Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла Протокол № от «__» августа 2020 г. Руководитель МО _____________ Т.Л.Спирина | Согласовано на МС школы Протокол № от «__» августа 2020 г. Руководитель МС _________ Е.А.Черкасова | Утверждаю Директор МБОУ «БСОШ № 2» _____________ Л.В.Борюшкина Приказ № __ от « »___________ 2020 г. |
Рабочая программа учебной области,
формируемой участниками образовательных отношений
«Подготовка к олимпиаде по истории»
основного общего образования
Класс: 7 б
Год разработки: 2020
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «БСОШ № 2"
Рабочая программа составлена: С.А.Потаповой, учителем истории 1 квалификационной категории
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа “Подготовка к олимпиаде” для 7 класса поможет учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.
К важнейшим личностным результатам программы можно отнести следующие убеждения и качества:
1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
2. Ориентация на понимание причин успеха во вне учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
3. Способность к самооценке на основе критерия успешности вне учебной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
4. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
5. Выраженный устойчивый учебно-познавательной мотивации учения;
6. Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи.
Метапредметные результаты программы выражаются в следующих качествах:
1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Предметные результаты программы включают:
1.овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2.способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности для решения олимпиадных заданий;
3.умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Таким образом, при изучении данной программы учащиеся овладевают следующими знаниями:
1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
3. Аргументировать свою позицию;
4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
5. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
6. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
7. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В процессе изучения курса обучающиеся приобретают следующие умения:
1.применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;
2.сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
3.осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творческих поисковых задач;
4.теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
5.совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
6.классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др. 7.решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности. Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
35 часов
Древнерусское государство. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Принятие христианства и его значение. Крупнейшие города Руси. Русь при Ярославичах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Древнерусская культура. Раздробленность Руси. Монгольское нашествие на Русь. Экспансия с Запада
Становление Московского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Российское государство в XVI в. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. Местничество. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов.. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова.
Россия в эпоху Смуты. Первые Романовы. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Россия в XVII веке. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Культура XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
3.ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 1 час, количество часов в год – 35 часов
№ п/п | Изучаемый раздел/ Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Вид, форма контроля | Дата проведения урока | Примечание |
По плану | По факту |
1-2 | Древнерусское государство / Решение олимпиадных задач открытого типа. Ознакомление с олимпиадами прошлых лет. | 2 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал по данному периоду – даты, имена, события. Знакомятся с олимпиадными заданиями прошлых лет и их спецификой | Текущий, индивидуальная | 01.09 08.09 | 01.09 08.09 | |
3-4 | Становление Московского государства/ Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет. | 2 | Урок открытий новых знаний | Актуализируют знания. Просматривают видеоролик. Анализируют. Отрабатывают тематические задания. | Текущий, индивидуальная | 15.09 22.09 | 15.09 22.09 | |
5-6 | Российское государство в XVI в./ Исторические исследования («Русская история в пословицах», «Иван IV глазами современников и потомков») | 2 | Урок открытий новых знаний | Работают с историческими источниками, анализируют полученную информацию, сравнивают, обобщают, делают выводы | Текущий, групповая | 29.09 06.10 | 29.09 06.10 | |
7 | Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 13.10 | 13.10 | |
8-9 | Россия в эпоху Смуты. Первые Романовы/(начало XVII в.). Решение олимпиадных задач. | 2 | Урок открытий новых знаний | Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 20.10 27.10 | 20.10 27.10 | |
10 | Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 10.11 | 10.11 | |
11 | Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 17.11 | 17.11 | |
12-13 | Правление царя Михаила Федоровича. Составление исторического портрета. | 2 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал. Составляют исторический портрет царя | Текущий, групповая | 24.11 01.12 | 24.11 01.12 | |
14 | Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 08.12 | 08.12 | |
15 | Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 15.12 | 15.12 | |
16-17 | Царь Алексей Михайлович. Решение олимпиадных заданий. | 2 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 22.12 12.01 | 22.12 12.01 | |
18 | Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 19.01 | 19.01 | |
19 | Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 26.01 | 26.01 | |
20-21 | Россия в XVII веке./Диспут. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой. | 2 | Урок открытий новых знаний | Высказывают свое мнение. Выслушивают собеседника. Аргументируют точку зрения. Отбирают дополнительную литературу | Текущий, индивидуальная | 02.02 09.02 | 02.02 09.02 | |
22 | Присоединение Украины к России. Выполнение олимпиадных заданий. | 1 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 16.02 | 16.02 | |
23 | Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 23.02 | 23.02 | |
24 | Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 02.03 | 02.03 | |
26-26 | Раскол в Русской Православной Церкви. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет. | 2 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 09.03 16.03 | 09.03 16.03 | |
27 | Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 06.04 | 06.04 | |
28-29 | Народные волнения в 1648 – 1670 гг. Самостоятельная работа с историческими документами. | 2 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал по историческим источникам. Самостоятельно их отбирают и анализируют. | Текущий, индивидуальная | 13.04. 20.04 | 13.04. 20.04 | |
30 | Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач. | 1 | Урок-рефлексия | Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы. | Тематический, индивидуальная | 27.04 | 27.04 | |
31 | Сибирь в XVII веке. Выполнение олимпиадных заданий прошлых лет. | 1 | Урок открытий новых знаний | Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 04.05 | 04.05 | |
32-33 | Культура XVII в./Выполнение олимпиадных заданий. Решение олимпиадных задач, предложенных сайтами http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | 2 | Урок открытий новых знаний | Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 11.05 15.05 | 11.05 15.05 | |
34 | Наследники Алексея Михайловича. Работа с историческими документами. Выполнение олимпиадных заданий | 2 | Урок-рефлексия | Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат | Текущий, индивидуальная | 18.05 25.05 | 18.05 25.05 | |
35 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Урок-рефлексия | | Тематический, групповая | 31.05 | 31.05 | |