СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "История России в лицах X-XIII вв"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "История России в лицах X-XIII вв"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Лорино»





Рабочая программа элективного курса

«История России в лицах Х-ХVIII вв.»

Предмет История

Класс 7 а,б

Количество часов 34

Составитель программы: Артищева Е.А.











с. Лорино


                                                                 


                         








2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный  элективный   курс .

Курс « История  России  в   лицах » рассчитан на 34 часа изучения в 7 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII века.

Цели:

  • познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

  • способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

  • помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

  • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

  • способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

  • способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

  • формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

В процессе изучения курса происходит формирование  умений:

  • анализ и сопоставление фактов.

  • анализ документов.

  • работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой, представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность

  • исторических личностей, формулирование собственной позиции;

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тема тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

  • оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.

  • умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.

  • умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.

  • умение систематизировать материал.

  • умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.

  • умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).

  • умение оценивать свою и чужую деятельность.
    обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования обще-учебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся  предметные умения и навыки:

  • определять достоверность исторических фактов.

  • устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.

  • сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,

  • анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.

  • высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Условия успешного освоения содержания  элективного   курса : обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; интернет ресурсам,э лектронным пособиям «Моя история России» авт. Троицкий Ю.Л., и др.,  возможность созд


3.Планируемые метапредметные результаты освоения элективного курса.

  • соотносить единичные факты и общие явления и процессы.                                                               

  • называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.

  • сравнивать исторические события и исторических деятелей.

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и             личностям в истории, их оценку.

  • излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и    личностей


        

4.Содержание  курса.

п/п

Тема

Всего часов

1

Введение

1

2

Русь в IХ-ХI вв.

7

3

Первые русские князья

2

4

Русь удельная и ее герои

5

5

Россия в ХVI веке

4

6

Россия в ХVIII веке

4

7

Россия в ХIII веке

11



Всего 34 часа.

Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет.





5.Календарно-тематическое планирование.



№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Форма занятий

Дата проведения


Введение

1

Лекция


1.

Русь в IХ-ХI вв.(7 ч).




2.

Нестер – первый русский летописец.

1

Лекция


3.

А был ли Рюрик?

1

Лекция


4.

Вещий Олег: князь или воевода?

1

Лекция с элементами беседы


5.

Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая».

1

Лекция с элементами беседы


6.

«Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава.

1

Лекция


7.

Кирилл и Мефодий.

1



8.

Кирилл и кириллица.

1

Практикум



Первые русские князья (2 ч).




9.

Владимир Святой.

1

Лекция с элементами беседы


10.

Ярослав Мудрый.

1

Лекция с элементами беседы



Русь удельная  и ее герои (5 ч).




11.

Евпатий Коловрат: и один в поле воин.

1

Лекция с элементами беседы


12.

Александр Невский: имя твое Россия

1

Лекция с элементами беседы, практикум


13.

«Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы.

1

Лекция с элементами беседы, практикум


14.

Пересвет и Ослябя: навеки вместе. С.Радонежский

1

Лекция


15.

Иван III  (1440-1505). Собиратель русских земель. «Государь Всея Руси.»

1

Лекция



 Россия в XVI веке (4 ч).




16.

Лихие времена Ивана Грозного .Опричники и жертвы.

1

Лекция с элементами беседы, практикум


17.

«Основатели Соловецкого монастыря». Зосима и Савватий

1

Лекция с элементами беседы


18.

«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей.

1

Лекция с элементами беседы


19.

Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев.

1

Практикум



Россия в XVIIвеке (4 ч).




20.

«Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты Михаила Романова

1

Практикум


21.

Алексей Михайлович –Тишайший ли?

1

Лекция с элементами беседы, практикум


22.

Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги.

1

Лекция с элементами беседы


23.

Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова.

1

Лекция с элементами беседы



Россия в XVIIIвеке (11 ч).




24.

«Птенцы гнезда Петрова». Лепшие друзья

1

Лекция


25.

Первый матрос  российского флота – Иван Седунов /Рябов/

1

Практикум


26.

Женщины на престоле

1

Лекция с элементами беседы, практикум


27.

Елизавета Петровна

1

Лекция с элементами беседы


28.

Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов…

1

Лекция с элементами беседы, практикум


29.

Екатерина Великая.

1

Лекция


30.

Эпоха дворцовых переворотов. Трудная судьба Екатерины Дашковой.

1

Лекция с элементами беседы


31.

«Железная маска» русской истории.

1

Лекция с элементами беседы


32.

Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?»

1

Лекция с элементами беседы, практикум


33.

«Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI.

1

Лекция с элементами беседы, практикум


34.

Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов.

1

Итоговое занятие