Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №____ от ___.____.2016 Руководитель ШМО _________/Е.П.Карпычева/ | Утверждено приказом № ____ от ___.___.2016 Директор МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина» ______________/И.Л.Клюквина/ |
Рабочая программа элективного курса
для 10—11 классов
«Современная русская литература»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.А. Ланина «Современная русская литература. 10-11классы» (М.: «Вентана-Граф», 2007). Программа рассчитана на 2 года в 10-11 классах, на 1 час в неделю.
Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитию способности эстетически воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать собственные эстетические вкусы и потребности.
В программу заложены следующие компоненты, составляющие литературное образование:
образовательный компонент — это прежде всего знание того, как литературные произведения «сделаны» и как они функционируют.
просветительский компонент — не только биографическая информация о писателях, но и те сведения о «внетекстовой», внехудожественной реальности, которые связаны с литературным текстом, отражаются в нем или им открываются.
воспитательный компонент носит подчиненный, производный характер. Литература воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно — и тем глубже. Программа построена на сочетании и взаимодополнении традиционных критико-литературоведческих и методических принципов: проблемно-тематического, историко-литературного, теоретико-литературного, семиотического и деятельностного.
Главная особенность программы, как следует из названия, — включение в круг школьного изучения произведений современной литературы.
Структура программы предоставляет учителю максимальную свободу в выборе конкретных тем и произведений для изучения. Можно заменять и выбирать отдельные произведения в различных разделах программы — главное, чтобы ученик, выбравший курс «Современная русская литература», получил представление об основных направлениях современного литературного процесса, научился интерпретировать и оценивать читаемое.
Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды (жанры) устных и письменных работ, в частности усложненные изложения, сочинения,_рассуждения, эссе, критические статьи, рецензии, страницы из дневника.
Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою точку зрения и опровергать оппонентов.
В МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина» согласно Учебному плану школы учебный год составляет 34 недели (в 9-х и 11-х классах – 33 недели), поэтому на изучение данного элективного курса отводится время в объёме 67 часов, в том числе: в 10 классе - 34 ч. (1 ч. в неделю);
в 11 классе - 33 ч. (1 ч. в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Элективный курс «Современная русская литература» способствует становлению современного, активно мыслящего, творческого читателя, позволяет ученику самому стать участником литературного процесса.
Данный курс также позволит развить следующие читательские умения:
- анализировать произведение, учитывая основные литературно-критические работы;
- применять различные способы интерпретации лирических, драматических и эпических произведений;
- представлять жизнь художника в широком историко-литературном контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников, литературные произведения других писателей;
- рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;
- характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного произведения в связи и в сравнении с эстетическими манифестами литературных направлений и эстетическими тенденциями различных эпох;
- работать с литературно-критическим материалом, следить за литературными новинками, пользуясь электронными версиями новых книг и литературных журналов;
- использовать ресурсы Интернета и создавать свои сайты.
Содержание программы
10 класс
Как складывается литературная репутация
Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик — читатель». Чтение в современной России. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.
Дополнительная литература
Б.Берг. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе.
А. Гудков, Б. Дубин. Литература как социальный институт.
А.Рейтблат. Как Пушкин вышел в гении.
Автобиографизм в современной литературе
Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы.
Тексты
А. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».
А. Терехов. «Бабаев».
А. Найман. «Славный конец бесславных поколений».
И. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».
Дополнительная литература
А. Немзе.р Замечательное десятилетие.
Для самостоятельного чтения
А. Зорин. «Авансцена».
А. Найман. «Рассказы об Анне Ахматовой».
Е. Попов. «Подлинная история зеленых музыкантов».
Новая реалистическая проза
Черты современного реализма. Человек — общество — человечество в представлении современных писателей-реалистов. Идейно-философская общность и творческое многообразие современного реализма. Образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе.
Тексты
Л. Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».
В. Маканин. «Андеграунд, или герой нашего времени».
А. Слаповский. «Я — не Я».
А. Волос. «Хуррамабад», «Недвижимость».
Дополнительная литература
С.Рассадин. Русская литература: от Фонвизина до Бродского.
Для самостоятельного чтения
А. Быков. «Орфография».
М. Бутов. «Свобода».
М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана».
Н. Горланова, В. Букур. «Роман воспитания».
А. Дмитриев. «Повесть о потерянном».
М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».
Военная тема в современной литературе
Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала.
Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны?
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.
Тексты
Г. Владимов. «Генерал и его армия».
О. Ермаков. «Крещение».
A.Азольский. «Диверсант».
B.Астафьев. «Веселый солдат».
A.Бабченко. «Алхан-Юрт».
B.Маканин. «Кавказский пленный».
Дополнительная литература
Л. А. Аннинский. Крепости и плацдармы Георгия Владимова.
А.Немзер Литературное сегодня: О русской прозе.
Для самостоятельного чтения
B.Астафьев. «Прокляты и убиты».
О. Блоцкий. «Стрекозел».
C.Дышев. «До встречи в раю».
Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна»
Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова: «Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.
Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции. Творчество А.Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»), Д. Рубиной («Вот идет Мессия»), Ю. Дружникова («Русские мифы»), М. Веллера («Ножик Сережи Довлатова»).
Тексты
A.Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно-критические эссе.
И. Бродский. «Урания».
B.Войнович.«Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солже-
ницына).
В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).
A.Гладилин.«Тень всадника».
А. Зиновьев. «Зияющие высоты».
С. Довлатов. «Невидимая книга»
Дополнительная литература
В.В. Агеносов . Литература русского зарубежья.
М.Веллер. Русский писатель в Эстонии.
Е.Ю.Зубарева. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы).
А.Минчин. 20 интервью.
С. Юрьенен. Мюнхен как форма выживания русской литературы.
Для самостоятельного чтения
С. Болмат. «Сами по себе».
М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».
B.Войнович. «Монументальная пропаганда».
C.Довлатов. «Иностранка. Филиал».
Ю. Дружников. «Ангелы на кончике иглы».
A.Солженицын. «Простерши глаза».
Русский постмодернизм
Основные черты русского постмодернизма: слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. Цитатность постмодернистских произведений. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре.
Тексты
А.Битов. «Пушкинский дом».
В. Ерофеев. «Москва — Петушки»
B.Сорокин. «Очередь».
В. Пелевин. «Жизнь насекомых».
Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).
Дополнительная литература
А. Генис. Вавилонская башня.
В. Курицын. Русский литературный постмодернизм.
М. Липовецкий. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики.
Для самостоятельного чтения
Ю. Буйда. «Прусская невеста».
Э. Гер. «Дар слова».
П. Крусанов. «Укус ангела».
В. Пелевин. «Generation “П”».
11 класс
Трансформация истории в современной литературе
Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация отечественной истории. Приемы занимательного сюжетосложения в современном историческом романе. Ирония как средство оценки исторических событий. Патриотизм или интеллектуальная игра: подходы к восприятию псевдоисторических произведений.
Тексты
В. Пьецух. «Роммат».
С. Абрамов «Тихий ангел пролетел».
B.Золотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)».
В. Пелевин. «Омон Ра».
Дополнительная литература
А. Генис. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века
Е. Петухова.,И.Чёрный. Современный русский историко-фантастический роман.
Для самостоятельного чтения
К. Булычев. «Река Хронос» (Часть «Заповедник для академиков).
Х. Ван Зайчик. «Плохих людей нет».
Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Фефичкину».
В. Пъецух. «Заколдованная страна».
В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».
Современная поэзия
А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.
Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).
Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические цитаты в творчестве.
Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова.
Понятие о метареализме (на примере творчества И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, В. Кальпиди и др.).
А. Еременко. Игра с реальностью, устремление к слитности с ней. Хаос — центральный образ поэзии Еременко.
И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира».
Философская лирика Ольги Седаковой. Лирический герой в поэзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах.
Тексты
И. Бродский
Т.Ю. Кибиров. «Интимная лирика».
Д.А. Пригов
Л.С. Рубинштейн
В.Н. Некрасов
М.А. Айзенберг
С.М. Гандлевский
Д.Г. Новиков
А.М. Парщиков
Дополнительная литература
В. Агеносов,К. Анкудинов. Современные русские поэты: Справочник-антология.
А. Монастырский. Словарь терминов московской концептуальной школы.
М. Эпштейн. Парадоксы новизны.
Для самостоятельного чтения
И.Ф. Жданов. «Фоторобот запретного мира».
А.В. Ерёменко. «Добавление к сопромату».
В.О. Кальпиди. «Ресницы».
Е. Лавут. «Амур и др.».
A.Лосев. «Послесловие».
Д. Новиков. «Караоке».
B.Павлова. «Четвертый сон», «Вездесь».
B.Салимон. «Брильянтовый и золотой».
О.А. Седакова. «Путешествие волхвов».
Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе
Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии и антиутопии. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернативных возможностей развития человечества. Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба между добром и злом, изменчивость и постоянство этических норм в литературе о будущем.
Тексты
А. Гладилин. «Французская советская Социалистическая Республика».
B.Маканин.«Лаз».
В. Рыбаков. «Гравилет «Цесаревич».
О. Дивов. «Выбраковка».
Х. Ван Зайчик. «Дело жадного варвара».
Дополнительная литература
Г.А. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века.
Б. Тух. Первая десятка современной русской литературы.
Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова.
Для самостоятельного чтения
А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».
Д. Быков. «Оправдание».
С. Витицкий. «Бессильные мира сего».
А. Лазарчук. «Гиперборейская чума».
А. Лазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».
Ю. Латынина. «Ничья».
С. Лукьяненко. «Императоры иллюзий», «Спектр».
Современная эссеистика
Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры. Основная тема — человек в изменяющемся современном мире. Культура и цивилизации на рубеже веков.
Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость.
Тексты
И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».
А. Генис. «Раз. Два. Три».
Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».
П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».
C.Лурье. «Успехи ясновидения».
В.Ерофеев. «Вера и гуманизм Достоевского».
Дополнительная литература
А. Немзер. Замечательное десятилетие русской литературы.
Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Кобринского.
Для самостоятельного чтения
B.Маканин. «Квази».
C.Файбисович. «Русские новые и неновые».
Современная драматургия
Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии.
Тексты
Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».
А. Галин. «Чешское фото».
Н. Садур. «Панночка».
Н. Коляда. «Канотье».
К. Драгунская. «Рыжая пьеса».
Е. Гришковец. «Как я съел собаку».
Дополнительная литература
М.И. Громова. Русская современная драматургия.
Н. Айдерман. Драматургия Николая Коляды.
Для самостоятельного чтения
Ф. Горенштейн. «Споры о Достоевском».
Г. Горин. «Кин IV».
С. Носов. «Берендей».
Возрождение детектива
Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Разновидности современного детектива: стилизованный псевдостаринный, иронический, полицейский детективы.
Тексты
Б. Акунин. «Внеклассное чтение».
Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».
A.Маринина. «Стилист».
Дополнительная литература
О.В. Богданова. Современный литературный процесс.
А. Немзер. Памятные даты.
Е. И. Трофимова (ред.). Творчество Александры Марининой как отражение современной российской ментальности.
Для самостоятельного чтения
Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог».
Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».
B.Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».
Н. Леонов. «Защита Гурова».
А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти».
Т. Полякова. «Мой любимый киллер».
Русская литература в Интернете
Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».
Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети.
Дополнительная литература.
Тематическое планирование (10-11 классы)
№ | Тема | Количество часов |
10 класс |
1 | Как складывается литературная репутация | 2 |
2 | Автобиографизм в современной литературе | 4 |
3 | Новая реалистическая проза | 6 |
4 | Военная тема в современной литературе | 6 |
5 | Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна» | 10 |
6 | Русский постмодернизм | 6 |
| Итого | 34 |
11 класс |
1 | Трансформация истории в современной литературе | 5 |
2 | Современная поэзия | 10 |
3 | Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе | 6 |
4 | Современная эссеистика | 4 |
5 | Современная драматургия | 3 |
6 | Возрождение детектива | 3 |
7 | Русская литература в Интернете | 2 |
| Итого | 33 |