Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№14»141300, Московская область, город Сергиев Посад, улица Куликова, дом 16,
телефон 8(496)540-41-46; факс 8(496) 540-41-46
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №14______________
И. В. Горшкова
« 27 » августа 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
электива «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста »
на 2020- 2021 учебный год
(базовый уровень)
11 «Б» класс
Составитель Муранова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОУ.
В 2020-21 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по образовательной программе среднего общего образования (10-11 классы) по ФГОС ООО, который предусматривает изучение элективного курса по русскому языку «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста» в 11 классе в количестве 34 часов за год, т.е. 1 час в неделю. Рабочая программа модифицирована по количеству часов. За год – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебных недели).
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста» составлена:
• с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
• с учётом особенностей образовательного учреждения, закрепленных в основной образовательной программе НОО МБОУ СОШ №14;
• с учётом образовательных потребностей и запросов обучающихся 11 классов МБОУ СОШ №14.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования.
5. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645, от 31 декабря 2015 года № 1578), на основе примерной программы «Русский язык», входящей в состав Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-3)
Данная программа элективного курса по русскому языку в 10—11 классах общеобразовательной школы (базовый уровень) подготовлена в условиях перехода к новому стандарту образования. Программа учитывает магистральные тенденции образовательного процесса, изложенные в Проектах Фундаментального ядра содержания общего образования, Государственного стандарта общего образования для средней (полной) школы и примерной программы по русскому языку для основной школы, составленной на основе указанных документов. Кроме того, в программе учтено содержание действующей в настоящее время Примерной программы по русскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы, традиции методической науки и накопленный отечественной школой опыт обучения русскому языку.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов и психолого-педагогической дифференциации и реализует системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, в соответствии с которым воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам общества на современном этапе, осуществляется на основе социального проектирования и освоения универсальных учебных действий, активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его готовности к саморазвитию и самообразованию.
Поскольку данная программа составлена с опорой на материал соответствующего учебника и требования федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, тематическое и поурочное планирование - в соответствии с методическими рекомендациями авторов программы курса русского языка в 11 классе и авторов-составителей учебника, в ней учтены основные положения Программы развития и формирования УУД для общего образования, поэтому оптимально возможно её использование в работе. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГ и итогового сочинения по литературе.
В содержании программы и требованиях к уровню подготовки обучающихся расхождений нет.
Содержание курса для 11 класса продолжает линию учебно-методических пособий по русскому языку, соответствующих современным образовательным стандартам.
Учебный курс, определенный программой, рассчитан на два года обучения в объеме 68 часов — по 34 в каждой параллели (1 час в неделю).
Именно на старшей ступени обучения используются учебники, которые были бы направлены не только на обобщение и систематизацию знаний для качественной подготовки к ЕГЭ, но и на расширение и углубление знаний по предмету, на закрепление и обогащение предметных умений и навыков, комплексного формирования универсальных учебных действий.
Курс «Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста» в 11 классе направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Построение учебного курса сориентировано на возможность применения разных форм итоговой аттестации учащихся в соответствии с законом «Об образовании», в том числе в принятой в настоящее время форме ЕГЭ.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Количество контрольных работ- 2.
Цели курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ и итогового сочинения по литературе.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе, сочинения – рассуждения.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи курса:
1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
3. Способствовать развитию письменной речи.
4. Подготовить учащихся к выполнению задания С ЕГЭ и к написанию итогового сочинения по литературе.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Анализ результатов ЕГЭ (задания С ) показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте, ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию, с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку.
Выпускники должны продемонстрировать умения:
Проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста; формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста; формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста; аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы,синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
· текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
· промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
· итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 60 % - «зачёт», менее 60 % - «незачёт»).
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Содержание урока | Плановые сроки прохож-дения | Скорректированные сроки прохож- дения |
Первое полугодие |
1 | Цели и задачи элективного курса. | | |
2 | Основные признаки публицистического стиля, сфера его использования, назначения. | | |
3 | Жанры сочинений публицистического стиля: эссе и рецензия. | 07.09 | |
4 | Текст, тема, основная мысль, проблема текста, авторская позиция, языковые средства, виды текста: собственно-информационно-справочный; информационно-оценочный; информационно-образно-оценочный. Стили речи. | | |
5 | Схема понимания исходного текста. Виды информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. | | |
6 | Работа над текстом при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста | | |
7 | Проблема текста. | 14.09 | |
8 | Приемы выявления проблемы. Формулировка основной проблемы исходного текста. | 21.09 | |
9 | Практическая работа. Проблема, основная проблема, способы формулировки основной проблемы. Основные группы проблем. | 28.09 | |
10 | Комментарий основной проблемы текста (К2). Типы комментариев. | 05.10 | |
11 | Основные группы проблем исходного текста; условный план комментария текста; использование заданий 22 и 26 при комментировании текста. | | |
12 | Самостоятельная работа. Формулирование проблемы исходного текста и комментарий к нему. | 12.10 | |
13 | Роль вступления в сочинении-рассуждении. Виды вступлений (историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). | 19.10 | |
14 | Зачетная работа по написанию вступления. Виды вступления: лирическое размышление, ряд риторических вопросов, рассуждение о заглавии, ряд назывных предложений, цитата, именительный темы, описательное утверждение. | 26.10 | |
15 | Позиция автора и способы ее выражения (К3). | 09.11 | |
16 | Использование цитат в сочинении по исходному тексту. | 16.11 | |
17 | Изобразительно-выразительные средства языка(авторская ирония, инверсия, градация, сравнение, контекстуальные антонимы, перифраза, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, фразеологизмы и т. д.), Доминирующие ИВС. | 23.11 | |
18 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. | 30.11 | |
19 | Использование ИВС в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественном произведении. | | |
20 | Практикум. Языковой анализ текста, вступление, К1, К2,К3, ИВС, роль ИВС в художественной речи. | 07.12 | |
21 | Логические приемы решения (индуктивный,, дедуктивный, прием сравнения, прием аналогии), структура рассуждения (тезис, аргументы, выводы). | 14.12 | |
22 | Изложение собственной позиции. К4. | 21.12 | |
23 | Типы аргументации. | | |
Второе полугодие |
24 | Опровергающая и поддерживающая аргументация. | | |
25 | Место аргументов в композиции сочинения. | | |
26 | Типы аргументации с помощью примера, иллюстрации, образца (положительного или отрицательного);работа над примерами из художественной литературы, публицистической, научной. | 28.12 | |
27 | Соответствие проблема-авторская позиция-художественная литература. | | |
28 | Речевые, логические, фактические ошибки. | | |
|
29 | Элементы композиции. Построение сочинения. Вступление, основная часть, заключение. | 05.04 | |
30 | Роль заключения в сочинении, функции заключения (должно быть органично связано с текстом, проблемой, с предыдущим изложением, может содержать этически корректное возражение автору, может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль). Новые формы записи заключения в сочинение (обзора всех положений, спора с воображаемыми критиками позиции автора, цитаты, яркого примера, обобщенного суждения, вывода-впечатления, яркого сравнения, подводящего итог рассуждению. | 12.04 | |
31 | Экспертная оценка сочинения. Редактирование сочинения. | 19.04 | |
32 | Практическая работа. Сочинение по исходному тексту. | 26.04 | |
33 | Работа с образцами экзаменационных тестов. | 03.05 | |
34 | Зачетная работа. Написание сочинения по исходному тексту соблюдением всех критериев оценивания | 10.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Пособия для учителя.
1. Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
2. Интерактивные контрольные измерительные материалы.
3. Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.
Учебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку ЕГЭ–2019,2020: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько,С.И.Львова.
Согласовано на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от «25» августа 2020 года _______________(Е.Н.Муранова) | Согласовано Зам. директора по УВР __________Лукьянова Н.В. «26» августа 2020 года |
9