Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Генетика» составлена на основе программы элективных курсов по биологии 10-11. Н.Е.Пономаревой. Курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьно курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знаниях теории позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать. Учащиеся 11 классов понимают необходимость применения знаний в новой ситуации и при подготовке к ЕГЭ по биологии. Использование задач по генетике развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Практический курс основан на теоретических знаниях:
-современных представлений о гене, его свойствах, механизмах функционирования генов;
- развитие понимания, каким образом функционируют белки и гены;
- координации регуляции генетических и метаболических процессов;
- генотип как единое целое.
Элективный курс «Генетика» рассчитана на 33 часа в 11 классе общеобразовательной школы.
Межпредметные связи: математика (принцип решения задач как система с несколькими неизвестными).
Цель курса: формирование у учащихся понимания генетических закономерностей для широких способов деятельности, приобретение умения применять теоретические знания при решении задач.
Задачи курса:
1) углубить знания об общих принципах решения и оформления генетических задач;
2) рассмотреть методические приемы, облегчающие решение, анализируются ошибки;
3) Ознакомить с возможностями применения теории в практической деятельности в измененных условиях, для подготовки к ЕГЭ по биологии.
Содержание курса
Введение – 2ч.
1. История развития генетики. Исследования Г.Менделя, Т.Моргана.
2. Создание модели молекулы ДНК Д.Уотсоном и Ф.Криком.
3. История развития генетики в России.
4. Решение и оформление генетических задач. Общие методы и приемы при решении задач.
Законы Г.Менделя – 4ч.
1. I и II законы Г.Менделя.
2. Практикум по решению задач. Определение генотипов родителями по расщеплению в потомстве.
3. Определение вероятности рождения потомства с нужными признаками.
4. Моногенное аутосомное менделевское наследование и определение доминантности и рецессивности.
Взаимодействия генов – 6ч.
1. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование и кодоминирование, сверхдоминирование.
2. Наследование по типу множественных аллелей.
3. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное взаимодействие.
4. Эпистаз
5. Полимерный тип взаимодействия, плейотропия
6. Практикум по решению задач.
Дигенное аутосомное менделевское наследование – 4ч.
1. Расчет генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипов.
2. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками, выяснение доминантности и рецессивности.
3. Независимое наследование при неполном доминировании.
4. Практикум по решению задач.
Сцепленное наследование генов – 6ч.
1. Хромосомная теория наследственности. Полное сцепление.
2. Определение типов гамет, вероятность рождения потомков с анализируемыми признаками.
3. Неполное сцепление, схемы кроссинговера.
4. Определение процента кроссинговера и расстояния между генами. Определение числа кроссоверных гамет и соотношение особей в таком потомстве.
5. Карты хромосом.
6. Практикум по решению задач.
Генетика пола. Наследование генов, сцепленных с полом – 8ч.
1. Типы хромосомного определения пола.
2. Наследование генов, локализованных в x – хромосоме.
3. Наследование генов, сцепленных с у – хромосомой.
4. Кодоминантные гены, локализованные в х – хромосоме.
5. Наследование двух признаков, сцепленных с полом.
6. Наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах.
7. Наследование, зависимое от пола.
8. Практикум по решению задач
Наследование летальных генов – 3ч.
1. Летальные гены при моногибридном наследовании.
2. Летальность при дигибридном наследовании.
3. Летальные гены, локализованные в половых хромосомах.
4. Практикум по решению задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- методы генетики, генетическую символику и терминологию;
- особенности законов Г.Менделя, их цитологические основы;
- закономерности сцепленного наследования;
- законы Т.Моргана, определение пола;
- наследование, сцепленное с полом;
- взаимодействие аллельных и неаллельных генов;
- генотип как целостную систему;
- геном человека, генетическое картирование хромосом;
- хромосомную теорию наследственности;
- теорию гена, закономерности изменчивости;
- виды изменчивости, норму реакции. Причины и виды мутаций. Меры профилактики наследственных болезней человека.
Учащиеся должны уметь:
- решать генетические задачи;
- пользоваться компьютером, работать с диском «Открытая биология»;
- создавать презентации по темам курса;
- обобщать, сравнивать, анализировать, работать в группе, использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), составлять генетические задачи.
Тематический план
№ п\п | Тема | Количество часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Закон Г. Мендаля. | 4 |
3. | Взаимодействие генов. | 6 |
4. | Дигенное аутосомное менделевское наследование. | 4 |
5. | Сцепленное наследование генов. | 6 |
6. | Генетика пола. Наследование генов, сцепленных с полом. | 8 |
7. | Наследование летальных генов. | 3 |
Итого: 33 |
Дидактическая и методическая литература:
1. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. –
Саратов: Лицей, 2005г.
2. А.Ю. Гаврилова Биология. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Д.К.
Беляева., П.М. Бородина, Н.Н.Воронцова. 2ч. – Волгоград: Учитель, 2005г.
3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.В. Сборник задач по генетике с решениями:
Методическое пособие. – Саратов: Лицей, 1998г.
4. Л.А. Рязанова Задачник по генетике для дифференцированного обучения:
учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999г.
5. Б.Х. Соколовская 120 задач по генетике (с решениями) – М: «Центр РСПИ»,
1991г.
6. Л.А. Рязанова Дидактические карточки по генетике. – Челябинск, ЧГПУ,
1993г.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт. |
1. | Введение. История развития генетики. Исследования Г.Менделя, Т.Моргана. | 1 | | |
2. | Решение и оформление генетических задач. Общие методы и приемы при решении задач. | 1 | | |
3. | I и II законы Г.Менделя. | 1 | | |
4. | Практикум по решению задач. Определение генотипов родителями по расщеплению в потомстве. | 1 | | |
5. | Определение вероятности рождения потомства с нужными признаками. | 1 | | |
6. | Моногенное аутосомное менделевское наследование и определение доминантности и рецессивности. | 1 | | |
7. | Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование и кодоминирование, сверхдоминирование. | 1 | | |
8. | Наследование по типу множественных аллелей. | 1 | | |
9. | Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное взаимодействие. | 1 | | |
10. | Эпистаз | 1 | | |
11. | Полимерный тип взаимодействия, плейотропия | 1 | | |
12. | Практикум по решению задач по теме «Взаимодействие генов» | 1 | | |
13. | Расчет генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипов. | 1 | | |
14. | Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками, выяснение доминантности и рецессивности. | 1 | | |
15. | Независимое наследование при неполном доминировании. | 1 | | |
16. | Практикум по решению задач по теме «Генотипы» | 1 | | |
17. | Хромосомная теория наследственности. Полное сцепление. | 1 | | |
18. | Определение типов гамет, вероятность рождения потомков с анализируемыми признаками. | 1 | | |
19. | Карты хромосом. | 1 | | |
20. | Практикум по решению задач «Сцепленное наследование генов» | 1 | | |
21. | Типы хромосомного определения пола. | 1 | | |
22. | Наследование генов, локализованных в x –хромосоме. | 1 | | |
23. | Наследование генов, сцепленных с у – хромосомой. | 1 | | |
24. | Кодоминантные гены, локализованные в х – хромосоме. | 1 | | |
25. | Наследование двух признаков, сцепленных с полом. | 1 | | |
26. | Наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах. | 1 | | |
27. | Наследование, зависимое от пола. | 1 | | |
28. | Практикум по решению задач «Генетика пола» | 1 | | |
29 | Наследование летальных генов | 1 | | |
30. | Летальные гены при моногибридном наследовании. | 1 | | |
31. | Летальность при дигибридном наследовании. | 1 | | |
32. | Летальные гены, локализованные в половых хромосомах. | 1 | | |
33. | Урок обобщение по курсу «Генетика» | 1 | | |
Литература
1.И.В.Болгова. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в ВУЗы.//
М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2011г.
2.А.А.Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике.// Ростов-на-Дону.: «Легион», 2013г.
3.Н.М.Киреева. Биология. Для поступающих в ВУЗы(способы решения задач по генетике)//
Волгоград: «Учитель», 2009г.