Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность» для 5-х классов на 2021 – 2022 уч.г.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа № 1
с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области
Адрес: 632270 с. Кыштовка Кыштовский р-н ул. Садовая,14
тел 8-383-71-21-060
Рабочая программа
элективного курса «Финансовая грамотность»
для 5-х классов на 2021 – 2022 уч.г.
| Составитель(и): Л.А. Кабайкина учитель истории и обществознания |
2021
Планируемые результаты
Личностные УУД
1) осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
2) овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
Метапредметные
Познавательные
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
3) формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
Коммуникативные УУД
1) составление текстов в устной и письменной формах;
2) готовность слушать собеседника и вести диалог;
3) готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
4) умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
Регулятивные УУД
1) понимание цели своих действий;
2) планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
3) проявление познавательной и творческой инициативы;
4) оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
Предметные УУД
1) понимание основных принципов экономической жизни общества;
2) представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
3) понимание и правильное использование экономических терминов;
4) освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; 5) проведение простых финансовых расчётов.
Содержание курса
Деньги, их история, виды, функции
Деньги Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Основные понятия Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Семейный бюджет
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Основные понятия Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Деньги, их история, виды, функции | 5 |
2 | Семейный бюджет | 11 |
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Количество часов |
Деньги, их история, виды, функции (5 часов) |
1 | Понятие деньги. История денег | 1 |
2 | Виды денег | 1 |
3 - 4 | Функции денег | 2 |
5 | Итоговое занятие по разделу «Деньги, их история, виды, функции» | 1 |
Семейный бюджет (11 часов) |
6 - 7 | Доходы семьи | 2 |
8 - 9 | Расходы семьи | 2 |
10 | Семейный бюджет | 1 |
11 | Планирование семейного бюджета | 1 |
12 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 |
13 | Вклады и их страхование | 1 |
14 | Инвестиции | 1 |
15 | Потребительское кредитование | 1 |
16 | Итоговое занятие по разделу: «Семейный бюджет» | 1 |