СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики". Данная программа рассчитана на 2 года обучения 10 и 11 классе по 34 часа в каждый год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики"»

Кабардино-Балкарская Республика

Урванский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5» г.п. Нарткала



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 27.08.2020г.

Руководитель ШМО

_________ Л.М. Зухова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР



________ Ф.В. Кушхова

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от № 112/1-ОД

от 28.08.2020г.

И.о.директора МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала ________ М.Ю. Хаваяшхова






Наименование учебного предмета: «Избранные вопросы математики»

Уровень образования: среднее общее образование

Класс: 10 Б

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Составитель: Дзуганова Марита Чамаловна


Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2020 г.

Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (34часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу в неделю).

Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометриии позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Цели курса

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть С), к продолжению образования;

  • углубить и систематизировать знания учащихся по основ­ным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;

  • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;

  • сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;

  • воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;

  • сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ (частьС);

  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;

  • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Виды деятельности на занятиях:

лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, КДР, тестирование.


Предполагаемые результаты


Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.



В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • преобразовывать числовые и алгебраические выражения;

  • решать уравнения высших степеней;

  • решать текстовые задачи;

  • решать геометрические задачи;

  • решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);

  • строить графики, содержащие параметры и модули;

  • решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;

  • повысить уровень  математического и логического мышления;

  • развить навыки исследовательской деятельности;

  • самоподготовка, самоконтроль;

  • работа учитель-ученик, ученик-ученик.


Работа курса строится на принципах:

  • научности;

  • доступности;

  • опережающей сложности;

  • вариативности.

Средства, применяемые в преподавании:


КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.


Раздел 2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать/ уметь:

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;

  • приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;

  • формулы тригонометрии, степени, корней;

  • методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;

  • понятие многочлена;

  • приемы разложения многочленов на множители;

  • понятие модуля, параметра;

  • методырешения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;

  • методы решения геометрических задач;

  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

  • понятие производной и ее применение;

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;

  • уметь решать уравнения высших степеней;

  • уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы,логарифмы и тригонометрические функции;

  • уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;

  • уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;

  • уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;

  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни.


































Раздел 3.Содержание изучаемого курса

10 класс

Тема 1. Многочлены ( 8ч )

Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.

Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение.Схема Горнера и ее применение.Методы решения уравнений с целыми коэффициентами.Решение уравнений высших степеней.


Тема 2. Преобразование выражений (7 часов)

Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений.Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.


Тема 3. Решение текстовых задач ( 5 ч)

Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты», «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».


Тема 4. Функции (6ч)

Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции и ихсвойства и графики.

Тема 5. Модуль и параметр (8 ч)

Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов.Понятие параметра. Решение простейшихуравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.

Раздел 4.Тематическое планирование курса


темы

Содержание

Количество часов

1.

Многочлены

8

2.

Преобразование выражений

7

3.

Решение текстовых задач

5

4.

Функции

6

5.

Модуль и параметр

8

Всего

34





Раздел 5.Календарно-тематическое планирование курса

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Знакомство с КИМ

8.09


Действия над многочленами

15.09


Корни многочлена

22.09


Разложение многочлена на множители

29.09


Формулы сокращенного умножения

06.10


Алгоритм Евклида для многочленов

13.10


Теорема Безу

20.10


Методы решения уравнений с целыми коэффициентами

03.11


Преобразование выражений,включающих арифметические операции

10.11


Сокращение алгебраических дробей

17.11


Преобразование рациональных выражнний

24.11


Преобразование выражений, содержащих возведение в степень.

01.12


Преобразование выражений, содержащих корни.

08.12


Преобразование выражений, содержащих корни натуральных степеней.

15.12


Преобразование выражений, содержащих модуль.

22.12


Решение задач на движение

12.01


Решение задач на совместную работу

19.01


Решение задач на проценты

26.01


Решение задач на пропорциональное деление

02.02


Решение задач на смеси

09.02


Свойства и графики элементарных функций

16.02


Свойства и графики элементарных функций

23.02


Свойства и графики тригонометрических функций

02.03


Свойства и графики тригонометрических функций

09.03


Свойства и графики функций, содержащих модуль

16.03


Свойства и графики функций, содержащих модуль

30.03


Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем

06.04


Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем

13.04


Методинтервалов

20.04


Методинтервалов

27.04


. Понятие параметра

04.05


Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр

11.05


Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром

18.05


Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром

25.05



























Раздел 3. Содержание изучаемого курса

Тема 6. Преобразование выражений (4)

Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.

Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы(часть С) (9 ч )

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)

Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.

Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Тема 10. Планиметрия. Стереометрия (6 ч)

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур.Углыв пространстве. Расстоянияв пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.


11 класс


темы

Содержание

Количество часов

6.

Преобразование выражений

4

7.

Уравнения, неравенства и их системы (часть С)

9

8.

Модуль и параметр

6

9.

Производная и ее применение

9

10.

Планиметрия. Стереометрия

6

Всего

34


Раздел 5.Календарно-тематическое планирование курса







Тема

Дата по плану

Дата по факту

1.

Преобразование степенных выражений

07.09


2.

Преобразование показательных выражений

14.09


3.

Преобразование логарифмических выражений

21.09


4.

Преобразование тригонометрических выражений.


28.09


5.

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств

05.10


6.

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств

12.10


7.

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств

19.10


8.

Основные приемы решения систем уравнений

02.11


9.

Основные приемы решения систем уравнений

09.11


10.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.

16.11


11.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.

23.11


12.

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.


30.11


13.

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.


07.12


14.

Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль.

14.12


15.

Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль.

21.12


16.

. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр.

11.01


17.

. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр.

18.01


18.

. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром

25.01


19.

. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром

01.02


20.

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной.

08.02


21.

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной.

15.02


22.

Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции.

22.02


23.

Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции.

01.03


24.

Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы.

08.03


25.

Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы.

15.03


26.

Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах том числе социально-экономических, задачах

29.03


27.

Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах

05.04


28.

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника

12.04


29.

. Нахождение площадей фигур.

19.04


30.

.Углыв пространстве. Расстоянияв пространстве

26.04


31.

.Углыв пространстве. Расстоянияв пространстве

03.05


32.

. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.


10.05


33.

. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.


17.05


34.

. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.


24.05





Учебно – методическая литература:


  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2013 года по математике.

  1. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году. Методические указания.

Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 2012.

  1. Задания для подготовки к ЕГЭ – 2010 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л.,Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2010.

  2. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2011 по математике /

Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2011.

  1. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008.

  2. Серия рабочих тетрадей по каждому типу заданий В1-В14 издательства

МЦНМО г. Москва под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М.:ACT: Астрель, 2013.

  1. Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2013: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2012.

  2. КИМ «Алгебра и начала анализа»-10класс. Составитель: А.Н.Рурукин. М: «ВАКО», 2011.

  3. Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2009.

  4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное

пособие для 10 класса средней школы /И. Ф.Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.

  1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1991.

  2. А.П. Карп «Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс» Москва: «Просвещение» 2009 год.

  3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.

  4. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.

  5. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.

  6. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.

  7. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.

  8. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.

  9. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  10. Интернет – ресурсы:

http://www.fipi.ru

http://www.mathege.ru

http://www.reshuege.ru