Пояснительная записка.
Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма: приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к ГИА. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель программы:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Задачи :
- обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков по орфографии;
- закрепить навыки работы с тестами;
- формировать речевую культуру учащихся.
Место элективного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
уметь:
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии;
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
Содержание обучения
1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
- тест
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Тематический план курса (17 часов)
№ п/п | Дата проведения | Название тем курса | Форма занятий | Кол-во часов |
1 | | | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | Лекция с составлением таблиц-памяток | |
2 | | | Орфограммы в корнях. Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные | | |
3 | | | Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне | | |
4 | | | Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения | Лекция. Практическое применение правил | |
5 | | | Орфограммы в суффиксах. О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | Лекция с составлением алгоритмов по темам | |
6 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) | Лекция с составлением алгоритмов по темам | |
7 | | | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | Практическое применение правила | |
8 | | | Орфограммы в окончаниях. О, Ё после шипящих в окончаниях слов | Семинар - практикум | |
9 | | | Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | Семинар - практикум | |
10 | | | Правописание сложных слов. Соединительная гласная в сложных словах | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
11 | | | Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | Лекция учителя. Тренировочные задания | |
12 | | | Правописание предлогов. Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов | Семинар - практикум | |
13 | | | Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов | Компьютерное тестирование | |
14 | | | Правописание частиц. Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи | Семинар - практикум | |
15 | | | Правописание числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных | Семинар - практикум | |
16 | | | Принципы и правила переносов | Тренировочные задания | |
17 | | | Итоговая работа (тест). | | |
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; использовать – группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Елисеева М.Б.,Ковалевская Е.Г. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации. Со словарями и тестами. Изд. 2-е испр. и доп. – СПб.: «Паритет», 2006.-416с.
Угроватова Т.Юю Русский язык. 9 класс. М-л для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся / -5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Никольское»
Приложение к содержательному разделу основной образовательной программы школы.
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО учителей Заместитель директора
русского языка и литературы по УВР ____Миронова Н.М.
Протокол №______ «____»_______2015 г.
от «____»_______2015 г.
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку «Создание письменных мини-текстов различной стилистической и жанровой принадлежности»
кл.
Программа разработана
учителем русского языка
и литературы
Абрамовой Е.А.
2015-2016учебный год
Пояснительная записка.
Элективный курс «Создание письменных мини-текстов различной стилистической и жанровой принадлежности» рассчитан на 17 часов и направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи. Актуальность данного курса заключается в том, что ведется подготовка к итоговой аттестации, так как одним из затруднений при сдаче экзамена является написание сочинения-рассуждения.
Данная программа помогает овладеть нормами составления текста, расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, уйти от шаблонности высказываний, развивает личность. В практической части представлен дидактический материал, тексты с учетом жанровых разновидностей речи, подобраны задания и коммуникативные упражнения, направленные на выработку умений по составлению учащимися высказываний и текстов различной жанровой принадлежности.
ЦЕЛИ КУРСА:
-Формирование устойчивых знаний и умений учащихся по созданию мини-сочинений разных типов и стилей речи;
-Научиться принципам отбора языковых средств для порождения высказывания;
- Развивать связную письменную речь;
- Уметь давать свою оценку увиденному, услышанному.
ЗАДАЧИ КУРСА:
-Углубить теоретические и практические знания учащихся о тексте малой формы;
-Совершенствовать умения и навыки учащихся составлять тексты малой формы;
-Повысить уровень речевого развития;
-Воспитать коммуникативную компетенцию;
-Подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству;
-Обогащение словарного запаса учащихся;
- Развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся.
- Научить создавать собственный текст.
Место элективного курса в учебном плане.
Элективный курс «Создание письменных мини-текстов различной стилистической и жанровой принадлежности» рассчитан на 17 часов (1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки выпускников.
По окончании курса УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- формы и методы работы с текстами малой формы, а именно:
- виды сочинений, их типы и особенности;
- этапы создания письменного высказывания;
- владеть выразительными средствами языка, помогающими создавать текс-миниатюру.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- отбирать и анализировать дидактический материал, предназначенный для создания письменных текстов малой формы;
- логично и связно выражать свои мысли, строить устную и письменную речь;
- владеть основными приёмами работы над творческим высказыванием, а именно:
- определять вид и тип высказывания;
- составлять план текста-описания, повествования, рассуждения;
- составлять текст-описание по рисунку, репродукции с картины;
- составлять тексты- описания, повествования, рассуждения разного жанра: отзывы, рецензии, эссе;
- сжато и выборочно излагать тексты публицистического характера;
- составлять тексты-рассуждения на лингвистическую и морально-этическую темы.
Содержание программы.
Работа с художественными средствами:
Овладение лексикой, необходимой для описания предмета, действия, явления.
Использование в собственных высказываниях средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
Стилистические фигуры речи. Понятие параллелизм, синекдоха, инверсия. анафора, эпифора. Выявление их в тексте и использование в речи для усиления выразительности.
Творчество учащихся
Создание творческих работ малой формы различных стилей и жанров:
- сочинение-описание;
- сочинение-повествование;
- сочинения-рассуждения:
-отзыв;
- сочинение на лингвистическую тему;
- рецензия;
- эссе.
Овладение новыми теоретическими знаниями:
- сочинение-миниатюра;
- механизм поэтапного создания текста.
Формы итоговой отчетности:
1. Выполнение творческих работ.
2. Опрос.
Тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Название тем курса | Кол-во часов |
1 | | | Вводное занятие. Понятие о письменном тексте малой формы различной стилевой жанровой принадлежности. | 1 |
2 | | | Механизм создания текста малой формы. Этап подготовки (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала. | 1 |
3 | | | Механизм создания текста малой формы. Этап расположения материала (структура: введение, развитие темы, заключение). | 1 |
4 | | | Работа над выразительными средствами языка (тропами, стилистическими фигурами).Теоретический материал. | 1 |
5 | | | Механизм создания текста. Этап отбора средств выразительности, лексики. | 1 |
6 | | | Тематика сочинений разных типов речи. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо). | 1 |
7 | | | Практическая работа. Составление плана, создание письменного текста. | 1 |
8 | | | Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики). | 1 |
9 | | | Практическая работа. Составление плана, создание письменного текста. | 1 |
10 | | | Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности. | 1 |
11 | | | Опрос. Практическая работа. | 1 |
12 | | | Работа над сочинением-рассуждением. Использование для примера в сочинении жизненного опыта и примеров из художественной литературы. Практическая работа. | 1 |
13 | | | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическая работа. | 1 |
14 | | | Отзыв. Практическая работа. | 1 |
15 | | | Рецензия. Практическая работа. | 1 |
16 | | | Эссе. Практическая работа. | 1 |
17 | | | Подведение итогов. Отбор лучших сочинений учащихся. | 1 |
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; использовать – группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
2. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
3. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
4. Русский язык.Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич.-Ростов н/Д:Легион-М, 2010
5. С.П.Белокурова Словарь литературоведческих терминов СПб., «Паритет», 2006.
6. Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.
7. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2009.
8. Русский язык. 9-йкласс.Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.АСениной..-Ростов н/Д.: Легион,2012