СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов по истории. Основана на работе с персоналиями. Подготовка к написанию итоговых сочинений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов по истории»

8


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буньковская средняя общеобразовательная школа







«Согласовано»

Руководитель МО учителей

____________/Сорокина И.В.

30 апреля 2014 г.

Принято педагогическим советом

Протокол № 3

От 12 мая 2014 г.



«Утверждаю»

Директор

МОУ Буньковская СОШ

_____________/_Власов С.А./

«14» мая 2014 г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ИСТОРИИ

среднего общего образования

(базовый уровень)


"ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ РОССИИ XX ВЕКА"



Срок реализации программы 1 год







Составитель: Учитель истории

первой квалификационной категории

Колосова Г.А.








2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков. Структурной частью программы является поурочно-тематическое планирование к каждому классу.

Рабочая программа элективного курса разработана на основе:

- Закона «Об образовании РФ»

-Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03. 2004 г.

- примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень);

- Приказа Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39 (о фальсификации новейшей истории России…)

- Историко-культурного стандарта

-Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

- Положения о рабочих программах учебных предметов МОУ Буньковская СОШ

- Базисного учебного плана.

Место курса в базисном учебном плане

Элективный курс «Личность в истории России XX века» ориентирован на преподавание в 10-х (в 11 классах) – 34 часа в год (1 час в неделю). Часы выделяются за счет компонента образовательного учреждения.

Он может быть:

а) курсом по выбору учащихся в классах не только гуманитарного и социально-гуманитарного профилей, но и других профилей, где будет выполнять компенсационную функцию, восполняя у учащихся дефицит гуманитарных знаний;

б) общеобязательным курсом в классах гуманитарного и социально-гуманитарного профилей, нацеленным на углубление «профильных» знаний учащихся;

в) факультативным курсом с целью углубленного изучения истории


Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы трансформации, которые происходят в суверенной России в конце XX - XXI века.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования патриотических чувств и гражданственности на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.


ЗАДАЧИ:

- Важнейшая задача этого курса – обеспечить педагогические условия, для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции;

- Дополнить целостное представление о месте истории России XX века в контексте всемирно-исторического процесса;

- Подвести учащихся к осознанию многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой;

- Способствовать формированию у учащихся системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, влияя тем самым на стабилизацию социальных отношений в России;

- Продолжить формирование полезных в социальном общении умений, а также нравственных ориентиров, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов;

- Сохранять и развивать чувство гордости за свою страну, за ее героическое прошлое, за выдающиеся достижения россиян в области экономики, науки и культуры;

- Содействовать формированию у школьников исторического мышления; умению самостоятельно работать с историческими источниками, сравнивать факты, версии, и оценки, применять их для ориентации в социально-политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ; воспринимать точку зрения, отличную от собственной; вырабатывать ответственную и взвешенную позицию по ключевым вопросам современности, вести обсуждение проблем, аргументировано отстаивая свою позицию, давать оценку исторических событий, процессов и личностей с позиций прошлого и современности;

- Развивать речь, умение корректно участвовать в диспутах и дискуссиях;

- Развивать интерес и положительные мотивы учебной и самостоятельной творческой деятельности;

- Формировать основные навыки учебной деятельности: работа с учебной и научной литературой, написание реферативных и исследовательских работ, подготовка сообщений и выступление с ними в учебных группах.

Настоящая программа способствует формированию оценочных суждений; призвана развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения.

В ходе реализации данной программы рекомендуется поэтапное формирование знаний об исторической личности: от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец к целостной характеристике личности по основным направлениям её деятельности, основанной на фактическом материале.

Личность должна оценивается с различных точек зрения, в том числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. Учащимся предлагается знакомиться не только с мнениями историков, но и с высказываниями современников. Рабочая программа предлагает задания на описание личности глазами современников, используются такие приемы, как инсценировка, моделирование жизненных ситуаций. Это помогает раскрыть взаимоотношения личности с окружающими людьми.

Персонификация как прием изучения и обобщения фактического материала позволяет через биографию исторического деятеля осветить важные события, особенности жизни страны и народа, представить учащимся типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи.

Содержание материала представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов, соответствует современным программам по подготовке учащихся к ЕГЭ. Это разделы: 1. Российская империя в начале XX века (1900-1917 гг.); 2. Становление советского общества (1917-1945 гг.); 3. От Советского Союза к современной России (1945-1991 гг.); 4. Современная Россия (1991-2012 гг.).

Курс позволяет учащимся познакомиться с биографиями ведущих политических, военных, общественных и государственных деятелей России XX века, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России.

Усвоенные на основе данного курса исторические знания должны стать основой для последующего профессионального обучения выпускников в учреждениях высшего профессионального образования социально-гуманитарного направленности.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

Данный курс должен помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

Учитывая общую загруженность старшеклассников, в ходе изучения курса не предполагается давать специальное домашнее задание и выставлять оценки.

Формы оценки результатов освоения данного элективного курса:

а) оценка личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;

б) анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;

в) степень вовлеченности конкретных учащихся в процесс изучения и обсуждения учебного материала посредством подготовки ими выступлений, докладов, использования на уроках различных образцов видеопродукции и других форм современной информации, том числе и ИНТЕРНЕТ-технологий;

г) итоги тестирования на уроках промежуточного контроля


Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности учащихся при освоении элективного курса по следующей таблице, которая позволит получить итоговый зачет по итогам изучения курса. Оценивание безотметочное:


п/п

Виды деятельности учащегося

Количество баллов

1.

Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на школьном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности);

30

2.

Выступление учащегося на школьных научных конференциях;

15

3.

Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем;

15

4.

Подготовка сценария для слайд-фильма;

15

5.

Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов;

10

6.

Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней;

10

7.

Правильные ответы в ходе тестирования на уроках промежуточного контроля;

5

8.

Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара;

5

9.

Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов;

5

10.

Активная и грамотная работа с документами.

5



В качестве итоговой оценки учащемуся выставляется ЗАЧЕТ при условии набора им 40-50 баллов. В завершении курса рекомендуется проведение итоговой конференции с сопутствующей выставкой работ учащихся.

3. Основное содержание курса

(34 часа)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


п/п

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

проведения

1.

Введение: «Личность в истории»

1

Лекция


РАЗДЕЛ I.

Российская империя в начале XX века (1900-1917 гг.)

9


2.

«Хозяин Земли Русской» Николай II

Романов Николай Александрович (1868-1918)

1

Лекция

3.

Неугодные реформаторы

Витте Сергей Юльевич (1849-1915)

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911)

1

Сообщения учащихся

4.

Авантюристы

Зубатов Сергей Васильевич (1864-1917)

Гапон Георгий Аполлонович (1870-1906)

Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916)

1

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов

5.

Лидеры политических партий

Гучков Александр Иванович (1862-1936)

Милюков Павел Николаевич (1851-1943)

Чернов Виктор Михайлович (1873-1952)

1

Беседа

6.

Кандидаты в диктаторы

Керенский Александр Федорович (1881-1970)

Корнилов Лавр Георгиевич (1870-1918)

Колчак Александр Васильевич (1874-1920)

1

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов

7.

Петербургские предприниматели

Нобель Эммануил Людвигович (1859-1932)

Сан-Галли Франц Карлович (1824-1908)

Елисеев Григорий Григорьевич (1864-1942)

1

Сообщения учащихся

8.

Основоположники российского воздухоплавания и первые летчики России

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)

Жуковский Николай Егорович (1847-1921)

Сикорский Игорь Иванович (1889-1972)

Ефимов Михаил Никифорович (1881-1919)

Нестеров Петр Николаевич (1887-1914)

Нагурский Ян Иосифович (1888-1976)

Крутень Евграф Николаевич (1890-1917)

2

Семинар

9.

Промежуточный контроль

1

Тестирование

Собеседование


РАЗДЕЛ II.

Становление советского общества (1917-1945 гг.)

10


10.

Гений революции – Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924)

1

Лекция

11.

«Вождь всех времен и народов» - Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953)

1

Лекция

12.

Романтик или демон революции? - Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940)

1

Лекция

13.

Эволюционный путь развития крестьянского хозяйства с постепенным охватом его всеми видами кооперации отстаивали

Любимец партии или «враг народа»? - Бухарин Николай Иванович (1888-1938)

Крупнейший отечественный ученый-экономист – Кондратьев Николай Дмитриевич (1892-1938)

Талантливый теоретик и практик - Чаянов Александр Васильевич (1888-1937)

1

Сообщения учащихся

14.

Кандидат в Генеральные секретари – Киров (Костриков) Сергей Миронович (1886-1934)

1

Лекция

15.

Философы-изгнанники

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Булгаков Серей Николаевич (1871-1944)

Ильин Иван Александрович (1883-1954)

1

Беседа

16.

Легенды кавалерийского века

Буденный Семен Михайлович (1883-1973)

Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969)

Тухачевский Михаил Николаевич (1893-1937)

Фрунзе Михаил Васильевич (1885-1925)

1

Сообщения учащихся

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов

17.

Кавалеры ордена «Победа»

Первый и дважды кавалер ордена «Победа» - Жуков Георгий Константинович (1896-1974)

«Гений внезапности» - Конев Иван Степанович (1897-1973)

Командующий «Артиллерийским фронтом», «щитом Ленинграда» - Говоров Леонид Александрович (1897-1955)

«Генерал «Вперед!» - Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967)

«Маршал северных направлений» - Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897-1968)

«Полководец Сталинграда», «Багратион» Сталина - Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968)

2

Семинар

18.

Промежуточный контроль.

1

Тестирование

Собеседование


РАЗДЕЛ III.

От Советского Союза к современной России (1945-1991 гг.)

10


19.

«С «искренностью» царедворца и прагматика» - Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971)

1

Лекция

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов

20.

Они окружали Сталина

«Вождь московских большевиков» и «сталинский нарком» - Каганович Лазарь Моисеевич (1893-1991)

«Проводник» готовых идей – Маленков Георгий Максимилианович (1902-1988)

«Идеальный выразитель советской политики» - Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986)

1

Сообщения учащихся

21.

«Не новатор, не демократ, но и не экстремист» - Брежнев Леонид Ильич (1906-1982)

1

Лекция

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов

22.

Человек и космос:

Знаменитые «Три К» - атомный, космический и математический

Курчатов Игорь Васильевич (1902-1960)

Королев Сергей Павлович (1907-1966)

Келдыш Мстислав Всеволодович (1911-1978)

Они были первыми

Первый космонавт планеты Земля - Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968)

Первая женщина-космонавт – Терешкова Валентина Владимировна (1937)

1

Семинар

23.

Российские лауреаты Нобелевской премии

Алферов Жорес Иванович (1930)

Капица Петр Леонидович (1894-1984)

Ландау Лев Давидович (1908-1968)

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989)

Солженицын Александр Исаевич (1918)

1

Сообщения учащихся

Беседа

24.

Люди преодолевшие себя

Маресьев Алексей Петрович (1916-2003)

Власов Юрий Петрович (1935)

Девятаев Михаил Петрович

Дикуль Валентин Иванович (Дыкуляс Валентинас)

Малинко Григорий Васильевич


1

Сообщения учащихся

Беседа

25.

«Став Генсеком он не намеревался реформировать систему, он хотел «поправить хозяйство» и «навести порядок» - Андропов Юрий Владимирович (1914-1984)

1

Лекция-беседа

26.

«Последние заморозки… Штрихи к портрету Черненко Константин Устинович (1911-1985)

1

Лекция-беседа

27.

Промежуточный контроль

1

Тестирование

Собеседование

28.

Первый и последний президент СССР – Горбачев Михаил Сергеевич (1931)

1

Лекция

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов


РАЗДЕЛ IV.

Современная Россия (1991-2005 гг.) (3 час.)

3


29.

Первый президент России – Ельцин Борис Николаевич (1931 г.)

1

Лекция

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов

30.

Наш Президент и Верховный Главнокомандующий – Путин Владимир Владимирович (1952 г.)

1

Лекция-беседа

31.

Кавалеры высшей государственной награды России ордена Святого апостола Андрея Первозванного

Алексий II ( в миру Ридигер Алексей Михайлович) (1929)

Калашников Михаил Тимофеевич (1919)

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999)

1

Сообщения учащихся

32.

Заключение: «Личность на фоне российской истории XX века»

2

Итоговая конференция


Итого:

34





Литература для учителя:


  1. Авторханов А. Загадка смерти Сталина. М., 1991.

  2. Александров-Агентов А.М. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.

  3. Аджубей А. Те самые десять лет. М., 1991.

  4. Антонов-Овсеенко А. Лаврентий Берия. Краснодар. 1993.

  5. Антонов-Овсеенко А. Портрет тирана. М., 1994.

  6. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М., 1995.

  7. Артемов В.А., Колмаков В.Б. Три века истории в лицах. Книга 1. Воронеж. Издательство «Инфа», 1996.

  8. Берия: конец карьеры / Сост. В.Ф. Некрасов. М., 1991.

  9. Берия С. Мой отец Лаврентий Берия. М., 1994.

  10. Брежнев Л.И. Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. М., 1989.

  11. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

  12. Василевский А.М. Дело всей жизни. Кн. 1-2. М., 1988.

  13. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 1990.

  14. Герои и антигерои Отечества / Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.

  15. Горбачев М.С. Августовский путч (причины и следствия). М., 1991.

  16. Горбачев М.С. Декабрь -91. Моя позиция. М. 1992.

  17. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.

  18. Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М., 1989.

  19. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

  20. Ельцин Б.Н. «Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 1990.

  21. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 1990.

  22. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.

  23. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.

  24. Исторические силуэты. М., «Наука», 1991.

  25. Медведев В.А.В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 1990.

  26. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.

  27. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.

  28. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 1991.

  29. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биогафия. М., 1990.

  30. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.

  31. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990. Кн. 1.

  32. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.

  33. Некрасов В. Тринадцать железных наркомов. М., «Версты», 1995.

  34. Некрасов В. Николай Ежов. // Советская милиция. № 2, 1990.

  35. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.

  36. Н.С. Хрущев (1894-1971): Материалы научной конференции, посвященной 100- летию со дня рождения Н.С. Хрущева, 18 апреля 1994 г. М., 1994.

  37. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

  38. От оттепели до застоя / Сост. Г.В. Иванова. М., Советская Россия, 1990.

  39. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.

  40. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., Воениздат, 1988.

  41. Россия на рубеже веков. М., Издательство политической литературы, 1991.

  42. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.

  43. Сахаров А.Д. Воспоминания. М., 1993.

  44. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.

  45. Сивохина Т.А., Зезина М.Р. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму: (Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40-х – 60-е годы). М., 1993.

  46. Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине. М., 1988.

  47. 100 лет со дня рождения Маршала Советского Союза Говорова Леонида Александровича (материалы военно-исторической, научно-технической конференции). СПб., 1997.

  48. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.

  49. Третьяков В. Горбачев, Лигачев, Ельцин… М., 1991.

  50. Троцкий Л.Д. Сталин. Т. 1-2. М., 1990.

  51. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1989.

  52. Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М., 1991.

  53. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2-х тт. М., 1994.

  54. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.

  55. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

  56. Якупов Н.М. Трагедия полководцев. М., 1992.



Литература для учащихся:


1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

2. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М.,

1990.

3. Герои и антигерои Отечества / Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.

4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.

5. Исторические силуэты. М., «Наука», 1991

6. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.

7. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.

8. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.

9. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 1991.

10. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.

11. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.

12. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.

13. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.

14. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.

15. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.

16. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.