ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» предназначен
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование нормированной устной и письменной речи в различных сферах жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на один год: 68 часов в год (2 часа в неделю).
Формы изучения курса обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами и тестами, практикумы, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Синтаксическая синонимия. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Тематическое планирование.
№ занятия | Дата проведения | Наименование тем изучения | Кол-во часов |
1. | | | Содержание и типы заданий ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с бланками ЕГЭ, заполнение бланков ЕГЭ | 1 ч. |
2. | | | Часть 1.(24 задания) Задание 1.Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 ч. |
3. | | | Задание 2.Средства связи предложений в тексте. | 1 ч. |
4. | | | Задание 3.Лексическое значение слова | 1 ч. |
5. | | | Задание 4.Орфоэпические нормы | 1 ч. |
6. | | | Задание 5. Лексические нормы Паронимы. | 1 ч. |
7. | | | Задание 5. Лексические нормы Паронимы. | 1 ч. |
8. | | | Задание 6. Морфологические нормы (образование форм слова) | 1 ч. |
9. | | | Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования Нормы управления. | 1 ч. |
10 | | | Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования Нормы управления. | 1 ч. |
11 | | | Задание 8.Правописание корней. | 1 ч. |
12. | | | Задание 9. Правописание приставок | 1 ч. |
13. | | | Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 1 ч. |
14 | | | Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 1ч. |
15. | | | Задание 11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1 ч. |
16. | | | Задание 12.Правописание НЕ и НИ | 1 ч. |
17. | | | Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 ч. |
18 | | | Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | |
19. | | | Задание 14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи | 1 ч. |
20. | | | Задание 14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи | 1 ч. |
21. | | | Задание 15.Знаки препинания в ССП и ПП с однородными членами. | 1 ч. |
22. | | | Задание 16. Знаки препинания в предложениях обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). | 1 ч. |
23. | | | Задание 17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 ч. |
24. | | | Задание 18.Знаки препинания в СПП с придаточным определительным. | 1 ч. |
25. | | | Задание 19.Знаки препинания в СП с разными видами связи | 1 ч. |
26. | | | Задание 20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 ч. |
27. | | | Задание 21.Функционально-смысловые типы речи | 1 ч. |
28. | | | Задание 22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. | 1 ч. |
29. | | | Задание 23.Средства связи предложений в тексте. | 1 ч. |
30. | | | Задание 24. Языковые средства выразительности | 1 ч. |
31. | | | Тренировочно-диагностическая работа | 1 ч. |
32. | | | Часть 2. Сочинение- рассуждение Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ. Критерии оценки сочинения | 1 ч. |
33. | | | Тема и основная мысль текста | 1 ч. |
34. | | | Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. | 1 ч. |
35. | | | Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах | 1 ч. |
36. | | | Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях речи | 1 ч. |
37 | | | Роль вступления в сочинении-рассуждении | 1 ч. |
38 | | | Варианты вступлений. | 1 ч. |
39 | | | Выявление проблемы. Способы формулировки проблемы. | 1 ч. |
40 | | | Выявление проблемы. Способы формулировки проблемы. | 1 ч. |
41 | | | Выявление проблемы. Способы формулировки проблемы. | 1 ч. |
42 | | | Комментарий к основной проблеме текста. | 1 ч. |
43 | | | Комментарий к основной проблеме текста. | 1 ч. |
44 | | | Комментарий к основной проблеме текста. | 1 ч. |
45 | | | Выявление авторской позиции и способы ее выражения. | 1 ч. |
46 | | | Выявление авторской позиции и способы ее выражения. | 1 ч. |
47 | | | Выявление авторской позиции и способы ее выражения. | 1 ч. |
48 | | | Способы аргументации собственного мнения. | 1 ч. |
49 | | | Способы аргументации собственного мнения. | 1 ч. |
50 | | | Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. | 1 ч. |
51 | | | Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. | 1 ч. |
52 | | | Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. | 1 ч. |
53 | | | Роль заключения в сочинении-рассуждении | 1 ч. |
54 | | | Роль заключения в сочинении-рассуждении | 1 ч. |
55 | | | Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки. | 1 ч. |
56 | | | Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки. | 1 ч. |
57 | | | Виды речевых ошибок; способы их устранения. | 1 ч. |
58 | | | Виды речевых ошибок; способы их устранения. | 1 ч. |
59 | | | Виды грамматических ошибок; способы их устранения. | 1 ч. |
60 | | | Виды грамматических ошибок; способы их устранения. | 1 ч. |
61 | | | Фактические ошибки и фоновые; способы их устранения. | 1 ч. |
62 | | | Фактические ошибки и фоновые; способы их устранения. | 1 ч. |
63 | | | Анализ и редактирование образцов ученических сочинений прошлых лет. | 1 ч. |
64 | | | Анализ и редактирование образцов ученических сочинений прошлых лет. | 1 ч. |
65 | | | Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) | 1 ч. |
66 | | | Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) | 1 ч. |
67 | | | Анализ и редактирование своих работ. | 1 ч. |
68 | | | Обобщающее повторение. | 1 ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. С.П.Белокурова. Словарь литературоведческих терминов СПб., «Паритет», 2006.
2. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тесты задания /Пучкова Л.И. – М.: Изд. «Экзамен»,2011
3. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько Единый государственный экзамен 2010. Русский
язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010
4. Русский язык.Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:учебно-методическое
пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич.-Ростов н/Д:Легион-М, 2010
5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011 : Русский язык / авт.сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др.. –М.:АСТ: Астрель,2010
6. Г.Т.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Практикум.Тесты.
7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет