ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Экология» для 10 класса составлена на основе авторской программы Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М. «Экология» и обеспечивается учебником «Экология» для 10-11 классов, авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, М: Изд-во «Дрофа» , 2010 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений».
Программа составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы программы подчинены достижению фундаментальной цели экологического образования.
Задачи:
- развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле;
- рассмотрение закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфики механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях;
- уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды.
Главная цель преподавания экологии в 10 классе:
— комплексный глубокий анализ экологических проблем, причин их возникновения, способов ликвидации, знание перспективных моделей устойчивого развития общества и существования будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и экологической культуры в целом.
В 10 классе обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоение научных фактов, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс ( 34 ч )
Экология
Введение (2 ч)
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.
Раздел 1. Организм и среда (8 ч + 2 ч. лабораторная работа)
Геометрическая прогрессия размножения. Практическое значение потенциала размножения организмов. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике. Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха.
Раздел 2. Сообщества и популяции (11 ч + 1 ч экскурсия)
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей. Типы пищевых отношений. Экологические правила рыболовства и промысла. Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Понятие популяции. Типы популяций. Понятие демографии. Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Видовой состав биоценозов.
Раздел 3 . Экосистемы (9 ч + 1 ч лабораторная работа)
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класса
1час в неделю – 34 часа в год
1 четверть – 9 часов: 1 ч – лабораторная работа
2 четверть – 7 часов: 1 ч – лабораторная работа
3 четверть – 10 часов: 1 ч - экскурсия
4 четверть – 8 часов: 1 ч – лабораторная работа.
№ урок а | Тема урока | Сроки | Скорректи-рованные сроки | |
Введение | | | | |
1 | Предмет экологии. Ее разделы. | | | |
2 | История развития экологии как науки и значение. экологического образования в настоящее время | | | |
Глава I. Организм и среда | | | | |
3 | Потенциальные возможности размножения организмов | | | |
4 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды | | | |
5 | Основные пути приспособления организмов к среде | | | |
6 | Основные среды жизни | | | |
7 | Лабораторная работа № 1 по теме: « Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность». | | | |
8 | Пути воздействия организмов на среду обитания | | | |
9 | Приспособительные формы организмов | | | |
10 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Жизненные формы животных». | | | |
11 | Приспособительные ритмы жизни | | | |
12 | Обобщающий урок по главе: «Организм и среда». | | | |
Глава 2. Сообщества и популяции | | | | |
13 | Типы взаимодействия организмов | | | |
14 | Законы и следствия пищевых отношений | | | |
15 | Законы конкурентных отношений в природе | | | |
16 | Популяции | | | |
17 | Демографическая структура популяций | | | |
18 | Рост численности и плотность популяций | | | |
19 | Численность популяций и ее регуляция в природе | | | |
20 | Решение экологических задач по теме: «Определение численности и плотности отдельных популяций». | | | |
21 | Биоценоз и его устойчивость | | | |
22 | Экскурсия по теме: «Лесной биоценоз и экологические ниши видов». | | | |
23 | Повторение главы: «Сообщества и популяции». | | | |
24 | Обобщающий урок по главе: «Сообщества и популяции». | | | |
Глава 3. Экосистемы | | | | |
25 | Законы организации экосистем | | | |
26 | Законы биологической продуктивности | | | |
27 | Агроценозы и агроэкосистемы | | | |
28 | Саморазвитие экосистем. | | | |
29 | Лабораторная работа № 3 по теме: « Смены простейших в сенном настое». | | | |
30 | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем | | | |
31 | Биосфера | | | |
32 | Экология как научная основа природопользования | | | |
33 | Повторение главы: «Экосистемы». | | | |
34 | Обобщающий урок по теме: «Общая экология». | | | |
| Итого: 34 часа Лабораторная работа – 3 часа Экскурсия – 1 час | | | |
| | | | |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 10 КЛАССА
В результате изучения элективного курса по экологии учащиеся 10 класса должны знать:
— определения основных экологических понятий
(факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
об отношениях организмов в популяциях;
о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.
Учащиеся должны уметь:
- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах и популяциях;
- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистеме;
- анализировать видовой состав биоценозов;
- наблюдать сезонные изменения в жизни животных и растений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки деятельности человека; объяснения процессов возникновения приспособлений (адаптаций); составление экологических прогнозов; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.
Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических работ по главам: «Организм и среда», «Экосистемы».
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.В.Н.Кузнецов. Программо-методические материалы: Экология. 5-11 классы. М.: Дрофа,2000
2.Чернова Н.М., Галушин А.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) класс.М.: Дрофа,2010
3. Дудкин О.П. Основы экологии 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
4. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику/ под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.
Мультимедийная поддержка курса:
1. Видеокассеты: Экологические системы.
Экология XXI век.