СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» по русскому языку»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» предназначен

в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.


ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование нормированной устной и письменной речи в различных сферах жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.



Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.



Программа элективного курса рассчитана на один год: 68 часов в год (2 часа в неделю).


Формы изучения курса обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами и тестами, практикумы, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.



Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.


Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).


Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:


- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.


Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.


Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Синтаксическая синонимия. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.


Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.


Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.





Тематическое планирование.

занятия

Дата

проведения

Наименование тем изучения

Кол-во

часов

1.



Содержание и типы заданий ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с бланками ЕГЭ, заполнение бланков ЕГЭ

1 ч.

2.



Часть 1.(24 задания)

Задание 1.Информационная обработка письменных текстов

различных стилей и жанров.

1 ч.

3.



Задание 2.Средства связи предложений в тексте.

1 ч.

4.



Задание 3.Лексическое значение слова

1 ч.

5.



Задание 4.Орфоэпические нормы

1 ч.

6.



Задание 5. Лексические нормы Паронимы.

1 ч.

7.



Задание 5. Лексические нормы Паронимы.

1 ч.

8.



Задание 6. Морфологические нормы

(образование форм слова)

1 ч.

9.





Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования

Нормы управления.

1 ч.

10



Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования

Нормы управления.

1 ч.

11



Задание 8.Правописание корней.

1 ч.

12.



Задание 9. Правописание приставок

1 ч.

13.



Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

1 ч.

14



Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

1ч.

15.



Задание 11.Правописание личных окончаний глаголов и

суффиксов причастий

1 ч.

16.



Задание 12.Правописание НЕ и НИ

1 ч.

17.


Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1 ч.

18



Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов


19.



Задание 14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи

1 ч.

20.



Задание 14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи

1 ч.

21.



Задание 15.Знаки препинания в ССП и ПП с однородными членами.

1 ч.

22.



Задание 16. Знаки препинания в предложениях обособленными членами (определениями, обстоятельствами,

приложениями, дополнениями).

1 ч.

23.



Задание 17.Знаки препинания в предложениях со словами

и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1 ч.

24.



Задание 18.Знаки препинания в СПП с придаточным определительным.

1 ч.

25.



Задание 19.Знаки препинания в СП с разными видами связи

1 ч.

26.



Задание 20. Текст как речевое произведение. Смысловая и

композиционная целостность текста

1 ч.

27.



Задание 21.Функционально-смысловые типы речи

1 ч.

28.



Задание 22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

1 ч.

29.



Задание 23.Средства связи предложений в тексте.

1 ч.

30.



Задание 24. Языковые средства выразительности

1 ч.

31.



Тренировочно-диагностическая работа

1 ч.

32.



Часть 2. Сочинение- рассуждение

Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ. Критерии оценки сочинения

1 ч.

33.



Тема и основная мысль текста

1 ч.

34.



Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.

1 ч.

35.



Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах

1 ч.

36.



Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях речи

1 ч.

37



Роль вступления в сочинении-рассуждении

1 ч.

38



Варианты вступлений.

1 ч.

39



Выявление проблемы. Способы формулировки проблемы.

1 ч.

40



Выявление проблемы. Способы формулировки проблемы.

1 ч.

41



Выявление проблемы. Способы формулировки проблемы.

1 ч.

42



Комментарий к основной проблеме текста.

1 ч.

43



Комментарий к основной проблеме текста.

1 ч.

44



Комментарий к основной проблеме текста.

1 ч.

45



Выявление авторской позиции и способы ее выражения.

1 ч.

46



Выявление авторской позиции и способы ее выражения.

1 ч.

47



Выявление авторской позиции и способы ее выражения.

1 ч.

48



Способы аргументации собственного мнения.

1 ч.

49



Способы аргументации собственного мнения.

1 ч.

50



Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.

1 ч.

51



Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1 ч.

52



Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1 ч.

53



Роль заключения в сочинении-рассуждении

1 ч.

54



Роль заключения в сочинении-рассуждении

1 ч.

55



Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки.

1 ч.

56



Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки.

1 ч.

57



Виды речевых ошибок; способы их устранения.

1 ч.

58



Виды речевых ошибок; способы их устранения.

1 ч.

59



Виды грамматических ошибок; способы их устранения.

1 ч.

60



Виды грамматических ошибок; способы их устранения.

1 ч.

61



Фактические ошибки и фоновые; способы их устранения.

1 ч.

62



Фактические ошибки и фоновые; способы их устранения.

1 ч.

63



Анализ и редактирование образцов ученических сочинений прошлых лет.

1 ч.

64



Анализ и редактирование образцов ученических сочинений прошлых лет.

1 ч.

65



Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

1 ч.

66



Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

1 ч.

67



Анализ и редактирование своих работ.

1 ч.

68



Обобщающее повторение.

1 ч.





Перечень учебно-методического обеспечения.



1. С.П.Белокурова. Словарь литературоведческих терминов СПб., «Паритет», 2006.

2. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тесты задания /Пучкова Л.И. – М.: Изд. «Экзамен»,2011

3. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько Единый государственный экзамен 2010. Русский

язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010


4. Русский язык.Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:учебно-методическое

пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич.-Ростов н/Д:Легион-М, 2010

5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011 : Русский язык / авт.сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др.. –М.:АСТ: Астрель,2010


6. Г.Т.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Практикум.Тесты.

7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет