
Пояснительная записка.
Программа элективного курса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык10-11классы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М, Николина Н.А. Москва «Просвещение»,2011г. ,предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 36 часов. Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (часть А) и с открытым ответом (часть В);
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение, часть С).
Ученики должны:
иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать:
уметь:
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Содержание программы.
Введение.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям части А и В.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)
Подготовка к сочинению часть С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел программы | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 |
2. | Подготовка к заданиям частей А и В. | 1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1) | 1 |
2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30) | 1 |
3. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8) | 1 |
4. Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8) | 1 |
5. Фразеология. (Задания А30, В8) | 1 |
6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1) | 1 |
7. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (Задания А10, В2) | 1 |
8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3). | 1 |
9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3) | 1 |
10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6) | 2 |
11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5). | 1 |
12. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8) | 1 |
13. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18) | 2 |
14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25) | 2 |
15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Задания А27 – А28) | 1 |
16. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания А6, А7, А30) | 1 |
17. Текст. Стили и типы речи. (Задание А29) | 1 |
3. | Подготовка к сочинению части С. | 1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 1 |
2. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 2 |
3. Выявление и формулировка авторской позиции. | 2 |
4. Способы аргументации собственного мнения. | 1 |
5. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 2 |
6. Практикум по написанию сочинения. | 3 |
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся по программе
Ученик должен знать/ уметь:
иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать:
уметь:
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
1.Бабайцева В.В.Русский язык.10-11кл.:учеб.для общеобразоват учреждений филол. Профиля/В.В Бабайцева.-7-е изд.,-М.:Дрофа,2010.-447с.
2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.
Русский язык: Учебник для 10-11классов.-8-еизд.,исправленное и дополненное.-М.:Вербум-М,2009.-415с.
Для учителя :
1.Бабайцева В.В.Русский язык.10-11кл.:учеб.для общеобразоват учреждений филол. Профиля/В.В Бабайцева.-7-е изд.,-М.:Дрофа,2010.-447с
2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.
Русский язык: Учебник для 10-11классов.-8-еизд.,исправленное и дополненное.-М.:Вербум-М,2009.-415с.
3. ЕГЭ 2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост.: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова. – М.: Эксмо, 20011.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 20013.
5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык / авт.-сост.: И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых и др. – М.: Астрель, 2013.