СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "подготовка к олимпиаде по истории в 7 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к олимпиаде по истории" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "подготовка к олимпиаде по истории в 7 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено на МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №

от «__» августа 2020 г.

Руководитель МО

_____________ Т.Л.Спирина


Согласовано

на МС школы

Протокол №

от «__» августа 2020 г.

Руководитель МС

_________ Е.А.Черкасова



Утверждаю

Директор МБОУ «БСОШ № 2»

_____________ Л.В.Борюшкина

Приказ № __

от « »___________ 2020 г.











Рабочая программа учебной области,

формируемой участниками образовательных отношений

«Подготовка к олимпиаде по истории»

основного общего образования




Класс: 7 б

Год разработки: 2020

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «БСОШ № 2"


Рабочая программа составлена: С.А.Потаповой, учителем истории 1 квалификационной категории

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа “Подготовка к олимпиаде” для 7 класса поможет учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.

К важнейшим личностным результатам программы можно отнести следующие убеждения и качества:

1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2. Ориентация на понимание причин успеха во вне учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на

анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

3. Способность к самооценке на основе критерия успешности вне учебной деятельности.

Ученик получит возможность для формирования:

4. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, выраженного в

преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

5. Выраженный устойчивый учебно-познавательной мотивации учения;

6. Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи.

Метапредметные результаты программы выражаются в следующих качествах:

1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе

материалы на электронных носителях;

3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Предметные результаты программы включают:

1.овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

2.способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности для решения олимпиадных заданий;

3.умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Таким образом, при изучении данной программы учащиеся овладевают следующими знаниями:

1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

3. Аргументировать свою позицию;

4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

5. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

6. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

7. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В процессе изучения курса обучающиеся приобретают следующие умения:

1.применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;

2.сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;

3.осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творческих поисковых задач;

4.теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;

5.совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;

6.классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др. 7.решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности. Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.



2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

35 часов


Древнерусское государство. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Принятие христианства и его значение. Крупнейшие города Руси. Русь при Ярославичах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Древнерусская культура. Раздробленность Руси. Монгольское нашествие на Русь. Экспансия с Запада

Становление Московского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Российское государство в XVI в. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. Местничество. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов.. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова.

Россия в эпоху Смуты. Первые Романовы. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Россия в XVII веке. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культура XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.










3.ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в неделю – 1 час, количество часов в год – 35 часов


п/п

Изучаемый раздел/

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Вид, форма

контроля

Дата проведения

урока



Примечание

По плану

По

факту

1-2


Древнерусское государство / Решение олимпиадных задач открытого типа. Ознакомление с олимпиадами прошлых лет.

2






Урок открытий новых знаний






Вспоминают изученный материал по данному периоду – даты, имена, события. Знакомятся с олимпиадными заданиями прошлых лет и их спецификой

Текущий, индивидуальная

01.09

08.09

01.09

08.09


3-4

Становление Московского государства/

Подготовка к участию в школьном туре

всероссийской олимпиады.

Ознакомление с текстами олимпиадных

задач прошлых лет.

2










Урок открытий новых знаний








Актуализируют знания. Просматривают видеоролик. Анализируют. Отрабатывают тематические задания.




Текущий, индивидуальная

15.09

22.09

15.09

22.09


5-6

Российское государство в XVI в./ Исторические исследования («Русская история в пословицах», «Иван IV глазами современников и потомков»)

2


Урок открытий новых знаний






Работают с историческими источниками, анализируют полученную информацию, сравнивают, обобщают, делают выводы

Текущий, групповая

29.09

06.10

29.09

06.10


7

Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач.





1

Урок-рефлексия

Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

13.10


13.10



8-9

Россия в эпоху Смуты. Первые Романовы/(начало XVII в.). Решение олимпиадных задач.

2


Урок открытий новых знаний

Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат

Текущий, индивидуальная

20.10

27.10


20.10

27.10



10

Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач.





1

Урок-рефлексия

Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

10.11

10.11


11

Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач.





1

Урок-рефлексия

Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

17.11


17.11



12-13

Правление царя Михаила Федоровича. Составление исторического портрета.


2

Урок открытий новых знаний

Вспоминают изученный материал. Составляют исторический портрет царя

Текущий, групповая

24.11

01.12


24.11

01.12



14

Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач.





1

Урок-рефлексия

Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

08.12

08.12


15

Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач.




1

Урок-рефлексия

Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

15.12

15.12


16-17

Царь Алексей Михайлович. Решение олимпиадных заданий.





2


Урок открытий новых знаний

Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат

Текущий, индивидуальная

22.12

12.01


22.12

12.01



18

Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач.





1

Урок-рефлексия

Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

19.01


19.01



19

Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач.

1

Урок-рефлексия

Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

26.01


26.01



20-21

Россия в XVII веке./Диспут.

Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой.

2




Урок открытий новых знаний


Высказывают свое мнение. Выслушивают собеседника. Аргументируют точку зрения. Отбирают дополнительную литературу

Текущий, индивидуальная

02.02

09.02


02.02

09.02



22

Присоединение Украины к России. Выполнение олимпиадных заданий.






1


Урок открытий новых знаний

Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат


Текущий, индивидуальная

16.02


16.02



23

Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач.





1

Урок-рефлексия

Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

23.02

23.02


24

Работа с исторической картой. Решение олимпиадных задач.


1

Урок-рефлексия

Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

02.03

02.03


26-26

Раскол в Русской Православной Церкви. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет.



2


Урок открытий новых знаний


Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат

Текущий, индивидуальная

09.03

16.03

09.03

16.03


27

Работа с историческими источниками. Решение олимпиадных задач.


1

Урок-рефлексия

Работают с историческими источниками. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

06.04


06.04



28-29

Народные волнения в 1648 – 1670 гг.

Самостоятельная работа с историческими документами.




2


Урок открытий новых знаний


Вспоминают изученный материал по историческим источникам. Самостоятельно их отбирают и анализируют.

Текущий, индивидуальная

13.04.



20.04


13.04.



20.04



30

Работа с исторической картой. Решение

олимпиадных задач.




1

Урок-рефлексия

Работают с исторической картой. Анализируют полученный материал. Делают выводы.

Тематический, индивидуальная

27.04


27.04



31

Сибирь в XVII веке. Выполнение олимпиадных заданий прошлых лет.

1


Урок открытий новых знаний

Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат

Текущий, индивидуальная

04.05

04.05


32-33

Культура XVII в./Выполнение олимпиадных заданий. Решение олимпиадных задач, предложенных сайтами http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.


2










Урок открытий новых знаний










Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат








Текущий, индивидуальная

11.05

15.05


11.05

15.05



34

Наследники Алексея Михайловича. Работа с историческими документами. Выполнение олимпиадных заданий



2


Урок-рефлексия

Вспоминают изученный материал. Отрабатывают решение олимпиадных задач. Обсуждают решение. Анализируют результат

Текущий, индивидуальная

18.05

25.05


18.05

25.05



35

Повторительно – обобщающий урок

1


Урок-рефлексия


Тематический, групповая

31.05

31.05