Введение
В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде.
Актуальность
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии – одна из форм итогового контроля знаний, умений и навыков, которые ученик приобретает в школе. Ботаника и зоология традиционно считаются одними из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно эти разделы вызывают повышенные трудности у учеников, сдающих экзамен в формате ЕГЭ. Причины этого: упрощенное изложение данных разделов биологии в школьных учебниках, рассчитанных на 6 – 7 класс, богатейший по объему материал для изучения, неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных требований.
Курс рассчитан на учащихся выпускных классов, готовящихся к сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ. Поскольку курс «Биология. Ботаника» изучается в 6 классе, а задания по данной тематике имеют место быть в контрольно измерительных материалах, то данный курс необходим учащимся. И не просто для повторения, а так же и для углубления знаний, и для расширения кругозора подростков. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, таблицами, опытами, презентациями.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости программы.
Программа элективного курса «Мир растений» предназначена для учащихся, проявляющих интерес к биологии, готовящихся к сдаче экзамена по биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на 1 час в неделю (теоретическое изучение материала, практическая работа, опыты). Всего34 часа в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений.
Эта программа как составная часть курса «Биология» выполняет несколько функций:
Углубляет знания по ботанике.
Расширяет содержание курса «Биология. Ботаника».
Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.
1.2. Цели данного курса:
Углубление и систематизация знаний учащихся по ботанике на базе сформированных понятий обшей биологии.
Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
Познакомить с основными методами изучения биологии.
Повысить экологическую культуру учащихся.
Подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Образовательные: обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических компетенций (наблюдать, ставить опыты), метапредметных компетенций (работа с литературными источниками, словарем, терминами); усвоение обучающимися законов, теорий, научных идей, фактов.
Развивающие: развитие у обучающихся аналитического мышления, навыков труда и самостоятельной работы, интереса к предмету, формирование умения выделять главное в рассматриваемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы одноклассников.
Воспитательные: воспитание культуры труда школьника, чувства любви и уважения к природе, необходимости охранять и беречь природу родного края.
Задачи данного курса:
Формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники;
Создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;
Ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.
Воспитание бережного отношения к природе.
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
Расширение и конкретизация знаний о растениях.
Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия)
Закрепление полученных знаний на практике
Общая характеристика учебного процесса.
Методы:






Микроскопирование
Демонстрация
Беседа
Решение биологических задач
Опытов
Рассказ
Натуральных объектов

Лекция
Объяснение
Наблюдение
Изобразительных пособий


Эксперимент

Выделение данных методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определённое основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления. Для активизации учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Каждый из методов организации учебно – познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.
Формы занятий.
Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.
Основная форма проведения занятий - урок. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Учащиеся должны активно привлекаться для проведения занятия, выступая с сообщениями, найденными интересными фактами и сведениями, проведенными наблюдениями. Подведение итогов проводиться в виде рефлексивного обсуждения, выполнения различных заданий, в которых принимают участие все ученики.
В середине и в конце курса проводиться проверочная диагностика для отслеживания эффективности занятий.
Курс предполагает работу с биологическими терминами и понятиями, большая часть понятий вводится контекстно.
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
1.Выполнение практических работ;
2.Поиск информации.
3.Защита проектов.
4.Выполнение исследовательских работ.
В конце каждой темы предусмотрены вопросы для проверки усвоения материала, в виде тестов, кроссвордов и так далее.
Схема занятий:
Организационно - информационный блок.
Практический блок. Лабораторные и практические работы, упражнения, задания, ролевые игры, беседы, работа с гербарным и коллекционным материалом, с определителями растений, Красной книгой республики Адыгея.
Рефлексивный блок и ритуал-завершение.
1.4. Характеристика временных и материальных ресурсов.
Курс рассчитан на 34 часа.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Материальные ресурсы: курс предлагает широкое использование учебно – наглядных пособий (таблицы, макеты, микроскоп и готовые микропрепараты), аудио – и киноматериалы, презентации, приобщение школьников к работе с научно- познавательной литературой, биологическими словарями и определителями, и другой разнообразной справочной литературой.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Методическое пособие: Практикум по физиологии, анатомии и морфологии растений.
Методические разработки лабораторных и практических работ, ролевых игр, деловых игр.
Комплекты тестов.
Наглядно-демонстрационный материал.
Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса:
Комплект таблиц «Ботаника».
Лабораторное оборудование (микроскопы, предметные и покровные стекла).
Набор фиксированных микропрепаратов по анатомии и физиологии растений.
Компьютерные презентации.
Содержательная часть.
2.1.Тематический учебный план.
№ п\п | Разделы | Количество часов |
1. | Разнообразие растений | (16 часов) |
2. | Строение растений | (9 часов) |
3. | Размножение растений | (3 часа) |
4. | Человек и растения | (6 часов) |
2.2. Последовательный перечень тем с их кратким содержанием.
Раздел I. Разнообразие растений (16 часов)
Вводное занятие. Понятие ботаника. Фантастические растения (рисование по представлению). Работа с гербарными материалами. Записи в тетрадях, оформление альбома фантастических растений.
Самые древние растения. Первые наземные растения. История развития органического мира на Земле и основные ароморфозы. Словарная работа: эра, ароморфоз.
Царство Грибы. Это растения или животные? Разделения мира на царства; отличия грибов от растений и животных, разновидности грибов.
Лихенология – наука о лишайниках. Работа с текстом «Грибы и лишайники» ответы на вопросы. Записи и зарисовки в тетрадях, работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы. Презентация по теме.
Альгология – наука о водорослях. Основные признаки, характеристика, систематика, строение. Презентация по теме.
День Ивана Купалы или когда цветет папоротник? Моховидные. Папоротниковидные. Систематика отделов и их краткая характеристика, схема жизненного цикла папоротниковидных. Просмотр видеофрагмента.
Экскурсия «Краски осени». Отметка основных признаков осени. Ответ на вопрос: «Почему желтеют листья?». Научное объяснение природного явления – листопад.
Растения прошлого. Реликты республики Адыгея. Реликтовые растения: гинкго билоба, можжевельник кавказский, тис ягодный, сосна, ель, пихта.
Жизненные формы растений отдела Цветковые. Разделение на классы Двудольные и Однодольные. Жизненные формы растений, систематика Покрытосеменных, отличительные признаки Двудольных и Однодольных.
Предварительное тестирование (I тур) по материалам примерных заданий ГИА.
Большая семья растений. Характеристика семейств растений, разделение их по характерным признакам, формула цветка, диаграмма цветка.
Культурные и дикорастущие растений семейств покрытосеменных и их хозяйственное значение. Культурные и дикорастущие растений семейств покрытосеменных и их хозяйственное значение.
«Зеленая аптека». Сбор, хранение, использование лекарственного сырья. Приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
Дикорастущие лекарственные растения республики Адыгея. Изучение лекарственных растений различных экосистем.
Культурные лекарственные растения республики Адыгея. Изучение культурных растений, имеющих лекарственные свойства. Презентация по теме.
Игра-конкурс «Зелёная аптека». Подведение итогов и закрепление знаний по разделу «Разнообразие растений».
Раздел II. Строение растений (9 часов)
Клетка. Ткани растений. Отличительные признаки растений. Высшие и низшие растения. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов. Ткани. Работа с микроскопом и готовыми микропрепаратами «Ткани растений», «Строение растительной клетки».
Корень – основа растения. Оформление альбома «Строение растений». Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи сего функциями. Видоизменение корня.
Такие разные побеги. Видоизменения побегов. Стебель. Понятие о побеге, значение стебля. Внутренне строения древесного стебля в связи с его функциями. Образование годичных колец. Видоизменение побегов: корневище, клубень, луковица, их строение и хозяйственное значение.
Видоизменение листа. Разновидности листа. Жилкование листа. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные, листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями.
Лист – фабрика энергии. Фотосинтез. Значение листьев в жизни растений. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Видеофрагмент
.Для чего нужны цветы? Цветочная викторина. Строение цветка и их разновидностей, однодомные и двудомные растения, типы соцветий. Презентация по теме.
Плод и его разновидности. Образование плодов, распространение плодов и семян, классификация плодов.
Хитрости цветов (хищники, паразиты). Растения – хищники и растения – паразиты, основные представители этих видов растения. Презентация по теме.
Предварительное тестирование (II тур) по материалам ГИА и ЕГЭ. Проверка знаний, устранение пробелов в знаниях.
Раздел III. Размножение растений (3 часа)
Способы вегетативного размножения растений. Вегетативные органы растений: побег, корень, лист, деление куста, прививка.
Опыление и оплодотворение у цветковых. Виды опыления, их характеристика, процесс двойного оплодотворения, развитие семян и образование плодов. Презентация по теме.
Генеративные органы растений. Размножение семенами Условия прорастания семян. Семя. Строение и состав семени. Значение семени. Условия прорастания, время посева, глубина заделки, роль семени для растения.
Раздел IV. Человек и растения (6 часов)
Использование ресурсов флоры. Влияние человека на растения. Использование растительного сырья, роль растений в природе, влияние биотических факторов на жизнедеятельность растений.
Экскурсия «Весна пришла». Выпуск листовок «Берегите природу родного края». Наблюдение изменений в природе весной. Введение в предмет «Экология растений». Экологические группы растений: мезофиты, гигрофиты, суккуленты, светолюбивые, ксерофиты, галофиты, склерофиты, термофилы.
Растительные сообщества, фитоценозы. Фитоценоз и его ярусность; понятие о растительности и флоре: смена фитоценоза.
Чтение мифов и легенд о растениях.
Подготовка к итоговой конференции. Поиск и подготовка материала, разработка презентаций. Презентация по теме.
Итоговая конференция. Защита работ с использованием мультимедийных приемов. Презентация по теме.
2.3. Список практических работ, экскурсий.
По I разделу:
Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Практическая работа в группах с дополнительной литературой. «Микроскопическое строение листа сфагнума». «Гигроскопические способности сфагнума». Постановка опыта «Искусственный листопад». «Гигроскопичность шишек». Приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции. Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки чёрной с медом.
Экскурсии. «Краски осени»
В лес; на луг; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений.
По II разделу:
Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с атласами– определителями, с гербарием. Пр/р. «Изготовление препарата среза клубня картофеля, знакомство с общими чертами строения запасающей ткани» , «Приготовление временного препарата листа фикуса, изучение ассимиляционной ткани»; Пр/р. «Как посчитать сколько лет сосне?»; Пр/р. «Получение эфирного масла из листа пеларгонии».
Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями». Зарисовка строения цветка.
По III разделу:
Практические занятия. Определение всхожести семян.
Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами.
Опыт №4«Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №5 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян».
По IV разделу:
Практические занятия. Изготовление листовок «Берегите природу родного края»
Экскурсии. «Весна пришла».
Ботаника тесно связана с фундаментальными (математикой, физикой, химией), естественными (география), прикладными (бионикой, растениеводством, охраной природы) науками и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе
Методическая часть.
3.1. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.
По окончании курса учащиеся должны:
Знать:
- Особенности (описывать) основных уровней организации живой природы; отделов растений, лишайников и грибов как особых организмов, занимающих промежуточное положение между животными и растениями в системе органического мира.
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительные признаки;
- органы растений;
-способы размножения растений,
- условия прорастания семян и роста растений,
- значение растений в природе и жизни человека,
- растения, занесенные в Красную книгу республики Адыгея.
Уметь:
- Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; способы размножения растений, грибов и бактерий.
- Обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение организмов для эволюции экосистем и биосферы в целом, роль растений в курговороте веществ и энергии в биосфере.
- Применять знания по биологии: для оценки состояния окружающей среды; о движущих силах эволюции; объяснения процессов возникновения приспособлений и образования новых видов; исторического развития органического мира; решении задач биологических задач.
- Овладеть умениями пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной литературой; составлять развёрнутый план – тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.
- различать наиболее распространённые в республике Адыгее растения;
- устно описывать растения;
- пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;
Ожидаемые результаты.
Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы. Успешная сдача экзаменов ГИА и ЕГЭ.
Выпускник научиться:
•применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за растительными организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемый итоговый продукт: воспитание современного ученика, который обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы изучать, охранять природу родного края, пропагандировать природоохранные меры среди сверстников.
Оборудование, необходимое для реализации программы:
Кол-во | Книги для чтения по всем разделам курса биологии |
5 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) |
5 | Атлас - Определитель растений |
20 | Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса |
20 | Учебники по всем разделам (баз.) |
15 | Учебники по профилям |
5 | Энциклопедия «Растения» |
| Таблицы |
1 | Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, побег, ткани, клетка и т.д.) |
1 | Основы экологии |
1 | Портреты ученых биологов |
1 | Правила поведения на экскурсии |
1 | Правила работы с цифровым микроскопом |
1 | Развитие животного и растительного мира |
1 | Систематика растений |
1 | Строение, размножение и разнообразие растений |
1 | История развития органического мира |
| Атласы |
5 | Растения. Грибы. Лишайники |
1 | Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии |
1 | Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии |
1 | Электронные базы данных по всем разделам курса биологии |
| Видеофильмы |
1 | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания отделов растений |
| Транспаранты |
1 | Систематика покрытосеменных |
1 | Систематика бактерий |
1 | Систематика водорослей |
1 | Систематика грибов |
1 | Строение цветков различных семейств растений |
| Приборы, приспособления |
20 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ |
20 | Лупа ручная |
20 | Микроскоп лабораторный |
| Модели объемные |
20 | Модели цветков различных семейств |
| Муляжи |
10 | Плодовые тела шляпочных грибов |
20 | Гербарный материал по основным семействам класса Двудольных и Однодольных |
20 | Гербарный материал по основным группам растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, грибы, лишайники. |
Критерии эффективности реализации программы:
Посещаемость курса школьниками;
Качество знаний по предмету «Биология»;
Повышение успеваемости учащихся;
Степень подтверждения эрудиции, интеллектуальных умений на конкурсах, олимпиадах;
Успешная сдача экзаменов ГИА и ЕГЭ
Участие учащихся в биологических играх, вечерах;
Успешность защиты проектов по окончании курса.
Формы контроля и методы оценки знаний:
Проверка планов – конспектов, таблиц;
Проверка выполнения и результатов практических работ;
Проверка тестовых заданий.
Выполнение презентаций.
Система оценивания: рейтинговая
Главная цель рейтинговой системы контроля знаний – влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения, при использовании лекционно-семинарского, проблемного обучения, игровых, проектных, информационно-коммуникативных, компьютерных технологий.
Преимущества, связанные с использованием рейтингового контроля знаний как средства успешного развития биологической компетентности очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность деятельности, как педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к дисциплине в целом.
Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется педагогом и одноклассником.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой ситуации.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между педагогом и учащимися.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения старшеклассника в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Рейтинговая система – бальная система накопительного типа. В отличие от привычной пятибалльной, работа ученика оценивается по системе «рейтинг». Рейтинг – индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается на каждом этапе рубежного и итогового контроля. Учителю необходимо разработать систему баллов за различные формы деятельности учащихся, «премиальные» и «штрафные» баллы, льготы. При этом весь курс старших классов разбивается на тематические модули. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом же уроке учащихся необходимо познакомить с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценивания, вручить им памятки.
В рейтинговой системе необходимо четко обосновать и заранее ознакомить учащихся с баллами за соблюдение определенных условий выполнения заданий, которые позволят им поднять свой рейтинг. Например, за своевременность выполнения работы – 1 балл, досрочное выполнение – 2 балла, интересную идею и оригинальность работы – 5 баллов, компьютерный вариант работы – 5 баллов, аккуратное систематическое ведение рабочей тетради - 10 баллов. Повысить рейтинг можно и другими способами. Работа консультантом на базовом и профильном курсах, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки, дают большее количество баллов – до 50. Интересно, что учащиеся положительно относятся к идее «штрафных» баллов. Они сами предлагают варианты штрафов: опоздание отнимает 2 балла, пропуск занятия без уважительной причины – 10 баллов, неаккуратное ведение тетради – 5 баллов, несвоевременно выполненная работа – 2 балла.
При данной системе оценивания знаний становится более эффективным контроль за пропусками. Пропущенная по уважительной причине работа должна быть сдана в недельный срок без снятия штрафных баллов. Если же работа была пропущена по неуважительной причине, она тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов: в течение первой недели ученик получает 75% от максимально возможного количества баллов, в течение второй недели – 50%, в течение третьей недели – 25%. Все ученики стремятся вовремя отработать свой пропуск.
При этом задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, но по инициативе ученика. Необходимое условие применения рейтинговой системы – проектирование всей темы (модуля), а не отдельного урока, на двух уровнях преподавания биологии – базовом и профильном.
Использование данной системы оценивания активизирует учащихся на уроках, во внеурочное время, повышает мотивацию и уровень познавательного интереса. Все это развивает биологическую компетентность старшеклассников и повышает качество знаний по предмету.
3.3. Список рекомендуемой литературы.
Литература для учителя:
Алябьева Е. А. Природа. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 .
Балбышев И Н. Из жизни леса. – Л.: Ленинздат, 1987 – 175с.
«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
Биология: Пособие для поступающих в вузы: в 2т. Т.2 – 2-е изд., испр. И доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2011. – 448с.
Биология в таблицах, схемах и рисунках / Р.Г. Заяц и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 396с. – (ЕГЭ для абитуриентов и школьников)
Бутромеева В.П., Бутромеева В.В. Русский травник. – М.: ОЛМА Медиа Групп. – 2011. – 303с.
Верзилин «Путешествие с домашними растениями». – электронный вариант.
Долгачёва В.С. Ботаника: Учеб. Пособие для студ. – М.: Изд. Центр «Академия» - 2003. – 416 с.
Жуковский П. М. «Ботаника», 4-е издание переработанное и дополненное. Изд – во «Высшая школа», М. – 1964. – 664с.
Журнал «Биология» - Изд.дом «Первое сентября».
Ирмаилов И. В., В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1
Кайгородов Д. Беседы о русском лесе.- М.: Белый город. – 304 с.
Кайгородов Д Дружба с природой. – М.: Белый город. – 2012. – 143с.
Каменский А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. – 2 –е издание, стереотип. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 448с.
Кириленко А.А Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9: учебно – методическое пособие. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 262с. – (ГИА - 9)
Контрольно – измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
Куашева Д. А. Практикум. Рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по ботанике (анатомия и морфология растений). – Майкоп: Изд – во АГУ, 2001.
Кузнецова В. И.. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
Лаврова С. Царство флоры. Цветы и деревья в мифах и легендах. – М.: Белый город. – 2009. – 349с.
Петров В. В.. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
Петров В. В.. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
Рохлов В., Теремов А., Пестрова Р. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
Фёдорова В. Н., Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
Шалапенок Е. С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2002. – 384с.
Литература для учащихся:
«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
Бутромеева В.П., Бутромеева В.В. Русский травник. – М.: ОЛМА Медиа Групп. – 2011. – 303с.
Биология: Пособие для поступающих в вузы: в 2т. Т.2 – 2-е изд., испр. И доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2011. – 448с.
Биология в таблицах, схемах и рисунках / Р.Г. Заяц и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 396с. – (ЕГЭ для абитуриентов и школьников)
Долгачёва В.С. Ботаника: Учеб. Пособие для студ. – М.: Изд. Центр «Академия» - 2003. – 416 с.
Кайгородов Д. Беседы о русском лесе.- М.: Белый город. – 304 с.
Кайгородов Д Дружба с природой. – М.: Белый город. – 2012. – 143с.
Кириленко А.А Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9: учебно – методическое пособие. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 262с. – (ГИА - 9)
Контрольно – измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
Куашева Д. А. Практикум. Рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по ботанике (анатомия и морфология растений). – Майкоп: Изд – во АГУ, 2001.
Лаврова С. Царство флоры. Цветы и деревья в мифах и легендах. – М.: Белый город. – 2009. – 349с.
Рохлов В., Теремов А., Пестрова Р. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
Трайтак Д. И. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 – 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 – 223 с., ил.
Шалапенок Е. С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2002. – 384с.
«Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
Интернет – ресурсы:
http://ebio.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.botanik-learn.ru/razvitie-botaniki
http://biologymoscow.ucoz.ru/
http://sbio.info/
http://bioshkola.ru/
http://bio.1september.ru/
Прилагается к программе: календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Образовательный продукт | Результаты | Формы работы | Подготовка к контролю | Примечание |
Разнообразие растений |
-
| | Вводное занятие. | Понятие ботаника. Ввести понятие о высших и низших растениях. Фантастические растения (рисование по представлению). | Формирование представление о многообразии царства растений. Знакомство с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования. Расширение кругозора учащихся, выяснение значения растений в природе и жизни человека | Лекция, практическая работа в парах. Работа с гербарными материалами. Записи в тетрадях, оформление альбома фантастических растений. | Тест | |
-
| | Самые древние растения. Первые наземные растения. | Работа с гербарными материалами. История развития органического мира на Земле и основные ароморфозы. Словарная работа: эра, ароморфоз. | Углубление и расширение понятия о развитии жизни на Земле; изучение особенностей изменения климатических условий, географии, а также развития растительного мира в определенную эру; формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного мира; умение выбрать из массы информации самое основное. | Практическая работа в группах с дополнительной литературой. | Тест | |
-
| | Царство Грибы. Это растения или животные? | Разделения мира на царства; отличия грибов от растений и животных, разновидности грибов. | Знать общую характеристику, разновидности, строение, тип питания, размножение. Различать съедобные и ядовитые грибы. Формирование знаний о роли грибов в природе и хозяйстве. Уметь приводить примеры. | Лекция | Тест | |
-
| | Лихенология – наука о лишайниках. | Записи и зарисовки в тетрадях, работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы. | Знать характерные признаки отдела, его характеристику и способы размножения. Формировать знания о роли в природе и хозяйстве. | Конспект. Работа с текстом «Грибы и лишайники» ответы на вопросы. | Тест | Презентация по теме. |
-
| | Альгология – наука о водорослях. | Основные признаки, характеристика, систематика, строение. | Знать характерные признаки отдела, его характеристику и способы размножения. Уметь графически изобразить схему размножения. | Заполнение таблицы | Тест | Презентация по теме. |
-
| | День Ивана Купалы или когда цветет папоротник? | Папоротниковидные. Моховидные. Систематика отделов и их краткая характеристика, схема жизненного цикла папоротниковидных. | Знать характерные признаки отделов, их краткую характеристику и способы размножения. Уметь графически изобразить схему размножения. | Заполнение таблицы. | «Микроскопическое строение листа сфагнума». «Гигроскопические способности сфагнума». | Видеофрагмент |
-
| | Экскурсия «Краски осени». | Отметка основных признаков осени. Ответ на вопрос: «Почему желтеют листья?». Научное объяснение природного явления – листопад. | Воспитание бережного, внимательного отношения к природе. | Наблюдение изменений в природе. | Постановка опыта «Искусственный листопад». | Презентация по теме. |
-
| | Растения прошлого. Реликты республики Адыгея. | Реликтовые растения: гинкго билоба, можжевельник кавказский, тис ягодный, сосна, ель, пихта. | Знать определение – реликты. Уметь приводить примеры реликтовых растений РА. | Заполнение таблицы Отдел Голосеменные | Пр. работа «Гигроскопичность шишек». | |
-
| | Жизненные формы растений отдела Цветковые. Разделение на классы Двудольные и Однодольные. | Жизненные формы растений, систематика Покрытосеменных, отличительные признаки Двудольных и Однодольных. | Знать виды жизненных форм растений; их систематику. | Работа с таблицей. | Тест | |
-
| | Предварительное тестирование (I тур) | Проверка знаний, устранение пробелов в знаниях. | Уметь решить поставленные задачи. | Предварительное тестировании по материалам ГИА и ЕГЭ. | Тест | |
-
| | Большая семья растений. | Характеристика семейств растений, разделение их по характерным признакам, формула цветка, диаграмма цветка. | Знать семейства растений, уметь привести примеры, графически и математически изобразить растение; назвать характерные признаки каждого семейства. | Заполнение таблицы «Отличительные признаки семейств растений классов Двудольных и Однодольных » | Работа с атласом – определителем. | |
-
| | Культурные и дикорастущие растений семейств покрытосеменных и их хозяйственное значение. | Культурные и дикорастущие растений семейств покрытосеменных и их хозяйственное значение. | Знать названия представителей семейств растений; уметь выделить их назначение. | Работа с дополнительной литературой. | Тест | |
-
| | «Зеленая аптека». Сбор, хранение, использование лекарственного сырья. | Изучить основные правила сбора, хранения и использования сырья; приготовить отвар из лекарственных трав. | Знать основные правила сбора, хранения и использования сырья; уметь приготовить отвар из лекарственных трав. | Конспект, | Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции. | |
-
| | Дикорастущие лекарственные растения республики Адыгея. | Изучение лекарственных растений различных экосистем. Основные правила сбора и составления гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения. | Знать дикорастущие лекарственные растения, их применение и свойства. Уметь приводить примеры. | Экскурсии: в лес; на луг; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений. | Тест | |
-
| | Культурные лекарственные растения республики Адыгея. | Изучение культурных растений, имеющих лекарственные свойства: | Знать культурные лекарственные растения, их применение и свойства. Уметь приводить примеры. | Практическая работа в группах, зарисовки в тетрадь: | Пр/р.»Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки чёрная с медом». | Презентация по теме. |
-
| | Игра-конкурс «Зелёная аптека» | Подведение итогов и закрепление знаний по разделу «Разнообразие растений». | Обобщение знаний, знать раннее изученный материал. Уметь применять знания на практике. | Игра | | |
Строение растений |
-
| |
Клетка. Ткани растений. | Отличительные признаки растений. Общая таблица органоидов клетки. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов. Ткани. Работа с микроскопом и готовыми микропрепаратами «Ткани растений». Знакомство с фамилиями ботаников Швенденер, Габерландт, Мальпиги, Грю. | Определять понятие ткани, клетка. Знать общую характеристику тканей высших растений. Знать, чем представлено тело низших растений. Уметь дать характеристику и классификацию тканям. Формировать знания об ученых и их роли в развитии ботаники как науки. | Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях. Заполнение таблицы. | Изготовление препарата среза клубня картофеля, знакомство с общими чертами строения запасающей ткани. Приготовление временного препарата листа фикуса, изучение ассимиляционной ткани. | Работа с пластилином «Органоиды клетки» |
-
| | Корень – основа растения. Оформление альбома «Строение растений». | Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи сего функциями. Видоизменение корня. | Знать анатомо-морфологические особенности строения корня, функции и зоны молодого корневого окончания, дифференциацию корней в корневой системе; метаморфозы корней. | Работа с таблицами, схемами «Строение корня», выполнение тестовых заданий по теме. | Тест | |
-
| | Такие разные побеги. Видоизменения побегов. | Стебель. Понятие о побеге, значение стебля. Внутренне строения древесного стебля в связи сего функциями. Образование годичных колец. Видоизменение побегов: корневище, клубень, луковица, их строение и хозяйственное значение. | Знать внутренне строение стебля, видоизменения побегов. Уметь находить годичные кольца, знать их классификацию. | Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях | Пр/р. «Как посчитать сколько лет сосне?» (развивающая кругозор работа) | |
-
| | Видоизменение листа. Разновидности листа. Жилкование листа. | Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные, листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. | Знать строение листа, виды жилкования. Уметь называть основные функции листа. | Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях | Пр/р. «Получение эфирного масла из листа пеларгонии». Тест - самоконтроль | |
-
| | Лист – фабрика энергии. Фотосинтез. | Значение листьев в жизни растений. Дыхание листьев. Фотосинтез. Альбом «Строение растений». | Знать / различать темновую и световую фазу фотосинтеза. Видеть различия между понятиями фотосинтез и дыхание листа. Уметь давать их четкое определение. | Практическая работа. | Опыт №1 «Дыхание листьев», Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями» | Видеофрагмент |
-
| | Для чего нужны цветы? Цветочная викторина. | Записи и зарисовки в тетрадях строение цветка и их разновидностей, однодомные и двудомные растения, зарисовка соцветий. | Различать определения обоеполые и однополые цветки и однодомные и двудомные растения; знать схематичное изображение цветка и называть его части; знать определение «соцветие» и характерные их признаки, приводить примеры растений. | Лекция. | Тест | Презентация по теме. |
-
| | Плод и его разновидности. | Образование плодов, распространение плодов и семян, классификация плодов. | Знать разновидности плодов, их значение. Уметь приводить примеры. | Работа с учебником, лекция. | Тест | |
-
| | Хитрости цветов (хищники, паразиты) | Растения – хищники и растения – паразиты, основные представители этих видов растений | Знакомство учащихся с новыми видами растений. | Лекция. | Тест | Презентация по теме. |
-
| | Предварительное тестирование (II тур) | Проверка знаний, устранение пробелов в знаниях. | Уметь решить поставленные задачи. | Предварительное тестировании по материалам ГИА и ЕГЭ. | Тест | |
Размножение растений |
-
| | Способы вегетативного размножения растений. | Вегетативные органы растений: побег, корень, лист, деление куста, прививка. | Знать, что такое вегетативные органы растений. | Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях | Тест | |
-
| | Опыление и оплодотворение у цветковых. | Виды опыления, их характеристика, процесс двойного оплодотворения, развитие семян и образование плодов. | Знать различия между опылением и оплодотворением у цветковых. Уметь охарактеризовать эти процессы. | Лекция. | Тест | Презентация по теме. |
-
| | Генеративные органы растений. Размножение семенами Условия прорастания семян. | Семя. Строение и состав семени. Значение семени. Условия прорастания, время посева, глубина заделки, роль семени для растения | Знать особенности строения и функции семени. А так же условия необходимые для прорастания семян. | Лекция Практическая работа. Записи и зарисовки в тетрадях | Опыт №4. Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло? Опыт №5 Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян. | Презентация по теме. |
Человек и растения |
-
| | Использование ресурсов флоры. Влияние человека на растения. | Использование растительного сырья, роль растений в природе, влияние биотических факторов на жизнедеятельность растений. | Знать отрасли, использующие растительное сырье, роль растений для самой природы, как влияет человек на растения. | Сообщения детей, беседа, рассуждения. | Сообщения, презентация по лекарственным растениям. | |
-
| | Экскурсия «Весна пришла».
Выпуск листовок «Берегите природу родного края». | Наблюдение изменений в природе весной. Введение в предмет «Экология растений». Экологические группы растений: мезофиты, гигрофиты, суккуленты, светолюбивые, ксерофиты, галофиты, склерофиты, термофилы. | Знать вышеуказанное разделение растений; уметь их отличать по характерным для них признакам. Воспитание внимательного и бережного отношения к природе. | Экскурсия. Подготовка листовок. | Выпуск листовок. | |
-
| | Растительные сообщества - фитоценозы. | Фитоценоз и его ярусность; понятие о растительности и флоре: смена фитоценоза. | Знать определение – фитоценоз. Уметь различать понятия «флора» и «растительность». | Лекция. | Тест | |
-
| | Чтение мифов и легенд о растениях. | Чтение мифов и легенд о растениях. | Развивать интерес к литературе, память, мышление. | Обсуждение | | |
-
| | Подготовка к итоговой конференции. | Подведение итогов и обобщение знаний и умений, полученных за год. Выступления учащихся. | Закрепление у учащихся знаний, полученных на уроках и воплощение их в проект; умение обобщать полученные знания и представлять выполненную работу. | Работа с литературой, ПК. | | Презентация по теме. |
-
| | Итоговая конференция. | Закрепление у учащихся знаний, полученных на уроках; умение обобщать полученные знания и представлять выполненную работу | Конференция защита рефератов, презентации. | | Презентация по теме. |