Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Лорино»
Рабочая программа элективного курса
«История России в лицах Х-ХVIII вв.»
Предмет История
Класс 7 а,б
Количество часов 34
Составитель программы: Артищева Е.А.
с. Лорино
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс .
Курс « История России в лицах » рассчитан на 34 часа изучения в 7 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII века.
Цели:
познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
анализ и сопоставление фактов.
анализ документов.
работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой, представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность
исторических личностей, формулирование собственной позиции;
самостоятельный поиск информации по предложенной тема тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.
умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
умение систематизировать материал.
умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.
умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
умение оценивать свою и чужую деятельность.
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования обще-учебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся предметные умения и навыки:
определять достоверность исторических фактов.
устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.
сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.
высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Условия успешного освоения содержания элективного курса : обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; интернет ресурсам,э лектронным пособиям «Моя история России» авт. Троицкий Ю.Л., и др., возможность созд
3.Планируемые метапредметные результаты освоения элективного курса.
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.
сравнивать исторические события и исторических деятелей.
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей
4.Содержание курса.
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Русь в IХ-ХI вв. | 7 |
3 | Первые русские князья | 2 |
4 | Русь удельная и ее герои | 5 |
5 | Россия в ХVI веке | 4 |
6 | Россия в ХVIII веке | 4 |
7 | Россия в ХIII веке | 11 |
| | Всего 34 часа. |
Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет.
5.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Форма занятий | Дата проведения |
| Введение | 1 | Лекция | |
1. | Русь в IХ-ХI вв.(7 ч). | | | |
2. | Нестер – первый русский летописец. | 1 | Лекция | |
3. | А был ли Рюрик? | 1 | Лекция | |
4. | Вещий Олег: князь или воевода? | 1 | Лекция с элементами беседы | |
5. | Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая». | 1 | Лекция с элементами беседы | |
6. | «Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава. | 1 | Лекция | |
7. | Кирилл и Мефодий. | 1 | | |
8. | Кирилл и кириллица. | 1 | Практикум | |
| Первые русские князья (2 ч). | | | |
9. | Владимир Святой. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
10. | Ярослав Мудрый. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
| Русь удельная и ее герои (5 ч). | | | |
11. | Евпатий Коловрат: и один в поле воин. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
12. | Александр Невский: имя твое Россия | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
13. | «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы. | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
14. | Пересвет и Ослябя: навеки вместе. С.Радонежский | 1 | Лекция | |
15. | Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. «Государь Всея Руси.» | 1 | Лекция | |
| Россия в XVI веке (4 ч). | | | |
16. | Лихие времена Ивана Грозного .Опричники и жертвы. | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
17. | «Основатели Соловецкого монастыря». Зосима и Савватий | 1 | Лекция с элементами беседы | |
18. | «Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
19. | Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев. | 1 | Практикум | |
| Россия в XVIIвеке (4 ч). | | | |
20. | «Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты Михаила Романова | 1 | Практикум | |
21. | Алексей Михайлович –Тишайший ли? | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
22. | Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
23. | Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
| Россия в XVIIIвеке (11 ч). | | | |
24. | «Птенцы гнезда Петрова». Лепшие друзья | 1 | Лекция | |
25. | Первый матрос российского флота – Иван Седунов /Рябов/ | 1 | Практикум | |
26. | Женщины на престоле | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
27. | Елизавета Петровна | 1 | Лекция с элементами беседы | |
28. | Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов… | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
29. | Екатерина Великая. | 1 | Лекция | |
30. | Эпоха дворцовых переворотов. Трудная судьба Екатерины Дашковой. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
31. | «Железная маска» русской истории. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
32. | Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?» | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
33. | «Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI. | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | |
34. | Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов. | 1 | Итоговое занятие | |