Кабардино-Балкарская Республика
Урванский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«
Средняя общеобразовательная школа № 5» г.п. Нарткала
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 27.08.2020г. Руководитель ШМО _________ Л.М. Зухова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Ф.В. Кушхова | УТВЕРЖДЕНО Приказ от № 112/1-ОД от 28.08.2020г. И.о.директора МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала ________ М.Ю. Хаваяшхова |
Наименование учебного предмета: «Избранные вопросы математики»
Уровень образования: среднее общее образование
Класс: 10 Б
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Составитель: Дзуганова Марита Чамаловна
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2020 г.
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (34часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу в неделю).
Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометриии позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Цели курса
создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (часть С), к продолжению образования;
углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи курса:
развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ (частьС);
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.
Виды деятельности на занятиях:
лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, КДР, тестирование.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
решать уравнения высших степеней;
решать текстовые задачи;
решать геометрические задачи;
решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть С);
строить графики, содержащие параметры и модули;
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
повысить уровень математического и логического мышления;
развить навыки исследовательской деятельности;
самоподготовка, самоконтроль;
работа учитель-ученик, ученик-ученик.
Работа курса строится на принципах:
научности;
доступности;
опережающей сложности;
вариативности.
Средства, применяемые в преподавании:
КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.
Раздел 2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать/ уметь:
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;
формулы тригонометрии, степени, корней;
методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
понятие многочлена;
приемы разложения многочленов на множители;
понятие модуля, параметра;
методырешения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
методы решения геометрических задач;
приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
понятие производной и ее применение;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
уметь решать уравнения высших степеней;
уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы,логарифмы и тригонометрические функции;
уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;
уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни.
Раздел 3.Содержание изучаемого курса
10 класс
Тема 1. Многочлены ( 8ч )
Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий.
Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение.Схема Горнера и ее применение.Методы решения уравнений с целыми коэффициентами.Решение уравнений высших степеней.
Тема 2. Преобразование выражений (7 часов)
Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений.Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.
Тема 3. Решение текстовых задач ( 5 ч)
Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты», «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».
Тема 4. Функции (6ч)
Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Функции
и
ихсвойства и графики.
Тема 5. Модуль и параметр (8 ч)
Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов.Понятие параметра. Решение простейшихуравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.
Раздел 4.Тематическое планирование курса
№ темы | Содержание | Количество часов |
1. | Многочлены | 8 |
2. | Преобразование выражений | 7 |
3. | Решение текстовых задач | 5 |
4. | Функции | 6 |
5. | Модуль и параметр | 8 |
Всего | 34 |
Раздел 5.Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
| Знакомство с КИМ | 8.09 | |
| Действия над многочленами | 15.09 | |
| Корни многочлена | 22.09 | |
| Разложение многочлена на множители | 29.09 | |
| Формулы сокращенного умножения | 06.10 | |
| Алгоритм Евклида для многочленов | 13.10 | |
| Теорема Безу | 20.10 | |
| Методы решения уравнений с целыми коэффициентами | 03.11 | |
| Преобразование выражений,включающих арифметические операции | 10.11 | |
| Сокращение алгебраических дробей | 17.11 | |
| Преобразование рациональных выражнний | 24.11 | |
| Преобразование выражений, содержащих возведение в степень. | 01.12 | |
| Преобразование выражений, содержащих корни. | 08.12 | |
| Преобразование выражений, содержащих корни натуральных степеней. | 15.12 | |
| Преобразование выражений, содержащих модуль. | 22.12 | |
| Решение задач на движение | 12.01 | |
| Решение задач на совместную работу | 19.01 | |
| Решение задач на проценты | 26.01 | |
| Решение задач на пропорциональное деление | 02.02 | |
| Решение задач на смеси | 09.02 | |
| Свойства и графики элементарных функций | 16.02 | |
| Свойства и графики элементарных функций | 23.02 | |
| Свойства и графики тригонометрических функций | 02.03 | |
| Свойства и графики тригонометрических функций | 09.03 | |
| Свойства и графики функций, содержащих модуль | 16.03 | |
| Свойства и графики функций, содержащих модуль | 30.03 | |
| Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем | 06.04 | |
| Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем | 13.04 | |
| Методинтервалов | 20.04 | |
| Методинтервалов | 27.04 | |
| . Понятие параметра | 04.05 | |
| Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр | 11.05 | |
| Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром | 18.05 | |
| Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром | 25.05 | |
Раздел 3. Содержание изучаемого курса
Тема 6. Преобразование выражений (4)
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы(часть С) (9 ч )
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.
Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Тема 10. Планиметрия. Стереометрия (6 ч)
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур.Углыв пространстве. Расстоянияв пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.
11 класс
№ темы | Содержание | Количество часов |
6. | Преобразование выражений | 4 |
7. | Уравнения, неравенства и их системы (часть С) | 9 |
8. | Модуль и параметр | 6 |
9. | Производная и ее применение | 9 |
10. | Планиметрия. Стереометрия | 6 |
Всего | 34 |
Раздел 5.Календарно-тематическое планирование курса
| | | |
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Преобразование степенных выражений | 07.09 | |
2. | Преобразование показательных выражений | 14.09 | |
3. | Преобразование логарифмических выражений | 21.09 | |
4. | Преобразование тригонометрических выражений. | 28.09 | |
5. | Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств | 05.10 | |
6. | Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств | 12.10 | |
7. | Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств | 19.10 | |
8. | Основные приемы решения систем уравнений | 02.11 | |
9. | Основные приемы решения систем уравнений | 09.11 | |
10. | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. | 16.11 | |
11. | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. | 23.11 | |
12. | Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем. | 30.11 | |
13. | Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем. | 07.12 | |
14. | Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. | 14.12 | |
15. | Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. | 21.12 | |
16. | . Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. | 11.01 | |
17. | . Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. | 18.01 | |
18. | . Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром | 25.01 | |
19. | . Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром | 01.02 | |
20. | Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. | 08.02 | |
21. | Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. | 15.02 | |
22. | Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. | 22.02 | |
23. | Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. | 01.03 | |
24. | Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. | 08.03 | |
25. | Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. | 15.03 | |
26. | Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах том числе социально-экономических, задачах | 29.03 | |
27. | Примеры использования производной для нахождениянаилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах | 05.04 | |
28. | Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника | 12.04 | |
29. | . Нахождение площадей фигур. | 19.04 | |
30. | .Углыв пространстве. Расстоянияв пространстве | 26.04 | |
31. | .Углыв пространстве. Расстоянияв пространстве | 03.05 | |
32. | . Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения. | 10.05 | |
33. | . Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения. | 17.05 | |
34. | . Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения. | 24.05 | |
Учебно – методическая литература:
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена 2013 года по математике.
Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году. Методические указания.
Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 2012.
Задания для подготовки к ЕГЭ – 2010 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л.,Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2010.
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2011 по математике /
Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2011.
Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008.
Серия рабочих тетрадей по каждому типу заданий В1-В14 издательства
МЦНМО г. Москва под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М.:ACT: Астрель, 2013.
Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2013: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2012.
КИМ «Алгебра и начала анализа»-10класс. Составитель: А.Н.Рурукин. М: «ВАКО», 2011.
Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2009.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное
пособие для 10 класса средней школы /И. Ф.Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1991.
А.П. Карп «Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс» Москва: «Просвещение» 2009 год.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2013.
ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Интернет – ресурсы:
http://www.fipi.ru
http://www.mathege.ru
http://www.reshuege.ru