СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Лестница успеха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся как на уроках биологии, так и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Лестница успеха"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Канютинская основная школа»

Холм – Жирковского района

Смоленской области



Рассмотрено на заседании педагогического совета


Протокол № _1_

от « 31_»_августа _ 2018г.


«Утверждено»

Директор «МБОУ Канютинская ОШ»

____________/Андрианова Е.В./

Приказ №_46_

от «_31августа _2018 г.




Рабочая программа кружка по биологии для 9 класса

«Как важно быть здоровым».


2018-2019 учебный год






Учитель: Смирнова Светлана Алексеевна























д. Канютино , 2018г.


I. Планируемые результаты освоения курса.


Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;


Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

Обучающийся научиться:

  • выявлять причины, нарушающие здоровье.

  • определять факторы, способствующие сохранению здоровья.

  • определять биологические ритмы и их влияние на здоровье.

  • соблюдать правила поведения в окружающей среде, рациональной организации труда и отдыха.

  • проведению наблюдений за состоянием собственного организма.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать меры служащие для профилактики заболеваний;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • сравнивать, анализировать и делать выводы.

  • участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.

  • выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни.


  • выполнять исследовательские работы.



  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;


II. Содержание курса

Общее количество часов –34.


Тема 1. Введение (2ч)


Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье.



Тема 2. Причины нарушения здоровья (18ч)


Окружающая среда и здоровье человека. Причины, нарушающие здоровье. Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм. Наркотики их свойства, классификация и влияние на человека. Неправильное питание и заболевания, являющиеся следствием неправильного питания. Вирусы, пути их проникновения в организм и заболевания, вызываемые вирусами (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес). Компьютер, его влияние на здоровье человека.

П/Р «Создание презентаций по причинам нарушающим здоровье». Защита презентаций.


Тема 3. Сохранение здоровья (10ч)


Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма. Витамины, их многообразие и значение. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.

П/Р «Составление своего режима дня и его анализ», «Создание и защита презентаций по витаминам».



Тема 4. Исследовательская работа (2ч)


Исследовательская работа по теме «Определение витамина «С» в продуктах».


Заключение (2ч)

Итоговое тестирование












III.Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Из них


Практика

Теория

1.

Введение

2


2

2.

Причины нарушения здоровья

18

9

9

3.

Сохранение здоровья

10

3

7

4.

Исследовательская работа

2

1

1

5.

Заключение

2

2


6

Итого

34















































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ Жукова М.В.

31августа 2018 года














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Канютинская основная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


кружка по биологии

«Как важно быть здоровым».


(указать учебный предмет, курс)



Класс 9




Учитель Смирнова Светлана Алексеевна



Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;












Планирование составлено на основе рабочей программы Смирновой С.А., утвержденной директором школы приказ № 46 от 31 .08. 2018


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Общее кол - во часов

Дата

Примечание

план

факт

Тема 1. Введение (2ч)

1.

ЗОЖ, его составляющие.

1

05.09

 

 

2.

Значение здорового образа жизни

1

12.09



Тема 2. Причины нарушения здоровья (18ч)

3.


Окружающая среда и здоровье человека.

1

19.09


 

4.

Радиация и здоровье.

1

26.09



5.

История табакокурения.

Действие табачного дыма на организм

1

03.10



6.

Курение, мы и наше потомство.

1

10.10

 


7.

Правда, об алкоголе.


1

17.10




8.

Влияние алкоголя на организм.

1

24.10


9.

Наркотики, зависимость и последствия.

1

07.11

 


10.

Уголовная ответственность за наркотики.

1

14.11



11.

История открытия вируса.

Вирусные заболевания человека.

1

21.11



12.

Вирусы - внутриклеточные паразиты.

1

28.11

 


13-14.

Неправильное питание - результат болезней

2

05.12

12.12

 


15-16.

Компьютер и здоровье человека.

Рекомендации, составленные для компьютерщика

2

19.12

26.12




 


17-18.

Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье

2

 16.01


23.01




19-20.

Защита презентаций.



2

 30.01



Тема 3. Сохранение здоровья (10ч)

21.

Закаливание организма

1

13.02

 


22.

Правила закаливания

1

20.02



23.

Культура питания

1

27.02

 


24.

Правильно ли ты питаешься

1

06.03



25.

Витамины - круглый год.

1

13.03



26.

Виды витаминов.

1

20.03



27.

Режим дня - залог здоровья.


1

03.04



28.

К чему ведет несоблюдение режима дня.

1

10.04



29-30.

Биологические ритмы, их влияние на здоровье.

2

17.04

24.04

 


Тема 4. Исследовательская работа (2ч)

31-32.

Исследовательская работа по теме "Определение витамина С в продуктах".

2

 08.05



Заключение (2ч)

33.

Итоговое тестирование.

1

15.05



34.

Как важно здоровье для человека.

1

22.05





























Занятие № 1-2.


Тема «Здоровый образ жизни, его составляющие».


Цель: Раскрыть понятие ЗОЖ и основные его составляющие. Пропаганда

здорового образа жизни.


Оборудование: видеофрагмент по ЗОЖ, схема по ЗОЖ, журналы «ЗОЖ».


Ход занятия.

1. Изучение нового материала.

1) Понятие ЗОЖ. ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.

2) Основные составляющие ЗОЖ:

- Умеренное и сбалансированное питание.

- Режим дня.

- Двигательная активность.

- Закаливание.

- Личная гигиена.

- Грамотное экологическое поведение.

- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.

- Сексуальное воспитание.

- Отказ от вредных привычек.

3) Человек и его право на здоровье.

4) Значение здорового образа жизни.


2. Закрепление.

1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.

2) Просмотр видеофрагмента о здоровом образе жизни с последующим анализом.


3. Д/З

1) Найти высказывание учёных о здоровье.

2) Рефераты на темы «Воздействие атмосферных загрязнений













Занятие № 3-4.


Тема «Окружающая среда и здоровье человека»


Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии загрязнения

окружающей среды на здоровье человека.


Оборудование: Видеофрагмент о загрязнении окружающей среды,

фотографии.


Ход занятия.


  1. Изучение нового материала.

  1. Окружающая среда: природная, антропогенная, социальная, производственная.

  2. Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека – реферат учащихся.

  3. Влияние на организм загрязнения гидросферы.

  4. Радиация и здоровье – реферат учащихся.

- степень радиационной опасности (экспозиционная доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)

- патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).


2. Закрепление.

1) просмотр видеофрагмент о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.

2) разработать правила охраны окружающей среды.


3. Д/З

Приготовить сообщения на тему «История табакокурения», «Действие табачного дыма на организм человека».















Занятие № 5-6.


Тема «Курение, мы и наше потомство».


Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению.


Оборудование: тест «Твоё здоровье и курение», таблица «Органы – мишени поражения табачным дымом».


Ход занятия.


  1. Изучение нового материала

  1. История табакокурения – сообщение учащихся.

  2. Курение и здоровье. Действие табачного дыма на организм человека – сообщение учащихся.

  3. Дискуссия по вопросам:

- Почему подросток начинает курить?

(любопытство, пример друзей и взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию, чтобы успокоится, влияние телевидения).

- Какие проблемы возникают у подростков, которые курят?

( проблемы с родителями, где взять деньги на сигареты, говорить неправду).


2.Закрепление

  1. Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1)

  2. Составить таблицу «Влияние курения на организм человека».


Органы - мишени

Нарушение работы органов

    1. лёгкие

    2. кровеносные сосуды

    3. желудок

    4. печень

    5. почки



  1. Д/З

Реферат «Влияние алкоголя на организм человека».













Занятие №7-8.


Тема «Правда, об алкоголе».


Цель: Ознакомить учащихся с понятием алкоголь и его влиянием на организм человека.


Оборудование: Схема «Влияние алкоголя на органы человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь».

Ход занятия


  1. Изучение нового материала

  1. Понятие «алкоголь». История появления алкоголя.

(первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году)

  1. Влияние алкоголя на организм человека – реферат (см. приложение 2)

  2. Мифы об алкоголе

(работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов). (см. приложение №3)

  1. Алкоголизм общественное зло. : (Алкоголизм ведет к деградации личности, слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождаются от пьющих родителей. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих).


  1. Закрепление

  1. Тест «Твоё здоровье и алкоголь». (см. приложение №4)

  2. Заполнить таблицу «Влияние алкоголя на организм человека»


Органы - мишени

Влияние алкоголя

    1. сердце

    2. печень

    3. лёгкие

    4. желудок

    5. органы чувств

    6. почки



  1. Д/З

1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».

2) Приготовить антирекламу по наркомании.









Занятие № 9-10.


Тема «Наркотики, зависимость и последствия».

Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе, разрушающем здоровье.

Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат, антиреклама.

Ход занятия

1.Изучение нового материала

    1. Историческая справка о наркотиках.

    2. Статистические данные. ( - средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек; - 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет; за 10 лет - - число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка); - к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек; - 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы - наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек).

    3. Влияние наркотиков на организм человека – реферат.

    4. Свойства наркомании:

- Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами. - Стремление увеличивать дозы. - Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.

5) Классификация наркотиков. (см. приложение № 5)

- седативные яды

- галлюциногенные средства

- вещества, легко получаемые путем химического синтеза

- яды сна

6) Уголовная ответственность. (см. приложение № 6)


2. Закрепление

1) Антиреклама о наркомании – творческое задание.

2) Тест «Твоё здоровье и наркотики».

3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе наркотики.


3. Д/З

Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД




\

Занятие № 11-12.


Тема «Вирусы – внутриклеточные паразиты»


Цель: Формирование у учащихся знаний о вирусах, как источнике инфекционных заболеваний.


Оборудование: таблица «Вирусы», плакат с вирусными заболеваниями.


Ход занятия

1.Изучение нового материала

  1. История открытия вирусов (см. приложение №7)

  2. Способы распространения и передача вирусных инфекций:

- воздушно – капельный путь

- пищеварительный тракт, кишечник

- половой контакт

- через кровь

3) Вирусные заболевания – сообщения учащихся

- СПИД

- грипп

- оспа

- герпес

- корь


2. Закрепление

1) Заполнить таблицу «Вирусные заболевания» (см. приложение № 8)


Название заболевания

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способы распространения






3.Д/З

Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием: сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая болезнь, инфаркт.













Занятие № 13-14

Тема «Неправильное питание – результат многих болезней».

Цель: Показать учащимся последствия неправильного питания.

Оборудование: сообщения, плакаты, таблицы.

Ход занятия

    1. Изучение нового материала

1) Главный источник болезней – неправильное питание.

2) Заболевания, вызванные неправильным питанием – сообщения учащихся

- Сахарный диабет

- Аллергия

- Инфаркт

- Желчнокаменная болезнь

- Гипертоническая болезнь

- Болезнь суставов

- Ишемическая болезнь сердца 2. Закрепление

1) Составить схему заболеваний на основе неправильного питания и дать ей анализ.

2) Составить свой режим питания. 3. Д/З

Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека».



Занятие № 15-16.

Тема «Компьютер и здоровье человека».

Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье человека.

Оборудование: реферат, памятка по работе с компьютером.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала.

  1. Компьютер «за» и «против» - дискуссия.

(Работа в группах, 1 группа за положительные стороны компьютера, 2 группа – за отрицательные).

  1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

- Сидячее положение в течение длительного времени;

- Воздействие электромагнитного излучения монитора;

- Утомление глаз, нагрузка на зрение;

- Перегрузка суставов кистей;

- Стресс при потере информации

3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.

4) Рекомендации центра электромагнитной безопасности. (см. приложение № 9)

2. Закрепление

Составьте рекомендации начинающим компьютерщикам.

Д/З Приготовить материал к созданию презентаций по здоровому образу жизни.





Занятие № 17-18.


Тема «Составление презентаций по здоровому образу жизни».

(практическая работа)

Цель: Закрепить полученные знания; совершенствовать навыки составления презентаций.

Оборудование: компьютер

Ход занятия

Учащимся предлагаются темы презентаций на выбор. Занятие проводится в компьютерном классе.

Примерный перечень тем для презентаций:

  1. «Губительная сигарета».

  2. «Вирусные заболевания».

  3. «Компьютер и здоровье».

  4. «Правда, об алкоголе».

  5. «Наркотики – яд!»

Подведение итогов.


Занятие № 19-20.


Тема «Защита презентаций по здоровому образу жизни»

(практическая работа)

Цель: Закрепить, углубить, систематизировать и скорректировать полученные знания.

Для оценивания презентаций составляются критерии их оценки.


Критерии оценки презентаций

  1. Оформление слайдов:

- стиль;

- фон;

- использование цвета;

- анимационные эффекты.

2. Представление презентации:

- содержание информации;

- расположение информации на слайде;

- шрифты;

- способы выделения информации;

- объем информации;

- виды слайдов.








Занятие № 21-22.

Тема « Закаливание организма»

Цель: Раскрыть влияние закаливания на здоровье человека.

Оборудование: видеофрагмент «Закаливание», таблицы, плакаты по закаливанию организма.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала

  1. Закаливание как средство повышения защитных свойств организма.

  2. История закаливания. (см. приложение № 10)

  3. Принципы закаливания:

Систематичность использования закаливающих процедур.

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Учет индивидуальных особенностей человека.

Комплексность воздействия природных факторов.

  1. Основные методы закаливания – сообщение учащихся

Закаливание воздухом.

Закаливание солнцем.

Закаливание водой.

  1. Закрепление

  1. Просмотр видеофрагмента «Закаливание» с последующим анализом.

  2. Дискуссия о пользе и вреде закаливания

Занятие № 23-24

Тема « Культура питания».

Цель: Формирование у учащихся представление о правильном питании.

Оборудование: Тест «Правильно ли ты питаешься», таблица по калорийности продуктов.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала

  1. Правильное питание – залог здоровья.

  2. Культура питания – это не только отношение к пище, но и её состав.

  3. Правила здорового питания. (см. приложение №11)

  4. Основные принципы рационального питания: Умеренность. Сбалансированность. Четырехразовый приём пищи. Разнообразие.

Биологическая полноценность.

2.Закрепление

Тест «Правильно ли ты питаешься» (см. приложение №12)

3.Д/З

Сообщения о витаминах, презентации о витаминах.





Занятие № 25-26.

Тема «Витамины круглый год».

Цель: Раскрыть роль витаминов для здоровья человека.

Оборудование: Таблица «Витамины», презентации, сообщения.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала

  1. Многообразие и значение витаминов – сообщение учащихся

- Витамин А

- Витамин В

- Витамин С

- Витамин Д

- Витамин Е

2) Защита презентаций по витаминам.

3) Правила сохранения витаминов в продуктах.

2. Закрепление

Тест на обеспеченность своего организма витамином С. (см. приложение № 13)

  1. Д/З

Составить свой режим дня.


Занятие № 27-28.

Тема «Режим дня – залог здоровья»

Цель: Раскрыть значение режима дня для здоровья.

Оборудование: таблицы с примерным режимом дня для учащихся 1 и 2 смены.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала

  1. Режим дня – это правильно организация сна, питания, учёбы, отдыха.

  2. Великие учёные о значении режима дня. 3) К чему ведёт несоблюдение режима дня:

1. сказывается на здоровье

2. развитию хронического переутомления

3. слабое физическое развитие

4. повышенная утомляемость

5. вялость

6. недисциплинирован 4)Соблюдении режима дня ведёт к выработке условных рефлексов на время:

- пребывание на свежем воздухе

- время приёма пищи (в желудке вырабатывается желудочный сок)

- подъём

- отход ко сну

5) Режим дня – залог здоровья и высокой успеваемости – сообщение учащихся

2. Закрепление

1)Анализ своего режима дня с приведённым образцом. Вывод. (см. приложение №14)

2) Дискуссия о значении режима дня.




Занятие №29-30.


Тема «Биологические ритмы, их влияние на здоровье».


Цель: Показать влияние биоритмов на здоровье человека.


Оборудование: видеофильм «Живые часы»


Ход занятия


  1. Изучение нового материала 1) Понятие «биологические ритмы» это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

  1. Суточные биоритмы (см. приложение № 15)

График суточных биоритмов



  1. Недельные биоритмы

График недельных биоритмов


  1. Закрепление

  1. Просмотр видеофрагмента «Живые часы»

  2. Составить свой биоцикл, пользуясь указанной схемой.

- от дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,

- на 28-й день – эмоциональный,

- на 33-й день – интеллектуальный.







Занятие № 31-32

Исследовательская работа по теме « Определение витамина С в некоторых продуктах».

Цель: Познакомить учащихся с содержанием витамина С в некоторых продуктах.

Задачи: 1. Выявить содержание витамина С в овощах и фруктах.

2.Доказать, что витамина С нет в продуктах подверженных термической

обработке.

3. Развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы. Оборудование: спиртовка, пробирки, спиртовой раствор йода, крахмальный

клейстер, сок лимона, яблочный сок, капустный рассол.

Ход занятия 1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. 3.Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало. 4.Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком. 5.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. 6.Сделайте вывод: Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах. – Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке. Количество витаминов уменьшается со временем.

Содержание витамина С в некоторых продуктах

Пищевой продукт

Содержание витамина, мг/100 г

Пищевой продукт

Содержание витамина, мг/100 г

Шиповник

2100

Клюква

100

Облепиха

500

Капуста

70

Черная смородина

300

Картофель

30

Перец красный

250

Помидоры

25

Хрен

200




Занятие № 33-34

Итоговое тестирование. (см. приложение №16)

Цель: Выявить уровень усвоения учащимися знаний по изученному курсу