СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа электива по истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа электива по истории России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени дважды Героя Советского Союза А.Е.Боровых»

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО физико-математического цикла

Протокол  № ___

от «__»________2019г

Рук. МО __________

Конорева Н.И.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании  МС

Протокол  № 6

от   «_11» июня 2019г.

Председатель МС _______ Зинина Н.А.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ от 18» июня 2019

№ 173-д

Директор __________

Т.И.Михайличенко



 

 

Рабочая программа элективного курса

"История в лицах. Россия в новейшее время"



Среднее общее образование

2019-2020 учебный год

 





 Составитель: Шитикова Н.С., учитель истории



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "История в лицах. Россия в новейшее время" разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).

  • Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);

  • Приказ № 576, от 08.06.2015 министерства образования и науки РФ о введении новой линии учебников по отечественной истории.

Рабочая программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по предмету «История». Преподавание этого элективного курса окажет большую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ.

Преподавание данного курса будет осуществляться с использованием следующих педагогических приёмов и технологий:

  • проблемная подача материала;

  • персонификация истории (изучение исторических событий и явлений через призму деятельности конкретных исторических личностей);

  • привлечение исторических источников и дополнительных материалов, работа с архивными документами;

  • использование исследовательских и проектных технологий обучения.

Программа соответствует реализации единой концепции исторического образования.

Структура программы

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; содержание учебного предмета с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическим планирование.





Общая характеристика курса

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Историческое образование развивает самоидентификацию подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно - историческому анализу, к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными источниками, определению собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Кроме того, кодификатор ЕГЭ включает задания на составление характеристик историческим лицам. Этот фактор объясняет необходимость ведения данного элективного курса в 11 классе.

. Элективный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В центре курса находится история России.

Изучая элективный курс по истории в 11 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой новейшего времени, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику эпохи, культуры, исторически сложившихся социальных систем. Изучение данного курса ориентировано, на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Цели:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • развитие у учащихся потребности непрерывного образования, способствующего становлению гражданской и патриотической позиции



Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным план МБОУ «СОШ № 9 им. А.Е. Боровых» города Курска на изучение элективного курса истории в 11 классе "История в лицах. Россия в новейшее время" отводится 34 учебных часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа)

Вводное занятие. (2 часа). Цели и задачи элективного курса "История в лицах. Россия в новейшее время". Направления исследовательской работы.


Раздел 1. Правители и политики. (13 часов). Последний российский император. Реформаторы начала 20-ого века: С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.А. Столыпин. В.И. Ленин, И.В. Сталин. Время перемен: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин. Современная Россия.


Раздел 2. Полководцы. (8 часов). Русские полководцы начала 20 века: русско-японская война 1904-1905 г.г.: В.В. Верещагин, Е.И. Алексеев, А.М. Стессель; полководцы первой мировой (А.А. Брусилов). Командиры и генералы Красной и Белой армий: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель. Полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.А. Мерецков, Л.А.Говоров, А.И. Антонов, С.К. Тимошенко, Ф. И. Толбухин, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский.


Раздел 3. Деятели науки и культуры. (9 часов). . "Серебряный век" русской поэзии. Писатели-куряне К.Воробьев и Е.Носов. Разнообразие направлений художественной культуры в начале 20 века. Живописец, монументалист и график А.А. Дейнека (краеведение). Космическая эпопея: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, И.В. Курчатов. Лидеры правозащитного движения: А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.


Заключение. (2 часа) Роль личности в истории.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

  • усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  • формирование представления о роли личности в истории, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;

  • формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;

  • воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

  • формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Метапредметные:

  • развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

  • формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

  • формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать информацию в устной и в письменной форме );

  • формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);

  • формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, спорить и отстаивать ;

  • формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

  • формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами);

  • критически анализировать информацию из различных источников; 

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории в новейшее время, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль личности в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу мировой науки и культуры; 

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности России в XX в. и начале XXI в., современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ в., современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

  • владеть элементами проектной деятельности.

Виды деятельности учащихся

В процессе изучении элективного курса "История в лицах. Россия в новейшее время" определены виды деятельности учащихся: нахождение и творческий анализ первоисточников; исследование и сопоставление данных первоисточников, анализ собственных выводов; оформление исследования в виде тематических рефератов, докладов, эссе; устные сообщения, дискуссии и обсуждения творческих работ учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

1-2

Вводное занятие.

1

Изучение нового материала

Цели и задач элективного курса "История в лицах. Россия в новейшее время". Темы исследовательских работ, используемые технологии и методы при изучении курса.

Рассмотреть требования к выполнению заданий ЕГЭ. Уметь выделять роль личности, народных масс, социальных групп в истории.


Раздел 1. Правители и политики. (13 часов)

3-4

Николай II - последний российский император.

2

Урок - диспут

Характеристика Николая II, его политическая деятельность. Обсудить вопрос о приобщении его и семьи императора к лику святых.

Умение участвовать в диспуте, отстаивать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу..


5-6

Реформаторы России начала 20 века.

2

Урок - конференция

Реформы в России, их значение в экономической и политической жизни страны. Дать сравнительную характеристику политикам С.Ю.Витте, В.К.Плеве, П.А.Столыпину.

Демонстрация навыков составления сравнительных характеристик историческим личностям.


7-8

В.И.Ленин и большевистская гвардия.

2

Изучение нового материала.

Ленин и его соратники. Раскрыть деятельность партии большевиков в проведении социалистического эксперимента

Умение анализировать исторические документы.


9-10

И.В.Сталин: штрихи к портрету

2

Урок - диспут

Сталин и его роль в истории. Охарактеризовать обострение обстановки в правящей партии, рычаги и методы власти И.В. Сталина в борьбе с политическими соперниками.

Уметь выступать публично, формулировать собственные суждения, составлять развернутый план ответа.


11-13

Время перемен: Н.С.Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин.

3

Урок - конференция

Особенности политики исторических деятелей Советского Союза и России Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и их реформ. Раскрыть утопические планы построения коммунизма. Противоречивость политики Н.С. Хрущева. Страна в период руководства Л.И. Брежневым. Провозглашение политики перестройки и гласности Горбачевым М.С. Развитие процесса десталинизации общества. Формирование основ рыночной экономики.

Уметь осуществлять поиск и систематизацию информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами. Выступать с докладами. Ххарактеристика социально-экономических реформ Б.Н. Ельцина, либерализация цен, приватизация и ее издержки. Составить таблицу соответствия «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства», дать оценку событиям, аргументированно доказывать свою точку зрения.


14-15

Политики современной России.

2

Защита презентаций

Раскрыть политические и экомомические взгляды государственных деятелей современности: В.В.Путина, Д.А.Медведева, Г.Зюганова, В.В.Жириновского и др.

Знать и понимать экономическую и политическую ситуацию в стране. Формирование новой властной вертикали. Национальные проекты


Раздел 2. Полководцы. (8 часов).


16

Русские полководцы начала 20 века: герои русско-японской войны

1

Изучение нового материала

Урок - лекция

На примере жизни В.В. Верещагина, Е.И. Алексеева, А.М. Стесселья показать трагизм русско-японской войны. Изучить жизненный подвиг 7 главных героев русско-японской войны - В. Руднева, В. Зверева, Г.Ходосевича, А.Волкова, В. Рябова, Р. Кондратенко, П. Бутусова)

Уметь характеризовать место России в системе международных отношений, обстановку накануне войны, предпосылки и причины войны. Охарактеризовать планы сторон, ход военных действий, социально-экономическое и политическое развитие России в годы войны.


17

А.А.Брусилов

1

Урок - лекция

А.А.Брусилов как пример патриотизма россиян в первой мировой войне.

Уметь определять причинно-следственные связи исторических событий, работать с исторической картой.


18-19

Командиры и генералы Красной и Белой армий

2

Урок - диспут

М.В.Фрунзе, С.М.Буденный, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.Н. Врангель в огне гражданской войны.

Характеристика причин гражданской войны, ее основные этапы и события. Цели белого движения. Причины победы красных.




20-23

Полководцы Великой Отечественной войны.

4

Защита презентаций

Жизнь и деятельность великих маршалов Отечественной войны Г.К.Жукова, А.М.Василевского, И.С.Конева, К.К.Рокоссовского как пример верности народу, Родине, чести, достоинства, патриотизма.

Цена войны для мирного населения. Показать итоги, значение победы в войне, роль в ней СССР и советских полководцев. Самостоятельно рассмотреть роль К.А. Мерецкова, Л.А.Говорова, А.И. Антонова, С.К. Тимошенко, Ф. И. Толбухина, Р.Я. Малиновского в победе над фашистской Германией.


Раздел 3. Деятели науки и культуры. (9 часов).


24-25

Русские художники начала 20 века.

2

Урок - конференция

Показать разнообразие направлений художественной культуры в начале 20 века: символизм, абстракционизм, классицизм, романтизм (Врубель, Малевич, Петров-Водкин и др.).

Знать и характеризовать идейные искания мастеров художественной культуры. Выступать с докладами.


26

Русские художники начала 20 века.

1

Урок-экскурсия в картинную галерею

Живописец, монументалист и график А.А. Дейнека.

Умение слушать экскурсию, вести диалог с экскурсоводом.


27

"Серебряный век" русской поэзии.

1

Урок – ролевая игра. Литературная гостиная.

На примере творчества выдающихся поэтов "серебряного века" показать духовные искания и проблемы российского общества в начале XX века.

Уметь осуществлять поиск и систематизацию информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами.


28

Писатели-куряне

1

Кино презентация.

Писатели-куряне К.Воробьев и Е.Носов

Работа в группах. Презентация по теме. Формулировка собственного видения значимости произведений К.Воробьева и Е. Носова в отечественной литературе.


29-30

Космическая плеяда

2

Урок -рассказ

К.Э. Циолковский, И.В.Курчатов, С.П.Королев, Ю.А.Гагарин. Достижения советской науки XX века.

Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения, составлять развернутый план.


31-32

Лидеры правозащитного движения.

2

Урок - конференция

Лидеры правозащитного движения: А.Д.Сахаров, А.И.Солженицын. Их жизнь и деятельность – образец для молодежи.

Знать и характеризовать достижения и проблемы духовной жизни страны в советский период, формирование духовной оппозиции, взаимоотношения партийного аппарата и общества. Идеология инакомыслия, методы борьбы с инакомыслие


33-34

Итоговое занятие

2

Контроль знаний

Роль личности в истории. Обсудить проблему.

Выполнение заданий ЕГЭ «исторический портрет» различных вариантов.