СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность"»



Пояснительная записка.

Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма: приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к ГИА. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель программы:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Задачи :


- обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков по орфографии;

- закрепить навыки работы с тестами;

- формировать речевую культуру учащихся.





Место элективного курса в учебном плане.



Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.





Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);



уметь:

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии;

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее

  • правильности;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за

собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным

предметам и продолжения образования.

Содержание обучения

1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)



Тематический план курса (17 часов)

№ п/п

Дата проведения

Название тем курса

Форма занятий

Кол-во часов

1



Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

Лекция с составлением таблиц-памяток


2



Орфограммы в корнях. Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные



3



Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне



4



Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

Лекция. Практическое применение правил


5



Орфограммы в суффиксах. О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Лекция с составлением алгоритмов по темам


6



Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

Лекция с составлением алгоритмов по темам


7



Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

Практическое применение правила


8





Орфограммы в окончаниях. О, Ё после шипящих в окончаниях слов

Семинар - практикум


9





Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

Семинар - практикум


10





Правописание сложных слов. Соединительная гласная в сложных словах

Лекция учителя. Тренировочные задания


11



Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Лекция учителя. Тренировочные задания


12



Правописание предлогов. Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

Семинар - практикум


13



Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов

Компьютерное тестирование


14



Правописание частиц. Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

Семинар - практикум


15



Правописание числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных

Семинар - практикум


16



Принципы и правила переносов

Тренировочные задания


17



Итоговая работа (тест).



Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; использовать – группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.




Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

  2. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

  3. Елисеева М.Б.,Ковалевская Е.Г. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации. Со словарями и тестами. Изд. 2-е испр. и доп. – СПб.: «Паритет», 2006.-416с.

  4. Угроватова Т.Юю Русский язык. 9 класс. М-л для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся / -5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

  5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  6. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

  7. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.









































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Никольское»



Приложение к содержательному разделу основной образовательной программы школы.



Рассмотрено Согласовано

на заседании ШМО учителей Заместитель директора

русского языка и литературы по УВР ____Миронова Н.М.

Протокол №______ «____»_______2015 г.

от «____»_______2015 г.



Рабочая программа

  1. элективного курса
  2. по русскому языку
  3. «Создание письменных мини-текстов
  4. различной стилистической и жанровой принадлежности»
  1. кл.

Программа разработана

учителем русского языка

и литературы

Абрамовой Е.А.











2015-2016учебный год



Пояснительная записка.

Элективный курс «Создание письменных мини-текстов различной стилистической и жанровой принадлежности» рассчитан на 17 часов и направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи. Актуальность данного курса заключается в том, что ведется подготовка к итоговой аттестации, так как одним из затруднений при сдаче экзамена является написание сочинения-рассуждения.

Данная программа помогает овладеть нормами составления текста, расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, уйти от шаблонности высказываний, развивает личность. В практической части представлен дидактический материал, тексты с учетом жанровых разновидностей речи, подобраны задания и коммуникативные упражнения, направленные на выработку умений по составлению учащимися высказываний и текстов различной жанровой принадлежности.

ЦЕЛИ КУРСА:

-Формирование устойчивых знаний и умений учащихся по созданию мини-сочинений разных типов и стилей речи;

-Научиться принципам отбора языковых средств для порождения высказывания;

- Развивать связную письменную речь;

- Уметь давать свою оценку увиденному, услышанному.

ЗАДАЧИ КУРСА:

-Углубить теоретические и практические знания учащихся о тексте малой формы;

-Совершенствовать умения и навыки учащихся составлять тексты малой формы;

-Повысить уровень речевого развития;

-Воспитать коммуникативную компетенцию;

-Подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству;

-Обогащение словарного запаса учащихся;

- Развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся.

- Научить создавать собственный текст.





Место элективного курса в учебном плане.

Элективный курс «Создание письменных мини-текстов различной стилистической и жанровой принадлежности» рассчитан на 17 часов (1 час в неделю)



Требования к уровню подготовки выпускников.

По окончании курса УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- формы и методы работы с текстами малой формы, а именно:

- виды сочинений, их типы и особенности;

- этапы создания письменного высказывания;

- владеть выразительными средствами языка, помогающими создавать текс-миниатюру.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- отбирать и анализировать дидактический материал, предназначенный для создания письменных текстов малой формы;

- логично и связно выражать свои мысли, строить устную и письменную речь;

- владеть основными приёмами работы над творческим высказыванием, а именно:

- определять вид и тип высказывания;

- составлять план текста-описания, повествования, рассуждения;

- составлять текст-описание по рисунку, репродукции с картины;

- составлять тексты- описания, повествования, рассуждения разного жанра: отзывы, рецензии, эссе;

- сжато и выборочно излагать тексты публицистического характера;

- составлять тексты-рассуждения на лингвистическую и морально-этическую темы.



Содержание программы.

Работа с художественными средствами:

Овладение лексикой, необходимой для описания предмета, действия, явления.

Использование в собственных высказываниях средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

Стилистические фигуры речи. Понятие параллелизм, синекдоха, инверсия. анафора, эпифора. Выявление их в тексте и использование в речи для усиления выразительности.



Творчество учащихся

 Создание творческих работ малой формы различных стилей и жанров:

- сочинение-описание;

- сочинение-повествование;

- сочинения-рассуждения:

-отзыв;

- сочинение на лингвистическую тему;

- рецензия;

- эссе.

Овладение новыми теоретическими знаниями:

- сочинение-миниатюра;

- механизм поэтапного создания текста.

 

Формы итоговой отчетности:

1.     Выполнение творческих работ.

2.     Опрос.

Тематическое планирование.

№ п/п

Дата проведения

Название тем курса

Кол-во часов

1



Вводное занятие. Понятие о письменном тексте малой формы различной стилевой жанровой принадлежности.

1

2



Механизм создания текста малой формы. Этап подготовки (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала.

1

3



Механизм создания текста малой формы. Этап расположения материала (структура: введение, развитие темы, заключение).

1

4



Работа над выразительными средствами языка (тропами, стилистическими фигурами).Теоретический материал.

1

5



Механизм создания текста. Этап отбора средств выразительности, лексики.

1

6



Тематика сочинений разных типов речи. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо).

1

7



Практическая работа. Составление плана, создание письменного текста.

1

8



Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики).

1

9



Практическая работа. Составление плана, создание письменного текста.

1

10



Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности.

1

11



Опрос. Практическая работа.

1

12



Работа над сочинением-рассуждением. Использование для примера в сочинении жизненного опыта и примеров из художественной литературы. Практическая работа.

1

13



Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическая работа.

1

14



Отзыв. Практическая работа.

1

15



Рецензия. Практическая работа.

1

16



Эссе. Практическая работа.

1

17



Подведение итогов. Отбор лучших сочинений учащихся.

1

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; использовать – группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.




Перечень учебно-методического обеспечения.



1. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.

2. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.

3. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.

4. Русский язык.Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич.-Ростов н/Д:Легион-М, 2010

5. С.П.Белокурова Словарь литературоведческих терминов СПб., «Паритет», 2006.

6. Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.

7. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2009.

8. Русский язык. 9-йкласс.Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.АСениной..-Ростов н/Д.: Легион,2012