СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Элементы высшей химии»? 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

органическая химия, как предмет области "естествознание", в 10 классе считается новым курсом.те начальные знания, полученные уч-ся в 9 кл. являютс недостаточными для создания прочной базы для курса и не могут обеспечить прочную базу для усвоения достаточно тудного и объемного материала. элективный курс даст дополнительные знания и расширит кругозор уч-ся по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Элементы высшей химии»? 10 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»







Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1

Пр № 411 от 28.08 2018

Протокол № 1 от 20.08.2018

_____ Ганеев И.И.

«28» августа 2018 года



Рабочая программа элективного курса «Элементы высшей химии»



Предмет: химия

Класс: 10 класс

Учитель: Грецева Надежда Петровна

Стаж: 50

Категория: - первая











2018-2019 учебный год





  1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база



Рабочая программа по предмету химия на уровне основного общего образования (9, 10 – 11 классов по ФКГОС) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказ  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2018- 2019 учебный год.

  • Основная образовательная программа основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год.

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ № 1 на 2018 – 2019 учебного года.

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2018-2019 учебный год.

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются недостаточными для создания прочной базы для курса, не могут обеспечить прочное, быстрое и продуктивное усвоение достаточно объёмного и непростого материала. Элективный курс не только даст дополнительные знания и расширит кругозор учащихся по предмету, усилит мотивацию изучения органической химии, но и позволит более мобильно и полно контролировать степень усвоения знаний, приобретение необходимых умений и навыков.

Данный элективный курс предназначен для углубления знаний учащихся 10 класса по курсу органической химии. Курс дополняет и расширяет материал, изучаемый на базовых уроках, предназначен для формирования более прочных навыков решения качественных и количественных задач, усиления мотивации к изучению предмета органической химии.

Курс рассчитан на 2 учебных часа в неделю; всего – 68 учебных часов в год.

Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.

Задачи:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В программу курса включена более глубокая информация о строении и свойствах важнейших органических веществ. Это позволит укрепить внутрикурсовые и межпредметные связи (с общей химией, биологией, физикой), актуализировать знания о строении веществ, полученные в предыдущие годы, и расширить их на примере строения органических веществ. Это произойдёт при рассмотрении их специфического электронного строения, а также при осмыслении сущности взаимного влияния атомов и группировок в молекулах органических веществ и взаимосвязи его с их свойствами. Таким образом, будет усилена и укрепится причинно-следственная взаимосвязь основополагающих понятий курса химии: «состав вещества», «строение вещества», «свойства вещества»

Методы обучения и контроля, используемые в данном элективном курсе, предполагаются разнообразные. Это не только традиционные способы подачи материала, уроки-лекции, уроки-семинары, но и самостоятельная работа учащихся с учебной и научно-популярной литературой и электронными источниками информации, работу с поисковыми системами. А решение нестандартных задач позволит оттачивать и общеучебные навыки – логическое мышление, выявление причинно-следственных связей, навыки математических вычислений .

Использование укрупнённых дидактических единиц – матриц, рабочих схем, которые не предлагается в готовом виде, а составляются по ходу совместной деятельности учителя и учеников, позволит выявить взаимосвязь элементов знаний и более продуктивно организовать их усвоение.

Необходимо учесть, что занятия на элективном курсе происходят параллельно с плановыми уроками по органической химии. Это будет содействовать формированию системных знаний. Упорядочивание знаний не отодвигается к концу изучения темы, раздела или курса, а происходит в процессе усвоения нового материала. При этом содержание его может и не измениться, а лишь определённым образом структурируется с целью обеспечения развивающей функции процесса обучения. Неизвестная информация, с одной стороны, как бы вытекает из уже известной, но может и появиться, если на неё посмотреть в несколько непривычном аспекте. Это способствует развитию логики, ассоциативного мышления и вооружают учащихся различными способами овладения знаниями.

Курс включает в себя традиционные уроки, на которых происходит более детальное рассмотрение теоретических вопросов, семинарские занятия, на которых проводится детальный разбор решения задач и последующая тренировка, а также уроки контроля за усвоением знаний. Контроль проводится в различных формах (самостоятельные работы, зачётные задания, работа со средствами наглядности, самостоятельная работа с учебной литературой и электронными источниками информации).

Результатами введения элективного курса «Органическая химия. Дополнительные главы» должны быть более глубокие знания учащихся по предмету, укрепление общедидактических и специфических предметных навыков, усиление интереса к изучению предмета и возможность участия в предметных олимпиадах различного уровня.



Содержание учебного курса

Тема 1. Введение в предмет органической химии (10 час.)


Вещества органические и неорганические.

(традиционный урок)

Сравнение особенностей состава, строения и реакционной способности органических и неорганических веществ. Единство живой и неживой природы.


Электронные представления о строении атома углерода в органических веществах.

(урок-лекция)

Суть перехода атома в возбуждённое состояние; причина и суть гибридизации электронных орбиталей; причины значений валентных углов; способы перекрывания электронных облаков.


Номенклатура органических соединений.

(традиционный урок)

Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот.

Общие закономерности протекания реакций с участием органических веществ (урок-семинар).

Условия протекания, способы разрушения связей, классификация реакций по механизмам и типу реакционных частиц.

Самостоятельная работа №1.

Тема 2. Алканы, циклоалканы. (9 час.)


Особенности строения алканов (урок-лекция).

Параметры химической связи, пространственное строение молекул, понятие о конформациях, виды конформаций. Связь пространственного строения и устойчивости веществ.


Изомерия и номенклатура алканов (традиционный урок).

Выполнение тренировочных заданий.


Химические свойства алканов, способы получения алканов (традиционный урок).

Особенности протекания химических реакций с участием алканов, тренировочные упражнения.


Химические свойства алканов, способы получения алканов (урок-семинар).

Решение расчётных задач с использованием реакций с участием алканов.


Циклоалканы (традиционный урок).

Особенности строения и свойств циклоалканов.

Самостоятельная работа №2.

Тема 3. Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены, алкины

(14 часов).


Природа двойной связи в алкенах и алкадиенах (урок-лекция).

Образование и параметры двойной связи; общая характеристика химических свойств алкенов и алкадиенов. Виды изомерии..


Химические свойства алкенов (урок-семинар).

Работа с матрицами

Тренировочные упражнения, составление уравнений реакций, рассмотрение механизмов протекающих процессов.


Химические свойства алкенов (урок-семинар).

Решение расчётных задач с использованием уравнений реакций с участием алкенов.


Способы получения алкенов (традиционный урок).

Решение качественных задач с использованием уравнений реакций при участии алкенов.


Алкадиены (урок-лекция).

Образование сопряжённой связи в молекулах алкадиенов и влияние её на реакционную способность диеновых углеводородов. Тренировочные упражнения.


Взаимосвязь гомологических рядов алканов, циклоалканов, алкенов и алкадиенов (урок-семинар).

Решение качественных и количественных задач.


Алкины (традиционный урок).

Природа тройной связи, химические свойства, взаимосвязь с углеводородами других гомологических рядов. Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа №3.

Тема 4. Арены (9 часов).


Ароматические углеводороды (урок-лекция).

Природа ароматической связи, её влияние на реакционную способность веществ. Изомерия и номенклатура аренов. Общая характеристика химических свойств аренов.


Химические свойства и получение аренов (традиционный урок).

Особенности протекания реакций с участием аренов. Взаимосвязь аренов с углеводородами других гомологических рядов. Решение качественных задач.


Взаимосвязь углеводородов (урок-семинар).

Решение расчётных задач с использованием многостадийных процессов и производственным содержанием.

Самостоятельная работа №4.

Тема 5. Кислородсодержащие органические вещества (12 часов).


Спирты (традиционный урок).

Понятие о спиртах. Классификация и строение спиртов. Фенолы. Гомологические ряды, изомерия, номенклатура.


Электронное строение спиртов (традиционный урок).

Распределение электронной плотности и взаимное влияние в молекулах спиртов разных гомологических рядов. Тренировочные упражнения.


Химические свойства спиртов, получение (традиционный урок).

Общая характеристика химических свойств, основные направления реакций, способы получения и взаимосвязь с углеводородами различных гомологических рядов.


Карбонилсодержащие органические вещества (урок-лекция).

Гомологические ряды карбонилов. Классификация. Изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах.


Карбоновые кислоты (урок-лекция).

Состав, классификация, изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах.


Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ (урок-семинар).

Решение расчётных задач с использованием уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ.


Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ с углеводородами различных гомологических рядов (урок-семинар).

Решение качественных и количественных задач.

Самостоятельная работа №5.

Тема 6. Углеводы. Обобщение курса. (4 час.)


Углеводы. Моносахариды (традиционный урок).

Классификация, состав, изомерия, таутомерия, оптическая изомерия. Свойства моносахаридов на основании их состава и строения. Тренировочные упражнения. Работа с матрицами.


Дисахариды. Полисахариды.

(традиционный урок).

Строение, нахождение в природе. Химические свойства. Химические свойства: окисление, кислотный гидролиз. Тренировочные упражнения.


Полисахариды (урок-лекция).

Крахмал. Целлюлоза. Строение, свойства, значение.


Обобщение материала (урок-семинар).

Возможности получения органических веществ из неорганических. Единство живой и неживой природы. Доклады учащихся. Решение качественных задач.

Тема 7. Азотсодержащие органические соединения (11 часов)


Азотсодержащие органические соединения

Номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Основность аминов, реакции с галогенуглеводородами, взаимосвязь с азотистой кислотой, окисление аминов. Получение анилина, реакция Зинина, общие способы получения аминов.Аминокислоты свойства и получение. Белки


Номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Основность аминов, реакции с галогенуглеводородами, взаимосвязь с азотистой кислотой, окисление аминов. Получение анилина, реакция Зинина, общие способы получения аминов.Аминокислоты свойства и получение. Белки.


Содержание курса


Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки.

Должны уметь и знать:

Введение в предмет органической химии

10

Сравнивать особенности состава, строения и реакционной способности органических и неорганических веществ. Единство живой и неживой природы.

Суть перехода атома в возбуждённое состояние; причина и суть гибридизации электронных орбиталей; причины значений валентных углов; способы перекрывания электронных облаков.

Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот.

Алканы, циклоалканы

9

Параметры химической связи, пространственное строение молекул, понятие о конформациях, виды конформаций. Связь пространственного строения и устойчивости веществ. Особенности протекания химических реакций с участием алканов. Особенности строения и свойств циклоалканов.

Выполнять тренировочные задания. Решать расчётные задачи с использованием реакций с участием алканов.

Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены, алкины

14

Образование и параметры двойной связи; общая характеристика химических свойств алкенов и алкадиенов. Виды изомерии. Образование сопряжённой связи в молекулах алкадиенов и влияние её на реакционную способность диеновых углеводородов. Природа тройной связи, химические свойства, взаимосвязь с углеводородами других гомологических рядов.

Выполнять тренировочные упражнения, составлять уравнений реакций, рассматривать механизмы протекающих процессов. Решать расчётные задачи с использованием уравнений реакций с участием алкенов, алкадиенов, алкинов.

Решать качественные и количественные задачи.

Арены

9

Природа ароматической связи, её влияние на реакционную способность веществ. Изомерия и номенклатура аренов. Общая характеристика химических свойств аренов. Особенности протекания реакций с участием аренов. Взаимосвязь аренов с углеводородами других гомологических рядов.

Решать расчётные задачи с использованием многостадийных процессов и производственным содержанием.

Кислородсодержащие органические вещества

11

Понятие о спиртах. Классификация и строение спиртов. Фенолы. Гомологические ряды, изомерия, номенклатура. Распределение электронной плотности и взаимное влияние в молекулах спиртов разных гомологических рядов. Общая характеристика химических свойств, основные направления реакций, способы получения и взаимосвязь с углеводородами различных гомологических рядов. Гомологические ряды карбонилов. Классификация. Изомерия и номенклатура. Электронное строение, взаимное влияние в молекулах.

Решать расчётные задачи с использованием уравнений реакций с участием кислородсодержащих органических веществ. Выполнять тренировочные упражнения.

Углеводы.

4

Классификация, состав, изомерия, таутомерия, оптическая изомерия. Свойства моносахаридов на основании их состава и строения. Строение, нахождение в природе. Химические свойства. Химические свойства: окисление, кислотный гидролиз. Крахмал. Целлюлоза. Строение, свойства, значение. Возможности получения органических веществ из неорганических. Единство живой и неживой природы

Азотсодержащие органические соединения

11

Номенклатура, изомерия и физические свойства аминов. Основность аминов, реакции с галогенуглеводородами, взаимосвязь с азотистой кислотой, окисление аминов. Получение анилина, реакция Зинина, общие способы получения аминов.Аминокислоты свойства и получение. Белки.

ВСЕГО

68






4. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФКГОС:

Учащиеся должны: знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

  • характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Элементы высшей химии»

п/п

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Количество часов


1.Введение в органическую химию (10 часов)


1

4.09

Предмет органической химии . История становления науки

1

2

7.09

Вещества органические и неорганические (сравнительная характеристика)

1

3

11.09

Строение атома углерода. Первое валентное состояние

1

4

14.09

Второе и третье валентное состояние атома углерода

1

5

18.09

Классификация органических соединений по углеродному скелету.

1

6

21.09

Классификация органических соединений по функциональным группам.

1

7

25.09

Номенклатура органических соединений

1

8

28.09

Изомерия органических соединений. Структурная изомерия.

1

9

2.10

Пространственная изомерия органических соединений

1

10

5.10

Общие закономерности протекания реакций с участием органических веществ

1


    1. Алканы и циклоалканы (9 часов)


11

9.10

Особенности строения алканов, пространственное строение молекул, понятие о конформациях, виды конформаций.

1

12

12.10

Получение алканов.

1

13

16.10

Химические свойства алканов.

1

14

19.10

Ароматизация алканов

1

15

23.10

Галогеналканы

1

16

26.10

Решение задач на вывод формул органических соединений по массовым долям и относительной плотности

1

17

6.11

Решение задач на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания

1

18

9.11

Углеводороды с замкнутой цепью - циклоалканы (циклопарафины, нафтены, цикланы, полиметилены).

1

19

13.11

Получение циклоалканов. гидрирование бензола, дегалогенирование дигалогенпроизводных, пиролиз солей дикарбоновых кислот.

1



3.Непредельные углеводороды- алкены, алкадиены, алкины (14 часов)

20

16.11

Непредельные углеводороды – алкены (этиленовые, олефины) - строение

1

21

20.11

Изомерия алкенов

1

22

23.11

Химические свойства этиленовых

1

23

27.11

Электрофильное присоединение к алкенам.

1

24

30.11

Получение этиленовых углеводородов

1

25

4.12

Строение и номенклатура алкадиенов

1

26

7.12

Типы изомерии алкадиенов

1

27

11.12

Химичексие свойства алкадиенов Реакции присоединения: гидрирование галогенирование , диеновый синтез (р. Дильса - Альдера) Полимеризация

1

28

14.12

Получение алкадиенов. Каучук в природе. Свойства каучука. Состав и строение натурального каучука. Вулканизация каучука.

1

29

18.12

Строение и номенклатура Непредельных алифатических углеводородов – алкинов (ацетиленовых).

1

30

21.12

Химические свойства ацетиленовых углеводородов. Механизм реакций электрофильного присоединения к алкинам.

1

31

25.12

Получение алкинов

1

32

11.01

Генетическая связь между классами предельных и непредельных УВ

1

33

15.01

Решение задач на вывод формул органических соединений по химическим реакциямУВ.

1



4.Арены Природные источники УВ (9 часов)


34

18.01

Ароматические углеводороды – арены. Бензол. Строение и изомерия аренов

1

35

22.01

Получение и химические свойства аренов.

1

36

25.01

Электрофильное замещение в бензольном кольце.

1

37

29.01

Ориентирующее действие заместителей в молекуле бензола.

1

38

1.02

Гомологи бензола.

1

39

5.02

Природный и попутный нефтяной газы.

1

40

8.02

Нефть и нефтепродукты.

1

41

12.02

Переработка нефти.

1

42

15.02

Коксохимическое производство.

1



  1. Кислородсодержащие органические вещества (10 часов)


43

19.02

Строение, изомерия, номенклатура спиртов

1

44

22.02

Химические свойства предельных одноатомных спиртов

1

45

26.02

Промышленный синтез спиртов. Получение спиртов

1

46

1.03

Фенолы

1

47

5.03


Многоатомные и непредельные спирты.

1

48


12.03

Химические свойства фенолов. Получение фенолов

Простые эфиры.

1


49

15.03

Альдегиды и кетоны

1

50

19.03

Классификация, номенклатура и изомерия карбоновых кислот. Строение карбоксильной группы

1

51

22.03

Общие химические свойства карбоновых кислот.

1

52

2.04

Получение карбоновых кислот

1

53

5.04

Сложные эфиры. Жиры

1


6.Углеводы (4 часа)


54

9.04

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Циклические формы глюкозы

1

55

12.04

Свойства моносахаридов. Рибоза и дезоксирибоза

1

56

16.04

Дисахариды. Сахароза.

1

57

19.04

. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза

1

  1. Азотсодержащие органические соединения (11 часов)

58

23.04

Номенклатура, изомерия и физические свойства аминов.

1

59

26.04

Химические свойства аминов.

.1

60

30.04

Получение анилина, реакция Зинина, общие способы получения аминов.

1

61


7.05

Аминокислоты. Строение и изомерия АК

Химические свойства аминокислот. Получение

1


62

14.05

Белки. Структура белков

1

63

17.05

Химические свойства белков. Цветные реакции белков

1

64

21.05

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Суть реакции Фишера.

2

65

24.05

66

28.05

Нуклеиновые кислоты.

1

67

31.05

Генетические цепи с участием органических соединений

1





































СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №1

от «20» августа 2018 года № 1

_______________ Казаринова Т.А.

Подпись руководителя МСФ.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_____________Мандрыка Г.А.

подпись


«20»августа 2018 года




14