СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Реальная математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Реальная математика» для предпрофильной подготовки учащихся 8 класса расширяет и углубляет базовый курс математики, является предметно – ориентированным и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Реальная математика»»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________ …………..

« » __________2021 г


Утверждаю

Директор МБОУ «Евдская школа»

_____________ / …………... /

Приказ № от « »__________ 2021 г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Евдская школа»

Красноборского муниципального округа

Архангельской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Уровень образования: основное общее, 8 класс

Количество часов: 1 час в неделю, всего 34 часа

Учитель: Колмогорцева Татьяна Евгеньевна, учитель математики



Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 8 апреля 2015 г., протокол № 1/15)

















д. Городищенская,

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Реальная математика» для предпрофильной подготовки учащихся 8 класса расширяет и углубляет базовый курс математики, является предметно – ориентированным и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.

Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение: он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и, что особенно важно, формированию умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека. Решение таких задач способствует приобретению опыта работы с заданием, формированию более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности, математической культуры учащихся. Прикладные задачи приучают учащихся пользоваться справочным материалом, заставляют глубже изучать теоретический материал, превращают знания в необходимый элемент практической деятельности, а это важный компонент мотивации учения. Выполняя такие задания, учащиеся оказываются в одной из жизненных ситуаций и учатся отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.

Программа данного факультатива ориентирована на приобретение определенного опыта решения прикладных задач. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и геометрия. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


1. Личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

2. Метапредметные:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науке и технике, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятных формах, принимать решение в условиях неполной и избыточно, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.

3. Предметные:

  • уметь работать с математическим текстом, грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлени , описывать и анализировать реальные зависимости;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Текстовые задачи и техника их решения (2 часа)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (по действиям). Решение текстовой задачи методом составления схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи.

Задачи на движение (4 часа)

Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу.

Задачи на работу (4 часа)

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу.составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Задачи на смеси, сплавы и растворы. Задачи на концентрацию (4 часа)

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели.

Задачи на изменение концентрации растворов. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся операции. Задачи на разбавление.

Задачи на дроби и проценты (3 часа)

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.)

Решение задач на все виды (2 часа)

Практико-ориентированные задачи (4 часов)

Задачи практического применения с геометрическим содержанием (2 час)

Задачи с физическим содержанием (1 час)

Формулы из физики. Методика решения задач с физическим содержанием.

Рациональные методы решения задач (1 час)

Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи, решаемые с конца.

Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ (6 часов)

Обобщающее занятие (1 час)









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем курса

Всего часов

1

Вводное занятие.

Текстовые задачи и техника их решения

2

2

Задачи на движение

4

3

Задачи на совместную работу

4

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы. Задачи на концентрацию

4

5

Задачи на дроби и проценты

3

6

Решение задач на все виды

2

7

Практико-ориентированные задачи

4

8

Задачи практического применения с геометрическим содержанием

2

9

Задачи с физическим содержанием

1

10

Рациональные методы решения задач

1

11

Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ

6

12

Обобщающее занятие

1

Итого

34







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата пров.

план

Дата пров.

факт


1

Вводное занятие

1

Вводный

Познакомить с программой

Работа в парах, коллективное обсуждение

Ознакомление с сайтами www.fipi.ru www.edu.ru

https://oge.sdamgia.ru/



2

Текстовые задачи и техника их решения

1

Комбинированный

Рассмотреть виды текстовых задач, этапы их решения, оформление

Работа в парах, коллективное обсуждение

Умение определять вид задачи, правильно оформлять её решение



3

Задачи на движение

Движение по течению и против течения. Задачи на совместное движение.

1

Комбини

рованный

Повторить типы задач на движения, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Умение решать основные задачи на движение



4-6

Задачи на движение

Задачи на закон сложения скоростей. Графический способ решения задач на движение

3

Комбини

рованный

Краткая характеристика задач на движение, виды задач. Решение простейших задач. Основные понятия, применяемые при решении задач: скорость, время, расстояние. Формулы: S = V*t,V= S:t, t = S : V. Равномерное движение. Одновременные события.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Умение решать основные задачи на движение



7

Задачи на совместную работу

1

Комбини

рованный

Содержание задач на совместную работу. Введение основных понятий, применяемых при решении таких задач. Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: работа, производительность.

Практикум по решению задач

Умение решать основные задачи на совместную работу



8-10

Задачи на совместную работу. Решение задач.

3

Комбини

рованный

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

Умение решать основные задачи на совместную работу



11-12

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

2

Комбини

рованный

Характеристика задач. Какие знания нужны при решении таких задач. Формула зависимости массы или объёма вещества  в   сплаве, смеси, растворе («часть»)  от концентрации («доля»)  и массы или объёма смеси, сплава, раст-ра.

Работа в парах, коллективное обсуждение,

Умение решать задачи на сплавы, смеси, растворы



13-14

Задачи на концентрацию

2

Комбини

рованный

Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Умение решать задачи на концентрацию



15-17

Задачи на дроби и проценты

3

Комбини

рованный

Повторить типы задач на проценты, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Умение решать основные задачи на проценты



18-19

Решение задач на все виды.

2

Комбини

рованный

Развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Умение решать основные практико-ориентированные задачи



20-23

Практико-ориентированные задачи

4

Комбини

рованный

Повторить различные практико-ориентированные задачи,

Работа в парах, коллективное обсуждение

Умение решать основные практико-ориентированные задачи



24-25

Задачи практического применения с геометрическим содержанием

2

Комбини

рованный

Повторить различные типы задач на осевую и центральную симметрию, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам

Умение составлять математические модели реальных ситуаций



26

Задачи с физическим содержанием

1

Комбини

рованный

Повторить различные типы задач с физическим содержанием, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Умение решать основные задачи с физическим содержанием



27

Рациональные методы решения задач


1

Комбини

рованный

Повторить различные типы задач по комбинаторике и статистике, развивать навыки выполнения тестовых заданий

Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки

Умение решать основные задачи по комбинаторика и статистика



28

Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ

1

Комбини

рованный

Развивать навыки выполнения тестовых заданий, работа над ошибками

Практические занятия

Умение решать основные задачи



29-31

Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ

3

Комбини

рованный

Разбор задач содержащихся в КИМах ОГЭ

Работа с КИМами

Умение решать основные задачи



32-33

Решение задач часто встречающихся в КИМах ОГЭ

2

Комбини

рованный

Разбор задач содержащихся в КИМах ОГЭ

Работа с КИМами

Пробное тестирование по индивидуальным вариантам



34

Обобщающее занятие

1

Комбини

рованный

Подвести итог занятиям, повторить основные положения инструкции ГИА

Обсуждение проведенной работы






СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.