СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Биология растений, грибов и лишайников" 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый элективный курс поддерживает  и углубляет базовые знания по биологии учащихся 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Биология растений, грибов и лишайников" 10 класс»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2017 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /Уросова В. В../


«___»___________2017 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В. В./

Приказ № ___

от «___»___________2017 г.








Рабочая программа

элективного курса по биологии

для 10 класса










Составитель:

учитель Столярова И. С.






2017/2018 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» составлена в соответствии с положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ№22» и учебного плана МБОУ «СШ№22» на 2017-2018 учебный год. Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы элективного курса для изучения биологии И. Б. Агафоновой и В. И. Сивоглазова «Биология растений, грибов, лишайников» (для учащихся 10 -11 классов).

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии учащихся 10 класса. Как правило, курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6 -7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, циклов размножения растений и другие вопросы. В 6-7 классах учащиеся не владеют знаниям о различных формах полового процесса, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по химии. Все это приводит к поверхностному изучению многих вопросов курса ботаники. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом знаний , что позволяет изучать биологию растений. грибов, лишайников на более глубоком уровне.

При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» на только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.

Цель курса:

Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников, понимания роли растительных организмов на нашей планете и их значений в жизни человека.

Задачи курса:

  • углубить и расширить знания о строении, образе жизна и значении в природе м жизни человека основных групп растений, грибов, лишайников;

  • сформировать понимание циклов развития мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных растений;

  • ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, и устанавливать причинно – следственные связи на основе изучения строения и жиз-

недеятельности организмов.



Формы организации и методы обучения учащихся.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию потенциала учащихся. При изучении курса предусматривается система занятий: школьная лекция, семинары, дискуссии, проектная деятельность и т. д. Применение разнообразных форм учебно - познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

На практических и лабораторных занятиях учащиеся знакомятся с закономерностями строения вегетативных и репродуктивных органов растений, морфологическим разнообразием и особенностями размножения разных групп растений, грибов и лишайников. Учащиеся пользуются живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами.

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий ( 1 час в неделю).





Содержание курса.

Раздел 1. Растения.

Тема 1 Ботаника – наука о растениях. (1 час)

Место и значение ботаники в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники. Развитие ботанической науки.

Ролт растений в жизни человека и планеты.

Принципы биологической классификации. Низшие и высшие растения. Место растений в системе органического мира.

Отличительные признаки растений

Тема 2 Растительная клетка. (1 час)

Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Особенности строения растительной клетки. Структурные особенности клеток высших растений.

Тема 3. Ткани и вегетативные органы высших растений. (11ч)

Ткани высших растений.

Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества.

Ткани простые и сложные. Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы):первичные и вторичные, верхушечные, боковые и вставочные.

Покровные ткани: первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

Основные ткани (паренхима): ассимиляционная, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) ткани: колленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани: первичные и вторичные; древесина и луб.

Выделительные (секреторные) ткани: наружной и внутренней секреции.

Вегетативные органы высших растений.

Орган – обособленная часть организма. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. разнообразие высших растений – результат длительной эволюции. Особенности жизни растений в наземных условиях.

Корень.

Классификация корней: по происхождению , по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Видоизменения корней. Зоны молодого корня. Первичное и вторичное строение корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Питание и дыхание корней. Функции корней.

Побег – стебель с расположенными на ней листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы. Почка – зачаточный побег: строение, рост. Функции стебля. Первичное и вторичное строение стебля. Лист – боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа. Жилкование листа. Многообразие листьев. Листорасположение. Видоизменения листьев. Клеточное строение листа. Работа устьичного аппарата. Газообмен и транспирация. Листопад.

Лабораторные работы.

1. Строение основной и проводящей ткани листа.

2. Строение кожицы лука.

Тема 4. Размножение высших растений. (1 час).

Бесполое и половое размножение. Спорообразование. Вегетативное размножение, его значение в естественных условиях и сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения. Половое размножение. Чередование полового и бесполого размножения.

Тема 5. Низшие растения. Водоросли. (2 ч)

Водоросли- обширная группа древнейших растений. Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, особенности морфологии клетки. Чередование бесполого и полового размножения.

Классификация водорослей. Распространение и экология водорослей.. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Лабораторные работы.

3. Строение хламидомонады.

4. Строение спирогиры.

Тема 6. Высшие споровые растения. (4 ч).

Отдел Моховидные.

Общая характеристика. Особенности строения. Чередование полового и бесполого поколений. Особенности строения и развития листостебельных , или настоящих, мхов. Происхождение моховидных. Экология, географическое распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

Отдел плауновидные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов. Жизненный цикл плауна булавовидного. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком.

Отдел Хвощевидные

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов. Жизненный цикл хвоща полевого. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком.

Отдел Папоротниковидные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов. Жизненный цикл щитовника мужского. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком.

Лабораторные работы.

5. Строение мха кукушкин лен.

6. Строение мха сфагнум.

7. Строение хвоща.



8. Строение папоротника.

Тема 7. Семенные растения (10ч)

Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Расселение по всему земному шару. Разноспоровость и размножение семенами.

Отдел Голосеменные.

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Систематика голосеменных. Морфологические особенности вегетативных органов. Жизненный цикл сосны обыкновенной. . Половое поколение, редукция гаметофита.

Значение плаунов в природе и использование человеком.

Отдел Покрытосеменные.

Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным растениям оптимально приспособиться к современным условиям существования.

Цветок. Строение и функции. Виды цветков. Соцветия простые и сложные.

Опыление. Типы и способы опыления.

Микроспорогенез и мегаспорогенез. Двойное оплодотворение и развитие семени.

Семя. Специализированный орган. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные. Классификация плодов.. Распространение плодов и семян.

Систематика покрытосеменных.

Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Основные признаки семейств класса Двудольные и Однодольные. Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.

Лабораторные работы.

9. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

10. Строение цветка шиповника.

11.Строение однодольного и двудольного растения.

12. Многообразие соцветий.

13. Строение семени однодольного и двудольного растения.

14. Многообразие плодов.

Раздел 2. Грибы.

Тема 8 Царство Грибы (2ч)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клетки гриба. Значение в природе и использование человеком.

Низшие и высшие грибы. Способы питания. Размножение бесполое и половое.

Зигомикоты. Основные черты организации на примере мукора.

Аскомикота. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере пеницилла. Дрожжи – одноклеточные аскомикоты.

Базидиомикота. Наиболее организованная группа. Общая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строении и размножения. Съедобные и ядовитые грибы.

Лабораторные работы

15. Строение плесневого гриба мукора.

16. Строение дрожжей.

17. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Раздел 3. Лишайники.

Тема 9. Отдел Лишайники. (1ч)

Общая характеристика лишайников. Типы лишайников по анатомическому строению слоевища, по форме слоевища. Размножение и рост лишайников. Представители. Значение в природе и жизни человека.

Заключение (1ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  • классификацию рстений, грибов, лишайников;

  • особенности строения клеток растений и грибов;

  • разнообразие растительных тканей;

  • особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений;

  • морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей. грибов, лишайников;

  • характеристики циклов разаития растений;

  • многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;

  • значение растений, грибов, лишайников природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития;

  • распознавать и описывать представителей разных систематических групп растений, грибов , лишайников на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;

  • схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений;

  • характеризовать роль растений , грибов, лишайников в биогеоценозах;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и популярной литературе, сети Интернег;

  • изучать биологические объекты и процессы. проводить лабораторные наблюдения;

  • составлять сообщения, проекты по интересующим темам.









Календарно – тематическое планирование.





т

Название раздела,

темы

Лабораторные и практические работы

Сроки проведения.

Раздел1. Растения.

Тема 1Ботаника – наука о растениях.1 час.

1.Место и значение ботаники в системе биологических наук. Роль растений в жизни нашей планеты и человечества.


04.09

Тема 2. Растительная клетка.1 час.

2. Особенности строения растительной клетки.


11.09

Тема 3.Ткани и вегетативные органы. 11 часов.

3.Понятие о тканях. Растительные ткани простые и сложные. Образовательные ткани.





18.09

4. . Покровные и основные ткани растений.

№1. Строение кожицы листа

25.09

5. Механические и выделительные ткани растений.

№2. Строение основной и проводящей тканей листа.

02.10

6. Проводящие ткани растений.


09.10

7. Понятия об органах растения, общие свойства. Вегетативные и генеративные органы.


16.10

8. Корень. Классификация корней и корневых систем. Функции корней.


23.10

9. Побег – вегетативный орган растения.

Почка – зачаточный побег.


13.11

10. Строение и функции стебля.


20.11

11. Лист. Многообразие и функции листьев.


27.11

12. Внешнее и внутреннее строение листьев.


04.11

13 Газообмен и транспирация. Листопад.


11.12

Тема 4. Размножение высших растений. 1 час

14.Бесполое и половое размножение растения.


18.12

Тема 5. Низшие растения. Водоросли. 2 ч.

15. Общая характеристика водорослей.

№3. Строение хламидомонады.

25.12

16. Классификация водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

№4. Строение спирогиры.


Тема 6. Высшие споровые растения. 4 часа.

17. Общая характеристика мхов. Особенности строения, распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

№5. Строение мха кукушкин лен.

№6. Строение мха сфагнума.


18. Общая характеристика плаунов. Особенности строения, распространение, значение в природе и народном хозяйстве.



19. Общая характеристика хвощей. Особенности строения, распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

№7. Строение хвоща


20. Общая характеристика папоротниковидных. Особенности строения, распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

№8. Строение папоротника.


Тема 7. Семенные растения (10 часов)

21.Общие признаки семенных растений.



22. Общая характеристика голосеменных, морфологические особенности их вегетативных органов.



23.Жизненный цикл сосны обыкновенной.

Значение голосеменных и использование их человеком.

№9. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.


23. Общая характеристика покрытосеменных, их прогрессивные черты организации.



24.Функции и строение цветка. Соцветия. Типы и способы опыления.

№10. Многообразие соцветий.


25. Двойное оплодотворение и развитие семян.



26. Строение семян однодольных растений и двудольных растений.

№11. Строение семян однодольных и двудольных растений.


27. Классификация плодов. Распространение семян в природе

№12. Многообразие плодов.


28.Характеристика семейств класса Двудольные.


№13. Строение цветка шиповника..


29. Характеристика семейств класса Однодольные.


№14. Строение однодольного растения


30. Общая характеристика грибов. Основные черты организации Зигомикоты и Аскомикоты

№15. Строение плесневого гриба мукора.

№16. Строение дрожжей.


31. Особенности строения и размножения Базидиомикота. Лишайники.

№17. Строение плодового тела шляпочного гриба.
























Учебно – методическое обеспечение.

1. Агафонова И. Б. , Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. Элективный курс, М. Дрофа, 2006.

2. Курсанов Л. И. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М, Просвещение, 2001.

3. Жизнь растений Т. 1-6. М. Просвещение, 1982.

4. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы.М. Дрофа, 2005.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Компьютер.

2. Телевизор.

3. Проекционный экран.

4. Проектор

5. Видеоплеер.

6. Видеомагнитофон.



Учебно - наглядное оборудование.

1. Микроскопы школьные, лупы ручные.

2. Таблицы по ботанике.

3. Микролаборатории, комплекты микропрепаратов.

Натуральные объекты.

4. Гербарии: «Основные группы растений»

«Сельскохозяйственные растения»

«Деревья и кустарники»

5. Коллекции: «Плоды и семена»

«Лен и продукты его переработки»

«Съедобные и ядовитые грибы»

«Набор муляжей грибов»

6. Модели объемные: цветков растений различных семейств.

Модели рельефные.

7. Динамическое пособие: «Строение клетки».

«Биосфера и человек»

«Размножение различных групп растений»

8. Живые объекты.

Комнатные растения по экологическим группам.







.