-4 классов на 135 ч, 1 час в неделю.
Сроки реализации программы 4 года, возраст детей 7-10 лет.
В соответствии с требованиями СанПиН и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, целесообразно проводить занятия с детьми малыми группами (10-12 ч) во второй половине дня. Режим практических занятий: 1 год обучения – 35 минут, 2-4 год – 40 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете и на улицах, в музеях города и края. Для реализации программы используются следующие методические приёмы: рассказ учителя, экскурсовода, беседа, анализ иллюстраций, викторины, заочная (виртуальная) экскурсия, устный журнал, репортаж, путешествие, интервью, конкурс рисунков, чтецов.
При реализации программы отбор методов основывается на системно-деятельностном подходе и педагогических технологиях: информационно – коммуникационные технологии, оценивание учебных достижений, метод проектов, исследовательская деятельность младших школьников.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, изобразительного искусства, литературы. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Ценностные ориентиры содержания программы.Ожидаемые результаты
1) Предполагается, что ученики узнают такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
2) Разовьется внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, речь.
3) Сформируется широкий кругозор.
4) У учащихся будет сформировано умение «презентовать» себя.
5) Комплектование «портфеля экскурсовода (отзывы в форме рецензий, рисунков, фотографий).
Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребёнок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного родителям, другим членам семьи.
Планируемые результатыВ результате реализации программы экскурсионной деятельности у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
Сформированность:
внутренней позиции школьника, характеризующейся положительным отношением к школе, к своей семье, обществу, ориентацией на содержательные моменты действительности в школе и социуме;
познавательного интереса к изучению нового материала и способам решения новых задач;
ориентацией на понимание причины успехов в любых видах деятельности, в частности, на самоанализ, самоконтроль результатов, проведение анализа соответствия полученных результатов требованиям, выставленным конкретной задачей;
основами гражданской идентичности личности, характеризующимися осознанием «Я» гражданином России, чувством сопричастности и гордостью за свою Родину, ее жителей и историю, осознанием ответственности человека за благополучие всего общества, осознанием своей этнической принадлежности;
ориентацией в нравственном отношении на собственные поступки, и на поступки окружающих людей;
знанием основных моральных норм, а также ориентацией на их выполнение, развитием этических чувств, регулирующих моральные нормы;
эмпатией как пониманием чувств людей и сопереживанием им;
основами экологической культуры: принятием ценностей природного мира, готовностью соблюдать в своей деятельности нормы поведения в природе;
чувством прекрасного и эстетическими чувствами на основе изучения культуры города и края.
Метапредметные результаты характеризуются сформированностью у школьника следующих УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планированию своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их решения;
учету установленных правил в планировании и контроле способов решения;
осуществлению итогового и пошагового контроля по результатам;
оцениванию правильности выполнения действия с точки зрения адекватности полученного результата требованиям данной задачи;
адекватному восприятию предложений и оценки учителя, товарищей, родителей и др.;
различению способа и результата действия.
Выпускники получат возможность научиться:
постановке новых учебных задач, сотрудничая с учителем;
проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с окружающими;
оцениванию правильности выполнения заданий и внесению необходимых корректив в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлению поиска необходимой информации при выполнении заданий, используя дополнительную литературу, СМИ, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые), сведения Интернета;
осуществлению записей выборочной информации об окружающем мире, используя ИКТ;
выражению речи устно и письменно;
проведению анализа, сравнению и классификации тем или явлений, установлению причинно-следственных связей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлению расширенного поиска информации, используя ресурсы библиотек и Интернет;
записыванию, фиксированию информацию об окружающей действительности при помощи ИКТ;
осуществлению выбора наиболее эффективных способов в решении задач, учитывая конкретные условия;
осуществлению синтеза, составлению целого из частей, самостоятельному достраиванию и восполнению недостающих компонентов;
построению логического рассуждения, установив причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватному использованию речевых средств для решения любой коммуникативной задачи, построению монологического высказывания, владению диалогической формы речи;
пониманию возможности существования у людей разных точек зрения и ориентировке на позицию партнера по общению и взаимодействию с ним;
учету разных мнений и стремлению к координации различных точек зрения;
формулировке собственного мнения и позиции;
умению договориться и прийти к общему решению при совместной деятельности, в частности при столкновении интересов;
умению задавать вопросы, которые необходимы для совместной работы;
адекватному использованию речи для того, чтобы планировать и регулировать свою деятельность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учету и координации в сотрудничестве позиций других людей;
учету разных мнений и интересов и обоснованию собственной позиции;
пониманию относительности мнений и подходов для решения проблемы;
аргументации своей позиции и координации ее с позициями других людей в сотрудничестве, вырабатывая общие решения в совместной деятельности;
содействию разрешения конфликтов, учитывая интересы и позиции всех участников;
точной, последовательной и полной передаче партнёру необходимой информации как ориентира для построения действий;
осуществлению взаимного контроля и оказанию в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
адекватному использованию речевых средств для эффективного решения различных коммуникативных задач.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
Оценка результативности:
подведение итогов работы по программе (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
участие в различных конкурсах;
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
индивидуальные встречи с родителями в течение года;
посещение родителями различных выставок, мероприятий;
проведение занятий совместно с родителями.
Итоги работы:
альбомы с работами детей
фотовыставки: природа родного края, исторические места родного края;
стенд «Моя малая родина»
Отбор материала и внутренняя его организация в рамках календарно-тематического планирования направлен на социализацию личности, формирование духовно-нравственных и общекультурных ценностей. С каждым новым классом экскурсионная деятельность начинается с изучения родного края, в котором своя история, свои традиции, памятные места. Поэтому за четыре года можно познакомить детей с музейными экспонатами, с революционным прошлым, с героями Великой Отечественной войны и с ветеранами труда. Это позволяет изучить материал боле тщательно, доступность материала для детей рассчитана на соответствующий возраст.
Программа представлена 2 блоками: теория и практика. Теоретические: знакомство с исторической информацией, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, архитектурные памятники. Практические: посещение музеев города Воронеж и Воронежской области.
Основная цель школьных образовательных экскурсий – углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по нескольким предметам.
Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:
учебно-тематические (гуманитарный цикл, естественно-научный цикл, инженерно-технический цикл);
воспитательные (духовного цикла, художественно-эстетического цикла, экологического цикла, военно-спортивного цикла, гражданско-патриотического цикла);
экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Формы работы
Экскурсии.
Методы
Словесный метод – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный метод – посещение экспозиций музеев, выставок, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий с видами города, поселений районов края.
Поисковый метод – сбор информации по заданной теме.
Исследовательский метод – изучение документальных и вещественных предметов из фондов музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Практические работы
Творческие работы (презентации, видеофильмы, ролики, буклеты).
Сочинения (рассказы, стихотворения).
Участие в Краеведческих конференциях.
Содержание программы курса «Экскурсионная деятельность»В организации каждой экскурсии можно выделить три этапа:
подготовительный период,
проведение самой экскурсии,
послеэкскурсионная работа, закрепляющая экскурсионный материал.
Подготовительный этап – это сбор и отработка материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители – выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Тематика экскурсий направлена на социокультурную адаптацию, формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Экскурсионная деятельность начинается в 1 классе с изучения школы: столовая, библиотека, спортивный зал, актовый зал, кабинеты, библиотека. Далее идет изучение родного города. Со 2 класса планируются экскурсии по городу Барнаулу. В 3-4 классе планируются экскурсии детей по Алтайскому краю.
1 год обучения.
Экскурсия по школе. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности на занятиях курса. Знакомство со школой, столовой, библиотекой, мастерской, спортивными залами. Рисунок «Школа. Семья. Дом.
Экскурсия по улице, на которой я живу. Мини-рассказ (или рисунок) «Дорога от дома в школу»
Знакомство с текстом Гимна России. Видео-фильм (клип) гимна. Обсуждение виртуальной экскурсии по клипам, изображение впечатлений в
Беседа «Как вести себя в музее». Виртуальная экскурсия по музеям города. Заучивание стихотворений о Родине, о войне, о героях войны.
Из далёкого прошлого нашего города. Пожарная выставка. Экскурсия, фильм о противопожарной безопасности
Беседа по правилам противопожарной безопасности «Что я знаю? Что умею?» Аппликация на пожарную тематику
Виртуальная экскурсия в г. Великий Устюг 18 ноября. «В гости к Деду Морозу» в день рождения. Музей ледовых скульптур.
Беседа-рассуждение за круглым столом: «Зачем мы посещаем театры? Многообразие театральной жизни. Секреты актерского мастерства и сценической речи. Искусство перевоплощения»
Посещение театра (каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя
Литературная композиция в честь дня Победы у мемориала. Минута молчания.
Подведение итогов акции «Покорми птиц»
Поездка в зоопитомник «ЗооНяня» (животные под присмотром человека), (по усмотрению учителя).
Виртуальная экскурсия «Барнаул в старых фотографиях»
Экскурсия на кондитерскую фабрику «Алтай»
Литературная виртуальная прогулка по проспекту Ленина (главная улица г.Барнаул. Чтение и просмотр мультфильма. Рисунок понравившегося героя.
Виртуальная экскурсия по городам и большим посёлкам Алтайского края. Карта России, края, города Барнаул. Национальный состав. Моя малая родина: достопримечательности г. Барнаула
Итоговый урок. Защита проектных работ. Изобразительное и литературное творчество. Пейзаж + аппликация «Животные Алтайского края»
Итоговый урок. Защита проектных работ
2 год обучения.
Правила по Технике безопасности, Правилам дорожного движения, Правилам пожарной безопасности. Цели и задачи изучения курса «Экскурсионная деятельность»
Зачем нужны музеи? Возникновение музеев
Самая интересная экскурсия в Алтайский государственный краеведческий музей
Гербы г. Барнаула и Алтайского края. Творческий проект: изображение элементов герба Алтайского края с добавлением своих элементов и фантазии
Изучаем историю нашей школы: «Они учились в нашей школе» Видеофильм
Презентация книги «У истоков истории Барнаула» (Бородаев В.Б., Контев А.В.) . Кто строил город Барнаул? Раскрашивание по графическому рисунку
Виртуальная экскурсия. Различные архитектурные виды современных зданий в Барнауле. Здания из красного и белого кирпичей
Пешая экскурсия к зданиям первой половины 20 века, построенных из красного кирпича(окрестности Ж/Д района)
Митинг – литературная композиция у памятника «Вечный огонь» погибшим воинам. (или) Экскурсия – интерактивная программа в музее ВОВ
Экскурсия в библиотеку. Библиотечный урок «Фольклор – колыбель народного творчества. Сказки, песни, поговорки, приметы, народные мудрости алтайских авторов». Помощь родителей.
Виртуальная экскурсия в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая
Проекты обучающихся на тему «Экспонаты музея» (по замыслу)
Виртуальная экскурсия в Государственный Художественный Музей Алтайского Края. Проекты обучающихся на тему посещения музея
Экскурсия в Краеведческий Музей Военно-Исторический Отдел. Митинг около Вечного огня в парке «Патриот» (апрель или май). Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. Проекты обучающихся о войне
Пешая экскурсия по берегу реки Обь (набережная). Групповая работа: «Родных места в фотографиях».Защита группового проекта:
Экскурсия в Алтайский государственный музыкальный театр.
Проекты по посещению театра «Сам себе мультипликатор» (групповая работа)
Виртуальная экскурсия в Алтайский заповедник. Знакомство с растительным и животным миром, с животными, занесенными в Красную книгу России. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем.
3 год обучения.
Правила по ТБ, ПДД, ПБ. Цели и задачи изучения курса «Экскурсионная деятельность в 3 классе». Виртуальная обзорная экскурсия по г. Барнаулу. (презентация). Как вести себя в музее.
«Как жили наши предки». Экскурсия в краеведческий музей. «По следам первобытного человека». Знакомство с бытом первобытного человека. Жизнь наших предков в рисунках детей. Составление «бумажного фильма». Групповая работа. Оформление эссе по теме экскурсии. Конкурс рисунков «Русский национальный костюм». Костюм жителей Алтайского края.
Поисковая деятельность. «Край, поэтами воспетый». Стихотворения о нашей малой родине
Виртуальная экскурсия в Музей «Мир Времени».
Виртуальная экскурсия археологический парк «Перекресток миров» (Бирюзовая Катунь)
Виртуальная экскурсия. Малые города Алтайского края. Разучивание старинных игр, песни «Русская изба».
Виртуальная экскурсия на фабрику ёлочных игрушек.
История создания елочной игрушки. Путешествие в волшебный мир создания «новогоднего чуда».
Мастерская Деда Мороза. Изготовление похожих игрушек нашей фабрики.
Экскурсия в один из театров (ТЮЗ) города с просмотром спектакля (Новый год)
Экскурсия по памятным местам ВОВ.
Урок памяти. По следам экскурсии. «Гордимся: Здесь мы живем, учимся, растем». Виртуальная экскурсия на малую родину создателя автомата Калашникова.
Экскурсия в Алтайский краеведческий музей. Знакомство с традициями древнерусской школы, со славянской азбукой, письмо перьями и чернилами. Советский (пионерский) период образования. (ВИРО)
Посещение школьного музея МБОУ СОШ № 12
Виртуальная экскурсия в Аграрный Университет. «Славим тружеников степной полосы». Зарисовки Алтайской степи (нетронутые степи)
Виртуальная экскурсия по Красной книге Алтайского края.(2 книги)
4 год обучения
Беседы по ТБ, ПДД, ППБ на занятиях «Экскурсионная деятельность». Цели и задачи курса «Экскурсионная деятельность»
Обзорная виртуальная экскурсия по городу Барнаулу. Памятники архитектуры, литературы, исторических мест
Виртуальная экскурсия в Государственный художественный музей Алтайского края. Определение понятий музейный предмет, экспонат. Знакомство с понятиями вернисаж, выставка экспонатов
Пешая экскурсия по проспекту Ленина «О чём нам говорят старинные здания?», «Памятники в городе»
Виртуальная экскурсия на производство. Презентация: Железная дорога. Понятие узловая станция. Музей истории Железной дороги. Детская железная дорога.
Экскурсия в ТРЦ. «Барнаул с высоты птичьего полёта»
Экскурсия в музей «Мир камня». Богатство горных и минеральных пород России. Геологическое богатство окрестностей Алтайского края.
Экскурсия в ТЮЗ с просмотром спектакля (Новый год)
Экскурсия в краевуюбиблиотеку. Интерактивная интеллектуальная игра «Путешествие по свету» (тема по выбору учителя)
Экскурсия в Краеведческий музей. В землянке. История «Барнаул в годы Великой Отечественной войны». Интерактивная программа.
Коллективное написание отзыва по экскурсии, изображение впечатлений в рисунках. Презентаия: «Твои люди, Барнаул!» Рассказы о барнаульцах -фронтовиках. Как закалять характер и силу воли?
Виртуальная экскурсия в село Колывань на «Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова». Знакомство с селом, с особенностями производства, участие в мастер-классе
Виртуальная экскурсия по святым местам село Кислуха Алтайского края, где находится Иоанно-Кронштадтский женский монастырь. Трапезная.
Экскурсия в Музей занимательных наук Как-так?! + интеллектуальная игра
Виртуальная экскурсия на Алтайский конный завод. Знакомство с конезаводом, катание на лошадях. Обсуждение экскурсии. Написание краткого отзыва по теме в рисунках Лошадь в беге.
Итоговый урок. Защита проектов в виде презентаций (7слайдов). Групповая работа по следам экскурсий за год «Они прославили наш край»
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Экскурсия по школе. Правила техники безопасности, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности на занятиях курса. Знакомство со школой, столовой, библиотекой, мастерской, спортивными залами. Рисунок «Школа. Семья. Дом» | 1 |
|
2-3 | Экскурсия по улице, на которой я живу. | 2 | |
4 | Мини-рассказ (или рисунок) «Дорога от дома в школу» | 1 | |
5-6 | Знакомство с текстом Гимна России. Видео-фильм (клип) гимна. Обсуждение виртуальной экскурсии по клипам, изображение впечатлений в рисунках. | 2 | |
7 | Беседа «Как вести себя в музее». Виртуальная экскурсия по музеям города. Заучивание стихотворений о Родине, о войне, о героях войны. | 1 | |
8-10 | Из далёкого прошлого нашего города. Пожарная выставка. Экскурсия, фильм о противопожарной безопасности | 3 | |
11 | Беседа по правилам противопожарной безопасности «Что я знаю? Что умею?» Аппликация на пожарную тематику | 1 | |
12 | Виртуальная экскурсия в г. Великий Устюг 18 ноября. «В гости к Деду Морозу» в день рождения. Музей ледовых скульптур | 1 | |
13 | Беседа-рассуждение за круглым столом: «Зачем мы посещаем театры? Многообразие театральной жизни. Секреты актерского мастерства и сценической речи. Искусство перевоплощения» | 1 | |
14-17 | Посещение театра (каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя | 4 | |
18-19 | Литературная композиция в честь дня Победы у мемориала. Минута молчания. | 2 | |
20 | Подведение итогов акции «Покорми птиц» | 1 | |
21-24 | Поездка в зоопитомник «ЗооНяня» (животные под присмотром человека), (по усмотрению учителя) | 4 | |
25 | Виртуальная экскурсия «Барнаул в старых фотографиях» | 1 | |
26-28 | Экскурсия на кондитерскую фабрику «Алтай» | 3 | |
29-30 | Литературная виртуальная прогулка по проспекту Ленина (главная улица г.Барнаул. Чтение и просмотр мультфильма. Рисунок понравившегося героя. | 2 | |
31 | Виртуальная экскурсия по городам и большим посёлкам Алтайского края. Карта России, края, города Барнаул. Национальный состав. Моя малая родина: достопримечательности г. Барнаула | 1 | |
32 | Итоговый урок. Защита проектных работ. Изобразительное и литературное творчество. Пейзаж + аппликация «Животные Алтайского края» | 1 | |
33 | Итоговый урок. Защита проектных работ | 1 | |
| Итого | 33часа |
Планируемые результаты формирования Универсальных учебных действий в 1 классе
Личностные результаты:
Сформированность:
внутренней позиции школьника, характеризующейся положительным отношением к школе, к своей семье, обществу, ориентацией на содержательные моменты действительности в школе и социуме;
познавательного интереса к изучению нового материала и способам решения новых задач;
ориентацией на понимание причины успехов в любых видах деятельности, в частности, на самоанализ, самоконтроль результатов, проведение анализа соответствия полученных результатов требованиям, выставленным конкретной задачей;
основами гражданской идентичности личности, характеризующимися осознанием «Я» гражданином России, чувством сопричастности и гордостью за свою Родину, ее жителей и историю, осознанием ответственности человека за благополучие всего общества, осознанием своей этнической принадлежности;
ориентацией в нравственном отношении на собственные поступки, и на поступки окружающих людей;
знанием основных моральных норм, а также ориентацией на их выполнение, развитием этических чувств, регулирующих моральные нормы;
эмпатией как пониманием чувств людей и сопереживанием им;
основами экологической культуры: принятием ценностей природного мира, готовностью соблюдать в своей деятельности нормы поведения в природе;
чувством прекрасного и эстетическими чувствами на основе изучения культуры города и края.
Метапредметные результаты характеризуются сформированностью у школьника следующих УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планированию своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их решения;
учету установленных правил в планировании и контроле способов решения;
осуществлению итогового и пошагового контроля по результатам;
оцениванию правильности выполнения действия с точки зрения адекватности полученного результата требованиям данной задачи;
адекватному восприятию предложений и оценки учителя, товарищей, родителей и др.;
различению способа и результата действия.
Выпускники получат возможность научиться:
постановке новых учебных задач, сотрудничая с учителем;
проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с окружающими;
оцениванию правильности выполнения заданий и внесению необходимых корректив в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлению поиска необходимой информации при выполнении заданий, используя дополнительную литературу, СМИ, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые), сведения Интернета;
осуществлению записей выборочной информации об окружающем мире, используя ИКТ;
выражению речи устно и письменно;
проведению анализа, сравнению и классификации тем или явлений, установлению причинно-следственных связей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлению расширенного поиска информации, используя ресурсы библиотек и Интернет;
записыванию, фиксированию информацию об окружающей действительности при помощи ИКТ;
осуществлению выбора наиболее эффективных способов в решении задач, учитывая конкретные условия;
осуществлению синтеза, составлению целого из частей, самостоятельному достраиванию и восполнению недостающих компонентов;
построению логического рассуждения, установив причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватному использованию речевых средств для решения любой коммуникативной задачи, построению монологического высказывания, владению диалогической формы речи;
пониманию возможности существования у людей разных точек зрения и ориентировке на позицию партнера по общению и взаимодействию с ним;
учету разных мнений и стремлению к координации различных точек зрения;
формулировке собственного мнения и позиции;
умению договориться и прийти к общему решению при совместной деятельности, в частности при столкновении интересов;
умению задавать вопросы, которые необходимы для совместной работы;
адекватному использованию речи для того, чтобы планировать и регулировать свою деятельность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учету и координации в сотрудничестве позиций других людей;
учету разных мнений и интересов и обоснованию собственной позиции;
пониманию относительности мнений и подходов для решения проблемы;
аргументации своей позиции и координации ее с позициями других людей в сотрудничестве, вырабатывая общие решения в совместной деятельности;
содействию разрешения конфликтов, учитывая интересы и позиции всех участников;
точной, последовательной и полной передаче партнёру необходимой информации как ориентира для построения действий;
осуществлению взаимного контроля и оказанию в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
адекватному использованию речевых средств для эффективного решения различных коммуникативных задач.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
2 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | дата |
1 | Правила по Технике безопасности, Правилам дорожного движения, Правилам пожарной безопасности. Цели и задачи изучения курса «Экскурсионная деятельность» | 1 |
|
2 | Зачем нужны музеи? Возникновение музеев | 1 |
|
3 | Самая интересная экскурсия в Алтайский государственный краеведческий музей | 3 |
|
6 | Гербы г. Барнаула и Алтайского края. Творческий проект: изображение элементов герба Алтайского края с добавлением своих элементов и фантазии | 2 |
|
8 | Изучаем историю нашей школы: «Они учились в нашей школе» Видеофильм | 2 |
|
10 | Презентация книги «У истоков истории Барнаула» (Бородаев В.Б., Контев А.В.) . Кто строил город Барнаул? Раскрашивание по графическому рисунку | 2 |
|
12 | Виртуальная экскурсия. Различные архитектурные виды современных зданий в Барнауле. Здания из красного и белого кирпичей | 1 |
|
13 | Пешая экскурсия к зданиям первой половины 20 века, построенных из красного кирпича(окрестности Ж/Д района) | 1 |
|
14 | Митинг – литературная композиция у памятника «Вечный огонь» погибшим воинам. (или) Экскурсия – интерактивная программа в музее ВОВ | 2 |
|
16 | Экскурсия в библиотеку. Библиотечный урок «Фольклор – колыбель народного творчества. Сказки, песни, поговорки, приметы, народные мудрости алтайских авторов». Помощь родителей. | 1 |
|
17 | Виртуальная экскурсия в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая | 2 |
|
19 | Проекты обучающихся на тему «Экспонаты музея» (по замыслу) | 1 |
|
20 | Виртуальная экскурсия в Государственный Художественный Музей Алтайского Края. | 1 |
|
21 | Проекты обучающихся на тему посещения музея | 1 |
|
22 | Экскурсия в Краеведческий Музей Военно-Исторический Отдел. Митинг около Вечного огня в парке «Патриот» (апрель или май). | 2 |
|
24 | Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. Проекты обучающихся о войне | 1 |
|
25 | Пешая экскурсия по берегу реки Обь (набережная). Групповая работа: «Родных места в фотографиях».Защита группового проекта: | 1 |
|
26 | Экскурсия в Алтайский государственный музыкальный театр. | 3 |
|
29 | Виртуальная экскурсия в Алтайский заповедник. Знакомство с растительным и животным миром, с животными, занесенными в Красную книгу России. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем. | 5 |
|
34 | Итоговый урок. Защита проектных работ по темам года (поделка из природного материала и пластилина, доклады о редких животных нашего края) | 1 |
|
| Итого: | 34 часа |
|
P.S. Можно добавить или заменить (по усм. педагога) экскурсию
Планируемые результаты формирования Универсальных учебных действий во втором классе
Личностные результаты:
Сформированность:
внутренней позиции школьника, характеризующейся положительным отношением к школе, к своей семье, обществу, ориентацией на содержательные моменты действительности в школе и социуме;
познавательного интереса к изучению нового материала и способам решения новых задач;
ориентацией на понимание причины успехов в любых видах деятельности, в частности, на самоанализ, самоконтроль результатов, проведение анализа соответствия полученных результатов требованиям, выставленным конкретной задачей;
основами гражданской идентичности личности, характеризующимися осознанием «Я» гражданином России, чувством сопричастности и гордостью за свою Родину, ее жителей и историю, осознанием ответственности человека за благополучие всего общества, осознанием своей этнической принадлежности;
ориентацией в нравственном отношении на собственные поступки, и на поступки окружающих людей;
знанием основных моральных норм, а также ориентацией на их выполнение, развитием этических чувств, регулирующих моральные нормы;
эмпатией как пониманием чувств людей и сопереживанием им;
основами экологической культуры: принятием ценностей природного мира, готовностью соблюдать в своей деятельности нормы поведения в природе;
чувством прекрасного и эстетическими чувствами на основе изучения культуры города и края.
Метапредметные результаты характеризуются сформированностью у школьника следующих УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планированию своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их решения;
учету установленных правил в планировании и контроле способов решения;
осуществлению итогового и пошагового контроля по результатам;
оцениванию правильности выполнения действия с точки зрения адекватности полученного результата требованиям данной задачи;
адекватному восприятию предложений и оценки учителя, товарищей, родителей и др.;
различению способа и результата действия.
Выпускники получат возможность научиться:
постановке новых учебных задач, сотрудничая с учителем;
проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с окружающими;
оцениванию правильности выполнения заданий и внесению необходимых корректив в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлению поиска необходимой информации при выполнении заданий, используя дополнительную литературу, СМИ, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые), сведения Интернета;
осуществлению записей выборочной информации об окружающем мире, используя ИКТ;
выражению речи устно и письменно;
проведению анализа, сравнению и классификации тем или явлений, установлению причинно-следственных связей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлению расширенного поиска информации, используя ресурсы библиотек и Интернет;
записыванию, фиксированию информацию об окружающей действительности при помощи ИКТ;
осуществлению выбора наиболее эффективных способов в решении задач, учитывая конкретные условия;
осуществлению синтеза, составлению целого из частей, самостоятельному достраиванию и восполнению недостающих компонентов;
построению логического рассуждения, установив причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватному использованию речевых средств для решения любой коммуникативной задачи, построению монологического высказывания, владению диалогической формы речи;
пониманию возможности существования у людей разных точек зрения и ориентировке на позицию партнера по общению и взаимодействию с ним;
учету разных мнений и стремлению к координации различных точек зрения;
формулировке собственного мнения и позиции;
умению договориться и прийти к общему решению при совместной деятельности, в частности при столкновении интересов;
умению задавать вопросы, которые необходимы для совместной работы;
адекватному использованию речи для того, чтобы планировать и регулировать свою деятельность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учету и координации в сотрудничестве позиций других людей;
учету разных мнений и интересов и обоснованию собственной позиции;
пониманию относительности мнений и подходов для решения проблемы;
аргументации своей позиции и координации ее с позициями других людей в сотрудничестве, вырабатывая общие решения в совместной деятельности;
содействию разрешения конфликтов, учитывая интересы и позиции всех участников;
точной, последовательной и полной передаче партнёру необходимой информации как ориентира для построения действий;
осуществлению взаимного контроля и оказанию в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
адекватному использованию речевых средств для эффективного решения различных коммуникативных задач.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Правила по ТБ, ПДД, ПБ. Цели и задачи изучения курса «Экскурсионная деятельность в 3 классе». Виртуальная обзорная экскурсия по г. Барнаулу. (презентация). Как вести себя в музее. | 1 |
|
2-5 | «Как жили наши предки». Экскурсия в краеведческий музей. «По следам первобытного человека». Знакомство с бытом первобытного человека. | 4 | |
6 | Жизнь наших предков в рисунках детей. Составление «бумажного фильма». Групповая работа. Оформление эссе по теме экскурсии. Конкурс рисунков «Русский национальный костюм». Костюм жителей Алтайского края. | 1 | |
7 | Поисковая деятельность. «Край, поэтами воспетый». Стихотворения о нашей малой родине | 1 | |
8-9 | Виртуальная экскурсия в Музей «Мир Времени». | 2 | |
10-13 | Виртуальная экскурсия археологический парк «Перекресток миров» (Бирюзовая Катунь) . | 4 | |
14 | Виртуальная экскурсия. Малые города Алтайского края. Разучивание старинных игр, песни «Русская изба». | 1 | |
15-17 | Виртуальная экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. История создания елочной игрушки. Путешествие в волшебный мир создания «новогоднего чуда». | 3 | |
18 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление похожих игрушек нашей фабрики. | 1 | |
19-21 | Экскурсия в один из театров (ТЮЗ) города с просмотром спектакля (Новый год) | 3 | |
22-25 | Экскурсия по памятным местам ВОВ. | 3 | |
26 | Урок памяти. По следам экскурсии. «Гордимся: Здесь мы живем, учимся, растем». Виртуальная экскурсия на малую родину создателя автомата Калашникова. | 1 | |
27-29 | Экскурсия в Алтайский краеведческий музей. Знакомство с традициями древнерусской школы, со славянской азбукой, письмо перьями и чернилами. Советский (пионерский) период образования. (ВИРО) | 3 | |
30 | Посещение школьного музея МБОУ СОШ № 12 | 2 | |
31 | Виртуальная экскурсия в Аграрный Университет. «Славим тружеников степной полосы». Зарисовки Алтайской степи (нетронутые степи) | 1 | |
32 | Виртуальная экскурсия по Красной книге Алтайского края.(2 книги) | 1 | |
33 | Итоговый урок. Защита проектных работ. | 1 | |
34 | Итоговый урок. Защита проектных работ (презентация в виде книжек – раскладушек: Любимые места в родном городе Барануле, Моя малая Родина. Коллекционирование древностей. | 1 | |
| Итого | 34 часа |
Планируемые результаты формирования Универсальных учебных действий в 3 классе
Личностные результаты:
Сформированность:
внутренней позиции школьника, характеризующейся положительным отношением к школе, к своей семье, обществу, ориентацией на содержательные моменты действительности в школе и социуме;
познавательного интереса к изучению нового материала и способам решения новых задач;
ориентацией на понимание причины успехов в любых видах деятельности, в частности, на самоанализ, самоконтроль результатов, проведение анализа соответствия полученных результатов требованиям, выставленным конкретной задачей;
основами гражданской идентичности личности, характеризующимися осознанием «Я» гражданином России, чувством сопричастности и гордостью за свою Родину, ее жителей и историю, осознанием ответственности человека за благополучие всего общества, осознанием своей этнической принадлежности;
ориентацией в нравственном отношении на собственные поступки, и на поступки окружающих людей;
знанием основных моральных норм, а также ориентацией на их выполнение, развитием этических чувств, регулирующих моральные нормы;
эмпатией как пониманием чувств людей и сопереживанием им;
основами экологической культуры: принятием ценностей природного мира, готовностью соблюдать в своей деятельности нормы поведения в природе;
чувством прекрасного и эстетическими чувствами на основе изучения культуры города и края.
Метапредметные результаты характеризуются сформированностью у школьника следующих УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планированию своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их решения;
учету установленных правил в планировании и контроле способов решения;
осуществлению итогового и пошагового контроля по результатам;
оцениванию правильности выполнения действия с точки зрения адекватности полученного результата требованиям данной задачи;
адекватному восприятию предложений и оценки учителя, товарищей, родителей и др.;
различению способа и результата действия.
Выпускники получат возможность научиться:
постановке новых учебных задач, сотрудничая с учителем;
проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с окружающими;
оцениванию правильности выполнения заданий и внесению необходимых корректив в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлению поиска необходимой информации при выполнении заданий, используя дополнительную литературу, СМИ, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые), сведения Интернета;
осуществлению записей выборочной информации об окружающем мире, используя ИКТ;
выражению речи устно и письменно;
проведению анализа, сравнению и классификации тем или явлений, установлению причинно-следственных связей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлению расширенного поиска информации, используя ресурсы библиотек и Интернет;
записыванию, фиксированию информацию об окружающей действительности при помощи ИКТ;
осуществлению выбора наиболее эффективных способов в решении задач, учитывая конкретные условия;
осуществлению синтеза, составлению целого из частей, самостоятельному достраиванию и восполнению недостающих компонентов;
построению логического рассуждения, установив причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватному использованию речевых средств для решения любой коммуникативной задачи, построению монологического высказывания, владению диалогической формы речи;
пониманию возможности существования у людей разных точек зрения и ориентировке на позицию партнера по общению и взаимодействию с ним;
учету разных мнений и стремлению к координации различных точек зрения;
формулировке собственного мнения и позиции;
умению договориться и прийти к общему решению при совместной деятельности, в частности при столкновении интересов;
умению задавать вопросы, которые необходимы для совместной работы;
адекватному использованию речи для того, чтобы планировать и регулировать свою деятельность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учету и координации в сотрудничестве позиций других людей;
учету разных мнений и интересов и обоснованию собственной позиции;
пониманию относительности мнений и подходов для решения проблемы;
аргументации своей позиции и координации ее с позициями других людей в сотрудничестве, вырабатывая общие решения в совместной деятельности;
содействию разрешения конфликтов, учитывая интересы и позиции всех участников;
точной, последовательной и полной передаче партнёру необходимой информации как ориентира для построения действий;
осуществлению взаимного контроля и оказанию в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
адекватному использованию речевых средств для эффективного решения различных коммуникативных задач.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Беседы по ТБ, ПДД, ППБ на занятиях «Экскурсионная деятельность». Цели и задачи курса «Экскурсионная деятельность» | 1 |
|
2-4 | Обзорная виртуальная экскурсия по городу Барнаулу. Памятники архитектуры, литературы, исторических мест | 3 | |
5 | Виртуальная экскурсия в Государственный художественный музей Алтайского края. Определение понятий музейный предмет, экспонат. Знакомство с понятиями вернисаж, выставка экспонатов | 1 | |
6-7 | Пешая экскурсия по проспекту Ленина «О чём нам говорят старинные здания?», «Памятники в городе» | 2 | |
8 | Виртуальная экскурсия на производство. Презентация: Железная дорога. Понятие узловая станция. Музей истории Железной дороги. Детская железная дорога. | 1 | |
9-11 | Экскурсия в ТРЦ. «Барнаул с высоты птичьего полёта» | 3 | |
12-13 | Экскурсия в музей «Мир камня». Богатство горных и минеральных пород России. Геологическое богатство окрестностей Алтайского края. | 2 | |
14-16 | Экскурсия в ТЮЗ с просмотром спектакля (Новый год) | 3 | |
17-18 | Экскурсия в краевуюбиблиотеку. Интерактивная интеллектуальная игра «Путешествие по свету» (тема по выбору учителя) | 2 | |
19-20 | Экскурсия в Краеведческий музей. В землянке. История «Барнаул в годы Великой Отечественной войны». Интерактивная программа. | 2 | |
21 | Коллективное написание отзыва по экскурсии, изображение впечатлений в рисунках. Презентаия: «Твои люди, Барнаул!» Рассказы о барнаульцах -фронтовиках. Как закалять характер и силу воли? | 1 | |
22-25 | Виртуальная экскурсия в село Колывань на «Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова». Знакомство с селом, с особенностями производства, участие в мастер-классе | 4 | |
26-28 | Виртуальная экскурсия по святым местам село Кислуха Алтайского края, где находится Иоанно-Кронштадтский женский монастырь. Трапезная. | 3 | |
29-30 | Экскурсия в Музей занимательных наук Как-так?! + интеллектуальная игра | 2 | |
31-33 | Виртуальная экскурсия на Алтайский конный завод. Знакомство с конезаводом, катание на лошадях. Обсуждение экскурсии. Написание краткого отзыва по теме в рисунках Лошадь в беге. | 3 | |
34 | Итоговый урок. Защита проектов в виде презентаций (7слайдов). Групповая работа по следам экскурсий за год «Они прославили наш край» | 1 | |
| Итого | 34 часа |
Планируемые результаты формирования Универсальных учебных действий в 4 классе
Личностные результаты:
Сформированность:
внутренней позиции школьника, характеризующейся положительным отношением к школе, к своей семье, обществу, ориентацией на содержательные моменты действительности в школе и социуме;
познавательного интереса к изучению нового материала и способам решения новых задач;
ориентацией на понимание причины успехов в любых видах деятельности, в частности, на самоанализ, самоконтроль результатов, проведение анализа соответствия полученных результатов требованиям, выставленным конкретной задачей;
основами гражданской идентичности личности, характеризующимися осознанием «Я» гражданином России, чувством сопричастности и гордостью за свою Родину, ее жителей и историю, осознанием ответственности человека за благополучие всего общества, осознанием своей этнической принадлежности;
ориентацией в нравственном отношении на собственные поступки, и на поступки окружающих людей;
знанием основных моральных норм, а также ориентацией на их выполнение, развитием этических чувств, регулирующих моральные нормы;
эмпатией как пониманием чувств людей и сопереживанием им;
основами экологической культуры: принятием ценностей природного мира, готовностью соблюдать в своей деятельности нормы поведения в природе;
чувством прекрасного и эстетическими чувствами на основе изучения культуры города и края.
Метапредметные результаты характеризуются сформированностью у школьника следующих УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планированию своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их решения;
учету установленных правил в планировании и контроле способов решения;
осуществлению итогового и пошагового контроля по результатам;
оцениванию правильности выполнения действия с точки зрения адекватности полученного результата требованиям данной задачи;
адекватному восприятию предложений и оценки учителя, товарищей, родителей и др.;
различению способа и результата действия.
Выпускники получат возможность научиться:
постановке новых учебных задач, сотрудничая с учителем;
проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с окружающими;
оцениванию правильности выполнения заданий и внесению необходимых корректив в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлению поиска необходимой информации при выполнении заданий, используя дополнительную литературу, СМИ, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые), сведения Интернета;
осуществлению записей выборочной информации об окружающем мире, используя ИКТ;
выражению речи устно и письменно;
проведению анализа, сравнению и классификации тем или явлений, установлению причинно-следственных связей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлению расширенного поиска информации, используя ресурсы библиотек и Интернет;
записыванию, фиксированию информацию об окружающей действительности при помощи ИКТ;
осуществлению выбора наиболее эффективных способов в решении задач, учитывая конкретные условия;
осуществлению синтеза, составлению целого из частей, самостоятельному достраиванию и восполнению недостающих компонентов;
построению логического рассуждения, установив причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватному использованию речевых средств для решения любой коммуникативной задачи, построению монологического высказывания, владению диалогической формы речи;
пониманию возможности существования у людей разных точек зрения и ориентировке на позицию партнера по общению и взаимодействию с ним;
учету разных мнений и стремлению к координации различных точек зрения;
формулировке собственного мнения и позиции;
умению договориться и прийти к общему решению при совместной деятельности, в частности при столкновении интересов;
умению задавать вопросы, которые необходимы для совместной работы;
адекватному использованию речи для того, чтобы планировать и регулировать свою деятельность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учету и координации в сотрудничестве позиций других людей;
учету разных мнений и интересов и обоснованию собственной позиции;
пониманию относительности мнений и подходов для решения проблемы;
аргументации своей позиции и координации ее с позициями других людей в сотрудничестве, вырабатывая общие решения в совместной деятельности;
содействию разрешения конфликтов, учитывая интересы и позиции всех участников;
точной, последовательной и полной передаче партнёру необходимой информации как ориентира для построения действий;
осуществлению взаимного контроля и оказанию в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
адекватному использованию речевых средств для эффективного решения различных коммуникативных задач.
По итогам экскурсионной деятельности обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
Асухуми Е.А. Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. - 2010. – 17 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 2010. – 325 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 111 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование М: Просвещение, 2011. – 168 с.
Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 2014. – 264 с.