СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Как работать над сочинением?», 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса  по   русскому языку «Как работать над  сочинением?», 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Как работать над сочинением?», 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО на заседании МС ______________

_______________ ________________ Директор школы

Рук. МО Председатель МС Приказ № 573 29.08.2017 ___ ____________ Протокол №2 от 28.08.2017











Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Как работать над сочинением?»

класс 11Б

уровень базовый






Составитель: Торопыгина О.Ю., учитель русского языка и литературы














г. Ханты-Мансийск, 2017





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  4. Приказ Министерства образования РФ от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312».

  5. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312».

  6. Приказ Министерства образования РФ от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089».

  7. Приказ Министерства образования  и науки РФ   от 08.06.2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»

  8. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры об организации образовательного процесса в образовательных организациях ХМАО-Югры в 2015-2016 учебном году от 26.06.2015 №10-Исх-6681.

  9. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5».


Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.


В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Неслучайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.

Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс, – научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.


Цели и задачи реализации курса


Цели элективного курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.


Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.


Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.



Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.












































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Модуль 1. Теоретический аппарат курса.


1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением». Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

3. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступления.

4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.

5. Соотношение тематики и проблематики текста.

6. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

7. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

8. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции

9. Заключительная часть сочинения


Модуль 2. Практический аппарат курса. Практикум.


1. Практикум по выявлению проблемы в художественном тексте.

2. Практикум по написанию комментария к проблеме в художественном тексте

3. Практикум по выявлению авторской позиции в художественном тексте.

4. Практикум по написанию аргументов к выявленной проблеме

5. Практикум по написанию вступления и заключения сочинения-рассуждения

6. Практикум. Исправление грамматических и речевых ошибок в сочинении-рассуждении

7. Экспертная оценка творческих работ.



























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.


К концу изучения курса учащиеся должны уметь:


  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Дата

Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ.

1

1.09

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

1

8.09

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступления. Проблема текста.

1

15.09

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.

1

22.09

Соотношение тематики и проблематики текста. Типы проблем.

1

29.09

Как сформулировать проблему? Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких.

1

6.10

Урок-дебаты «Учимся дискутировать»

1

13.10

Типичные конструкции (клише) для формулирования проблемы

1

20.10

Типичные ошибки при формулировании проблемы

1

27.10

Практикум по выявлению проблемы в художественном тексте

1

10.11

Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

1

17.11

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

1

24.11

Введение цитат в текст сочинения

1

1.12

Круглый стол «Учимся у великих» (практикум по введению цитат в устное высказывание)

1

8.12

Практикум по написанию комментария к проблеме в художественном тексте

1

15.12

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

1

22.12

Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

1

12.01

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

1

19.01

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

1

26.01

Практикум по выявлению авторской позиции в художественном тексте

1

2.02

Аргументация собственного мнения

1

9.02

Виды аргументов. Структура аргумента

1

16.02

Типичные ошибки аргументации

1

2.03

Практикум по написанию аргументов к выявленной проблеме

1

9.03

Композиция сочинения

1

16.03

Основные средства связи между предложениями в тексте

1

23.03

Урок-конференция «Виды и формы вступления»

1

25.03

Виды заключения

1

6.04

Практикум по написанию вступления и заключения сочинения-рассуждения

1

13.04

Речевое оформление сочинения

1

20.04

Грамматические ошибки и речевые ошибки

1

27.04

Фактические ошибки

1

4.05

Практикум. Исправление грамматических и речевых ошибок в сочинении-рассуждении

1

11.05

Практикум. Написание сочинения-рассуждения

2

18.05

25.05


Итого

35


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.

1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ);

3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.


Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения – 23 балла.

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»)


Требования к написанию сочинения-рассуждения (часть С)


1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

4. Объём сочинения – не менее 150 слов.

5. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

6. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом


Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» .



Критерии оц

нивания ответ

на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения


К 1

Формул

ровка проблем исходного текста



Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Ф

ктических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой про

лемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно

формулировать ни одну из

проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста



Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опор

й на исходный текст. Фактичес

их ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного те

ста, в комм

нтариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,

но

без опоры на исходный текст,

или

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с п

ниманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0


К 3

Отражение позиции автора исходного текста



Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с поним

нием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текс

а не сформулирована.

0

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного

мнения по проблеме



Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

(привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

(привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт)

или

привел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

привел 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт

1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.

0

II

Речевое оформление сочине

ия


К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного член

ния текста.

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членени

текста.

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К 6

Точность и выра

ительность речи



Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи

*Высший балл по этому критерию

кзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемог

отличается бедностью словаря и однообразием грамма

ического строя речи.

0

III

Г

амотность


К 7

Соблюдение орфографич

ских норм



орфографиче

ких ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено не более 2 ошибок

2

допущено 3- 4 ошибки

1

доп

щено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм



пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено 1- 3 оши

ки

2

допущено 4-

ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм



грамматических ошибок нет

2

допущено 1- 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

С

блюдение речевых норм



допущено не

более 1 речевой ошибки

2

доп

щ

но 2 - 3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм



этические ошибки в работе отсутствуют

1


доп

щены этические ошибки (1 и более)

0

К

2

Соблюдение факт

логической то

ности в фоновом материале



фактические ошибки в фонов

м материале отсутствуют

1


допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1 – К12)

23


При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулем баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2 ошибок;

К8 – допущено 1- 3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7- К12 за работу объемом от 70 до 150 баллов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1  К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.





















Памятка для экспертов ЕГЭ. Проверяем правильно.

Негрубые ошибки (две негрубые ошибки = одна)

      1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.

2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.

3. Слитное-раздельное написание наречий типа: по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.

     4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.

      5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда  он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери и Бэла.

      7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, - это глобус.

8. Отсутствие точки в конце предложения.

9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он знак подаст, и все хохочут.

Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)

              Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и   морфологических условиях: * толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две ошибки ; *чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ; *ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки ,   НО: *раздроженный, * очеровать  =две отдельные ошибки.

             Если написана неверная   буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: * зачеруй, *очерован, *очированный.

             Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну: * аппеляция = одна ошибка, НО: *об апелляцие = две ошибки.

        Понятие   однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.

 

                                       Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку


1. Явные описки:   рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о - глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах:   рэкет, пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:взволнова(Н,НН)ы.
5. Прописная/строчная   буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах: люля-кебаб, бефстроганов,

9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10.Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11.Замена одного знака препинания другим.
12.Наличие или отсутствие запятой   между союзом А   и вводным словом.
13.Замена знака препинания при выделении   вводных предложений (вставных конструкций).
14.Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций: Герои этого времени, например( ,) Чацкий , - резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов ( ,) в частности.
17. В передаче авторской пунктуации.


Ошибки фактические – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров- герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»

             Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов:   «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.

           Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает   и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными   и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере   судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.

К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения:   отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:

А. Неудачное начало: С особенной силой этот эпизод описан в романе…

  Б. Ошибки в  средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие  последовательности  в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна.  Комедия «Недоросль»  имеет  большое значение в наши дни. В комедии Простакова является   отрицательным   типом.   Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных.  Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:

Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.  Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря  обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:

Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной   точности высказываний, употребляя слова   в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств   выражений.

Грамматические ошибки   вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.

  

Классификация   грамматических ошибок

 

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство.

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее выглядит.

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями. Обоим сестрам.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули .  Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее.

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла?

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже.

13.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдругзастучит вновь

18 .

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

19.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении


Классификация речевых ошибок


Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов

Мое отношение к этой проблеме непоменялось. Были принятыэффектные меры. Автор призываетбережливо относиться к книгам.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов

Автор, обращаясь   к   этой   проблеме,   пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев   то   и   дел о прибегает   к   употреблению метафор   и   олицетворений.. Этот роман –вопиющее достижение писателя.Автор вопрошает: «Кто виноват?»

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким   людям   всегда   удается  объегоришь  других. Чиновники  подлизываются   к   ревизору.

7.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор    увеличивает    впечатление.

Автор использует художествен­ные особенности 

(вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор.

8.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша,   очень прекрасный.

9.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом   рассказе   рассказывается   о реальных событиях. Характерная черта характера…

10.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой…

11.

Искажение состава фразеологизма

 

Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.

 








































ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Литература для обучающихся


1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, Взгляд, 2012

2. Власенков А.И. Учебное пособие «Русский язык» 10-11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И. Власенков, Л.М. Рябченкова, М,: Дрофа, 2007

3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2006.

4. Единый государственный экзамен. 2013: Русский язык. – М.: Просвещение, 2013

5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2012

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов на Дону: Легион, 2013

7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013


Дополнительная литература


1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.: Астрель, 2012

2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.: Слово, 1997

3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2010.

4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977

5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987

6. Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991


Интернет-ресурсы

http://www.gramota.ru  Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Словари. Справочное бюро - ответы на вопросы. Официальные документы, новости, статьи, культура речи, конкурсы. Информация о словарях и энциклопедиях. Библиотека.

http://www.gramota.ru/idictation/idictation.php?id=71 Интерактивные диктанты.

http://language.edu.ru Тематические подборки диктантов в разделе «Диктантов по русскому языку» на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается «проверить» и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания.

http://www.comjuor.crimea.edu/dict.htm    Орфоэпические диктанты.

http://www.abiturcenter.ru/testi/begin.php?log=guest&step=2&sc_id=17&PHP...  Учебно- научный центр довузовского образования. ON-line тесты для абитуриентов по всем предметам. 

http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=2865, http://www.ctege.org/razdel.php?razdelid=18  ЕГЭ и ЦТ - информационная поддержка. В разделе "Абитуриентам" - ВУЗы, техникумы, статьи, поступление, рейтинги ВУЗов и др.

Интерактивные упражнения и тесты (не ЕГЭ) по русскому языку:

http://www.likbez.spb.ru/tests.asp?r=18
http://ruslit.ioso.ru/tests.htm
http://russian-pages.newmail.ru/traditional/slovoobrazovanie/exercises.h...
http://www.serge-flamel.narod.ru/kubyshka/Narechia/index.htm

Подготовка к ЕГЭ, тесты прошлых лет и on-line:

http://bitnet.ru/demo-ege/
http://www.test4u.ru/tests.php
http://aeterna.ru/test.php?link=tests:12218
http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=3064
http://www.naexamen.ru/ege/
http://www.psu.ru/?m=041&a=11
http://www1.ege.edu.ru/content/view/443/112/
http://testonline.rustest.ru/
http://blog.ctege.org/?cat=12

Пособия для подготовки к ЕГЭ, демоверсии:

http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

Словарь русского языка(МАС):

http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/09/ma166210.htm

Словари, справочники, любопытные факты:

http://www.slovari.ru/default.aspx?p=1106
http://slovari.donpac.ru/lang/ru/ivoc/ojsh/ojsh_skl.html
http://slov.h1.ru/
http://www.ruscorpora.ru/
http://www.intelgame.ru/doc/93.htm
http://slovesnik.1september.ru/
http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/RUSSK/index.html
http://otlithnik.ru/test/testrus_1.shtml

Русский литературный язык:
http://traktat.com/language/book/index.php

Литературное редактирование текста(справочник):
http://www.evartist.narod.ru/text1/57.htm

Как преодолеть экзаменационные ловушки?

http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=4028

Биографии известных людей:

http://www.biografia.ru/cgi-bin/proverb.pl?oaction=unit&page=047










22