СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Теория и практика написания сочинений" 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Теория и практика написания сочинений" 11 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 595


РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

ГБОУ школы № 595

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 595 _______________________Р.И. Мохов

Приказ №









Рабочая программа элективного курса

«Теория и практика написания сочинений»

для 10 и 11 классов

Срок реализации программы 2020-2021 уч. г.





Автор-составитель:

Учитель Басаева Анна Владимировна















Санкт-Петербург

2020-2021



Аннотация

Элективный курс «Теория и практика написания сочинений» предназначен для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки (один год обучения).

Программа курса разработана с учетом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык», обеспечить оптимальное формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Программа нацелена на повышение уровня знаний по одному из наиболее трудных разделов курса русского языка – «Текстоведение и речеведение».

Реализация программы предполагает совершенствование практических умений:

- анализа текста;

- информационной переработки текстов;

- создания собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи.

Большое внимание в программе уделяется вопросам культуры речи.

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.

Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания по данному разделу курса русского языка, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку в процессе систематизации знаний при подготовке к итоговой аттестации. Деятельный характер обучения дает возможность в полной мере раскрыть потенциал учащихся.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений» предназначена для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Объем программы – 34 часа учебной нагрузки, которая реализуется в течение одного учебного года.

Цель программы:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы;

  • формирование языковой, коммуникативной образованности обучающихся;

  • оказание психологической поддержки старшеклассникам в процессе систематизации знаний и умений подготовке к экзамену.

Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на нормативные документы: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также Письмо МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Задачи:

  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализы текста;

  • обобщить знания о выразительных средствах языка;

  • совершенствовать речевую деятельность учащихся, умения и навыки изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи;

  • формировать устойчивые навыки нормативной речи.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет трудные для выпускников разделы программы по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применения игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: анализируют тексты, создают собственные тексты, выполняют тестовые задания и др. Программа тесно связана с курсом русской литературы.

Итоговый контроль предусматривает проверку сформированности практических познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к итоговым испытаниям по русскому языку.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь

  • Познавательные УУД: анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, композиции, стилевых особенностей, использования изобразительно-выразительных средств языка, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • Коммуникативные УУД: создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы;

  • Регулятивные УУД: правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • Познавательные УУД: владеть приемами редактирования текста, оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.

Содержание программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:


1. Вводное занятие.(1 час.)

Задачи курса. Требования к школьному сочинению. Нормы оценки сочинений. Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.


2. Общие сведения о языке. Язык и речь . (1 час.)

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. Язык и речь. Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи.


3. Литературный язык. Культура речи. (4 час.)

Формы существования русского национального языка. Национальный язык – единство его различных форм. Литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма и ее основные особенности. Понятие нормы и ее изменчивости. Понятие культуры речи. Качества речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура устной и письменной речи. Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Нормативные словари современного русского языка и справочники.


4. Текст. Строение текста. (2 час.)

Текст и его место в системе языка и речи. Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной речевой деятельности. Текст (высказывание) как единица общения. Признаки текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика. Языковые способы и средства организации текста. Грамматическая связь между частями текста: цепная и параллельная. Понятие об абзаце. Правила построения абзаца.


5. Типы речи. (5 час.)

Понятие о типах речи. Особенности разных типов речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Умение делить текст на части в зависимости от типа речи и устанавливать между ними связь. Структурирование текста-рассуждения.


6. Функциональные стили речи. (3 час.)

Стиль речи и речевая ситуация. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение, основные признаки. Признаки публицистического стиля, основные жанры. Композиция публичного выступления, выбор языковых средств с учетом цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Общие признаки разговорной речи, типичные ситуации и задачи разговорной речи, языковые средства, основные жанры (рассказ, беседа, спор). Основные признаки художественной речи. Тексты разных функциональных стилей и жанров. Определение различных стилей текста. Написание текста в заданном стиле.


7. Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие. ( 2 час.)

Основные признаки художественной речи: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические, синтаксические: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, перифраза и др.) Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе. Тенденции употребления изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи. Написание текстов с использованием различных изобразительно-выразительных средств языка.


8. Анализ текста. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок. (7 час.)

Тема и основная мысль текста. Заглавие. Понимание авторской позиции. Создание собственных текстов разных типов речи. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок. Исправление типичных ошибок, встречающихся в сочинении. Анализ и редактирование собственного сочинения. Написание рецензии на сочинение.

9. Контроль знаний. Написание и анализ сочинений разных жанров.

( 5 час.)

Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. Приемы редактирования. Анализ и редактирование собственного сочинения. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибок и их исправление. Предупреждение типичных ошибок, встречающихся в сочинении.

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

Виды деятельности учащихся



всего

теория

практика


1.

Вводное занятие. Задачи курса.

1


1

входная диагностика, проведение самодиагностики составление таблицы ЗХУ, анализ ученических сочинений

2.

Общие сведения о языке. Язык и речь.

1

1


составление опорного конспекта, выступление на семинаре

3.

Литературный язык. Культура речи.

4

1

3

практикум, тестирование, работа со словарями,

игра-тренинг

4.

Текст. Строение текста.

2

1

1

практикум, работа по информационной переработке текста

5.

Типы речи.

Анализ текстов разных типов речи. Структурирование текста-рассуждения.

5

1

4

практикум, работа с текстами публицистики и художественной литературы, тестирование

6.

Функциональные стили речи.


3

1

2

практикум, работа с текстами разных стилей речи, работа в группе на семинаре

7.

Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие.

2

1

1

работа с текстами из произведений художественной литературы, тестирование, творческая работа

8.

Классификация ошибок. Анализ и редактирование собственного сочинения.

7

2

5

практикум, взаимопроверка, комплексный анализ, составление плана сочинения, редактирование, написание рецензии на работу товарища

9.

Контроль знаний. Написание и анализ сочинений разных жанров.


5

-

5

практикум творческая работа, комплексный анализ текста

10.

Резерв

4





ИТОГО

34

7

27


Список основной литературы для учителя

(по выбору учителя):

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – Москва, Просвещение.

  2. Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика : программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз. в школе. – 2006.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.

  4. . Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.

  5. Громов И. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения (6-7 кл., 17 ч.) / И.Громов // Рус.яз. – 2009. - №9.

  6. Искусство устной и письменной речи : программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / авт.-сост. С.И. Львов. – М. : Мнемозина.

  7. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:

Школа – Пресс, 1995.

8. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород: Деком , 1995

9. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен.

10. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М.

11. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 кл. 34 урока подготовки к ЕГЭ. - Москва, Эксмо.

12. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение.


Список литературы для учащихся

(Одно из нижеперечисленных изданий на выбор образовательного учреждения)


1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./- Москва, Просвещение. (Примечание. Пособие, выбранное ГБОУ СОШ №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2013.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Ростов / Д: Легион, 2011.


Дополнительная литература

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. - М.: Рольф.

2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – Москва, Айрис пресс.

3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ «Сфера».

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».

5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

6. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет.























Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Используемый текстовой материал

Дата проведения по плану/по факту



всего

теория

практика


1.

Вводное занятие. Задачи курса.

1


1

Входная диагностика, проведение самодиагностики и анализ ученических сочинений

Образцы итоговых сочинений, написанных в декабре 2015 выпускниками 2016 года, образцы пробных итоговых сочинений, написанных в мае 2016 года учениками 10 класса

1 неделя

2.

Общие сведения о языке. Язык и речь. Литературный язык.

Виды речевой деятельности. Признаки, по которым противопоставляются язык и речь

1

1


Составление опорного конспекта, выступление на семинаре

ТМ

«Язык и речь»

(стр. 14-17 в учебнике «Русский язык» А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой для 10-11 класса), материал упр. 11 (там же, стр.17-18)

Словари лексических трудностей, паронимов, синонимов, толковые

2-3 недели







4-7 недели

3.

Литературный язык. Культура речи.

Формы существования литературного языка. Особенности устной и письменной форм литературной речи.

4

1

3

Практикум, тестирование, работа со словарями,

игра-тренинг

4.

Текст. Строение текста.

Понятие о ССЦ (микротекст, микротема, средства связи в тексте)

Признаки текста (связность, цельность, членимость)

2

1

1

Практикум, работа по информационной переработке текста

10 класс – фрагменты произведений первой половины 19 века (А.С. Пушкин. «Повести Белкина)

11 класс - фрагменты произведений А.П. Чехова

8-10 недели

5.

Типы речи.

Анализ текстов разных типов речи. Структурирование текста-рассуждения.

5

1

4

Практикум, работа с текстами публицистики и художественной литературы, тестирование

10 класс – фрагменты произведений первой половины 19 века (М.Ю.Лермонтов. «Беглец», «Песня про купца…»

11 класс - фрагменты произведений А.П.Чехова

11-13 недели

6.

Функциональные стили речи

Теория – общая хар-ка

Практика

10 класс – особенности научного, художественного стилей речи;

11 класс – особенности публицистического, художественного стилей речи




3

1

2


Практикум, работа с текстами разных стилей речи, работа в группе на семинаре

10 класс – фрагменты произведений первой половины 19 века (Н.В.Гоголь. «Портрет», «Невский проспект»)

11 класс - фрагменты произведений А.П.Чехова

14-16 недели

7.

Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие.

2

1

3

Работа с текстами из произведений художественной литературы, тестирование, творческая работа

10 класс – стихотворения А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Некрасова

11 класс – стихотворения поэтов серебряного века

17-20 недели

8.

Анализ текста. Редактирование сочинения. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ и редактирование собственного сочинения.

7

2

6

Практикум, взаимопроверка, комплексный анализ, составление плана сочинения, редактирование, написание рецензии на работу товарища

Образцы сочинений прошлых лет.

Литературно-критические материалы.

Эссе, написанные поэтами, писателями, публицистами

21-27 недели

9.

Контроль знаний. Написание и анализ сочинений разных жанров.


5

-

5

Практикум творческая работа, комплексный анализ текста


28-30 недели


Резерв

4

-

-





ИТОГО

3 4

7

20







7