Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "История в лицах" для учащихся 10 класса»
МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2018 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2018 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2018 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2018 г.
Директор школы ____________
Рабочая программа
элективного курса
«История в лицах».
10 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс составлен в соответствии: Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; авторской программой элективного курса Н.И. Чеботаревой «История России в лицах». Элективные курсы 10-11 классы, - изд. «Учитель», 2015; авторской программой элективного курса Н.Н. Чеботаревой «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи».
Программа элективного курса «История в лицах» предназначена для учащихся 10 класса, и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX вв.
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение той или иной личности в качестве общественного, политического, духовного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней отдельной исторической личности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
Цель элективного курса «История в лицах»:
расширение знаний учащихся о роли личности в истории. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи элективного курса «История в лицах»:
способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Место предмета в базисном учебном плане:
учебный план отводит 34 часа для изучения элективного курса «История в лицах», из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание учебного плана
Разделы | Кол-во часов | Содержание |
Земля русская | 9 | Легендарное и реальное в «призвании варягов». Рюрик. Норманнская теория, ее роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединение вещим Олегом племен вдоль пути «из варяг в греки». Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и ее соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы». Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Борис и Глеб – князья мученики. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. «Русская правда» – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро- Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. |
Московская Русь | 6 | Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. «Москва – Третий Рим». Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и «Домострой». Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Иконопись и фрески. Андрей Рублев. «Троица». Феофан Грек. Дионисий. |
Россия в XVII веке | 6 | Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. XVII век – «бунташное время». Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Рост нетерпимости и инакомыслия. «Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Начало разделения культуры «верхов» и «низов». «Обмирщение» культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. |
Россия в XVIII веке | 8 | Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина II и её окружение. «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридонов и Ушаков. Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. |
Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов | 4 | «Дней Александровых прекрасное начало». Император и его «молодые друзья». Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Личность С.Ю. Витте Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. «Золотой червонец». Винная монополия. Подписание Портсмутского мирного договора. Личность Петра Аркадьевича Столыпина – последнего реформатора Российской империи. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. «Капитализация» деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал. |
Итоговое занятие | 1 | Основные понятия и теоретический материал элективного курса «История в лицах» |
Итого | 34 | |
Учебно- тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Практика | Семинар | Формы контроля |
1. | Вводное занятие. Рюрик | 1 | 1 | | | Лекция с элементами беседы |
2. | Первые князья | 1 | | | 1 | Проблемная беседа |
3. | Владимир Святой | 1 | | 1 | | Практическая работа |
4. | Первые святые на Руси | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
5. | Ярослав Мудрый | 1 | 1 | | | Лекция с элементами беседы |
6. | Владимир Мономах | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с источниками |
7. | Князья периода феодальной раздробленности | 1 | | | 1 | |
8. | Александр Невский | 1 | | 1 | | Практическая работа |
9. | Деятели русской церкви и культуры | 1 | | | 1 | |
10. | Иван Калита | 1 | 1 | | | Лекция |
11. | Дмитрий Донской | 1 | | 1 | | |
12. | Сергий Радонежский | 1 | 1 | | | Лекция |
13. | Иван III | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
14. | Иван IV Грозный: человек и правитель | 1 | | 1 | | Практическая работа |
15. | Великие живописцы | 1 | 1 | | | Лекция |
16. | Борис Годунов | 1 | | 1 | | Практическая работа (эссе) |
17. | Минин и Пожарский | 1 | 1 | | | Лекция с элементами дискуссии |
18. | Алексей Михайлович «Тишайший» | 1 | | | 1 | |
19. | Степан Разин | 1 | | 1 | | |
20. | Церковный раскол | 1 | 1 | | | Лекция с элементами дискуссии |
21. | Деятели культуры | 1 | | 1 | | Практическая работа |
22. | Петр I | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
23. | «Птенцы гнезда Петрова» | 1 | | 1 | | Практическая работа |
24. | Женщины на престоле | 1 | | 1 | | Практическая работа |
25. | Елизавета Петровна | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
26. | Екатерина Великая | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
27. | Емельян Пугачев | 1 | 1 | | | Лекция |
28. | Великие полководцы и флотоводцы | 1 | | 1 | | Практическая работа |
29. | Русское «просвещение» | 1 | 1 | | | |
30. | Александр I | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
31. | Сперанский М.М. | 1 | | 1 | | Практическая работа |
32. | Витте С.Ю.: человек и политик | 1 | | 1 | | Практическая работа |
33. | Столыпин П.А. – последний реформатор Российской империи | 1 | | | 1 | Проблемная дискуссия |
34. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | | Решение теста |
| ИТОГО: | 34 | 9 | 14 | 11 | |
Литература
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. СПб, 2008
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 2011.
Анисимов Е.А. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
Анисимов Е.А. Императорская Россия
Российская история: занимательная история, под ред. М.Савина, 2016
Радзинский Э. Иоанн Мучитель
Век Просвещения. От Екатерины I до последнего дворцового переворота, под ред. Т.А. Филиппова, 2015
Игры императоров. От Александра I до Сенатской площади. Начало XIX века, под ред. Е.Измайлова, 2016
Окно в Европу, под ред. Е.Измайлова, 2014
Электронные пособия:
Уроки по истории России VIII-XVIII вв. Кирилла и Мефодия.
Живая история Отечества, электронное учебное пособие, 2006 г.;
Цикл “Российская империя”, посвящённый 300-летию основания Империи и Санкт-Петербурга — это документальный телесериал, в котором представлен современный взгляд на историю российского государства с 1697 по 1917 год;
Цикл «История государства Российского», 2007 г.
Интернет-ресурсы: