Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Русский язык в формате ЕГЭ»
11 класс
1. Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса учащиеся должны показать умения, проверяемые на ЕГЭ (ожидаемые результаты):
1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов;
2. Осуществлять речевой самоконтроль;
3. Проводить лингвистический анализ научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
4. Извлекать информацию из различных источников;
5. Владеть основными приёмами информационной переработки текста;
6. Создавать письменные высказывания и редактировать собственный текст;
7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
8. Использовать в собственной практике синонимические ресурсы русского языка;
9. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.
Использование различных видов деятельности при прохождении программы элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» даёт возможность создать условия для предварительной проверки и корректировки следующих умений учащихся:
Умение точно и полно понимать содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
Умение выделять главную проблему прочитанного текста;
Умение комментировать поставленную в прочитанном тексте проблему;
Умение определять авторскую позицию в прочитанном тексте;
Умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прочитанном тексте, аргументировать его с привлечением информации жизненного или читательского опыта;
Умение последовательно излагать собственные мысли;
Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
Умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота, находить и устранять лексические ошибки;
Умение находить и устранять ошибки в образовании формы слова;
Умение классифицировать грамматические ошибки;
Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
Умение находить грамматическую основу предложения;
Умение применять знания по орфоэпии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису и др.
2. Содержание программы
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.
Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Классификация лексических ошибок. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование. Образование формы слова. Выразительные средства словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Грамматика. Синтаксис. Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.
Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
3. Тематическое планирование
11 класс
№ раздела | Разделы | Количество часов |
1. | 1 часть | 22 |
2. | 2 часть: подготовка к сочинению. | 13 |
Итого | | 35 |
Тематическое планирование
11 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 часть |
1. | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 |
2. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики. | 1 |
3. | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы | 1 |
4. | Лексика. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления. Фразеология. | 1 |
5. | Лексика. Лексические нормы. | 1 |
6. | Морфемика и словообразование. Выразительные средства словообразования. | 1 |
7. | Морфология. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 |
8. | Грамматические ошибки, связанные с нарушением норм. | 1 |
9 – 10. | Синтаксис. Простое предложение, простое осложнённое предложение, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | 2 |
11 – 12. | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 2 |
13 – 17. | Орфография. Орфографические нормы. (Распределение часов определяется уровнем подготовленности обучающихся по данному разделу). | 5 |
18 -19. | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | 2 |
20. | Текст. Понимание текста. Стили и типы речи. | 1 |
21 – 22. | Изобразительно – выразительные средства языка. | 2 |
23. | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 |
| 2 часть: подготовка к сочинению | |
24. | Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 1 |
25. | Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 1 |
26. | Выявление и формулировка авторской позиции. | 1 |
27. | Способы аргументации собственного мнения. | 1 |
28. | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 1 |
29. | Практикум по написанию сочинения. | 1 |
30. | Практикум по написанию сочинения. | 1 |
31. | Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного. | 1 |
32 – 33. | Тренинг в формате ЕГЭ. | 2 |
34. | Индивидуальная коррекция ошибок. | 1 |
35. | Резервный урок. | 1 |